Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 5





Статья определяет персональный состав служителей церкви Ивана — три старосты: один — от житьих и черных людей — тысяцкий, двое — от купцов. В литературе неоднократно выс­казывалось мнение о том, что здесь говорится не о трех, а о шести старостах: 3 — от житьих, 1—от черных (тысяцкий) и 2 — от купцов. В новейшее время такого толкования при­держивается К. Расмуссен700. Однако еще В. О. Ключевский, а за ним М. Н. Тихомиров считали, что старост трое.

Это мнение подтверждается традиционной формулой новго­родских актов, исходящих, как правило, от посадника, тысяц­кого и всего Новгорода. В актах, регулирующих международ­ные торговые сношения Новгорода, в ряде случаев участвуют и купеческие старосты; тогда начальная формула документов выглядит следующим образом: От архиепископа новгородско­го Алексея, и от наместника великого князя Андрея, и от по­садника Юрия, и от тысяцкого Матвея, и от старост купечес­ких Сидора и Еремея, и от всех купцов новгородских (1371 г.)701; От архиепископа новгородского Алексея, от ве­ликого князя наместника Александра, от посадника Михаила, от тысяцкого Матвея, от старост купеческих Якима и Федора, от всех купцов и от всего Новгорода (1372 г.). Купеческих старост, действительно, было одновременно двое, и если по­садник являлся представителем бояр, то тысяцкий в этих ак-

тах выступает как единственный представитель всех осталь­ных — непривилегированных — сословий Новгорода, в том числе и житьих. Никаких особых старост от житьих источни­ки не знают.

А. А. Зимин и вслед за ним Ю. Г. Алексеев703 считают, что термин житьи люди возникает очень поздно, в последней трети XIV в. Для А. А. Зимина это послужило одним из главных оснований датировать возникновение «Рукописания» концом XIV в. Действительно, первое упоминание житьих в существующих источниках содержится в новгородском Наказе послам к тверскому князю Михаилу Александровичу 1372 г.704, а в Новгородской Первой летописи о них впервые говорится под 1380 г.705. Однако необходимо учитывать, что в Новгородской Первой летописи, кроме того, житьи упоми­наются только два раза — под 1398 и 1441 г.706, причем ха­рактер этих упоминаний во всех случаях связан с представи­тельством в критические периоды истории Новгорода. В актах они фигурируют также крайне редко: кроме 1372 г. только в 1461г.707. В обоих случаях характер акта требовал дифференцированного представительства от всех слоев новгородского населения. Обычно новгородские акты исходили от всего Новгорода или от всех старейших и всех меньших и от всего Новгорода, причем в последней формули­ровке, употребляемой уже в 60-х гг. XIII в., меньшим соот­ветствует совокупность житьих (т. е. зажиточных) и черных людей формулы более дифференцированного представительст­ва. Принимая во внимание такой характер редчайших упоми­наний термина и консервативность актовых формуляров, мы не имеем оснований считать, что термин житьи люди, равно как и обозначаемая им сословная группа, не могли существо­вать до 1372 г. Решительная разница между феодализирую-щейся верхушкой небоярской части новгородского общества (в которую, в частности, входили тысяцкий и сотские) и бед­нейшими категориями свободного населения города существо­вала и в XIII в.

Упоминание тысяцкого в «Рукописании» является очевид­ным анахронизмом по отношению ко времени княжения Все­волода Мстиславича. Первым новгородским тысяцким был Милонег, упоминаемый в этом качестве в Новгородской Пер­вой летописи впервые под 1191г.708. Его именем (в форме «Миронег») открывается и список новгородских тысяцких в Комиссионной рукописи Новгородской Первой летописи млад­шего извода709.

Вместе с тем уже в акте 1269 г. отражен порядок участия тысяцкого в делах, связанных с деятельностью церкви Ивана по судебному регулированию гостиных конфликтов: А поспо­рят вышеназванные лоцманы с гостями по пути вверх или вниз, и помирятся они между собою в пути, то тому быть твердо; а не смогут они помириться, итти им на суд перед ты­сяцким и перед новгородцами на двор святого Ивана; А будет У зимних и у летних гостей дело до суда, то кончать им это

Рукописание

князя Всеволода

Алексеев Ю. Г. «Черные люди» Новгорода и Пскова (к вопросу о соци­альной эволюции древнерусской

городской

общины).—

Исторические

записки, 103.

М., 1979,

с. 254-260.

704 ГВНП,с.32,№17.

Новгородская

Первая летопись,

с. 376.

Там же, с. 391, 421.

707 ГВНП,с.38,№21.

Новгородская

Первая летопись,

с. 39, 230.

709 Там же, с. 472.

Date: 2015-09-05; view: 326; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию