Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для наблюдателя? На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?





Психологи считают, что наблюдатель обращает внимание на:

· мимику (выражение лица),

· способы выражения чувств (экспрессия),

· жесты и позы,

· походку,

· внешний вид (одежда, прическа),

· особенности голоса и речи.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесенных с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Но необходимо отметить, что, поскольку участвуют два человека, то попеременно они меняются местами. Т.е. каждый из партнеров сопоставляет себя с другим. При построении стратегии поведения приходится учитывать не только установки, мотивы, потребности другого, но и то как другой понимает наши потребности, мотивы и установки. Именно эти феномены принято относить к социальной перцепции.

ü Представление о другом человеке зависит от уровня развития самосознания, от представления о собственной Я-концепции. Чем богаче внутренний мир человека, тем привлекательнее кажутся нам окружающие.

ü Возрастные особенности также влияют на восприятие и оценку окружающих. Считается, что дети наиболее ярко воспринимают и ориентированы на внешность (одежда, прическа, наличие отличительных признаков: униформа, очки и пр.), они лучше распознают эмоциональные состояния по выражению лица, чем по жестам. Было установлено, что взаимооценивание учителей и учеников часто не совпадает, поскольку они замечают разные признаки

ü Профессия наблюдателя также накладывает отпечаток на процесс восприятия. Так, например:

o педагоги в значительной степени ориентированы на особенности речи воспринимаемого,

o милиционеры – на внешний вид,

o спортивные тренеры – на физическое сложение и т.д.

В качестве иллюстрации хотелось бы привести пример: У Чехова «Учитель словесности» Рыжицкий дает оценку избраннице Никитина: «Я ее плохо знаю. По географии училась ничего себе, а по истории плохо. И в классе была невнимательна». Как это можно объяснить? В силу своих установок, сложившихся за долгие годы учительствования, и деформации самой личности учителя, Ипполит Ипполитович оценивает ее как ученицу.

Сами установки имеют три измерения:

· когнитивное измерение – это наши мнения, убеждения, это наш взгляд на веши, который является истинным

· аффективное измерение – положительные и отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они собственно и придают эмоциональную окраску установке и ориентируют нас на соответствующее поведение.

· Из этого вытекает поведенческое измерение установки – реакция человека, соответствующая его убеждениям.

Пример: учитель кажется очень строгим (К установка), я это не люблю (А установка), лучше я не буду посещать занятия (П установка).

 

С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Психологами было обнаружено несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека и которые в той или иной мере используются всеми людьми:

Ø Построение образа партнера по этим схемам иногда приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление.

Ø Наиболее часто применяется схема восприятия, срабатывающая при неравенствах партнеров в той или иной сферах. Ошибки неравенства называют фактором превосходства. Пояснение: при встрече с человеком, который нас чем-либо превосходит (в параметре, важном лично для нас), мы склонные относится к нему более благосклонно, нежели, если бы он был равен нам. В противовес сказанному – если партнер чем то нам уступает, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется только по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.

В качестве примера: опыты Бодалева – разным группам испытуемых показывали одну и туже фотографию, только давали разные комментарии к ним.

Ø Фактор привлекательности. Основная ошибка – внешняя привлекательность, если человек нам внешне понравился, то мы склонны считать его более хорошим и умным, интересным, т.е. мы переоцениваем многие его психологические характеристики.

В качестве примера: УТолстого в «Крейцеровой сонате» говорится: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она говорит ни глупостей ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешь, что она чудо как умна и нравственна..»

Ø Фактор отношения. Противоположный фактор. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам наиболее привлекательными, добрыми и т.д., чем те которые к нам так не относятся.

В качестве примера: Американские психологи Нисбет и Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, а с другими нет, подчеркивал дистанцию. После этого у студентов попросили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно однозначными. Оценки доброжелательного преподавателя выше чем «отстраненного».

Вывод: позитивное отношение порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и наоборот, - негативное – не замечать положительные, отмечать отрицательные.

Ø Эффект ореола. Он проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестного человека. Механизм похож, но источник другой. Природа эффекта ореола объясняется формированием специфической установки, отношения к партнеру по общению. Эта установка определяет направленное приписывание ему определенных качеств. Любая информация, которую мы получаем о человеке, накладывается на тот образ, который был заранее создан. Он и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты партнера по общению. Говоря другими словами, если мы видим превосходящего в чем-либо нас человека, то оцениваем его значительно выше чем есть на самом деле. В экстремальной ситуации происходит снижение планки доверия, и люди часто готовы прислушаться и согласиться изменить свое представление.

В качестве примера: Уильям Икес и его коллеги продемонстрировали это в эксперименте с парами студентов. До их встречи давали каждому члену из пары ложное представление об оппоненте. В первом случае – отрицательную характеристику (один из самых недружелюбных, с которыми мне приходилось в последнее время общаться), затем их оставляли одних. В результате, негативное предубеждение побуждало студентов видеть враждебность, скрывающуюся за его неестественной улыбкой (оппонент в обоих случаях был положительно настроен). Во втором случае студентам давали положительный настрой.

Ø Другой феномен - эффект стереотипизации. Стереотип – устойчивый (в то же время упрощенный) образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Стереотип – как бы уже привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время на то чтобы познать предмет, явление или человека. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека. Исследования показали, что наиболее доступные источники информации это одежда, имидж, манера поведения человека. Именно эти источники реально первично значимы, так как исторически сложились.

В качестве примера: в средние века церковь диктовала в одежде практически все, вплоть до мельчайших подробностей. Этот диктат закреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне, который устанавливали посреди города. Понятно, что любой житель средневековья, сразу понимал кто перед ним находится.

В Китае, например, вплоть до 20 века самой распространенной одеждой для мужчин и женщин был халат, они отличались лишь деталями. Социальное положение определял фасон (их было всего два), цвет (желтый носил только император, коричневый и белый носили престарелые сановники, красные и синие – герои, студенты – голубые, крестьяне – белые, бедняки – черные).

Следует отметить, что именно на стереотипизации восприятия людей построена наука физиогномика – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Еще Аристотель и Платон предлагали определить характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-либо животным, а затем отождествляли с характером животного.

В качестве примера: стр. 195.

Ø Следующий феномен это - каузальная атрибуция. Когда возникает казуальная атрибуция? Она возникает в тот момент, когда возникают неожиданные преграды и трудности на пути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, при столкновении интересов, взглядов. Когда это происходит, люди прибегают к каузальной атрибуции, т.е. мы стараемся приписать причины поведения другим людям – объяснить поведение других. Чем больше затруднений встречается при взаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин.

В качестве примера: кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание - результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

Ø Эмпатия – способность к выражению видения мира другого человека. Это способность войти в мир восприятии другого человека. Келиш в 1971 году определил эмпатию как «способность безошибочно разбираться в чувствах другого человека и сообщать ему о своем понимании этих чувств». Сопереживать – это не значить сочувствовать, сочувствие предполагает жалость, когда человек сочувствует, он представляет себя на месте другого. Проявления эмпатии, сопереживания – это попытка представить, что значит быть другим человеком – механизм. Эмпатические способности вырастают в процессе жизненного опыта.

Ø Идентификация – уподобление себя другому. Понять человека через осознанное или бессознательное, уподобление его характеристикам, т.е. мы ставим себя на место партнера.

Ø Рефлексия – способность человека представить то, как он воспринимается партнером по общению. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточится на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего, телесного. Но в современном понимании рефлексии добавлено выявление того, как другой человек знает и понимает рефлексирующего, его личность, особенности поведения, эмоции, умственные способности. Наше внимание переносится с партнера на себя. Мы как бы смотрим в зеркальное отражение, но только не на себя, а на партнера и пытаемся все, что к нему относится перенести на себя, как бы представить себя им.

 

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

 

Date: 2015-09-05; view: 431; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию