Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и виды чувств





Эмоциональный мир человека многообразен. К эмоциональным про­цессам или переживаниям относят аффекты, собственно эмоции, настрое­ния, страсти, стрессы, чувства.

АФФЕКТ - сильное и относительно кратковременное эмоциональ­ное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жиз­ненных обстоятельств и сопровождаемое резким изменением в сознатель­ной деятельности и выраженными двигательными проявлениями. Аффек­тивное состояние выражается в заторможенности сознательной деятельно­сти, проявляется в нарушении сознательного контроля субъекта за поведе­нием.

Аффект развивается в реальных условиях при неспособности субъ­екта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сло­жившихся ситуаций. Аффект может подготавливаться исподволь: повто­рение ситуаций, вызывающих резко отрицательное эмоциональное состоя­ние, ведет к аккумуляции аффекта, который может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном взрыве.

Аффект часто сопровождается феноменом так называемого «сужен­ного сознания», при котором оно целиком становится арефлексивным и поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными дей­ствиями. Нарушения сознания могут привести впоследствии к невозмож­ности субъекта вспомнить отдельные моменты вызвавшего этот аффект события и ход его протекания. Преодолеть аффект возможно, как правило, лишь на стадии его возникновения, точнее, препятствуя его возникнове­нию. Этого можно достичь путем избегания вызывающих аффект ситуа­ций, выполнения отвлекающих действий, воображения нежелательных его последствий и т. д.

СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ, в отличие от аффектов, представляют собой более длительные и менее интенсивные состояния. Эмоции имеют ситуативный характер, т. е. выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности и к своим дейст­виям. Собственно эмоции имеют идеаторный характер - они способны предвосхищать ситуации и события, которые еще реально не наступили, а возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых си­туациях.

Важнейшая особенность эмоций состоит вих способности к обоб­щению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в ре­зультате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с дру­гими людьми.

Эмоции всегда предметны: мы восторгаемся или гордимся обяза­тельно кем-то или чем-то, приятными или тягостными бывают наши мыс­ли, представления и т. п. Предмет эмоций может быть не только реальным, объективным, но и идеальным, воображаемым.

НАСТРОЕНИЕ представляет собой устойчивые эмоциональные со­стояния, относительно слабо выраженные. Настроение придает эмоцио­нальную окраску всему поведению человека, выражается в строе всех его проявлений. Если у человека хорошее настроение, то и восприятие чего-то и представление о чем-то имеет положительную окраску.

С. Л. Рубинштейн выделял две основные черты, которые характери­зуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, они не предметны, а личностны; когда у человека радостное на­строение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Во-вторых, настроение не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному собы­тию, а разлитое общее состояние,

Настроение определяется тем, как складываются взаимоотношения человека с окружающими, как он воспринимает и осознает происходящее с ним, как относится к событиям своей жизни.

СТРАСТЬ - сильное, глубокое, абсолютно доминирующее эмоцио­нальное переживание. Страсть выражается в сосредоточенности, собран­ности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть захва­тывает всего человека; испытывая страсть, человек является как бы стра­дающим существом, находящимся во власти какой-то силы. Ввиду того, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной, но она может быть и великой. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти.

СТРЕСС представляет собой особую форму эмоционального пере­живания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требующей от человека мобилизации нервно-психологических сил. Он появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т. п. Стресс приводит к изменени­ям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, транс­формации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двига­тельного и речевого поведения. Иногда напряжение оказывает положи­тельное влияние на деятельность человека.

Стресс необходим для адаптации организма к меняющимся условиям существования. Основатель учения о стрессах Г. Селье считает, что стресс проходит в своем развитии три стадии: 1) «реакцию тревоги», во время ко­торой мобилизуются защитные силы организма; 2) «стадию сопротивле­ния», отражающую полную адаптацию к стрессору; 3) «стадию истоще­ния», которая следует неизбежно, если стрессор достаточно силен и воз­действует на человека продолжительное время.

ЧУВСТВО - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности; оно отличается от­носительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает форми­рование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуатив­ных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.

Несовпадение ситуативных и устойчивых эмоциональных пережива­ний получило в психологии наименование амбивалентности чувств. Амби­валентность переживаний наиболее часто возникает при несовпадении ус­тойчивого эмоционального отношения к некоторым реалиям жизни и эмо­циональной реакции на преходящую ситуацию (например, обида, если по­ложительно оцениваемые люди, друзья проявляют к человеку невнима­тельность).

Чувства человека - это сложные целостные образования, которые ор­ганизуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных об­ластей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства- Их называют предметными и высшими чувствами, в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к ре­альной действительности.

 

Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Высшей формой нравственных чувств является любовь к добру. Этические чувства регулируют поведение человека. Если он ведет себя в соответствии со сложившимися нормами поведения, он испытывает удовлетворение, уверенность в себе. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им общественным нормам, он переживает состояние неловкости, стыда.

Стыд, по определению Г. Гегеля, «представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в се­бе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, что я дол­жен и хочу быть, следовательно, защиту моего собственного явления с тем, что я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего суще­ства против неподобающего проявления его во мне». В основе стыда ле­жит также неосознаваемое чувство вины, основой которой может быть не только гнев на себя, но и страх за нарушения принятых норм и предписа­ний. Высшим нравственным регулятором поведения человека является со­весть.

Известно, в каких состояниях находятся люди, совершившие неэтич­ный поступок. Эти переживания называют «муками совести», в основе ко­торых лежит грех и болезнь отчуждения, отпадения человека от других, предательство своего достоинства как родового существа.

Интеллектуальные (познавательные) чувства порождаются по­знавательными отношениями человека к миру. Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательносгь, ощу­щение тайны, удивления. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной дви­жущей силой, способствующей глубокому проникновению в тайны бытия.

Способность руководствоваться при восприятии явлений окружаю­щей действительности понятиями прекрасного, любовь к красоте лежит в основе эстетических чувств. Эстетические чувства проявляются в худо­жественных оценках и вкусах. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания эстетическим вкусом, при восприятии произведений искусства, картин природы, другого человека испытывает приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых чрезвычайно широк - от чувства на­слаждения и восторга до отвращения.

Формирование чувств является необходимым условием развития че­ловеческой субъективности. Самого по себе знания мотивов, идеалов-норм поведения недостаточно для того, чтобы человек ими руководство­вался. Только став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями и регуляторами деятельности.

Чувства человека обусловлены его взаимоотношениями с другими людьми; они регулируются нравами и обычаями общества. Процесс фор­мирования чувств человека неразрывно связан со всем процессом становления его внутреннего мира. В процессе индивидуального развития чувст­ва появляются позже ситуативных эмоций.

Предметами чувств становятся прежде всего те явления и условия, которые значимы для человека и поэтому воспринимаются эмоционально. Возникая как результат обобщения эмоционального опыта, чувства стано­вятся ведущими образованиями эмоциональной сферы человека и начина­ют определять динамику и содержание ситуативных эмоций.

 

ИНТЕРЕС - ВОЗБУЖДЕНИЕ - наиболее часто испытываемая по­ложительная эмоция; она является исключительно важным видом мотива­ции в развитии навыков, знаний, мышления. Интерес - это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормаль­ным образом. Интерес - возбуждение - это чувство захваченности, любо­пытства, У человека, испытывающего эмоцию интереса, возникает жела­ние исследовать, вмешаться, расширить свой опыт, подойти по-новому к лицу или объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе или возбуждении человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.

РАДОСТЬ характеризуется чувством уверенности и значительно­сти. ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается самоудовлетворенностью окружающими и миром. Радость часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Следствием сочетания радости и ощущения собственной силы является связь радости с чувствами превосходства и свободы, ощущением того, что человек больше, чем он есть в обычном состоянии. Радость - это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Препят­ствия к самореализации являются препятствиями для проявления радости. Радость, однако, может и не быть результатом мыслей и действий, направ­ленных на достижение жизненных целей. С религиозной точки зрения ра­дость - высшая мудрость.

УДИВЛЕНИЕ - преходящая эмоция; оно быстро наступает и быст­ро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготов­ке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.

СТРАДАНИЕ - это наиболее распространенная отрицательная эмо­ция; оно является обычно доминирующим при горе или депрессии. Психо­логические причины страдания включают многие проблемные ситуации каждодневной жизни, потребностные состояния, другие эмоции, вообра­жение и т. д. Переживание страдания описывается как уныние, упадок ду­ха, обескураженность, одиночество, изоляция. Страдание сообщает и са­мому страдающему человеку, и тем. кто его окружает, что ему плохо. Страдание побуждает человека предпринять определенные действия, сде­лать то, что необходимо для уменьшения страдания, устранить его причи­ну или изменить свое отношение к объекту, служащему его причиной. Ис­точником горя как наиболее тяжелой формы страдания является утрата. Наиболее глубокое горе возникает при потере любимого человека. Со­стояние горя человек переживает очень тяжело. В отечественной психоло­гии изучены психологические механизмы переживания горя человеком. Нужно заметить, что в духовном развитии человека страдание и его про­живание есть условие высших духовных прозрений.

ГНЕВ - сильная отрицательная эмоция, возникающая в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемых целей. Среди причин гнева - личное оскорбление, разрушение состояний интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. При пе­реживании гнева человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя субъект, тем больше потребность в физическом действии. В ярости моби­лизация энергии столь велика, что человек чувствует, что он взорвется, ес­ли не проявит каким-либо образом свой гнев. В ярости гнев достигает ста­дии аффекта.

ОТВРАЩЕНИЕ как эмоциональное состояние связано с пережива­нием необходимости устранить объект или изменить его; оно есть резуль­тат резкого рассогласования в сознании человека ценностно значимого, нормального и уродливо-несовершенного, происходящего на фоне этого нормального. Отвращение могут вызывать как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

ПРЕЗРЕНИЕ связано с ситуациями, в которых человеку необходи­мо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в каком-то отношении, чем презираемое лицо. Презрение - это чувство превосходства над другим че­ловеком, группой или предметом, их обесценивание. Презирающий чело­век как бы отстраняется, создает расстояние между собой и другими. Презрение, как гнев и отвращение, в известной мере оказывается чувством враждебности. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

СТРАХ является наиболее сильной и опасной из всех эмоций. При­чинами страха могут быть события, условия или ситуации, сигнализирую­щие об опасности. Страх является эмоцией большой силы, которая оказы­вает сильное влияние на сознание и поведение субъекта Страх пережива­ется как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Со страхом связано чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существова­нию. Ощущение страха может варьировать от неприятного предчувствия до ужаса. В развитии чувства страха большую роль играет воспитание в детском возрасте. Гуманистическое воспитание сводит к минимуму пере­живания страха; родители воздерживаются от запугивания ребенка и обу­чают его в бесстрашии к опасностям. При жестком, нормативном воспита­нии родители передают ребенку свой страх перед нарушением нормы;

вредность страха родителями обычно занижается, и они часто намеренно запугивают ребенка.

СТЫД как эмоция повергает человека в такое состояние, когда он кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально рас­строенным, глупым, никуда не годным. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко - ощущением неудачи, поражения. Стыд может вызвать презрение к самому себе. Созна­ние того, что другой человек или какие-то его черты неадекватны и неуме­стны или неприличны, - другая предпосылка переживания стыда. Стыд, а главное - успешное его преодоление играют важную роль в развитии и сохранении силы Я и целостности личности. Нормальное человеческое желание не попадать в ситуации, вызывающие стыд или способность к бесстрашному покаянию, являются важным условием в развитии сильной, самостоятельной личности.

ВИНА возникает при совершении неправильных действий. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило и пересту­пили границы своих собственных убеждений. Они могут также чувство­вать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина связана пре­жде всего с осуждением своего поступка самим человеком, независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и по­нижение самооценки. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чув­ствует личную ответственность. Переживание вины состоит из мучитель­ного чувства, собственной ошибки, неправоты по отношению к другим или самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответствен­ности, но именно пробуждение и развитие совести способствует психоло­гической зрелости.

Эмоции и чувства имеют различное значение у разных людей. Эмо­циональность, как мы указали ранее, составляет одну из сторон темпера­мента человека, т. е. в определенной мере определяется наследственными и врожденными предпосылками. Эмоциональность тем или иным образом входит в основные проявления субъектного поведения. Каждый человек имеет свой эмоциональный строй, свою основную палитру чувств, в кото­рых он по преимуществу воспринимает мир. Совокупность человеческих чувств - это совокупность отношений человека к миру и, прежде всего, к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания.

 

Существенными моментами или фазами волевого процесса выступают:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

 

 

Date: 2015-09-05; view: 439; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию