Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Чувства ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 137. Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели. Эту зависимость возникновения или невозникновения эмоций от количества информации, которой располагает субъект, Ж.Годфруа - автор книги "Что такое психология" -выразил следующим образом: эмоция - необходимая информация - имеющаяся информация [15, 259]. Используя эту формулу, определите, когда у субъекта возникают положительные эмоции и когда отрицательные. 138. 1. О важной роли эмоций П.К.Анохии писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" [2, 173]. 2. "У высших животных и особенно у человека выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг" [51, 368]. 3. "Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицировать соматические* возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки" [9, 247}. 4. "Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем следует задуматься, что следует изменить" [9, 241]. 5. "У борца за национальное освобождение чувство любви к Родине, связанное с рядом самых заветных нужд * Соматические (от греч. soma - тело). В данном тексте речь идет о возможностях нервной системы. и потребностей, превращается в непреодолимую силу, заставляющую его рисковать жизнью, упорно отыскивать пути, которые могли бы привести к конечной победе" [9,254]. Определите, о какой функции чувств (регулирующей, коммуникативной, мотивационной, защитной, стимулирующей) идет речь в приведенных текстах. 139. В основе переживания чувств лежат определенные физиологические закономерности совместной деятельности коры и подкорковых центров. Некоторые из них проявились в следующих примерах. 1. Ученик был в очень хорошем настроении: заранее намеченный им план действий встретил благоприятные условия и был реализован. 2. Медики отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей возникает депрессивное настроение, связанное с привыканием к новому, более облегченному режиму жизни; ухудшается, как правило, и физическое самочувствие [72, 138]. Какие физиологические механизмы чувств и эмоций проявляются в этих примерах? 140. Приведено несколько утверждений, которые используются при изучении эмоциональных состояний. 1. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, что это происходит со мной. 2. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек. 3. Если ребенок плачет, на то есть свои причины. 4. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы [61, 79, 80]. На выявление какого эмоционального состояния на-^правлены эти утверждения? Какое значение имеет это состояние во взаимоотношениях людей? ^ 141. Во многие сложные психические состояния на-Вряду с эмоциями входят мышление и отношение. Приведены описания некоторых из них. |п 1. Эмоциональное проявление такого отношения к ^чему-либо или к кому-либо, которое несет в себе сочетаете смешного и доброго. Ц 2. Сочетание смеха и неуважительного отношения, Цчаще всего пренебрежительного. | 3. Обличение, определенно содержащее осуждение (объекта. Представляется этот объект, как правило, в неприглядном виде [51, 384]. Определите, какому состоянию соответствует каждое из описаний. 142. Одним из регуляторов деятельности и общения человека с окружающими людьми являются такие эмоциональные состояния, как настроения, аффекты, страсти, стресс. 1. "...Человек иногда так теряет над собой контроль, что личность его как бы временно распадается, ее сдерживающие начала забываются, и он действует так, что нередко впоследствии недоумевает, каким образом он мог так поступить" [35, 111]. 2. "Одни из экзаменующихся теряются, обнаруживают "провалы памяти", не могут сосредоточиться на содержании вопроса, другие на экзамене оказываются более собранными и активными, чем в повседневных обстоятельствах" (9, 248]. 3. "...Эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) все его поведение, помыслы, переживания" [95, 21]. 4. По поводу создания оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковский писал: "Я работал с неописуемым наслаждением, мало заботился о том, есть ли движение, эффекты и т.п..."; "...Если была когда-нибудь написана музыка с увлечением, то это музыка к Онегину. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее" [64, 23, 28-29]. Какие эмоциональные состояния здесь проявляются? Назовите признаки, характерные для этих состояний. 143. Мимика и пантомимика человека внешне выражают различные эмоциональные переживания. По мимике, пантомимике и обстановке, в которой находятся дети. изображенные на картине Н.Богданова-Бельского "Устный счет", определите их переживания. К какому виду чувств относятся эти переживания? (Обратите внимание на изображения трех учеников: двух стоящих на переднем плане, и одного, разговаривающего с учителем.) 144. На снимках, помещенных в книге П.М.Якобсона [95] хорошо видна мимика учащихся во время решения задач. Определите по этой мимике чувства школьников. К какому виду относятся эти чувства? 145. Перечислены примеры различных чувств. 1. Удивление. 2. Товарищество. 3. Чувство прекрасного. 4. Восхищение. 5. Чувство долга. 6. Ирония. 7. Злорадство. 8. Чувство комического.
9. Юмор. 10. Уверенность. 11. Чувство справедливости. 12. Чувство трагического. 1'3. Сомнение. 14. Стыд. 15. Зависть. 16. Недоумение. Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным. Вспомните, какой признак положен в основу деления чувств на нравственные, эстетические и интеллектуальные. В каких условиях они возникают? 146. Приведены примеры эмоциональных переживаний.
Определите, к какому виду эмоциональных состоя-, ний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания. ВОЛЯ 147. Цели воспитания чаще всего выражают совокупностью положительных волевых свойств, которые хотят видеть в облике каждой личности. Даны определения некоторых из этих свойств. 1. Умение по собственному почину предпринимать необходимые действия и поступки. 2. Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других. 3. Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями. 4. Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.
|