Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательство





Древней

Руси

Тихомиров М. Н. Исследова­ние о Русской Правде. М., 1941.

Тихомиров М. Н. Пособие для изучения Русской Правды. М., 1956.

Фроянов И. Я. Киевская

Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

Хачатуров Р. Л. Классовая природа Русской Прав­ды. — В кн.: Актуальные вопросы правоведения в об­щенародном государстве. Томск, 1979.

Хачатуров Р. Л. Некоторые методологические и теоре­тические вопросы становле­ния древнерусского права. Иркутск, 1974.

Черепнин Л. В. Русские фео­дальные архивы XIV — XV вв. Ч. I. М.—Л., 1948.

Щапов Я. Н. Археографичес­кая методика исследова­ния и издания памятни­ков древнерусского пра­ва. — В кн.: Методика изучения древнейших ис­точников по истории на­родов СССР. Сб. статей. ML, 1978.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI —XIII вв. М., 1978.

Щапов Я. Н. Княжеские уста­вы и церковь в Древней Руси XI — XIV вв. М., 1979.

Эверс И. Ф. Древнейшее рус­ское право в историческом его раскрытии. СПб., 1835.

Юшков С. В. Русская Правда. М, 1950.

Юшков С. В. Общественно-политический строй и пра-

во Киевского государства. М., 1949.

Юшков С. В. Очерки по исто­рии феодализма в Киев­ской Руси. М., 1939.

Юшков С. В. Русская Правда как кодекс русского фео­дального права. — Пробле­мы социалистического пра­ва, 1939, № 4—5.

Яковкин И. И. Договор как нормативный факт в древ­нем праве. — Сборник ста­тей по русской истории, посвященный С. Ф. Плато­нову. Пг., 1922.

там тавньг рамоты

Законодательство

Древней

Руси

ВВЕДЕНИЕ

ревнерусские княжеские уста­вы и уставные грамоты пред­ставляют собой памятники княжеского законодательства, акты, посвященные вопросам государственного управления, судопроизводства, налогообложения. Большая часть сохранив­шихся памятников такого рода определяет место церковной организации в системе государства. Появление их было вызва­но тесной связью государства и церкви в Средневековье, су­ществованием наряду со светской, государственной властью особой церковной власти митрополита, епископов и их чинов­ников, которая осуществлялась в общегосударственном и мест­ном масштабах в финансовой сфере, в области управления и суда. Кроме того, церковь обладала рядом привилегий, обу­словленных почти безраздельным ее господством в идеологии и особыми условиями формирования и развития публичной власти в раннефеодальном обществе.

Княжеские церковные уставы и уставные грамоты о десяти­нах, судах, церковных людях были документами, в которых отразился договор, определяющий взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в государственном управле­нии и суде, их место в системе феодальной эксплуатации, участие в сборе и распределении даней, договор, устанавли­вающий разграничение земельных владений, т. е. соотношение земельных, финансовых и иных интересов государства и церкви.

Сохранившиеся княжеские церковные уставы можно разде­лить на группы в зависимости от того, какому периоду исто­рии феодального государства они принадлежат, территорию какого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, на какой ступени феодальной лестницы стоят фигурирующие в уставе стороны.

К первой группе относятся Устав князя Владимира Святос­лавича о десятинах и церковных людях и Устав князя Ярос­лава Владимировича о церковных судах. Эти уставы сохрани­лись в большом числе позднейших переработок XIII — XIV вв. и во множестве списков XIV — XVIII вв., но их ранние тексты восходят ко времени существования Древнерус­ского государства и в их основе лежат установления назван­ных древнерусских князей. В них оговариваются формы и размеры материального обеспечения церкви и пределы цер­ковной юрисдикции применительно к столичной киевской мит­рополии. Это обстоятельство, и то, что законодателями в этих

уставах выступают великие киевские князья, а в создании Устава кн. Ярослава принимал участие киевский митрополит Иларион, обусловило действие названных уставов на террито­рии всей Руси. Вместе с тем в их тексты вносились новые нормы, отражавшие изменения в соотношении светских и цер­ковных властей в отдельных княжествах в процессе развития феодальных отношений и эволюции государственного строя и самой церковной организации.

Таким образом, по спискам церковных уставов Владимира и Ярослава можно не только установить систему материально­го обеспечения церкви, пределы церковной юрисдикции и нор­мы церковного права Древнерусского государства, но и прос­ледить развитие этих институтов и норм в различных княже­ствах Руси в XIII — XV вв. вплоть до тех пор, когда сами княжеские уставы начинают переписываться и перераба­тываться уже не как действующие сборники права, а как, па­мятники, имеющие политическое значение в условиях образо­вания Русского централизованного государства.

Вторая группа — это уставы и уставные грамоты, возник­шие в период феодальной раздробленности в XII —XIV вв. Взаимоотношения княжеской и церковной властей в Смолен­ской земле в XII в. отражают грамоты князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила 1136—1150 гг. Условия, сложившиеся к тому времени в Новгороде, показывает грамо­та князя Святослава Ольговича 1137 г. Изменения в положе­нии церкви, связанные с развитием республиканского строя Новгорода, получили выражение в Уставе Всеволода о цер­ковных судах и в уставе церкви Ивана на Опоках, известном как рукописание князя Всеволода Мстиславича.

Для истории взаимоотношений государственной власти и церкви на юго-западных и западных землях Руси в XIII — XIV вв. представляют интерес устав галицкого князя Льва Даниловича кафедральной церкви Успения 1301 г. и грамота луцкого и владимирского князя Любарта Гедиминовича со­борной церкви и епископу 1321 г.

Особое место занимают княжеские уставы и грамоты, не связанные с церковной юрисдикцией. Таковы уставная грамо­та волынского князя Мстислава Даниловича (около 1289 г.), устанавливающая феодальные повинности в пользу княжеской администрации, и Устав князя Ярослава о порядке надзора за благоустройством новгородских улиц (о мостех). Эти доку­менты являются важнейшими памятниками административной деятельности государственной власти XIII в. в условиях раз­личных земель Руси.

В настоящий раздел включены некоторые уставы и устав­ные грамоты из перечисленных здесь. Уставной грамотой яв­ляется документ, устанавливающий повинности феодально-за­висимого населения, а применительно к церковным грамо­там — документ, закрепляющий взаимоотношения светской и Церковной властей в связи с конкретным случаем в определен­ном княжестве, на определенное время. Уставные грамоты,

Княжеские

уставы

и уставные

грамоты.

Введение

Законодательство

Древней

Руси

имевшие местное и временное значение, не пользовались ши­роким распространением и сохранились в небольшом числе списков или даже в единственных списках. Они воспроизводят текст, близкий к первоначальному.

В отличие от грамот уставы — памятники более сложного состава. В их основе лежит одна или несколько уставных гра­мот. Это документы, где уже обобщаются взаимоотношения государственной и церковной властей, существовавшие в тече­ние длительного времени (иногда с момента составления такой грамоты до одной из последних переработок устава в форме соответствующей его редакции) и на различных территориях. Уставы содержат меньше указаний на конкретное место и вре­мя их создания, но отличаются широким содержанием, что способствует появлению большого числа их списков и обрабо­ток, которые оказываются применимы в различных условиях. В качестве княжеского устава особого типа можно рассматри­вать и Русскую Правду.

Списки княжеских уставов объединяются в редакции, изво­ды и виды. Редакциями уставов называются крупные перера­ботки памятников, которые отражают изменения в политиче­ской, юридической или социально-экономической жизни обще­ства и являются вместе с тем определенными этапами в истории текстов этих памятников. Каждая редакция может быть представлена одним или несколькими (многими) списка­ми. Такими редакциями Устава кн. Владимира являются, например, Оленинская, сохранившая ранний текст XII в., Синодальная, отразившая изменения XIII—начала XIV в., и др. Редакциями Устава кн. Ярослава являются Краткая, со­хранившая ранний текст XI в. в незначительном поновлении

XIV в., Пространная, зафиксировавшая развитие древнерус­ского церковного права на рубеже XII —XIII вв., и др.

Каждая из редакций может быть связана не только с опре­деленным временем, но и с местом, со столицами княжеств и епископскими кафедрами (Киев, Новгород, Галич, Туров, Владимир Суздальский, Москва, Новогрудок и др.). Изводы представляют собой менее значительные переработки текста уставов, результаты их приспособления к новым условиям места и времени, а также такие изменения, которые появляют­ся при внесении памятника в состав летописи, юридического или другого сборника. Таковы, например, Белозерский извод Краткой редакции Устава Ярослава, который возник в

XV в. под пером книжника Ефросина, когда он включал его в свой энциклопедический сборник, и Археографический из­вод Пространной редакции того же Устава в составе сборника, содержащего наряду с Новгородской Первой летописью мно­гие юридические памятники, списки князей, посадников и епи­скопов. В виды текста объединяются списки памятника, имею­щие общие (иногда ошибочные) чтения и восходящие, воз­можно, к одному общему источнику — списку, называемому архетипом данного вида.

УСТАВ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА

О ДЕСЯТИНАХ, СУДАХ

И ЛЮДЯХ ЦЕРКОВНЫХ

Введение

Устав князя Владимира определяет место церковной организа­ции в государстве — источники ее материального обеспечения, сферы юрисдикции. Он основан на соглашении между госу­дарственной и церковной властями.

Устав включает сведения о крещении Руси, создании в Киеве церкви Богородицы, установления о ее обеспечении в форме десятины от поступлений княжеских, судебных, торго­вых пошлин, от приплодов скота и сборов урожая. Устав со­держит ссылку на соглашение князя Владимира с княгиней Анной и князьями-наследниками и нормы о передаче под юрисдикцию церкви круга дел, связанных с внутренней жиз­нью семьи, других дел, а также дел людей церковных — чле­нов причта и отдельных социальных групп, в зависимости ко­торых была заинтересована церковь. Это документ, отражаю­щий раздел централизованной феодальной ренты и других пошлин между светской и церковной властями в периоды ран­него и развитого феодального строя.

Устав был введен в науку в 1775 г. Г. Миллером, который опубликовал одну из наиболее поздних его обработок XVI в. в составе Степенной книги. Знакомство с отдельными поздними текстами привело Н. М. Карамзина (1816) к мне­нию, что Устав представляет подделку, возникшую не позже XIII в. Того же мнения придерживались Е. Е. Голубинский (1880), относивший создание Устава к Новгороду, а также Н.С.Суворов (1888) и А.С.Павлов (1892), датировавшие его XIV в.

Расширение числа известных редакций Устава позволило митрополиту Евгению (Болховитинову) высказать мнение (1825), что в основе их лежит один и тот же ранний текст, который можно связывать с именем князя Владимира. Исто-рико-юридическое исследование Устава в сравнении с Русской Правдой и памятниками византийского права привело К. Н. Неволина (1847) и затем митрополита Макария (Бул­гакова) к выводам, что широкое практическое употребление и поновления Устава явились причиной значительного измене­ния его текстов в течение столетий. Макарий характеризовал его древнюю основу как первый опыт применения к условиям "уси норм православной церкви и кодификации собственно русского церковного права. Специальное текстологическое ис­следование памятника С.В.Юшковым (1926), выполненное им на основе научного издания текстов устава В. Н. Бенеше-вичем (1915); показало, что Устав в том виде, который можно восстановить на основе многочисленных его обработок, при-

Устав князя

Владимира

Святославича.

 

Законодательство

Древней

Руси

надлежит XII в. и что главным его источником является гра­мота князя Владимира Святославича начала XI в., подтвер­дившая ряд привилегий церковной организации на Руси. Мнение о принадлежности общей основы сохранившихся тек­стов Устава домонгольскому времени разделяют большинство современных исследователей. По нашему мнению, в основе Устава лежит грамота о выделении десятины церкви Бого­родицы в 995—996 гг., которая была переработана в первоначальный Устав в начале XI в. (до 1011 г.) в связи с учреждением епископских кафедр, распространения на них церковной десятины и установлением церковной юрис­дикции. Устав продолжал складываться и развиваться в XI — XII вв. вместе с укреплением и расширением церковной организации. В него были внесены перечни «церковных су­дов» и церковных людей. Архетипный текст, лежащий в осно­ве существующих редакций, сложился в середине или второй половине XII в. Он закреплял в это время соотношение свет­ской (княжеской) и церковной властей в пределах их юрис­дикции и оговаривал формы и размеры материального обеспе­чения церкви.

В процессе расширения числа епископских кафедр в XI —

XIII вв. и обеспечения их отчислениями от поступлений цент­рализованной феодальной ренты и пошлин, а затем и населен­ными крестьянами землями Устав отражал местные условия в положении церковной организации в различных княжествах.

Устав известен в семи редакциях, относящихся к XII —

XIV вв. и более чем в двухстах списках. Ниже даются две его старшие редакции XII —XIII вв.— Оленинская и Синодаль­ная. Другие принадлежат к более позднему времени: Варсо­нофьевская редакция возникла в начале XIV в. в Северо-Вос­точной Руси, Волынская и Печерская принадлежат XIV в. и свя­заны соответственно с Галичской землей и Туровом, или Пин­ском. Волынская редакция имела распространение и на террито­рии Молдавии и Валахии. Троицкая редакция и редакция Сте­пенной книги возникли в Москве XVI в.

ОЛЕНИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ Введение

Оленинская редакция, наиболее близкая к архетипному тек­сту, относится к концу XII —первой половине XIII в. От­дельные группы ее списков, объединяемые в изводы, показы­вают связь с северо-западными и западными землями: Пуш­кинский и Археографический изводы — с Новгородом XIV — XV вв., Архангельский извод — с Полоцким княжес­твом XV в, Архивный — с Галицко-Волынской землей XIV в.

Синодальная редакция относится ко второй половине XIII —началу XIV в. Разнообразие текстов (известно шесть изводов этой редакции) связано с ее распространением на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорус­ских землях.

Тексты подготовлены по изданию памятника: Древнерус­ские княжеские уставы XI — XV вв. (издание подготовил Щапов Я. Н). М., 1976.

В основе издания Оленинской редакции — список Архан­гельского извода, в большинстве мест лучше сохранившего ранний текст — ГПБ, F. 11.251 первой половины — середины XVI в.

Указаны существенные смысловые варианты по спискам то­го же Архангельского извода;

СЧ — ГИМ, Синодальное собр. № 951 1450-х — 60-х гг.

СМ — ГИМ, Синодальное собр. № 996, Новгород, 1545 г.

АБАН.10.4 втор. пол. XVI в.

У — ГИМ, собр. Уварова № 482 втор. пол. XVI в.

по списку Пушкинского извода:

ПЦГАДА ф. 135, отд. V, I; № 1. Новгород (?) кон. XV — нач. XVI в.

по спискам Археографического извода:

АрЛОИИ собр. Археографической комиссии № 240 Новгород, серед. XV в.

Сл — ГПБ собр. Соловецкого монастыря № 858 / 968 Нов­город, 1493 г.

Устав князя

Владимира

Святославича.

Оленинская

редакция

Текст

/. 'Во

имя отца, и сына, и святаго духа. 2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи Володи-меР, сын Святославль, внук И горев (и)4 блаженыя Ольгы, усприал еемь крещение святое or5 греческых ца-

Законодательство

Древней

Руси

реи6 Констянтина и Василия и Фотея патриарха, взях первого митрополита Михаила1® на Киев11 и на всю Русь'2, иже крести всю землю Рускую.

3. И по том летом минувшим, создах церковь святую бого-и дах десятину к ней во всей земли Рускои княже-

15 „...„16 m „„.. _____17

родицю ния]4 от

всего" суда'" 10-тыи грош", ыс торгу неделю, из домов на всякое лето 10-е всякого всякого живота19 чюднои матери божий и чудному

10-тую стада и Спасу.

4. И по том20 возрех в21 греческий номоканун и обретох

f 22

в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити кня­зю23, ни бояром, ни судьям его.

5. И сгадав аз со своею княгинею Анною и со своими деть-

24 святой Богородици и митрополиту и всем

ми, дал есмь епископом"".

6. А ты26 не ступають27 ни дети мои, ни

nq r>r,

ни род мои в люди церковный и во все суды.

внуци мои,

7. И31 по всем городом32 дал есмь33, и по погостом, и по свободам, где крестьяне суть.

8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором.

9. Далзь

есмь: роспусты, смильное,

заставание

умыка-

ние, пошибание, промежи мужем и женою о животе

или о племени, или о сватовстве поимутся, ведство40 ние41, узлы*2, зелье, еретичество, зубоядение43.

или и50

сын

и

урека-иже44

,47

отца и матерь бьют, иже48 истяжются49 о задници"

10. Мит рополичн люди церковный': игумен, (поп, попадья)53, поповичеве54, чернец, дьяконовая, проскурница55, пономарь56, вдовица, стороник, задушный человек, прикладник, хромец, слепец"

дьяк, и ecu причетници церковный.

11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян.

дочи бьетася

игумениа, черница, дьякон, калика,

,.58

РАЗНОЧТЕНИЯ

Ар в начале заглавие Рукописание святаго князя (Сл далее Владимира),

крестившаго Рускую землю (Сл далее святым кресщением);

2—3

Ар Володимер, нареченный в святем крещении Василие;

и вставлено по А, У, СЧ, СМ, Ар, Сл;

5—6

П гречкаго царя;

7—8 П нет;

Ар далее Цареградскааго;

   
Ар Леона;
11—12
П нет;

13 Ар далее Десятинную;

14 Ар далее в соборную церковь;

Ар всякого княжа;

16—17 П, Ар десятую векшу;

18 П вторую;

СЧ, П жита, П здесь заканчивается текст устава;

20—21 Ар разгнувше;

22 СЧ тяжеб;

23 СЧ князем;

24—25

Ар тыя суды церквам, митрополиту и всем епискупом по Руськои земли;

26 Ар по том;

А вступаются, Ар надобе вступатися;

28—29

Ар детем моим, ни внучатом, ни всему роду моему до века;

Ар далее их;

Ар нет и статья 7 объединена с предыдущей;

32—33 Ар и по волостем;

34 СЧ, СМ слободам;

Ар далее И своим тиуном приказываю иеоковного суда

не обидети, ни судити без владычня наместника;

Ар А се церковный суды дал;

Ар заставалное;

Ар далее ц;

39 Сч, См далее их;

СЧ, СМ ведовьство; Ар далее зелеиничьство;

41 Ар урекания три;

Ар б..дьнею;

43 Ар зубоежа;

44 Ар или сын;

45 СМ, СЧ или;

Ар далее или сноха свекровь, или братиа;

47 СЧ, СМ бьются или братья бьються;

48 СМ или; Ар или дети;

49 СМ, СЧ, Ар тяжютъся;

СМ, СЧ далее А се; Ар далее потворы, чародеяниа, влъхвование,

узлы;

50—51

Ар А се люди съборныя церкве преданы митрополитом и епископом;

52—53

в основном списке, А, У нет, вставлено по СЧ, СМ, Ар, Сл;

54 СМ, СЧ попович, У поп, дьякон;

Ар далее и кто в клиросе;

Date: 2015-09-05; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию