Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание культур поведения





Воспитание гуманных чувств (содержание и средства)

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами, способствует установлению обстановки эмоционального комфорта для каждого воспитанника в группе дошкольного образовательного учреждения.

Наибольшие возможности для воспитания гуманных чувств и отношений создаются при наличии в группе эмоционального комфорта для каждого ребенка, когда он ощущает на себе заботу и внимание педагога. Эта поддержка делает ребенка открытым педагогу, который становится для него личностно значимым.

Общение педагога с ребенком как средство создания в группе положительной эмоциональной обстановки стало предметом изучения В. Р. Лисиной. Автор опирается на следующее: положительное эмоциональное состояние ребенка – одно из основных условий становления доброжелательных взаимоотношений с воспитателем и детьми; эмоциональное благополучие связано с достижением успеха в деятельности, в общении с педагогом и сверстниками; неудовлетворенность потребности ребенка в общении может вызвать пугливость, замкнутость, нерешительность, агрессию.

В.Р.Лисина используется понятие «эмоциональное неблагополучие», которое характеризуется как устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, с трудом поддающееся изменению. Автор предлагает некоторые пути преодоления ситуативного эмоционального дискомфорта детей:

– достаточно полное изучение особенностей, индивидуальных потребностей, возможностей, интересов каждого ребенка;

– выразительная передача вербальных и невербальных способов своего расположения к ребенку, тактильный контакт;

– оказание активной эмоциональной поддержки;

– обучение детей приемам самостоятельного выхода из ситуаций собственного эмоционального дискомфорта.

Взгляд на возможности общей продуктивной деятельности в воспитании взаимоотношений между детьми стал основой исследования Р. С. Буре. Подобно А. П. Усовой, определившей характер усложнений в структуре игровой деятельности, вызывающей у участников необходимость вступления во взаимосвязи, автор характеризует три способа организации труда детей, различающиеся характером связей между участниками.

Труд «рядом», в котором каждый ребенок выполняет самостоятельное задание и зависит от действий других участников; при такой организации у ребят не возникает объективной необходимости вступать во взаимоотношения друг с другом, но создается возможность воспитывать поведение, ориентируясь на занятость сверстников.

Труд общий, при котором весь объем предстоящей работы распределен между детьми, вызывает необходимость согласования интересов участников и обобщения полученных результатов каждого из них в общий итог. При такой организации впервые появляется возможность знакомить детей с нормами поведения в коллективе: осознание своей причастности к общему делу, ответственности перед участниками за качество своей деятельности и за общий результат.

Труд «совместный» (впоследствии обозначенный, по предложению Л. А. Венгера, как «последовательно распределенный»), при котором процесс труда делится на ряд последовательных операций, каждую из которых выполняет один из участников («цепочка» действий).

Возможности подвижных игр в решении задач воспитания доброжелательных взаимоотношений изучает Т. С. Блощицина.

Решению задачи воспитания коллективистической направленности личности дошкольника посвящено исследование Т. Б. Захараш. Автор предлагает примерную после- довательность работы педагога по реализации этой задачи:

– Поддержка деятельности каждого ребенка, положительная оценка ее значимости для всей группы; углубление детских интересов. Такая позиция педагога позволяет воспиты-вать желание действовать среди сверстников, поддерживать интересы и потребности каждого ребенка.

– Объединение детей в небольшие группы (от 2 до 5–6 участников) на основе сов- падающих интересов и симпатий. Расширение детских интересов, положительная оценка результатов совместных действий, случаев взаимопомощи, доброжелательности на основе сочетания приемов индивидуальной работы с ребенком и коллективной работы со всей группой. Объединение детей на основе содержания деятельности, позволяющей всем реализовать свои интересы (например, театрализованная игра), сотрудничества, сотворчества.

– Воспитание у каждого ребенка осознания своей сопричастности к определенному общему заданию или связи своей роли с ролями других участников (ее значением для разви- тия игры). Воспитание позиции партнера по общей деятельности, понимания своей ответ- ственности перед группой участников за качество своей работы, а также своей роли в полу- чении общего результата.

– Предварительное разыгрывание педагогом в ходе деятельности предполагаемых воз- можных ситуаций, ведущих к разрыву процесса преобразований («а если…»), с обсужде- нием целесообразных способов взаиморегуляции, соответствующих нормам морали.

– Дифференцированный подход к детям, учитывающий степень их активности в ситу- ациях взаимодействия и направленность на достижение общего положительного результата. Решению выдвинутых задач способствует создание ряда условий.

– Постепенное усложнение структуры деятельности (увеличение числа ситуаций, тре- бующих взаимодействия, совместных решений).

– Систематическая организация деятельности, объективно требующей объединения участников; распределение ее на ряд составляющих операций, каждая из которых может оцениваться; объединение всех частичных результатов в общий итог.

– Всемерная поддержка активности каждого ребенка в ситуациях взаимодействий партнеров, коррекция негативных проявлений, обращение внимания на значимость предло- жений каждого участника в получении качественного общего результата.

Воспитание культур поведения.

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить все необходимое для занятий,труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность в отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.

Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.

Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

Методы обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним относится:

- метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематических в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе, например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать за поступки, бережно относиться с вещами.

- приучение к помощи и взаимопомощи, проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности.

-приучение осуществляется с помощью упражнения.

-упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общении со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам

Или же творческие игры «Путешествия по городу на автобусе», «Театр», «Магазин», - в этих играх дети упражняются в умении применять свои теоретические знания правил культура поведения на практике. Метод приучения дает наибольший эффект, если он сочетается с использованием примера взрослого или других людей. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. К этой группе методов относятся наблюдения и показ действия. Воспитатель вместе с детьми наблюдает за играми детей другой группы. Отмечает добрые взаимоотношения детей, умение договариваться, а также отмечает и отрицательные. Воспитатель предлагает детям оценить и показать, как бы они поступили в этой ситуации, если дети затрудняются, воспитатель показывает сам то или иное действие.

Большую роль также играет в воспитании метод организации деятельности. Воспитатель продумывает организацию, например, коллективного труда, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. А детям рекомендует самим обдумать что, как они будут делать, кому нужно помочь, как спланировать работу, распределить ее. А в конце деятельности педагог помогает своим воспитанникам правильно оценить общие результаты, взаимопомощь и взаимовыручку, умение заметить вовремя затруднения товарища, придти на помощь и не ждать за это похвалы. Эти методы могут быть применены и в игровой деятельности и в быту и т.п.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок. Сюда входят:

-беседы воспитателя на этические темы,

-чтение художественной литературы и рассказывание,

-рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов.

Date: 2015-09-20; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию