Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. Понятие невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения[1]. Существуют две проблемы понимания невербального общения: · во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет; · во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация». Существует множество определений невербальной коммуникации: - обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений, закодированных и передаваемых посредством выразительных движений тела, звукового оформления речи, определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение[2]; - система неязыковых (не словесных) форм и средств передачи информации[3]; - движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения[4]; - движение и особенности человека при передаче им вербального сообщения, которые истолковываются как имеющие смысл и одинаково интерпретируются в данной культуре или данном речевом сообществе[5]. Отечественные психологи рассматривают невербальную коммуникацию в широком смысле и выделяют ее как самостоятельное средство общения. Е.И. Фейгенберг и А.Г. Асмолов считают, что невербальная коммуникация – непосредственное выражение и поведение человека его смысловых установок, проявление смысловой сферы личности[6]. А. Пиз предполагает, что восприимчивость предчувствия и интуиция есть нечто иное как способности читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными. Там же он использует понятие конгруэнтности как соответствие невербальных сигналов со словесными высказываниями[7].
|