Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взрыв Чернобыльской АЭС





 

В природе химический элемент уран состоит из двух его изотопов: 0,7 % изотоп с атомным весом 235, остальное - изотоп с атомным весом 238. Топливом является только изотоп урана-235. При захвате (поглощении) нейтрона ядром урана-235 оно становиться неустойчивым и практически мгновенно распадается на две, в основном неравные, части с выделением большого количества энергии. В каждом акте деления ядра, энергии выделяется в миллионы раз больше, чем при сгорании молекулы нефти или газа. В таком большом реакторе как Чернобыльский, при работе на полной мощности "сгорает" около четырех килограммов урана за сутки.

 

Обычно в энергетических реакторах используют не природный, а обогащенный уран изотопом-235. Большая часть это уран-238 и потому значительное количество нейтронов поглощается им. Ядро урана-238, после поглощения нейтрона, неустойчиво и через двойной распад превращается в химический элемент плутоний-239, также способный делиться при поглощении тепловых нейтронов как и уран-235. Свойства плутония как топлива отличаются от урана и при достаточно большом накоплении, после длительной работы реактора, несколько изменяют физику реактора. Службы атомной станции периодически проводят замену выработанных топливных элеменов, что учитывается в журналах работы станции.

 

Ничего выдающегося в программе испытаний реактора не было, обычная программа испытаний для проверки состояния турбины и её подшипников. Известность программа получила только в связи с аварией, которая произошла при ее проведении.

Нет никакой технической связи между аварией и программой испытаний. Испытания реактора с одной стороны маскируют проведенную диверсию действиями персонала, а с другой стороны ключевым этапом является последний - остановка реактора в заданное время.

Если бы до испытаний случайно бы произошло автоматическое срабатывание системы защиты, то авария произошла точно так же.

 

Рассмотрев все документы, комиссия расследования не нашла отклонения параметров от нормы, их не было вплоть до нажатия кнопки аварийной защиты (АЗ). Системы централизованного контроля, в частности, программа ДРЕГ, не зарегистрировали до 01 часа 23 минут 40 секунд, до момента нажатия кнопки АЗ, никаких изменений параметров работы реактора приборами и нет технической причины срабатывания системы аварийной защиты в автоматическом режиме без участия оператора.

Комиссия Госпроматомнадзора под председательством Брунша Валерия Оттовича, собрала и проанализировала большое количество материалов и, как написано в докладе, не смогла установить достоверной причины срабатывания АЗ в автоматическом режиме. Таким образом, реактор глушился по окончании работы самим оператором.

 

В 01ч. 23 мин. 40с. зарегистрировано нажатие кнопки АЗ реактора для глушения реактора по окончании работы. Эта кнопка используется как в аварийных ситуациях, так и в нормальных условиях для остановки реактора. Стержни системы управления и защиты (СУЗ) в количестве 187 штук пошли в активную зону и по всем канонам должны были прервать цепную реакцию, но этого не произошло.

В 01ч. 23 мин. 43с. зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности и по уменьшению периода разгона реактора (большая скорость увеличения мощности). По этим сигналам должна сработать система СУЗ и стержни АЗ должны идти в активную зону, но они уже идут от нажатия кнопки АЗ. Появляются другие аварийные признаки и сигналы: рост мощности, рост давления в системе охлаждения и т.д.

В 01ч. 23 мин. 47с. произошел взрыв, сотрясший всё здание, и через 1-2с, еще более мощный взрыв. Стержни АЗ остановились, не пройдя и половины пути. В такой будничной обстановке реактор РБМК-1000 четвертого блока ЧАЭС был взорван с помощью кнопки аварийной защиты (АЗ) за семь секунд. Операторы станции в принципе не могли ничего сделать.

 

Реактор РБМК геометрически большой. Отдельные его части могут вести себя как самостоятельные реакторы. При срабатывании АЗ, когда одновременно в зону идет большое количество стержней, в нижней части зоны стержнями может создаться локальная критическая масса и произойти ядерный взрыв.

 

Когда стержень системы защиты ещё находится в промежуточном положении, вода из нижней части канала уже вытеснена и начинается активизация работы топлива в нижней части. Т.е., при движении стержней вниз, на начальном этапе глушения реактора, они наоборот начинают разгонят реактор и лишь потом его глушат. При большом запасе реактивности, система аварийной защиты (АЗ) справляется со своим назначением. При малом запасе, не справилась. Может вноситься положительная реактивность и согласно расчетам после аварии, величиной "до одной бета". Только через 5...6 секунд защита начинает выполнять своё назначение и глушит реактор. Реактор взорвался на седьмой секунде.

Справка: "Величиной до одной бета" - имеется ввиду коэффициент размножения нейтронов больше единицы. О физических принципах работы ядерного реактора смотрите на странице в сети [1].

26 апреля 1986 г., после нажатия кнопки АЗ, защита сработала в полном объеме и взорвала реактор.

 

В 1975 г. на первом блоке Ленинградской АЭС, при выходе на мощность после срабатывания АЗ, произошла авария с разрывом технологического канала из-за перегрева небольшой части активной зоны. Уменьшить в этой части мощность путем погружения стержней здесь и извлечения в других местах не представлялось возможным.

После аварии комиссия сотрудников ИАЭ и НИКИЭТ обследовала реактор и в 1976 г. сформировала рекомендации по улучшению характеристик РБМК, которые легли в основу мероприятий по последующей модернизации станций подобного типа, но модернизацию так и не провели, а о нештатной работе АЗ стало известно [2].

 

Таким образом, за 10 лет до Чернобыльской аварии научные работники ИАЭ - Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова и НИКИЭТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники им. Н. А. Доллежаля в Москве знали о том эффекте, который возникает при опускании стержней АЗ и разгоне реактора на начальном этапе его остановки. Техническое обоснование для модернизации положено на бумагу и конечно стало известно заинтересованным лицам в СССР и США, у которых было достаточно времени для проверки и математического моделирования аварии. Они могли математически рассчитать образование локальной критической массы в нижней части активной зоны и при определенном составе топлива спрогнозировать его взрыв.

 

Разгон реактора, который случился в ночь на 26 апреля, был принципиально невозможен при штатном содержании топлива. То есть, если бы топливо реактора соответствовало регламенту, то такого разгона реактора ни в коем случае не было, и он бы не взорвался.

В активнную зону было умышленно дополнительно внедрено горючее внештатного состава - с атомных подводных лодок с большой наработкой плутония 239. Информация об этом сегодня открыто опубликована физиком-ядерщиком Николаем Кравчуком. Николай Кравчук закончил кафедру теории атомного ядра физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и его выводы рецензировались профессором, доктором технических наук И.А.Кравцом и доктором физико-математических наук В.А.Вышинским.

С 1 по 23 апреля 1986 года «состояние активной зоны реактора существенно изменилось. Такие изменения произошли не случайно, а в результате хорошо спланированных, заранее реализованных действий», пишет Кравчук. На четвёртом энергоблоке содержалось максимальное количество радиоактивных материалов на 1.500 Мки. К моменту испытаний реактор находился в крайне неустойчивом состоянии с падениями мощности. Кроме того, в некоторых ячейках реактора находилось более высокообогащённое топливо с атомных подводных лодок (плутоний-239). [3], [4].

Таким образом, юристам необходимо зафиксировать вывод технических специалистов:

Небольшая часть активной зона реактора взорвалась в результате погружения графитовых стержней для остановки реактора. Вместо снижения активности зоны произошел резкий рост активности на начальном этапе погружения стержней при нештатном топливе в реакторе, что и стало технической причиной взрыва ядерного реактора. Сам факт загрузки нестандартных активных элементов создал условия для взрыва станции, а остановка реактора после проведенного эксперимента, стала спусковым механизмом для взрыва. Аварийная защита (АЗ) стала разгонным устройством.

Рис. 1. Чернобыльская атомная электростанция (ЧАЭС) после взрыва.


Радиоактивное заражение местностии поражение населения


"Взрыв ядерной станции убьёт сотни, а от радиоактивного заражения погибнут миллионы" и этот тезис понятен всем военным и людям с высшим техническим образованием. Потому необходимо этот этап диверсии рассмотреть отдельно и он наиболее нагляден.

Николай Чечеров, который 20 лет исследовал внутренние части реактора - с 1986 по 2005 год, дал интервью где рассказал, что ему и другим исследователям удалось осмотреть практически все помещения четвертого блока - центральный зал и все помещения под реактором. Он сообщает следующее: "Нам удалось обследовать все места скопления топливосодержащих расплавов, и стало ясно, что расплавы попали в бассейн-барботер (емкость, предназначенную для приема пара в случае аварии). Никакого парового взрыва, которого так опасалась правительственная комиссия, не произошло. В шахте реактора и в помещении под ним также никаких следов взрыва не обнаружено. Видимые разрушения, то есть те, которые мы своими глазами видели, говорят, что взрыв произошел прямо в центральном зале. Взрыв был один, и он был ядерный", - говорит ученый.


Учёный сообщает, что при осмотре шахты оказалось, что она пуста. "Более того, в ней мы не обнаружили никаких следов горения, даже краска на металлоконструкциях была цела". Чечеров утверждает, что все сообщения в газетах о том, что графит в реакторе горел чуть не две недели, - абсолютные выдумки. "Это всё от незнания того, что графит реактора РБМК не горит! Эта легенда была нужна, чтобы декларировать существование активной зоны в шахте", - сказал он.

"Нам, человечеству в целом, конкретным странам и большей части людей, оказавшихся в зоне действия последствий ядерной аварии, удалось пережить ядерную катастрофу. С трудностями, с потерями, с огромными моральными и психологическими издержками, но все-таки пережить. Тут ведь еще важно осознать, что это был один из крупнейших реакторов в мире, и, видимо, реакторной аварии страшнее чернобыльской на планете в принципе быть не может", - считает Николай Чечеров [5].


Произошедший ядерный взрыв части активной зоны реактора выбросил до самой стратосферы много десятков тонн радиоактивных веществ и этот выброс, независимо от событий на ЧАЭС, должен был быть зафиксирован всеми другими службами гражданской обороны и военными частями.

Военно-политическая ситуация по состоянию на 1986 год была такова, что США буквально угрожали СССР ядерным нападением. Силы и средства Гражданской обороны находились на самом высоком уровне готовности, чего не было никогда ранее и нет с тех пор.

Военные части стратегических ракет и ракет средней дальности в Белоруссии и на Украине вели мониторинг радиационной обстановки в автоматическом режиме и вне зависимости от наличия или отсутствия информации об аварии на ЧАЭС они должны были реагировать самостоятельно и они реагировали. Военные фиксировали уровни радиации и понимали это как начало ядерной войны с немедленным приведением частей в высокую степень боевой готовности и проводили мероприятий для защиты от оружия массового поражения в местах своей дислокации на всех территориях выпадения радиоактивных осадков.

Каждая часть самостоятельно начинала мероприятия по защите от оружия массового поражения - все смены ракетчиков были одновременно закрыты в подземных отсеках с автономным жизнеобеспечением, а жены и дети оставались на поверхности со всеми вытекающими для них последствиями и ужасом отцов и мужей - офицеров под землёй.

Военные отлично знают, что такое радиоактивное заражение и на сколько важна скорость принятия мер по защите населения, т.к. максимальные уровни радиации в первые часы после ядерного взрыва и выпадения осадков.

Уровень излучения радиоактивных осадков сильно зависит от времени, прошедшего с момента взрыва. Это обуславливается периодом полураспада и в первые часы и дни уровень излучения падает довольно сильно за счет распада короткоживущих изотопов, составляющих основную массу радиоактивных осадков. Далее уровень радиации падает очень медленно за счет частиц с большим периодом полураспада. Скорость падения уровней радиации известен всем выпускникам средней общеобразовательной школы СССР из курса начальной военной подготовки и в современных единицах измерения выглядит как показано на рисунке 2. Падение уровня радиации происходит по экспоненте.

Рис. 2. "Правило семи/десяти", что учат в школе и в армии.

 

По состоянию на 1986 год в СССР действовали инструкции для населения и сил гражданской обороны, содержание которых хорошо всем известно вплоть до наглядной агитации на стендах в каждой школе и в организациях:

1. П.Ф.Владимиров и др. Это должен знать и уметь каждый / 4-е изд., доп. — М.: Советская Россия, 1975. – 48 с.: ил. – (Гражданская оборона СССР), URL: https://cloud.mail.ru/public/c76be9d4dd7b/GO_USSR-1975.djvu

2. В.И. Королев. Это должен знать и уметь каждый: Памятка для населения / 6-е изд., доп. — М.: Воениздат, 1984, URL: https://cloud.mail.ru/public/af6b4a21848f/GO_USSR-1984.djvu


Таким образом, скорость действий сил и средств Гражданской обороны имеет решающее значение для выживания населения. Потому военные немедленно информировали штабы об уровнях радиации в местах своей дислокации и руководители в Москве знали ситуацию об уровнях радиоактивного заражения с первых минут выпадения радиоактивных осадков. Средства Гражданской обороны фактически не задействованы и произошло максимальное поражение населения, умысел очевиден.

Журналист Игорь Осипчук беседовал с полковником В.Мусиец, командиром в/ч 74939 ЗГРЛС «Чернобыль-2» - станция радиоразведки и слежения за пусками баллистических ракет США. Вопрос: -"Чернобыль-2" и ЧАЭС построили всего лишь в девяти километрах друг от друга - нет ли в этом практического смысла?

Ответ:-"...От Чернобыльской атомной к нам провели линию электропередач. Энергию мы получали и от ЛЭП, шедшей со стороны Киева.
О Чернобыльской катастрофе мне сообщили через пару часов после взрыва реактора. Сразу же с начальником химзащиты майором Шевченко мы помчались в Припять, измеряя по пути уровни радиации, а затем по просьбе руководства города занимались измерениями в Припяти и на промбазе. Часов в 11 утра я распорядился отключить наш объект - система вентиляции засасывала вместе с воздухом радиацию, это привело бы к выходу из строя электронно-вычислительной техники. После этого "Чернобыль-2" ни разу не работал.

... После Чернобыльской катастрофы гражданское население городка эвакуировали в тот же день, что и Припять... (Другие части остались на зараженных территориях и женщин с детьми своевременно не эвакуировали).


Вопрос: -"Как часто Вы передавали результаты наблюдений на командный пункт? Ответ: Что касается "Чернобыля-2", то информация отсюда постоянно передавалась в «Солнечногорск-25» Центр Подготовки Специалистов Подразделений Связи Специального Назначения СА, так как объект официально не был еще на боевом дежурстве. Это планировали сделать в конце 1986 года, но помешала Чернобыльская катастрофа. Объект "Чернобыль-2", как часть системы противоракетной и противокосмической обороны войск ПВО, был создан с единственной целью - зафиксировать ядерное нападение на СССР в первые две-три минуты после запуска БР." [6].

Если военный специалист будет планировать ядерный удар и радиоактивное заражение местности, то он воспользуется розой ветров для данного региона в заданный период времени. Для европейской части СССР господствующие ветра дают перспективу радиоактивного заражения местности, которую специалист представит графически. Таким образом, в результате террористического акта и радиоактивного заражения местности планировалось убить население на территориях, которые обозначены на рисунке ниже красным цветом.

Рис. 3. Господствующие ветра над Европой в период с января по июль. Красным цветом обозначена планируемая зона радиоактивного заражения. Черным кружком показана Чернобыльская АЭС.

 

 

Фактически произошло неожиданное для тех, кто планировал теракт, диверсию. После взрыва ветер отправил радиоактивные осадки на север и максимальные уровни радиации от короткоживущих изотопов стали выпадать к северу, и далее на запад, выпали на Европу. Итоговая картина заражения показана на карте ниже (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Радиоактивное заражение европейской части континента. Белым цветом показаны зоны, по которым нет данных.

 

Тоже самое, с указанием величины загрязнений.

 

Рис. 5. То же, что и на рис. 4, с указанием распределениях загрязнения в Кюри.

 

Состав радиоактивного заражения местности после распада короткоживущих радиоактивных элементов показан в таблице на рисунке 6.

 

Рис. 6. Состав радиоактивных элементов в радиоактивном заражении после взрыва Чернобыльской АЭС.

 

Фактически пострадало всё северное полушарие планеты и постепенно радиоактивное заражение распространилось на всю планету. Медики отмечают резкий рост раковых заболеваний как результат радиоактивного заражения местности [7].

 

 

Date: 2015-09-05; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию