Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства общения





Главные особенности общения определяются целями и задачами, которые решаются людьми в этом процессе, а также используемыми средствами общения.

Средства общения. В процессе общения используются различные средства передачи информации, установления и поддержания контактов людей друг с другом. В психологии средства общения подразделяют на вербальные (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальные (неречевыми). Все они при общении несут в себе определенную информацию.

К вербальным средствам общения относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Слово является главным средством при передаче информации в общении людей. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта. Благодаря общению с помощью языка происходит обмен мыслями, передача информации, формируется логическое мышление. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его нейрофизиологических и психологических механизмов.

Речь - это вербальная коммуникация, т е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов). Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Первым этапом речи является построение смысловой основы речевого высказывания, т.е. осмысление того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап - построение синтаксической структуры предложения, на котором создается общая конструкция фразы в определенной грамматическая форме, идет поиск нужных слов и выражений для наиболее точного выражения мысли. На третьем этапе осуществляется непосредственная передача речевого высказывания в письменном или устном виде. Таким образом, развертывается процесс, в ходе которого человек кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации.

Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Передача информации при помощи вербальных средств общения может иметь различную форму – беседа, спор, дискуссия, переговоры, дебаты, полемика, лекция.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Первой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Произнесение монологов, гораздо эффективнее преобразовать в форму вопросов и использовать их в беседе, получая ответную информацию. Сам факт вопроса является показателем желания участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее развитие.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи - афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других - нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих - утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.

Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где люди обмениваются вербальными сообщениями. В общение оказываются закономерно включены эмоции и чувства общающихся людей, которые определенным образом относятся к передаваемой информации, к участникам общения, ко всей ситуации общения. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание образует особый, невербальный аспект коммуникативного процесса и выражается в экстра- и паралингвистическом сопровождении речи.

Невербальные (экспрессивные) средства общения сопутствуют использованию вербальных и могут использоваться как самостоятельные. К ним относятся: мимика, жестика, таксика, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальный контакт.

Экспрессивное поведение человека – это сложное социально-психологическое явление. Оно включает в себя систему действий с использованием невербальных средств общения. Современные психологические исследования показали, что экспрессивный репертуар человека и психологические особенности его личности представляют собой целостное единство. Элементы экспрессивного поведения имеют социокультурные особенности. Они усваиваются человеком в процессе социализации. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% актов передачи информации осуществляется за счет невербальных средств общения.

Особенностью невербальных средств общения является то, что их использование обусловлено работой подсознания. На этот процесс невозможно влиять, невозможно рационально изменять импульсы подсознания, поэтому информация, переданная при помощи невербальных средств общения, является наиболее достоверной.

В современной психологии существует классификация всех невербальных средств общения, которые являются знаковыми системами невербальной коммуникации (Лабунская В.А., 1989). В этой классификации выделяется четыре основных типа невербальных средств общения: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт. (Таблица Неверб средства общения Лабунская).

Паралингвистика - это невербальные средства общения, определяющие ритмико-мелодическую структуру речи. К паралингвистическим средствам общения относятся: качество, высота, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр, ритм, вокализация (смех, плач, зевота, вздохи и т.д.). Например, голос, в котором отражается эмоционально-напряженное состояние сдерживания негативных эмоций, воспринимается как признак агрессивности, спокойный, благожелательный голос вызывает интерес. Фраза «Пошел вон отсюда!», сказанная со смехом, приобретает свой неповторимый смысл, значительно отличающийся от смысла этой фразы, сказанной с выражением злости на лице и сопровождающейся указательным жестом.

Экстралингвистика - это паузы, покашливание, смех, плач, шепот, темп речи.Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя.

Темп речи может свидетельствовать о психоэмоциональном состоянии, состоянии здоровья. Например, ускоренная речь в конкретной ситуации повседневного или делового общения является признаком психоэмоционального возбуждения, волнения, а в условиях профессионального общения эта же характеристика речи может быть и симптомом имеющегося заболевания.

Оптико-кинестетическая система невербальных средств общения включает в себя мимику, жестику и пантомимику.

Мимика - это совокупность движений лица и глаз, создающих выражение лица человека. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови.

Данные современных исследователей показывают, что представители разных культур, испытывая определенные эмоции, одинаково выражают их в экспрессии лица. Базовые эмоции, выраженные в мимике, распознаются людьми, независимо от принадлежности к той или иной культуре.

Мимические движения лица отражают разнообразные по степени осознаваемости психо-эмоциональные состояния человека, его отношение к происходящему, мысли, поэтому в различной степени подвластны произвольной регуляции. При передаче эмоционального состояния и чувств человека источником возбуждения становятся подкорковые структуры мозга и мимика имеет непроизвольный характер.

Мимические движения подразделяются на

1) агрессивно-наступательные (гнев, злость, жестокость и др.),

2) активно-оборонительные (отвращение, презрение, ненависть и др.),

3) пассивно-оборонительные (покорность, приниженность и др.),

4) ориентировочно-исследовательские (интерес, любопытство и др.),

5) подражательные,

6) выражающие степень удовольствия или неудовольствия,

7) маскировочные (сокрытие истины, двусмысленность и др.).

Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Движения мышц лица – индикатор чувств и настроений человека. Особенно информативны глаза и окологлазная область лица. Существуют сотни различных вариантов сочетаний положения губ и выражения глаз, которые создают те или иные мимические выражения.

Жестика – это совокупность выразительных движений головой, рукой или кистью руки, которые используются в общении и могут сопровождать размышление или состояние. Один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Это зависит от ситуации, в которой протекает общение, личностных особенностей общающихся и других факторов.

В психологии выделяют следующие виды жестов: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные, произвольные и непроизвольные.

Подчеркивающие (усиливающие) жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки. Демонстративные жесты поясняют ситуацию. Касательные жесты используют для установления социального контакта или получения знака внимания со стороны партнера. Также они используются для ослабления значения высказываний.

Произвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются сознательно, с использованием волевых усилий. Если произвольные жесты используются часто, то они могут стать непроизвольными. Непроизвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются неосознанно, без волевых усилий человека.

В современной психологии накоплен большой объем информации по интерпретации жестов и телодвижений человека. Например, вертикальная жестикуляция проявляется при авто­ритарной внутренней позиции (например, помахивание пальцем) человека в общении с другими людьми. У слушателя такие жесты вызывают подсознательный протест, неприятие гово­рящего, настраивают против сообщаемой информации. К благожелательному отношению предрасполагают жесты в горизонтальном направлении, открытые жесты. Кивание головой в подавляющем большинстве стран обозначает «да», также как покачивание головой для обозначает отрицание, несогласие. Многократное и резкое кивание используется для подчеркивания значимости слов, придания им особо важного значения.

Ладонь является одним из наиболее информативных источников для расшифровки невербальной информации. Главными признаками являются положение ладони и ее сила. Как правило, используются три жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца. Каждый жест, как слово в языке, имеет свое значение и смысл, которые могут быть правильно поняты только в контексте конкретной ситуации. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Интерпретируя жесты, человек осуществляет обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важные составляющие обратной связи. Они поэтапно (поминутно, от движения к движению) указывают, как люди реагируют на происходящее.

Жесты, означающие открытость для общения, всегда в качестве элемента содержат открытые для собеседника ладони. «Раскрытые руки» - руки, вытянутые вперед ладонями вверх. Этот жест обычно интерпретируют с проявлением искренности, открытости. Дети, когда гордятся своими достижениями, открыто показывают свои руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину. Ладони, повернутые вверх, обозначают просьбу, требование, а сомкнутые при этом пальцы усиливают требование.

Поворот головы и легкое напряжение говорят о заинтересованности человека, а в сочетании с легким кивком или другими жестами является знаком признательности, готовности к действию, уверенности в себе и искренности. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Это может восприниматься как пренебрежение. Отворачивание головы всегда является движением уклонения, отказа и говорит о том, что потребность и интерес к данному объекту отсутствует. Отворачивание с сильным напряжением мышц лица, шеи и даже тела заключает в себе гнев. Наклон головы в сторону собеседника выражает желание контакта. Покачивание головы из стороны в сторону может выражать как проявление симпатии, так и антипатии. Так проявляется скептицизм и готовность к компромиссу. Оно часто сопровождается поднятыми плечами и опущенными вниз уголками рта.

«Закрытые» жесты всегда отражают стремление защититься, закрыться от воздействия внешнего мира, других людей. Ладони, опущенные вниз, выражают стремление защититься от чего-то неприятного, стремление сдержать, взять под контроль что-то. Если ладонь выдвинута вперед, то жест обозначает стремление отодвинуть, отстранить от себя что-то.

Руки, заложенные за спину, означают стремление отстраниться от окружающего, желание никого не беспокоить. Такое положение рук может сохраняться длительное время, стать привычным для человека. Такая привычка часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Руки в карманах означают желание скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, демонстрацию отсутствия интереса к действиям, нежелание больше слушать собеседника и оценивается как нарушение правил вежливости.

Жесты защиты и обороны являются одним из видов жестов. Указательный палец, вытянутый вверх или вперед, обозначает привлечение внимания, указание, предупреждение, угрозу. Сжатые кулаки обозначают концентрацию сил или агрессивное состояние в зависимости от сопровождающей этот жест мимики и условий конкретной ситуации.

Пантомимика — это совокупность невербальных средств общения, включающих положения и движения тела. Положение и движения тела несут информацию о психологическом и физическом состоянии человека, его отношении к происходящему и его намерениях. Человек проявляет по отношению к другому человеку большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Расслабление тела и наклон вперед сидящего выражают симпатию, а напряжение — неприязнь.

Пожимание плечами выражает непонимание, незнание чего-то. Усиливающими значение слов пантомимическими движениями являются наклоны туловища вперед, стук и притопывание ногой, покачивание стопой ноги. Положение и движения плечами несут большую информацию для собеседника: опущенные сигнализируют о чувстве свободы и уверенности в себе, приподнятые – об ощущении опасности и неуверенности в себе, отведенные назад служат для демонстрации предприимчивости, силы и мужества, выдвинутые вперед – о чувстве страха и стремлении защититься, поднимание и опускание плеч выражает сомнение, задумчивость. Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует об отсутствии интереса, какой бы то ни было активности в отношении своего партнера, «отступлении» от общения и предмета разговора. Наклоненная вперед, она «говорит» о желании сближения, интересе, запланированной активности, а в отдельных случаях – о нападении.

Походка свидетельствует о физическом состоянии человека, его настроении. Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между людьми. Например, человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим человеком, имеющим более низкий социальный статус, обычно выглядит более расслабленным, свободным, его руки и ноги находятся в ассиметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Чувство расположения, симпатии, доверия другому человеку проявляется в использовании открытых поз и жестов, наклоне туловища в сторону этого человека. Один и тот же жест у представителей различных культур может иметь различное значение.

Телесные проявления не всегда могут быть интерпретированы однозначно, так как они зависят от культурных и социальных норм общества, могут быть проявлением привычки, могут быть реакцией на внешние физические раздражители, проявлением физического состояния человека, а не отражать внутренние психические состояния.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений человека (язык тела) выделилось в отдельную область научного знания (кинесика).

Проксемика – это совокупность невербальных средств общения, создающих пространственно-временные характеристики общения. Проксемика включает в себя расположение общающихся в пространстве друг относительно друга (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство и др.).

Личное пространство - невидимое пространство, окружающее человека и охраняемое им, вторжение в которое вызывает состояние дискомфорта. Человек защищает свое личное пространство, отходя в сторону, отводя глаза, отворачивая голову.

В психологии общения описан такой социально-психологический феномен, как хронотоп «больничной палаты». Это специфический набор про­странственных и временных характеристик общения (общение ограничено во времени и пространстве, нарушается личное пространство человека, че­ловек лишен своей территории). Специфическая пространственно-временная организация общения вызывает откровенность человека по от­ношению к первому встречному. Объясняется это тем, что человеку гаран­тирована конфиденциальность, т.к. он никогда больше не встретится со своим попутчиком или соседом по палате и переданная информация со­кровенного характера не будет использована ему во вред.

Таксика - это совокупность невербальных средств общения, включающих движения и действия человека при непосредственном контакте с другим человеком. К ним относятся: рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Значение прикосновений в жизни человека зависит от возраста. Наибольшее значение они имеют в детстве (особенно в младенчестве). Прикосновения подтверждают ребенку любовь родителей и обеспечивают сенсорную стимуляцию. Ребенку важно получить ласковое прикосновение после порицания, чтобы убедиться в том, что любовь родителей не потеряна. Подростков раздражают прикосновения взрослых, когда они стремятся к независимости, ревностно охраняют границы личного пространства. Для взрослых особенно желанны прикосновения близких; они очень важны для стариков, остро нуждающихся во внимании.

Визуальный контакт – это вид психологического контакта людей друг с другом, который устанавливается и регулируется при помощи взгляда. Выражение глаз и взгляд человека передают эмоциональное состояние, чувства, отношение человека к происходящему. Использование взгляда в общении определяется рядом культурных традиций и норм. В европейских странах и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В странах Азии и Востоке прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В европейской культуре пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться как знак агрессивных намерений, проявления власти.

Визуальный контакт облегчает взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Врачи и медсестры, оказывая помощь пациентам, обмениваются взглядами между собой и с пациентами, когда те не имеют возможности что-то сказать. Взгляд в данном случае выполняет не только коммуникативную функцию, но и регулятивную, т.к. с его помощью направляется и корректируется совместная деятельность людей, удовлетворяются их потребности.

Во время беседы визуальный контакт составляет от 25 до 75%. Р. Экслайн установил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрит на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта выполняет следующие пять функций (М. Паттерсон): 1) информационное обеспечение, 2) регулирование взаимодействия, 3) выражение интимности, 4) проявление социального контроля, 5) облегчение выполнения задачи. Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

При визуальном контакте имеют значение частота, продолжительность, напряженность, неожиданность, избегание взгляда, направленность, причем чаще смотрит слушающий, нежели говорящий. Взгляд длится примерно 2-10 сек. Взгляд как средство общения не менее важен и выразителен, чем слово. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки.

Возможность видеть выражение глаз собеседника способствует созданию доверительной атмосферы, а затемненные очки, опущенный вниз взгляд и другие способы, скрывающие выражение глаз собеседника, препятствуют доверительности. Человек, отводящий глаза от собеседника воспринимается как скрытный и неискренний, а человек, который смотрит не отрываясь на собеседника («пялящий глаза») воспринимается ограниченным и бестактным. Говорящий человек обычно меньше смотрит на собеседника, чем слушающий, но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное впечатление. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. В радостном состоянии человека зрачки расширяются в несколько раз, при угнетенном – суживаются. Выражение глаз коррелирует с выражением губ.

Невербальные средства общения выполняют следующие функции:

1) участвуют в создании образа партнера по общению,

2) выражают взаимоотношения партнеров и формируют эти взаимоотношения,

3) уточняют, изменяют, дополняют, а также создают субъективный фон для содержания передаваемого словесного сообщения,

4) являются индикаторами индивидуального эмоционального состояния человека и стабильных личностных характеристик,

5) выполняют функцию контроля над аффектами, нейтрализации их или создании социально значимого аффективного состояния,

6) служат показателями общей психомоторной активности субъекта.

Без речевого сопровождения язык мимики и жестов, пантомимические движения человека очень трудно правильно интерпретировать. Нередко информация, передаваемая при помощи вербальных и невер­бальных средств общения, противоречит друг другу.

Соответствие используемых невербальных средств общения целям и содержанию информации, передаваемой вербальными средствами, является одним из элементов культуры общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения может быть различным, в зависимости от содержания и цели общения, особенностей культуры, характера общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 55%.

Таким образом, в реальном общении людей друг с другом используются все средства общения, а соотношение этих средств определяется в каждом акте общения в соответствии с условиями, целями, особенностями личности и другими факторами избирательно. «Говорим голосом, беседу­ем всем телом» (Публиций).

 

Date: 2015-09-05; view: 715; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию