Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общения. Структура и средства общения





В современной психологии нет единого понятия «общение». Существование множества различных понятий «общение», прежде всего, связанно с различными подходами и взглядами на эту проблему. Мы будем использовать следующее определение.

Общение - это сложный, многоплановый социально – психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Цель человеческого общения – удовлетворение не только биологических потребностей, как у животных, но и многих других; социальных, культурных, познавательных, творческих, потребностей интеллектуального роста, нравственного и профессионального развития и другие.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми, приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. «Ни для кого не секрет, - пишет польский психолог Е. Мелибруда, – что межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим».

Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».

На практике часто путают или отождествляют два понятия «отношение» и «общение». Эти понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений.

Общение включает в себя три стороны.

Первая – обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (интерактивная сторона).

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. (перцептивная сторона).

К структуре общения относятся:

· коммуникативно-информационный компонент, означающий прием и передачу сообщений и предполагающий обратную связь, в основе которого лежит психологический контакт;

· познавательный компонент, основанный на процессе восприятия и понимания людьми друг друга;

· интерактивный (контактный) компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Функции общения. В системе взаимосвязи человека с другими людьми выделяют три функции, такие как информационно-коммуникативная, регуляционно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная.

Информационно – коммуникативная функция – это передача и прием информации как некоего сообщения.

Регуляционно - коммуникативная функция – направлена на организацию взаимодействия между людьми, а также на коррекцию человеком своей деятельности или состояния.

Аффективно-коммуникативная функция - представляет собой процесс внесения изменений в состояние людей, что возможно и при специальном и при непроизвольном действии.

Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует содержание общения и достигает его цели. Средства общения зависят от уровня развития человека и его культуры.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Речевое поведение человека – сложное явление, оно связано не только с личностными свойствами человека, но и с особенностями его воспитания, социальной и национальной средой, местом рождения и обучения. Речевое поведение стереотипно, привычно.

В структуру речевого общения входят:

· Значение и смысл слов и фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слов, правильность построения фразы и ее доходчивость, выразительность и доступность.

· Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), интонация, дикция. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

· Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, вздохи и другие.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и другие.

Невербальные средства общения нужны для того чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации.

Невербальная коммуникация выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. Ученые считают, что в общении слова составляют 7%, звуки и интонация - 38%, неречевое взаимодействие - 55%, по другим оценкам, невербальному общению отводится до 80%.

Невербальные средства общения подразделяются на: визуальные, акустические, ольфакторные.

Невербальные средства общения изучают следующие науки: кинесика, проксемика, такесика.

КИНЕСИКА изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций, в основе которых лежит общая моторика различных частей тела. Это мимика, жестика, пантомимика.

Мимика – это движения мышц лица, отражающие внутренние эмоциональные состояния человека, к которым можно отнести удивление, страх, гнев, интерес, отвращение, презрение, печаль, счастье и другие. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность.

Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку несут глаза, брови и губы.

Эти части лица выражают основные человеческие эмоции: гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и тому подобные. Причем легче всего распознаются положительные эмоции – радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, страх, отвращение.

Эмоции человека отражаются чаще всего на левой стороне лица. Это связано с тем, что правое полушарие коры головного мозга отвечает за опыт ощущений, асимметрично отражающийся на лице, то есть с левой стороны. Это аналоговый канал информации.

Левое полушарие отвечает за знаковую, логическую информацию; это знаковый канал, асимметрично отражающий правую сторону лица. Человек, обладающий достаточными психологическими знаниями, может по рту, губам, форме и яркости глаз, положению бровей, горизонтальным или вертикальным складкам на лбу, подвижности лица в целом или его отдельных частей воспринять и проанализировать мимические «коды» эмоциональных состояний собеседников.

Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Наше тело может принимать около – 1000 устойчивых положений.

Прозы человека могут быть «закрытыми» – когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве – («наполеоновская» поза стоя – руки скрещены на груди и сидя – обе руки упираются в подбородок и тому подобные.), воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия.

«Открытые» же позы (стоя – руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Походка человека – это стиль передвижения, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Так, провинившийся человек чаще всего идет неуверенной походкой, сутулится, чтобы уменьшить свой рост, подчеркнуть отношения субординации и попытаться уйти от наказания.

Жесты дополняют общение гаммой движений отдельных частей тела человека. Жесты могут быть открытыми и закрытыми. Первые свидетельствуют о психологической открытости, желании продуктивного общения (например, не скрещенные и незамкнутые позиции рук и ног).

Вторые говорят о психологической закрытости, тенденции к отгороженности от ситуации (например, скрещенные руки и ноги).

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения.

Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

· жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения;

· жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, движения руками;

· жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания»;

· жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: почесывания, подергивания отдельных частей тела, касания, похлопывания партнера, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и так далее);

· жесты-аффекторы – жесты выражающие определенные эмоции через движения тела и мышцы лица.

Умение понимать жесты позволит лучше разбираться в людях.

ПРОКСЕМИКА занимается нормами пространственной, временной организации общения. Ее сущность заключается в том, что время и пространство несут смысловую нагрузку в общении.

Основатель проксемики Э. Холл, изучая нормы приближения партнеров, выделил четыре зоны межличностного пространства:

· интимную (0-45 см),

· персональную (45 - 120 см),

· социальную (120 - 400 см),

· публичную (400 - 750 см).

Каждой из них соответствуют особые ситуации общения. Для интимной зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт. Она предназначена для близких людей.

Персональная зона – для друзей, коллег, она предполагает визуальный и аудиальный контакт.

Социальная зона – для общения с группой, например, на лекции.

В визуальном общении используется специфическая знаковая система – это контакт глазами. Его характеристиками являются частота обмена взглядами, направленность и длительность, динамика, статика и другие движения глаз.

Контакт глазами дополняет вербальную коммуникацию - он сообщает о готовности продолжать или прекратить ее, способствует раскрытию внутреннего состояния или, напротив, его сокрытию.

Взгляд партнера может быть:

а) деловым, если не опускается ниже глаз другого человека, сосредоточен в районе лба;

б) социальным, если он направлен на символический треугольник на лице партнера, расположенный на уровне глаз и в области рта;

в) интимный, проходящий через линию глаз и опускающийся на другие части тела;

г) взгляд искоса используется для демонстрации интереса или враждебности.

ТАКЕСИКА (пожатие руки, хлопанье по плечу, поглаживание, прикосновение).

В зависимости от средств общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным.

С помощью естественных органов человека (руки, голова, туловище, голос, связки и так далее) осуществляется непосредственное общение. Оно необходимо человеку для обучения и воспитания и использует имеющиеся от рождения простые и эффективные средства и способы научения: условно-рефлекторные и вербальные.

При опосредованном общении используются специальные средства. Это могут быть как природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и другие.), так и культурные (знаковые темы, печать, радио, телевидение и другие.). Такое общение помогает как усвоению собственных средств, так и совершенствованию на их базе способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению процессом общения.

Прямое общение осуществляется при личных контактах, непосредственном восприятии друг друга, когда человек видит, слышит, чувствует собеседника, реагирует на определенные действия.

Косвенное общение предполагает участие посредников, которыми могут выступать другие люди.

В зависимости от содержания и целей общение можно подразделить на деловое, личностное и целевое.

Деловое общение присутствует в совместной деятельности и направлено на повышение ее качества и продуктивности.

Деловое общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями их совместной деятельности. Содержанием делового общения является обмен информацией и опытом, предполагающий достижение определенной цели и решение конкретной проблемы.

дело

 

собеседник 1 собеседник 2

 

 

Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта.

Деловое общение может проявляться в различных формах: деловые беседы (встречи, переговоры, совещания, дискуссии и так далее), деловые встречи (групповые и с глазу на глаз), публичные выступления (доклады, сообщения, приветствия), собрания, пресс-конференции (брифинги).

Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Деловое общение принято разделять на официальное и неофициальное.

Примером официального общения является доклад начальнику о проделанной за отчетный период работе, выступление на совещании, телефонный разговор на служебные темы и так далее. Особенностями официального общения являются строгий, документальный деловой язык, ограниченность тематики рамками профессиональных задач.

Обычно это стандартизированное, втиснутое в правовые рамки общение, которое со временем может привести к формализму и потере интереса к теме.

Чтобы этого не произошло, следует прибегать к неформальному общению, которое чаще всего происходит в неформальной обстановке. Умение общаться в неофициальной обстановке – важный компонент профессиональной культуры любого специалиста.

Личностное общение связано с психологическими проблемами внутреннего мира человека: познанием себя и себе подобных, отношением к другим людям, к тому, что происходит вокруг, разрешением внутреннего конфликта и так далее.

Целевое общение служит средством удовлетворения специфической потребности, в том числе потребности в общении с людьми.

К другим видам общения можно отнести:

· «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и тому подобные) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

· Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

· Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

· Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

2. Механизмы психологического воздействия и манипулирования в процессе общения

К механизмам психологического воздействия, которые учитываются в процессе общения относятся: идентификация, эмпатия, рефлексия, заражение, внушение, убеждение, подражание.

Идентификация (от лат. Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Это разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Существует тесная взаимосвязь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением – явлением эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание).

Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Только в этом случае имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, эмоциональный отклик на его проблемы. Эмоциональная природа эмпатии проявляется именно в том, что ситуация другого человека, например, партнера по общению, не столько продумывается, сколько почувствуется.

Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения необязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, то это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание его линию поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную – могу строить совсем по-иному.

И тот, и другой аспекты важны. Но оба случая требуют решения еще одного вопроса: как партнер по общению будет меня понимать? От этого будет зависеть наше взаимодействие.

Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (от лат. reflexio – обращение назад). Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Заражение. В самом общем виде его можно определить как бессознательную, невольную подверженность человека определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или, по выражению известного психолога Б.Д. Парыгина, «психического настроя».

Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее её отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма «заражения».

Внушение. Это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. При внушении (суггестии) осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. Внушение производится путем непосредственного прививания психических состояний, причем не нуждается в доказательствах и логике. Внушение – это эмоционально-волевое воздействие.

Убеждение. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Убеждение представляет собой интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.

Подражание. Его специфика, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.

Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.

При общении необходимо учитывать некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.

Основные из них таковы:

· Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

· Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории, и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

· Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные в черты, и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

· Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности распространяется на весь образ человека, а затем общее впечатлениё о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются.

· Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне».

Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

· «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства.

· Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

· Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

· «Эффект последней информации» проявляется в том, что если вы получили негативную последнюю информацию о человеке, эта информация может перечеркнуть все прежние мнения об этом человеке.

В общении как способ самозащиты и обеспечения желаемых привилегий практикуются психологические игры и манипуляции.

Основные из них хорошо укладываются в типологию Э. Берна:

Игра «святая простота». Ее приверженцы стараются умышленно рассуждать наивно, беспомощно; при этом у партнера возникает естественное желание поучать, а вслед за этим - решать проблемы такого игрока. Если это женщина, она может, широко используя афоризм «сила женщины — в ее слабости», полностью переложить на «мужественного» партнера свои профессиональные обязанности.

Игра «меня рвут на части». Сторонники этой игры охотно берут много поручений, включаются в общественную работу, чтобы иметь возможность сослаться на свою «ужасную» перегруженность. При этом многие из них искренне считают, что они незаменимы и «сгорают ради общего дела».

Игра «казанская сирота». В ней используется целый ряд приемов:

1) сотрудник держится подальше от начальства, чтобы потом иметь возможность пожаловаться, что он «позабыт, позаброшен» и его действиями никто не руководит;

2) «казанская сирота» заявляет, что ему никто не хочет помочь — ни руководство, ни коллеги;

3) ссылается на отсутствие у него «права голоса»: «никто меня слушать не хочет»;

4) указывает на непосильность задачи для него («я не Господь Бог», «я академий не кончал», «я слабая женщина»);

5) может спровоцировать на грубость или агрессию со стороны других сотрудников, что дает возможность занять позицию незаслуженно обиженного;

6) слыть остолопом, хронически больным - и так вызывать сочувствие.

Игра «Дитя на работе». Эту манипуляцию разыгрывают некоторые работники, прикидываясь бестолковыми. Про таких говорят: быстрее самому сделать, чем ему что-то объяснить, да еще и переделывать придется. Типичные высказывания манипуляторов этого толка: «Я не профессор», «Я слабая женщина».

Мапипуляция «Обезьяна на шее». Подчиненный обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать автокран. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали - я могу набрать телефон их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давай скажу». Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос», - говорит начальник. На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: «Ну, как, не решили?» Занятый текучкой руководитель машет на него: «Иди, работай, решу». Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос. На управленческом жаргоне поручение, висящее на исполнителе, называется «обезьяна на шее». Можно сказать, что в описанном случае «обезьяна» перескочила на шею начальника.

Манипуляция «Дитя в семье». Во многих семьях эту манипуляцию с выгодой для себя разыгрывают мужья. Достигается это исполнением роли беспомощного «Дитя»: чтобы жена ни поручила (например, сходить в магазин, сделать уборку, позаниматься с ребенком), он делает так, что приходится переделывать. В итоге вся тяжесть домашней работы оказывается взваленной на слабые женские плечи. Неслучайно некоторые женщины, называя число своих детей, включают в него и мужа. В каждой шутке есть доля истины.

Манипуляция «Если бы не было тебя». Разыгрывается в семьях, как женами, так и мужьями. Жена: «Эх, дура я, дура, что вышла за тебя. Вон Сашка, как ухаживал, а сейчас - он большой человек. А ты кто? Молодость мою загубил» и так далее. Цель манипуляции - создать чувство вины у мужа и управлять им. Или муж: «Ты мне для работы никаких, условий не создаешь. Если б не было тебя, давно бы уже диссертацию защитил».

Манипуляция «Домашний мудрец». Член семьи, нередко старший по возрасту, постоянно поучает остальных по всем вопросам. Когда у кого-то что-нибудь не получается, делает замечания: «Надо было сделать иначе...». Когда же его спрашивают: «Скажите, как поступить, мы так и сделаем», отвечает: «А что вам говорить, вы все равно по-своему сделаете». Эта манипуляция имеет целью достижение психологического комфорта, реализуемого прочно захваченной позицией «Родитель», пристройкой сверху к остальным членам семьи.

Манипуляция «Жалко?». Один спрашивает другого: «Как у тебя с деньгами, нормально?» - «Да вроде нормально». – «А я на мели. Одолжи до зарплаты, продуктов не на что купить». Естественный для наших дней диалог. Однако представим, что просящий однажды уже подводил кредитора - очень долго не отдавал долг. Поэтому желания вновь одалживать ему нет. Однако отказать - жестоко: у него семья голодать будет, а у меня деньги лежат без пользы, и представляется возможным сделать доброе дело. Откажу - заслужу репутацию жмота. И даем, хотя и ругаем себя за это.

Манипуляция «Не с вашими возможностями». Рассмотрим манипуляцию, разыгрываемую иногда в магазине. В магазин зашла женщина и направилась к прилавку. Покупателей почти не было. Продавец смерила женщину оценивающим взглядом с ног до головы, что ту несколько смутило, ибо одежда ее была «не очень». Попросила показать электроутюг. «Конечно, этот подошел бы вам больше», - сказала продавец, указывая на самый дорогой. Сказано это было тоном, означающим «Не с Вашим тощим кошельком покупать хороший товар». «Вот именно его я и беру», - вспыхнула в ответ женщина. Конечно, выкладывая последние деньги, она и рада была бы изменить свое решение, но отступить - значит подтвердить правоту позиции превосходства продавца.

 

Date: 2015-09-05; view: 5404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию