Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии речевого поведения





 

Основная задача, которую решает оратор в непосредственном процессе общения – адекватно передать слушателям свои идеи, чувства, эмоции, составляющие содержание его речевого произведения. В значительной степени успешное решение этой задачи зависит от знания автором-оратором основных законов психологии восприятия звучащего слова. Так, в многовековой риторической практике установлено, что трудно удерживать внимание слушателей дольше, чем три четверти часа даже при использовании специальных риторических средств. Не случаен в этой связи 45-минутный период «академического» часа. К специфике восприятия звучащей речи относится и тот факт, что естественный период, в течение которого человек может слушать не отвлекаясь, – это 5–10 минут, после которых необходимо специально стимулировать внимание. Естественная пульсация внимания слушателей (5–10 минут оно включено, затем «микросон») требует квантовой структуры публичного выступления, при которой тезисный квант будет чередоваться с «микросном». Очень важна во время речи передышка: заполненная «несерьёзным» содержанием (шуткой, примером, анекдотом), она помогает воспринимать смысловые центры речи как узловые, центральные моменты, что хорошо запоминается слушателями.

Современная риторика, опираясь на классические традиции, выделяет в процессе речевого общения следующие этапы: вступление в общение, основное время общения, выход из общения.

Начало общения не случайно все исследователи считают самым ответственным моментом в процессе речевой коммуникации. Именно здесь в течение 3–5 минут решается «речевая судьба» говорящего: удалось ли ему расположить к себе слушателей, увлечь их темой предстоящего разговора, заинтересовать собой как неординарной личностью. Таковы конкретные цели введения в речь. В результате риторически грамотного поведения оратора в начале его общения с аудиторией должен сформироваться такой речевой имидж, который, с одной стороны, отвечал бы поставленным во введении целям (располагающий к себе, знающий, интересный), а с другой – полностью соответствовал бы общему личностному имиджу говорящего, т.е. гармонировал бы с его визуально воспринимаемым обликом, его психологическими и интеллектуальными особенностями. Иными словами, чтобы созданный имидж был бы одновременно привлекательным для аудитории и естественным для оратора. Современная риторика выработала ряд конкретных рекомендаций, следование которым позволяет «входить» в любую аудиторию уверенно, спокойно, демонстрируя доброжелательность по отношению к слушателям, всем своим видом убеждая их в том, что ему как оратору есть что сказать и он знает, как это сделать именно в этой аудитории. Прежде всего, «дайте на себя посмотреть». Для этого: встаньте так, чтобы вас было удобно видеть слушателям, а вы сами без особых усилий могли бы «встретиться» взглядом с каждым (по возможности) из присутствующих в аудитории. Такая тактика позволяет создать у слушателей впечатление, что говорить будут именно с ним и для него. Приём вовлечения в визуальное сотрудничество важен в начале выступления ещё и потому, что для аудитории это сигнал к управлению своим вниманием, к сосредоточенности на речевом контакте с оратором. Для выступающего же – это дополнительная возможность подкорректировать социальный портрет аудитории, который был создан на этапе подготовки речи. Но чтобы у аудитории не возникло ощущения, что её специально изучают или критически оценивают, опытный оратор обязательно скроет своё «исследование» слушателей за приветливой улыбкой, дружеской репликой, доброжелательным приветствием. Словом, любое начало должно представлять собой дружескую увертюру, тогда даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

Объём введения не должен быть большим – не более 1/8 всей речи. Поэтому всё, что говорится во введении, должно быть прямо связано с темой речи.

Очень важно сформулировать тему выступления так, чтобы у слушателей возникло ожидание чего-то важного и интересного именно для них. Психологи утверждают, что ничто так не способно заинтересовать человека и держать его в напряжённом ожидании, как ожидание интересной для него информации.

Поведение оратора в основной части общения должно учитывать следующие особенности восприятия слушателями устного слова. Основная часть выступления не должна включать более пяти основных положений. Такая рекомендация связана с особым механизмом запоминания: память человека может одновременно удерживать не более 7+2 единиц хранения.

Ещё одна особенность восприятия связана с различной степенью активности оратора и его слушателей. Вынужденная неподвижность (сидят и слушают), «запрет» на общение с сидящими рядом (слушают молча) неизбежно вызывают у слушателей торможение нервной деятельности и значительно более быстрое, чем у оратора, наступление усталости. Поэтому время от времени аудиторию следует выводить из состояния заторможенности, используя голосовую подачу «разрядочной информации»: речевой энтузиазм, оптимистическое настроение должны обязательно присутствовать в интонационно-мелодическом рисунке речи. Поддерживать и направлять внимание слушателей помогает правильно выбранный темп речи. Существуют примерные параметры скорости публичного выступления, основанные на психологии восприятия. Для оратора это приблизительно 100–120 слов в минуту. Это та скорость, при которой слушатели вполне успевают следить за ходом мыслей выступающего перед ними человека. Слишком быстрая речь и речь замедленная одинаково нежелательны, так как при излишне торопливой речи слушатели «отстают» и теряют речесмысловую ориентацию. При излишне медленной речи слушатели начинают невольно «опережать» оратора и успевают переключить своё внимание на что-нибудь другое, вообще уходя с общей речевой дистанции. Кроме темпа речи чувству продвижения и ориентации в речевом общении помогает и так называемый эффект границы. Этот эффект построен на такой психологической закономерности, как «зависимость запоминания от эффектности воспринимаемой речи». Если кванты речи в речевом поведении оратора эффектно отделены границами (перемена позы, жест, пауза, изменение громкости голоса, его высоты, интонационное разнообразие), то в памяти слушателей они сохраняются дольше и основательнее. В то же время следует учитывать, что, желая подчеркнуть важность того или иного тезиса или выделить интонационно смысловой центр речи, оратор невольно может усилить категоричность своего утверждения. Категоричность же, как показывают исследования, воспринимается слушателями как «нарушение их личностного суверенитета». Возникающая при этом у них защитная реакция снижает эффективность речевого воздействия и подсознательно ухудшает оценку самого оратора. Для снятия излишней категоричности в русском языке существуют специальные смягчающие средства: вводные слова (возможно, вероятно, видимо), вопросы в форме утверждения «Не кажется ли вам, что...?», комплиментарные слова и обращения (дорогие друзья, уважаемые коллеги). Особенность воздействия этих средств в том, что они не фиксируются сознанием слушателей в момент их произношения, но через подсознание выполняют очень важную роль, формируя позитивное отношение к оратору.

Заключительный этап в процессе общения не менее важен, чем начальный. Поведение оратора на этом отрезке речевого пути должно быть ориентировано на эмоциональную память его слушателей. Именно в этой памяти останется впечатление от увиденного и услышанного в речевом общении. Поэтому на завершающем этапе необходимо эмоционально-выразительное и образное повторение ключевых моментов речи. В качестве основных средств можно использовать: метафору, афоризм, поэтическую цитату. Заключение должно создавать у слушателей впечатление, что многое и интересное осталось ещё недосказанным. Только в этом случае будет сохранён интерес к теме речи после её окончания. Завершающие слова важно произнести «на подъёме», с оптимизмом, создавая такое же состояние и у слушателей.

 

Date: 2015-09-19; view: 274; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию