Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 1960-1980-х годахВозрождение социологии как научной дисциплины было связано с так называемой «хрущевской оттепелью» и пришлось на конец 1950-х - начало 1960-х годов. В Советском Союзе первоначально возродилась и получила развитие академическая социология, в недрах которой затем возникла заводская социология в форме различных социальных и социологических служб. 1960-е годы характеризовались активным развитием академического направления социологии труда, наиболее известными представителями которого являлись А.А. Зворыкин, А.Г. Здравомыслов, Г.В. Осипов, И.И. Чангли, В.А. Ядов. В центре исследований оказались вопросы взаимосвязи трудовой деятельности человека с его внутренним миром, ценностями, установками. Изучались проблемы мотивации трудовой деятельности, ценностные ориентации работников, их удовлетворенность трудом. Цель проводимых научных изысканий социологи видели в том, чтобы подтвердить идею о необходимости гуманизации труда, приближения трудовой деятельности к реальным потребностям человека. По их мнению, следует приспосабливать не человека к работе, а работу к человеку. Особо следует отметить вышедшую в 1967 г. коллективную монографию «Человек и его работа». Эта книга на многие годы вперед определила направления теоретико-прикладных исследований в социологии труда. Работа была написана на основе результатов многолетних изысканий ленинградских социологов, проводимых под руководством В.А. Ядова, которые сумели опровергнуть большинство устоявшихся тогда представлений о трудовой деятельности. Книга «Человек и его работа» сыграла важную роль в развитии социологии труда. До сих пор трудно найти работы, в которых обобщались бы результаты столь обширных и глубоких изысканий. Новаторской по тем временам была также методика исследований (использование факторного анализа, методики корреляции и др.), которая впоследствии получила широкое распространение в среде как академических, так и заводских социологов. 1960-е годы явились лучшим периодом в истории советской социологии труда. 1970-1980-е годы предоставили социологам значительно меньше возможностей для свободы творчества. Рамки исследовательской деятельности оказались заданными в еще большей степени в силу изменения идеологической модели развития общества. Социализм начинал проявлять свои недостатки, особенно в сфере экономической жизни. Перед социологией была поставлена задача - определить пути улучшения жизни людей в рамках сохранения всех ценностей и завоеваний социализма. В этот период сформировалось несколько центров развития академической социологии труда, каждый из которых занимался более или менее очерченным кругом научных проблем. Ленинградская группа социологов-трудовиков, возглавляемая в те годы В.А. Ядовым, Л.С. Бляхманом, О.И. Шкаратаном. Основные направления исследований - трудовая мотивация и ценностные ориентации, отношение к труду, организация и условия труда, социальная структура работников. Московская школа социологов характеризовалась большим разнообразием направлений исследований и методологических подходов. Наиболее видными представителями этой школы являлись: Г.В. Осипов, В.Г. Подмарков, М.Н. Руткевич (проблемы научно-технического прогресса и социальной структуры работников); Н.Ф. Наумова, Л.А. Гордон (мотивация труда); И.И. Чангли (методологические вопросы труда); А.И. Пригожин (социология организаций и управления); В.Н. Шубкин (социология профессий). Из других региональных центров особо выделялся Новосибирск, который представляли Т.И. Заславская, Р.В. Рывкина (аграрная социология), В.И. Герчиков (социальное планирование), Ф.М. Бородкин (социальные конфликты). Существовал также уральский центр, представители которого - Н.А. Аитов (Уфа, социальное планирование и социология городов), Л.Н. Коган (Свердловск, культура труда).
В этот период происходило и становление заводской социологии, которая своим появлением, несомненно, обязана социологии академической. Первоначально заводские социологи работали в различных службах и отделах, связанных с социальным развитием предприятия. Позже стали возникать специализированные социологические подразделения - отделы, бюро, секторы, лаборатории — как на отдельных предприятиях, так и на уровне отраслей, местных и региональных органов управления. Развитие заводской социологии потребовало определенной методической и организационной базы. В этот период начали создаваться соответствующие научно-исследовательские подразделения в системе академических институтов, социологические лаборатории в вузах, которые вели активную работу по методическому обеспечению прикладных исследований на производстве, принимали участие в проведении этих исследований и внедрении их результатов. Осуществлялась подготовка социологов из числа как студентов и аспирантов, так и уже работающих на предприятиях специалистов - инженеров, экономистов. Большое значение уделялось социологическому образованию руководителей. Расцвет заводской социологии пришелся на 1970-е - начало 1980-х годов.
|