Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы взаимоотношений бизнеса и государства в странах с развитой рыночной экономикой





Исследователи выделяют несколько этапов эволюции экономического взаимо- действия бизнеса и государства в России. Основываясь на работах В. Уколова, Д. Розенкова (3), С. Туркина (2) и др., предпримем попытку расширить периодизацию этого взаимодействия, начиная со второй половины ХХ столетия.

I этап (1960–1969 гг.). Благодаря реформе, проводимой в этот период под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина (т. н. косыгинская ре- форма), экономика достигла рекордных темпов роста. Вторую половину 1960-х годов считают «золотой пятилеткой» советской экономики. Бизнес, обладающий собственными экономическими и финансовыми ресурсами, превращается в ведущую силу городского развития, город обслуживает интересы бизнеса (градообразующие предприятия), а он в свою очередь создает социальную инфраструктуру;

II этап (1970–1979 гг.). Предоставление бизнесом социальных благ своим работникам и населению территории пребывания становится традиционным и оказывает существенное влияние на качество жизни. Спектр социальных услуг, оказываемых бизнесом, был чрезвычайно широк. Это и общественное питание (заводские столовые как особый социальный тип были важной составляющей советского предприятия), и обеспечение работников земельными участками (дачи, огороды), и забота о здоровье (ведомственные поликлиники, санатории, оздоровительные детские лагеря), и даже предоставление жилья.

III этап (1980–1989 гг.). Власть не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность бизнеса. Вместе с тем, некоторые исследователи характеризую этот период как время «приватизация власти» бизнесом.

IV этап (1990–1991 гг.). Период сближения, конструктивного, созидательного взаимодействия, создания экономических и нормативно-правовых основ становления взаимоотношений бизнеса и государства, налаживания системы связей с новым институтом рыночной экономики.

V этап (1992–1994 гг.). Период сдерживания бизнеса, государство реализует стратегию жесткой финансовой, кредитной, налоговой, политики, вводит лицензии, кво- ты и прочие ограничения, ресурсы активно перемещаются из государственной сферы в бизнес и государство теряет над ними кон- троль. В силу этих трансформаций нарастает расслоение общества, снижается качество жизни, растет инфляция и социальная на- пряженность в обществе.

VI этап (1994–1997 гг.). Период «сращивания бизнеса и власти», государство берет курс на привлечение ведущих представителей российской бизнес-элиты на высокие посты во властные структуры.

VII этап (1997–1999 гг.). Период дистанцирования бизнеса и государства. Капиталы российского бизнеса активно уходят за рубеж, огромные финансовые ресурсы сосредотачиваются у группы олигархов, пытающихся усилить свое политическое влияние на государство.

VIII этап (1999–2001 гг.). Период формирования цивилизованных форм сближения бизнеса и государства, на базе возрождения духовности, культуры, осознания того, что государство не может обойтись без бизнеса, и бизнес в условиях развития регулируемых рыночных отношений не может эффективно функционировать без государства.

IX этап (2001 г. – по настоящее время). Период развития взаимоотношений бизнеса и государства, формирования корпоративной социальной ответственности, создание экономически обоснованной социально-ориентированной налоговой политики, со- вершенствование форм социальных инвестиций бизнеса в развитие общества, ста- новления корпоративного гражданства.

Таким образом, развитие взаимоотношений между бизнесом и государством является отражением изменений экономических отношений в обществе.

Модель «принуждения» предусматривает административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль деятельности бизнеса. По данным ВЦИОМ 2002 года, 95–99% менед- жеров высшего звена считают, что испытывают давление со стороны местной власти, а исследования Ассоциации менеджеров 2007 года демонстрируют, что 79% опрошенных руководителей считают, что именно давление власти служит главным стимулом социальной ответственности.

По мнению Зубаревич Н., эксперта Независимого института социальной политики, «социальной ответственностью называют кирпич, который власть держит над головой российского бизнеса, что бы склонить его к старой непрозрачной схеме взаимодействий: надо делиться, а мы сами скажем, куда положить «социальные» деньги. При этом свою часть социальной ответственности перед обществом власть выполняет плохо».

Таким образом, в рамках реализации модели принуждения социальная ответственность становится добровольно-принудительной, и соответственно нестабильной и неэффективной.

Модель «покровительства» предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти. Взаимодействие в рамках модели «покровительства» можно рассматривать как инструмент манипулирования, ни одна сторона не может диктовать свих правил игры, результат мо- жет быть достигнут только в рамках соблюдения принципа «выгодно одному – невыгодно другому».

Модель «невмешательства» власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом.

Модель «партнерства», в рамках которой представители власти и бизнеса достигают компромисса. И одна и другая стороны понимают, что в одиночку обеспечить политическую и экономическую стабильность и развитие территории не возможно.

Расширяя существующие представления о моделях, предлагаем структурно- ресурсную модель взаимодействия власти и бизнеса. На наш взгляд, в современных социально-экономических российских условиях именно она является наиболее приемлемой, работающей по принципу «выгодно каждому – выгодно всем». В рамках этой модели между субъектами взаимодействия происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне.

Власть располагает следующими ресурсами:

− экономическими – возможность предоставления бизнесу налоговых льгот, субсидий, торговых преференций, а так же лоббирования интересов бизнеса в федеральном центре и за рубежом;

− политическими – возможности власти влиять на региональную политику через федеральный центр;

− административными – именно власть разрабатывает стратегии и механизмы развития бизнеса, а также имеет возможность морального поощрения социально ответственного предпринимательства;

− информационными – формирование общественного мнения по отношению к бизнесу и пропаганда социально ответственного предпринимательства.

Бизнес, в свою очередь, тоже обладает определенным набором ресурсов:

− финансовым – кроме участия в реализации социальной политики региона бизнес способен оказывать финансовую поддержку социальных проектов, осуществляемых властью и финансово участвовать в избирательных компаниях;

− экспертным – бизнес может продвигать представителей деловой элиты во власть, повышать квалификацию чиновников, внедрять социальный менеджмент;

− инновационным – в современных условиях этот ресурс особенно актуален. Это и инфраструктура инноваций (бизнес-инкубаторы, формирование бизнес-элиты и др.), и бизнес-идей, и инновационные технологии, и т. д.

В рамках структурно-ресурсной партнерской модели обмен этими ресурсами является основой взаимодействия власти и бизнеса.

Сегодня в России существуют проблемы низкого уровня социального развития конкретных территорий в связи с недостаточностью государственных ресурсов. В то же время, развивающийся бизнес осознает, что социальное развитие региона является одним из критериев успешности его роста и показателем стабильности для инвесторов, особенно в тех случаях, когда потребители товаров и услуг проживают на данной территории. В этой связи представители бизнеса все чаще признают необходимость своего участия в решении ключевых проблем региона. Задача власти в сложившейся ситуации – создание условий для поддержания готовности бизнеса к социально ответственному поведению, направленному на повышение качества жизни населения.

Date: 2015-09-19; view: 351; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию