Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословно-представительная монархия XIV - XV веков: формирование и эволюция





 

В начале XIV века во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства – сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV было объединено ¾ территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самоуправства отдельных феодалов.

В XIV-XV веках во Франции завершилась перестройка сословного строя, выразившаяся во внутренней консолидации сословий.

Первым сословием во Франции считалось духовенство. Было признано, что французское духовенство должно жить по законам королевства и рассматриваться как составная часть французской нации.

Вторым сословием в государстве являлось дворянство, хотя фактически в XIV-XV веках играло ведущую роль в социальной и политической жизни Франции. Это сословие объединило всех светских феодалов, которые рассматривались теперь не просто как вассалы короля, а как его слуги.

К XIV-XV векам в основном завершилось и формирование “третьего сословия”, которое пополнялось за счет быстрорастущего городского населения и увеличения крестьян-цензетариев. Это сословие было весьма пестрым по классовому составу, и практически объединяло в себе все трудовое население и формирующуюся буржуазию.

Можно выделить три основных причины усиления королевской власти и преодоления раздробленности. Эта поддержка городов, мелкого и среднего дворянства и необходимость борьбы с врагом,

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составляющих “королевский случай”, существенно ограничивалась феодальная юрисдикция. В XIV веке была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент, и этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций, парламент в первой половине XIV века приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация королевских актов становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могла использоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами.

Большую роль в юридическом обосновании ликвидации сеньориальных прав феодалов и возрастания авторитета и политического веса короля сыграли легисты - выпускники юридических факультетов средневековых университетов, активно поддерживающих власть короля. Со ссылкой на принципы римского права легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а, следовательно, может создавать законодательство по своей воле.

К началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего. Политическим выражением союза короля и представителей различных сословий, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения (собрания сословного представительства) – Генеральные Штаты и провинциальные штаты.

Начало работы представительных собраний от сословий позволило консолидировать все общественные силы, выступающие за объединение страны. Короли получили возможность обращаться за поддержкой к сословиям, минуя правителей крупнейших сеньорий. На этих собраниях обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, но, прежде всего введение новых налогов. Введение постоянных общегосударственных налогов позволило королевской власти создать постоянную профессиональную армию взамен рыцарского ополчения и бюрократический аппарат управления.

Впервые общефранцузское собрание сословий было созвано в 1302 году. Его стали называть Генеральными Штатами в отличие от штатов (собраний) в отдельных провинциях.

Каждое сословие было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства. Во второй - заседали выборные от дворянства. Причем наиболее знатные в состав палаты не входили, а принимали участие в работе королевской курии. Третье сословие, как правило, состояло из представителей городских советов (эшвенов). Каждая палата имела один голос, а поскольку решения принимались большинством голосов, привилегированные сословия имели преимущество.

Все вопросы рассматривались Генеральными Штатами раздельно по палатам. Решение выводилось простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос. Таким образом, привилегированные сословия (духовенство и дворянство) всегда имели гарантированное большинство.[1]

Периодичность созыва Генеральных Штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных Штатов, и продолжительность их заседаний определялась королем. Они созывались, чтобы выразить позицию сословий в связи с объявление королем войны, переговорами о миле, заключением договоров, обострением конфликтов с Папой Римским и так далее. Король запрашивал мнение Генеральных Штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласие на принятие королевских законов не требовалось.

Но чаще всего причиной созыва Генеральных Штатов была потребность короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты созывались по инициативе короля, и он имел возможность навязать нужное им решение. Но в 1357 г., в период глубокого политического кризиса, королевская власть была вынуждена издать указ, получивший название "Великий Мартовский Ордонанс". Согласно ему Генеральные штаты собирались два раза в год без предварительной санкции короля, имели исключительное право введения новых налогов и контроля за расходами правительства, давали согласие на объявление войны или заключение мира, назначали советников короля.

Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов, Генеральные Штаты выполнили предназначенную им роль. После окончания Столетней войны с Англией значение Генеральных штатов падает, и с XV века они перестают созываться.

Возникновение сословно-представительной монархии и постепенная концентрация политической власти в руках короля не подвергли центральные органы управления существенной реорганизации. Важное место в системе центрального управления занял созданный на базе королевской курии Совет Нотаблей (с 1413 по 1497 год). В этот совет входили легисты, а также 24 представителя высшей светской и духовной знати (принцы, пэры Франции, архиепископы и т.д.). Совет собирался один раз в месяц, но его полномочия носили исключительно совещательный характер.

Формально решение Совета Нотаблей не было обязательным для короля. Однако он был вынужден считаться с мнением знати. С согласия нотаблей стали вводиться новые налоги, которые собирались чиновниками короля. Появилась многочисленная армия. По мере усиления власти королевской власти централизовалась система местного управления.

На местах страна была разделена на бальяжи и превотажи во главе с бальи и прево, осуществлявших текущее управление, сбор налогов и наблюдение за судебными органами.

Стремясь к централизации местного управления, король вводит новые должности губернаторов. Они назначались в бальяжах, заменяя бальи и получая более широкие полномочия: запрещать строить новые замки, не допускать частных войн и т.д.

В XV веке появляются такие должностные лица, как генерал-лейтенанты, назначаемые обычно из принцев крови и знатного дворянства. Обычно они управляли группой бальяжей или административным округом, который в конце XV века начал называться провинцией.

Централизация на местах затронуло и городскую жизнь. Короли часто лишали города статуса коммун, изменяли ранее изданные хартии, ограничивали права горожан. Над городами была установлена система административной опеки.

В 1445 году получив возможность взимать постоянный налог (королевскую талью), король Карл VII организует регулярную королевскую армию с централизованным руководством и четкой системой организации. По всему государству были расквартированы постоянные гарнизоны, которые были призваны пресекать любые попытки феодальной смуты.

Королевская администрация проводила политику унификации и в судебном деле, несколько ограничивая церковную и вытесняя сеньориальную юрисдикцию.

Мелкие судебные дела решал прево, но дела о серьезных преступлениях (так называемые королевские случаи) рассматривались в суде бальи, а в XV веке в суде под председательством лейтенанта. В суде бальи принимали участие местное дворянство, королевский прокурор. Поскольку прево, бальи, а позднее и лейтенанты назначались и увольнялись по усмотрению короля, вся судебная власть находилась в руках короля и его администрации. Выросла роль Парижского парламента, члены которого с 1467 года стали назначаться не на один год как раньше, а пожизненно. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по судебным делам любой важности.

 

Date: 2015-09-19; view: 695; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию