Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уставная





Грамота князя

Мстислава

Даниловича

Берестяны

— жители г. Бе­рестья (ныне

г. Брест);

Сто

— администра­тивная единица в городе, обладав­шая определен­ными обязанно­стями (см. также Устав кн. Яросла­ва о мостех);

Лукно, цебр

— меры объема.

Генсьорсьский

А. I. Указ. работа,

с. 174.

Законодательство

Древней

Руси

СМОЛЕНСКИЕ УСТАВНЫЕ ГРАМОТЫ Введение

Предпринятая не­давно попытка переставить часть статей грамоты на другое место (Алексеев Л. В. Устав Ростислава Смоленского

Г.

и процесс феода­лизации Смолен­ской земли.— R гб Stowianie w dziejach Europy. Poznaii, 1974) не представляется обоснованной.

Полное собрание русских летопи­сей, т. I, стб. 304;

т. II, стб. 300. 6645 г., как пока­зал Н. Г. Береж­ков, это ультра­мартовский год, который прихо­дится на 1136 — начало 1137 г., но солнечное зат­мение в июне 1136 г. позволяет датировать по­становление Ма­нуила мартом — маем этого года (Бережков Н. Г. Хронология рус­ского летописа­ния. М., 1963, с. 50-51, 137).

Уставная и жалованная грамота князя Ростислава Мстислави-ча церкви Богородицы и епископу связана с учреждением в Смоленске епископии, обеспечением ее материальными средст­вами и передачей церковной власти ряда публичных прав. Документ отражает положение государственной церковной ор­ганизации одного из крупнейших русских княжеств в период феодальной раздробленности. В отличие от условий, существо­вавших при создании Уставов Владимира и Ярослава, основа­ние новой епископской кафедры в Смоленске сопровождалось обеспечением ее земельной собственностью, что получило отра­жение в грамоте. Вместе с тем грамота включает подробный перечень поступлений церкви в форме десятины от отдельных погостов и волостей Смоленской земли, что позволяет воссоз­дать систему административно-финансовых единиц княжества. В уставной грамоте обозначен объем церковной юрисдикции и указаны случаи, когда в получении судебных пошлин участ­вуют как светская, так и церковная власти.

Смоленская грамота представляет особую ценность тем, что она является документом об основании епископии, в котором зафиксировано ее первоначальное место в системе власти и уп­равления, причем это сделано подробно, с исключительной полнотой. Ее основное содержание — перераспределение фео­дальной ренты в разных формах (дани, села, ненаселенные земли) между князем и вновь возникшей церковной организа­цией.

В отличие от Уставов Владимира и Ярослава смоленская уставная грамота сохранилась в близком к первоначальному тексту виде. Являясь местным установлением, грамота не име­ла распространения в других церковных центрах и не подвер­галась переработкам330. Она была переписана в первой поло­вине XVI в. в Смоленске же без существенных изменений. Это делает ее ценным источником XII в.

В документе дата не указана. Но он может быть датирован достаточно точно по летописному указанию на время поставле-ния епископа для Смоленска—1136 год331. Именно тогда в грамоте могло появиться имя епископа (ст. 13), и она была утверждена, будучи снабженной подтвердительной грамотой этого епископа.

Уставная грамота Ростислава (документ 1) дошла до нас в комплексе с тремя другими связанными с ней по содержа­нию и следующими за ней документами. Ее сопровождает прежде всего грамота епископа Мануила (документ 2), со сво­ей стороны подтверждающего княжескую грамоту. Она долж-

на быть датирована также 1136 г., вскоре после грамоты Рос­тислава. Далее следует княжеская жалованная запись (доку­мент 3) — акт, передающий кафедральной церкви и епископу в дополнение к уставной грамоте 1136 г. земельный участок. Эта запись имеет дату 30 сентября 1150 г. Последней частью комплекса (документ 4) является анонимная уставная запись о размерах поступающих епископу пошлин с городов Смолен­ской земли. Эта запись, по Я. Н. Щапову, может быть датиро­вана концом XII —первой половиной XIII в. 3i\ Л. В. Алек­сеев обосновывает ее составление десятыми годами XIII в.

Смоленские грамоты сохранились в единственном списке первой половины XVI в. (архив Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР, коллекция 174, оп. I, дела 3 и 4). Листы повреждены, утраты текста восстанавлива­ются и указываются в скобках.

Текст печатается по изданию:

Древнерусские княжеские уставы XI — XV вв. М, 1976 с. 141 — 146.

Тексты

/. Во имя отца, и сына, и святого духа. Бог, и святая Бого­родица, и отца моего молитва.

2. Приведох епископа Смоленску, здумав с людьми своими, по повелению отца своего святого, еже хотев при животе своем сътворити, (и)но есть (эд)е первее сего не бывало епископьи, да яз недостойный, грешный се уста(в)ляю епископью, о нем же епископу быти живу и с клиросом своим в свои дни и в свое княженье, еже ми бог дал и отчя молитва.

3. А се даю святей Богородици и епископу: прощеники с медом и с кунами, и с вирою, и с продажами, и не надобе их судити никакому же человеку.

4. И се даю святей Богородици (и) епископу: десятину от всех даней смоленских, что ся в них сходить истых (к)ун, кро­ме продажи, и кроме виры, и кроме полюдья.

У Вержавлянех у Великих 9 погост, а в тех погостех платить кто же свою дань и передмер истужници по силе, кто что мо-га. А в тех погостех, а некоторый погибнеть, то тии десятины убудеть. А в тых погостех, во всех сходиться дани осм сот гри­вен, а передмера сто гривен, а на истужницех сто гривен, то ти ис того взяти епископу к святей Богородици сто гривен.

А во Врочницех (200) гривен, то ти ис того взяти епископу 20 гривен.

А в Торопчи дани четыриста гривен, а епископу с того взя­ти 40 гривен.

А в Жижци дани 130 гривен, а с того епископу взяти 13 гривен.

А в Каспли 100 гривен, а ис того епископу взяти 10 гривен.

Date: 2015-09-05; view: 724; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию