Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности общения и развития личности ребенка





При обращении к проблеме личности, приходится стал­киваться с неоднозначным пониманием этого термина, а также с многообразием его характеристик.

Личность рассматривается в свете разных наук: психо­логии, социологии, педагогики, философии и др. Это иногда при­водит к потере психологического содержания данного понятия.

Отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинш­тейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович и др.) в качестве домини­рующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного про­изводства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществ­ляется развитие их способностей, формирование личности.

В понятие «личность» включают различные характери­стики: социальность, творческая активность, нравственность, система Я, мера ответственности, мотивационная направлен­ность, целостность и т.д.

Выдающиеся представители отечественной психологии от­мечают, что приобщение ребенка к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, происходит не пассивно, а активно,в процессе деятельности, от характера которой и от особенностей взаимоотношений, складывающихся при этом у ребенка с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования личности.

Таким образом, врожденные свойства организма и его со­зревание являются необходимым условием формирования лич­ности, но не определяют ни ее содержания, ни ее структуры.

Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, «личность не есть целост­ность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся» [15].


 


Игротерапия общения

Человек развивается как личность именно в ходе его дея­тельности. Хотя в целом личность представляет собой резуль­тат онтогенетического развития, появляясь на его определен­ных ступенях, но как качество, которое выражает обществен­ную сущность человека, личность начинает формироваться с рождения в результате общения с близкими взрослыми.

Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, необходимо обратиться к исследованиям Л. И. Божович, в которых она отмечала, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворенности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3-х лет, 7-ми лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении.

Общение — есть процесс взаимодействия конкретных лич­ностей, определенным образом отражающих друг друга, отно­сящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющий­ся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).

Очень важно для развития будущей личности ребенка, что­бы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопере­живание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способ­ствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развить негативные черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и др. Гиперопека препятствует становлению творческой незави­симой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуве­ренности в себе.

Многими авторами изучалось влияние конфликтов в суп­ружеских отношениях на развитие ребенка: исследовались не-


 


Особенности общения

посредственно детско-родительские отношения, типы воспита­ния в семье, позволяющие говорить о дисгармонии семейного воспитания.

Это дало возможность выделить четыре родительские уста­новки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведени­ем детей прослеживается определенная зависимость: «приня­тие и любовь» порождают в ребенке чувство безопасности и спо­собствует гармоничному развитию личности, «явное отверже­ние» ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию.

Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых дней жизни малыша происходит становле­ние его личности. Контакты со взрослыми решающим образом определяют направление и темпы развития ребенка. Именно в процессе общения он получает разнообразную и необходимую ин­формацию.

Генезис общения ребенка со взрослым и сверстником

С самого рождения ребенок постепенно овладевает соци­альным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, че­рез игрушки и предметы, окружающие его, через речь и т.д. Са­мостоятельно постичь суть окружающего мира — задача, непо­сильная для ребенка. Первые шаги в его социализации совер­шаются при помощи взрослого. В связи с этим возникает важ­ная проблема — проблема общения ребенка с другими людьми и роль этого общения в психическом развитии детей на разных генетических ступенях. Исследования М. И. Лисиной и других показывают, что характер общения ребенка со взрослыми и свер­стниками изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального кон­такта, то контакта в процессе совместной деятельности, то ре­чевого общения. Развитие общения, усложнение и обогащение его форм, открывает перед ребенком все новые возможности ус­воения от окружающих различного рода знаний и умений, что


 
 


\


Игротерапия общения


Особенности общения


 


имеет первостепенное значение для всего хода психического развития и для формирования личности в целом.

Взаимность в общении со взрослыми начинает проявляться у младенцав2 месяца. Малыш развивает особую актив­ность, стараясь привлечь внимание взрослого, чтобы самому стать объектом такой же активности с его стороны. Эту первую в жизни ребенка форму общения со взрослыми М.И.Лисина на­звала ситуативно-личностной или непосредст­венно-эмоциональной. Ее появлению предшествует немалая работа и взрослого, и ребенка. Новорожденный прихо­дит в мир без потребности в общении и без умения общаться. С первых дней его рождения взрослый организовывает атмос­феру общения, налаживает с малышом сигнальную связь, по­стоянно переделывает его поведение, выделяя и усиливая в нем одни действия, приглушая и оттормаживая другие.

К 2-2,5 месяцам у ребенка под влиянием воздействий взрос­лого и при его помощи складывается коммуникативная потреб­ность со всеми четырьмя ее признаками: интересом к взросло­му, эмоциональным отношением к нему, интенсивностью в на­лаживании контактов со взрослыми и чувствительностью к его оценкам. Эта первая форма проявляется в виде «комплекса оживления», т.е. эмоционально положительной реакции ребен­ка на взрослого, сопровождающейся улыбкой, активными дви­жениями, вокализацией, фиксированием взглядом лица взрос­лого и прислушиванием к его голосу. Все это свидетельствует о том, что ребенок перешел на новый этап развития. Контакт с родителями необходим ему, младенец активно требует общения. Благодаря взрослому, малыш открывает окружающие предме­ты, познает свои возможности, особенности окружающих его людей и развивает собственные отношения к ним.

Ситуативно-личностная форма общения является в младен­честве ведущей деятельностью, т.е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Изоляция, дефи­цит эмоциональных контактов со взрослыми могут привести к необратимому недоразвитию детей. Именно в эмоциональных контактах у ребенка возникают стремление поделиться со взрос­лыми своими переживаниями и способность сопереживать ему. Оформляются аффективно-личностные связи между ними, кото-

= 8 =


рые могут обеспечить формирование доброго отношения ребенка к людям, к окружающему миру и воспитать уверенность в себе.

Помимо доброжелательного влияния взрослого, младенцу важно практическое сотрудничество с ним. И к концу первого полугодия жизни возникает ситуационно-деловая форма общения со взрослым. Общение теперь включается в практическую деятельность малыша и как бы обслуживает его «деловые интересы».

Вторую половину младенчества отличают качественные из­менения в отношениях ребенка к окружающему миру, различ­ные формы подражания, проявление ненасытной потребности в манипуляциях предметами, которые Л. С. Выготский опреде­лил как «период активного интереса».

Основное новообразование младенческого возраста — это переход первоначального сознания психической общности — «ПРА - МЫ», к возникновению сознания собственной личнос­ти — «Я».

Первые акты протеста, оппозиция, противопоставление себя другим — вот те основные моменты, которые обычно описыва­ют как содержание кризиса первого года жизни.

Первый год жизни — становление субъекта, сделавшего первый шаг на пути формирования личности. Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. Малыш требует внимания и признания со стороны взрослого.

В младенчестве ребенок относится к сверстнику, как к очень интересному предмету: изучает и ощупывает его, не видит в нем человека. Но даже в этом возрасте взрослый может способство­вать воспитанию у ребенка по отношению к сверстникам таких качеств личности, как сочувствие, эмпатия и т.п.

От года до трех лет наступает новый этап в развитии лично­сти ребенка — раннее детство. Деятельность ребенка со стороны взаимоотношений со взрослыми может быть охаракте­ризована как совместная деятельность. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, и предметное действие ребенка становится совместным действием его и взрослого, в ко­тором элемент содействия взрослого является ведущим.


 


Игротерапия общения


Особенности общения


 


Содержание потребности в сотрудничестве со взрослым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей из­менения. В первые год-полтора, на доречевом уровне развития, им требуется помощь в предметных действиях. Позже, на рече­вом уровне, стремление к сотрудничеству получает новый отте­нок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи старшего. Теперь он хочет действовать, как взрослый, и следуя примеру и образцу, копировать его.

В это время происходит важное событие в развитии личнос­ти ребенка — он начинает отделять безусловно положительное общее отношение взрослого к себе от оценки им своих отдель­ных действий. Однако многие замечания взрослого ребенок этого возраста игнорирует. При действиях с предметами дети чрез­мерно уверены в себе. Они смелы, и их надо оберегать, но ра­зумно. Это время оформления инициативности и самостоятель­ности, которому могут помешать избыточные ограничения. Вместе с тем ребенок становится и сосредоточенным наблюда­телем: он внимательно слушает наставления старших, пытает­ся подчинить свое поведение их советам.

В рамках такой формы общения со взрослым, действуя по его образцу, в условиях делового сотрудничества с ним, дети ов­ладевают и речью.

Ситуативно-деловая форма общения играет очень важную роль в формировании личности ребенка. Задержка на непосред­ственно-эмоциональном этапе общения со взрослым чревата за­держками в развитии малыша, трудностями адаптации к новым условиям жизни.

К трем годам ребенок уже может самостоятельно есть, умы-ваться, одеваться и делать многое другое. У него возникает по­требность действовать независимо от взрослых, без их помощи преодолевать некоторые трудности даже в сфере пока недоступ­ной. Это находит свое выражение в словах «Я САМ».

Возникновение стремления к самостоятельности означает одновременно появление новой формы желаний, непосредствен­но не совпадающих с желаниями взрослых, что, в частности, подтверждается настойчивым «Я ХОЧУ».

Противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоцио-

- 10 -


нальные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения, при­водя к обострению кризиса трехлетнего возраста.

Центральным новообразованием трех лет Л. И. Божович счи­тает появление «СИСТЕМЫ Я», которая порождает потребность действовать самому. Развивается самосознание ребенка, что име­ет очень важное значение для становления его личности.

Сформированность «СИСТЕМЫ Я» способствует появлению самооценки и связанного с ней стремления соответствовать тре­бованиям взрослых.

Наличие кризиса свидетельствует о необходимости созда­ния новых отношений ребенка и взрослого, иных форм обще­ния.

В раннем детстве не только старший влияет на развитие личности ребенка. Наступает момент, когда ребенок стремится к общению с другими детьми. Опыт общения со взрослыми во многом предопределяет общение со сверстниками, реализуется в отношениях между детьми.

В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно ком­муникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства (в конце второго—начале третьего года жизни) и имеет форму эмоционально-практического общения. Главная цель этого общения -^ соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

Взрослый в этот период должен разумно корректировать такое общение.

Эмоционально-практическое общение со сверстниками спо­собствует развитию таких личностных качеств, как инициати­ва, свобода (независимость), позволяет ребенку увидеть свои возможности, помогает дальнейшему становлению самосозна­ния, развитию эмоций.

В первой половине д о ni к о л ь н о г о д етств а (3-5 лет) у ребенка наблюдается новая форма общения со взрослым, кото­рая характеризуется их сотрудничеством в познавательной

~ 11 =


V


 


 


Игротерапия общения


Особенности общения


 


деятельности. М. И. Лисина называла это «теоретическим со­трудничеством». Развитие любознательности заставляет малы­ша ставить перед собой все более сложные вопросы. «Почемуч­ки» обращаются к взрослому за ответом или за оценкой собствен­ных размышлений. На уровне внеситуат ив н о -п о з н а -вательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляют повышенную чувствитель­ность к их отношению. Ребенок неуверен, боится, что над ним будут смеяться. Поэтому взрослому необходимо серьезно отно­ситься к вопросам ребенка, поддерживать его любознательность.

Отношение родителей к успеху и неуспеху ребенка в различ­ных творческих или в других областях способствует формирова­нию у ребенка самооценки, притязания на признание. Переоцен­ка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверстниками, на особенности его личности.

Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкать­ся в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым рас­плакаться по любому поводу или начать фрустрировать и вы­плескивать свою агрессию на сверстников.

Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступить в контакт с окружающими детьми и дру­гими взрослыми.

Общение со сверстниками становится все более привлека­тельным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде. Взаимо­отношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и про­игрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки еще остается взрослый. Переход от соучастия к сотрудничеству представляет заметный прогресс в сфере ком­муникативной деятельности со сверстниками.

В рамках ситуативно-делового общения ребенок жадно стре­мится стать объектом интереса и оценки своих товарищей. Он чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, забывая о товарище. М. И. Лисина называла это феноменом «не­видимого зеркала».

= 12 =


Позже ребенок начинает видеть и особенности сверстника, фиксируя, однако, в основном негативные проявления. Ребенок стремится утвердиться в своих лучших качествах, возникает по­требность в признании и уважении ровесника.

Отставание в развитии этой формы общения сильно влияет на становление личности ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, у них возникает пассивность, замкнутость, враждебность, агрессивность. Взрослый должен своевременно увидеть проблему ребенка, чтобы помочь предотвратить задер­жку общения.

В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения со взрослыми — внеситуативно-лич­ностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрос­лом мире, для дошкольника важно знать — «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребе­нок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.

Ребенок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспита­ния, обучения и подготовки детей к школе. Но и сам дошколь­ник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаи­моотношений.

Ребенок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование приводит к кризису семилетнего возраста. У ребенка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их дея­тельности. Школьное обучение реализует это стремление, од­нако окружающим взрослым необходимо понимать особеннос­ти нового этапа в развитии личности ребенка, относиться к нему не как к дошкольнику, а дать больше самостоятельности, раз­вивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ре­бенка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к зани­маемому им положению в жизни.

= 13 =


 


Игротерапия общения


В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников — жажда сотрудниче­ства, которая возникает в более развитой форме игровой деятель­ности — в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их послед­ствий, развитию произвольного, волевого поведения, что явля­ется необходимым условием для последующей учебной и тру­довой деятельности.

К 6-7 годам старший дошкольник переходит к новому виду деятельности - к учебной. Возникает вопрос о возможности со­вершить такой переход в оптимальных формах.

Психологическая готовность ребенка к обу­чению в школе — это сумма всех его достижений за пред­шествующие периоды психического созревания.

Проблемой готовности ребенка к школе занимаются многие исследователи в разных направлениях, с разными подходами. Обобщая материал исследований, можно выделить некоторые показатели психологической готовности к школьному обуче­нию:

1) готовность психических процессов, т.е. определенный
уровень их развития (начальные формы словесно-логичес­
кого мышления; определенная степень произвольности и
опосредованности психических процессов: внимания,
памяти и пр.; начальные формы контекстной речи, раз­
витие всех сторон речи и в том числе ее форм и функций);

2) эмоционально-мотивационная готовность (наличие позна­
вательного мотива, потребности в общественно значимой
и общественно оцениваемой деятельности; эмоциональ­
ная устойчивость, отсутствие импульсивности);

 

3) наличие произвольности, волевого поведения;

4) с ф о рмир о в ан н о с т ь общения.

Сформированность общения является очень важным пока­зателем, так как именно он представляет собой фактор разви­тия других показателей готовности к школьному обучению. А. В. Запорожец, Д. В. Эльконин и их сотрудники большое вни­мание уделяли исследованию общения ребенка и его роли в пси-

= 14 =


хическом развитии. Так, предлагаемый Е. Е. Кравцовой нетра­диционный подход к решению актуальной проблемы психоло­гической готовности ребенка к школьному обучению показы­вает, что за схемами интеллекта стоят формы сотрудничества со взрослым и сверстником. Автор практически доказала зна­чение сюжетно-ролевой игры для формирования навыков и но­вых форм общения, отметила необходимость существования игр с правилами для созревания психических процессов и развития эмоционально-волевой сферы будущего школьника.

Игра и общение

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ве­дущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребен­ка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Этому способствует игровая и различные виды продуктив­ной деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), а также начальные формы трудовой и учебной деятельности. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется:

1. Развивается мотивационно-потребностная сфера:
возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы при­
обретают более важное значение для ребенка, чем личные
(происходит соподчинение мотивов).

2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эго­
центризм:

ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя й т.п., учитывает особенности его поведения, его пози­цию. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа — партнера по игре. Это помо­гает ориентироваться во взаимоотношениях между людь­ми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника.


 


Игротперапия общения

3. Развивается произвольность поведения:

разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эта­лону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотноше­ний людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соот­ветствии с социальными образцами. Это помогает ребен­ку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

4. Развиваются умственные действия:

формируется план представлений, развиваются способно­сти и творческие возможности ребенка.

Сформированность сюжетной игры у дошкольника позво­ляет воссоздать в активной, наг ля дно-действенной форме неиз­меримо более широкую сферу действительности, далеко выхо­дящую за пределы личной практики ребенка. В игре дошколь­ник и его партнеры с помощью своих движений и действий с игрушками активно воспроизводят труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т.д.

С точки зрения Д. Б. Эльконина, «игра социальна по свое­му содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т.е. возникает из условий жизни ребенка в обществе» [27, 32].

Социальная обусловленность сюжетно-ролевой игры осуще­ствляется в двух планах:

1) социальность мотивов;

2) социальность структуры.

Дошкольник не может реально участвовать в производствен­ной деятельности взрослых, что порождает у ребенка потреб­ность воссоздать мир взрослых в игровой форме. Ребенок сам хочет водить машину, готовить обед, и это становится ему по силам благодаря игровой деятельности.

В игре создается мнимая ситуация, используются игрушки, копирующие реальные предметы, а затем и предметы - замес­тители, которые благодаря своим функциональным признакам дают возможность заменить реальные предметы. Ведь главное для ребенка заключено в действиях с ними, в воссоздании взаи­моотношений взрослых: все это приобщает дошкольника к со­циальной жизни, дает возможность стать как бы ее участником.

Социальность структуры и способов существования игровой


Особенности общения

деятельности впервые отметил Л. С. Выготский, который Под­черкнул опосредующую роль речевых знаков в игре, их важное значение для специфически человеческих психических функ­ций — речевого мышления, произвольной регуляции действий и т.д.

Ребенок.- дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей, которые сложились у него, благодаря влиянию взрослых, родителей. Дошкольник подражает близ­ким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. И все это переносится на игровую дея­тельность, на общение со сверстниками, формирует личные ка^ чества ребенка.

Содержание, сюжеты игры, предпочитаемые ребенком, осо­бенности его речи позволяют предположительно установить тип общения дошкольника в семье, внутрисемейные интересы и отношения.

Поощрительное отношение к игровой деятельности со сто­роны родителей имеет большое позитивное значение для разви­тия личности ребенка. Осуждение игры, стремление родителей сразу переключить ребенка на учебную деятельность, порож­дает у дошкольника внутриличностный конфликт. У ребенка возникает чувство вины, которое внешне может проявиться в реакциях страха, низком уровне притязаний, вялости, пассив­ности, способствует появлению чувства неполноценности.

Конфликты между родителями или прародителями в семье находят свое отражение в сюжетно-ролевой игре дошкольника.

В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразнымконкретным ситуациям. В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелатель­ного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от лич­ных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Не­редко между ними возникают конфликты, когда каждый отста­ивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина,

2-2992


Игротерапия общения


Особенности общения


 


длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.

В группе сверстников постепенно складываются обществен­ное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно вли­яют на развитие личности ребенка.

Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздер­жаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное положе­ние, которое выражается в том, как к нему относятся сверстни­ки. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зави­сит от многих причин: его знаний, умственного развития, осо­бенностей поведения, умения устанавливать контакты с други­ми людьми, внешности и т.д.

Сверстники объединяются в игре, в большей степени учи­тывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет вы­полнять, попадает непопулярный ребенок.

Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся свер­стники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержани­ем и т.д. В этом возрасте взаимоотношения с ровесниками в не­которых случаях становятся для ребенка более важными, чем взаимоотношения со взрослыми. Дошкольник стремится утвер­диться в своих лучших качествах в коллективе сверстников.

, Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии со взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступ­ками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной сто­роной, тем что в ней изображается. В процессе реальных взаимо­отношений, разворачивающихся по поводу игры — при обсуж­дении содержания, распределении ролей, игрового материала и т.п. — дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Как показали исследования С. Н. Карповой и Л. Г. Лысюк [13; 17], отношения по поводу игры способствуют развитию у детей нрав-

- 18 -


ственных мотивов поведения, возникновению «внутренней эти­ческой инстанции».

Характер реальных взаимоотношений, складывающихся между детьми в связи с игрой, в значительной мере зависит от особенностей поведения «вожаков», оттого, какими путями они добиваются выполнения своих требований (улаживая, догова­риваясь или прибегая к физическим мерам).

В исследованиях Л.Г.Лысюк рассматривается усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отноше­ниях. Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на ста­новление личности ребенка, способствуют развитию таких лич­ностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п. Осо­бое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявля­ются усвоенные нормы и правила поведения, которые состав­ляют основу нравственного развития дошкольника, формиру­ют умение общаться в коллективе сверстников.


 


 


 


 


 


 


Date: 2015-09-05; view: 2348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию