Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Симплексный метод
Симплексный метод (симплекс-метод) – метод последовательного улучшения решения ЗЛП, при котором целенаправленно перебирают опорные решения ЗЛП до тех пор, пока не будет найдено оптимальное. Впервые симплекс-метод был предложен в 1947 г. американским математиком Джорджем Бернардом Данцингом, однако ещё в 1939 г. идеи этого метода прозвучали в работе российского учёного Л.В. Канторовича «Математические методы организации и планирования производства».
Алгоритм решения симплексным методом: 1) Привести ЗЛП к каноническому виду. 2) Найти начальное ОР. Если оно отсутствует, то ЗЛП не имеет решения в силу несовместности системы ограничений. 3) Проверить для ОР признак оптимальности. Если он выполняется, то оптимальное решение получено. 4) Проверить для ОР признак неограниченности целевой функции в ОДР. Если он выполняется, то оптимального решения не существует. 5) Выбрать базисную переменную. Если ЗЛП на максимум, то нужно выбрать любую свободную переменную с отрицательной оценкой (например, переменную с наименьшим номером). Если ЗЛП на минимум, то нужно выбрать любую свободную переменную с положительной оценкой (например, переменную с наибольшим номером). Выбранная свободная переменная будет базисной. 6) Выбрать уравнение, в котором заменяется базисная переменная. Номер l этого уравнения определяется по правилу минимума (6). Если минимум достигается сразу для нескольких номеров, то можно выбрать любое из них. 7) Перейти к новому ОР, используя при этом формулы (4) – (5) - правило прямоугольника и вернуться к выполнению пункта 3. Поскольку число ОР конечно, то алгоритм закончит работу через конечное число шагов (оптимальное ОР будет получено при выполнении 2-го, 3-го или 4-го пунктов). Расчёты оформляются в симплекс-таблицы. Пример 5. Решить симплекс-методом ЗЛП: F (Х) = → max, . Решение. Приведём ЗЛП к каноническому виду. Для этого введём дополнительные неотрицательные переменные х 3, х 4, х 5 в систему ограничений: Расчёты представим в табл. 4, которая состоит из трёх частей, соответствующих выполнению трёх шагов симплекс-метода. 1 шаг. В первой части табл. 4 записаны коэффициенты при неизвестных и свободные члены системы ограничений канонической ЗЛП; базисные переменные - х 3, х 4, х 5; свободные переменные - х 1, х 2. Во 2-м столбце записаны коэффициенты целевой функции при базисных переменных х 3, х 4, х 5. Число 0∙4 + 0∙3 + 0∙4 = 0 = F (Х) записано в последней строке последнего столбца первой части табл. 4. ; . Числа , записаны в последней строке первой части табл. 4 в столбцах, соответствующих свободным переменным х 1, х 2. Оценки базисных переменных х 3, х 4, х 5 равны нулю.
Таблица 4
По последнему столбцу записываем первое полученное ОР (0, 0, 4, 3, 4). Значение целевой функции F (0, 0, 4, 3, 4) = 0. В строке оценок получены два отрицательных числа, следовательно, ОР (0, 0, 4, 3, 4) не является оптимальным и может быть улучшено. В качестве базисной переменной выбираем х 2, т.к. ей соответствует наибольшая по абсолютной величине отрицательная оценка. Номер l опорной строки определяем по правилу минимума (6): = 3 . Во 2-й строке первой части табл. 14 базисная переменная х 4 заменяется на х 2. Опорный элемент таблицы dlS = d22 = 1 (выделен полужирным курсивом). 2 шаг. Во второй части табл. 4 базисные переменные - х 3, х 2, х 5; свободные переменные - х 1, х 4. 0∙4 + 2∙3 + 0∙1 = 6 = F (Х); ; . По последнему столбцу записываем второе полученное ОР (0, 3, 4, 0, 1). Значение целевой функции F (0, 3, 4, 0, 1) = 6, видим, что оно улучшено. В строке оценок получено одно отрицательное число, следовательно, ОР (0, 3, 4, 0, 1) также не является оптимальным и опять может быть улучшено. В качестве базисной переменной выбираем х 1, т.к. ей соответствует отрицательная оценка. Номер l опорной строки определяем по правилу минимума (6): . В 3-й строке второй части табл. 14 базисная переменная х 5 заменяется на х 1. Опорный элемент таблицы dlS = d 31 = 2/3 (выделен полужирным курсивом). 3 шаг. В третьей части табл. 4 базисные переменные - х 3, х 2, х 1; свободные переменные - х 5, х 4. = F (Х); ; . По последнему столбцу записываем третье полученное ОР (3/2, 3, 5/2, 0, 0). Значение целевой функции F (3/2, 3, 5/2, 0, 0) = 7,5. Оно улучшено по сравнению с предыдущим. В строке оценок получены неотрицательные числа, следовательно, ОР (3/2, 3, 5/2, 0, 0) является оптимальным. Таким образом, на третьем шаге симплекс-метода получено единственное оптимальное решение для исходной ЗЛП: х 1 = 1,5; х 2 = 3. . Можно проверить правильность найденного оптимального решения графическим методом (рис. 2). ОДР данной задачи – многоугольник OABCD. Нормальный вектор = (1; 2). Перпендикулярно вектору строим линию уровня = 0. Перемещаем её в направлении вектора до последней точки В, в которой она касается ОДР. Максимум достигается в вершине В (1,5; 3).
Рис. 2. Решение ЗЛП графическим методом Пример 6. Решить симплекс-методом ЗЛП: F (Х) = max, . Решение. Приведём ЗЛП к каноническому виду. Для этого введём дополнительные неотрицательные переменные х 3, х 4, х 5 в систему ограничений: Расчёты представим в табл. 5, которая состоит из трёх частей, соответствующих выполнению трёх шагов симплекс-метода. 1 шаг. В первой части табл. 5 записаны коэффициенты при неизвестных и свободные члены системы ограничений канонической ЗЛП; базисные переменные - х 3, х 4, х 5; свободные переменные - х 1, х 2. Во 2-м столбце записаны коэффициенты целевой функции при базисных переменных х 3, х 4, х 5. Число 0∙6 + 0∙8 + 0∙2 = 0 = F (Х) записано в последней строке последнего столбца первой части табл. 15. , . Числа , записаны в последней строке первой части табл. 5 в столбцах, соответствующих свободным переменным х 1, х 2. Оценки базисных переменных х 3, х 4, х 5 равны нулю.
Таблица 5
По последнему столбцу записываем первое полученное ОР (0, 0, 6, 8, 2). Значение целевой функции F (0, 0, 6, 8, 2) = 0. В строке оценок получены два отрицательных числа, следовательно, ОР (0, 0, 6, 8, 2) не является оптимальным и может быть улучшено. В качестве базисной переменной выбираем х 2, т.к. ей соответствует наибольшая по абсолютной величине отрицательная оценка ( = - 4). Номер l опорной строки определяем по правилу минимума (6): = 2 . В 3-й строке первой части табл. 15 базисная переменная х 5 заменяется на х 2. Опорный элемент таблицы dlS = d 32 = 1 (выделен полужирным курсивом). 2 шаг. Во второй части табл. 5 базисные переменные - х 3, х 2, х 4; свободные переменные - х 1, х 5. 0∙2 + 0∙6 + 4∙2 = 8 = F (Х), , . По последнему столбцу записываем второе полученное ОР (0, 2, 2, 6, 0). Значение целевой функции F (0, 2, 2, 6, 0) = 8 улучшено. В строке оценок получено одно отрицательное число - 2, следовательно, ОР (0, 2, 2, 6, 0) также не является оптимальным и опять может быть улучшено. В качестве базисной переменной выбираем х 1, т.к. ей соответствует отрицательная оценка. Номер l опорной строки определяем по правилу минимума (6): . В 1-й строке второй части табл. 5 базисная переменная х 3 заменяется на х 1. Опорный элемент таблицы dlS = d 11 = 1 (выделен полужирным курсивом). 3 шаг. В третьей части табл. 5 базисные переменные - х 4, х 2, х 1; свободные переменные - х 5, х 3. , , . По последнему столбцу записываем третье полученное ОР (2, 2, 0, 2, 0). Значение целевой функции F (2, 2, 0, 2, 0) = 12. В строке оценок получены неотрицательные числа, следовательно, ОР (2, 2, 0, 2, 0) является оптимальным. Это одно из бесконечного множества оптимальных решений, т.к. оценка свободной переменной 0.
|