Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ЦАРЬ‑ДЕВИЦА КАК БОГИНЯ ПЛОДОРОДИЯ
Царь‑девпца ведет жизнь высокородной элиты общества – она то гуляет по саду, то тешится с богатырями – силой мерится, то спит своим богатырским сном. Причем спит по 12 дней кряду. В это время охвачены сном все ее слуги и дворовые девки. В образе Царь‑девицы угадывается иной образ – «Спящей царевны». В сказках Царь‑девицу так и называют Усоньшей‑богатыршей (от слова «сон»). Самая примечательная особенность Царь‑девицы, что у нее подмышками растут дерева с молодильными яблоками, а с рук и ног «точится целющая живая вода». Вот за этими «молодильными яблоками» и «живой водой» отправляется в поход Иван‑царевич. Образ Царь‑девицы предельно ясен – это богиня плодородия… В ассирийском мифе она выведена под именем Иштар. Как явствует из русской народной сказки, путешествие к Царь‑девице совершал и дед Ивана‑царевича, и его отец… потому и детки у них народились. Конь Ивана‑царевича, однако, учит Ивана: «Ты когда войдешь в третью комнату, увидишь гам на высокой перине нагую богатыршу‑атаманшу спящей. Ты яблочки молодильные у нее с тела возьми, водички живой кушаком зачерпни, а саму не трогай смотри… а на нее не гляди, если на нее глянешь – пропадешь – проснется она и слуги ее, захватят тебя, не сносить тебе своей буйной головушки». Однако вошел Иван‑царевич в покои Царь‑девицы, яблоки с ее тела богатырского сорвал, живой воды кушаком зачерпнул, да и не утерпел – на нее саму посмотрел. Взыграло тогда молодецкое сердце от такой красы неописуемой. Раззадорился Иван‑царевич, взыграло его сердце ретивое, поцеловал он Царь‑девицу в сахарные уста и смял ее девичью красу… Проснулась тут Царь‑девица – еле ноги унес царский сын. Родились у Царь‑девицы два брата. Не по дням, а по часам росли. Прошел лишь год, и поехала Царь‑девица с сыновьями‑богатырями искать своего мужа‑полюбовника, и нашла‑таки Ивана‑царевича, и женился он на ней. И царем стал в царстве ее волшебном…
«НАПОЛОВИНУ ЗМЕЯ, НАПОЛОВИНУ ДЕВКА»
То обстоятельство, что богатырша спит непробудным сном, когда к ней пробирается Иван‑царевич, позволяет отожествить этот сюжет с зимним прозябанием природы, с первыми грозовыми раскатами и первым весенним дождем, после которого природа пробуждается; но тоже не сразу, не вдруг. В сказке «Молодильные яблоки» речь идет о сезонном возрождении. Два сына, которые растут не по дням, а по часам, символизируют стремительное цветение, появление первой зелени. Таким образом, овладев молодильными яблоками и живой водой, Иван‑царевич, помимо прочего, оплодотворяет богиню плодородия. Эта его производящая роль тождественна роли бога Перуна. Интересно, что в сказке есть еще один удивительный персонаж – вокруг высокого терема Царь‑девицы, три раза обернувшись, лежит ее дядька. Ему руки подавать нельзя, он, проснувшись, может невзначай сглотнуть Ивана‑царевича вместе с конем. В этом «дядьке» Царь‑девицы угадываются черты змея – Велеса. Весенний разгул природы может обернуться бедствиями – наводнениями и ураганами. Змей‑Велес стережет волшебный дворец – этим самым подчеркивается связь богини плодородия со смертью – миром мертвых. Да и само путешествие к дородной богине и обладание ею далеко не безопасно. Любовь и смерть порой идут рука об руку. Родню Царь‑девицы не назовешь благой – Баба‑яга, змей, да и сама Царь‑девица «наполовину змея, а наполовину девка». Связана прочными семейными узами великанша с миром мертвых – ничего здесь не попишешь. К сказанному можно добавить, что в хеттской мифологии богиню плодородия называют Шавушкой – это имя как‑то уж совсем звучит по‑русски. Кроме того, у Шавушки есть два родных брата – бог солнца и бог‑громовик. Таким образом, и здесь вся мифологема разыгрывается членами одной небесной семьи. Члены этой семьи оказываются еще и царями и царицами в мире мертвых.
ХАРАКТЕР У СЕСТРЫ ИСПОРТИЛСЯ…
Неуемный характер Царь‑девицы народная фантазия придает и образу Марьи – родной сестры Ивановой. В более поздних трактовках мотив инцеста переосмысливается. Сестра уже не просто склоняет своего брата к плотскому греху, а старается погубить его. Так, в русской народной песне поется:
Брала стружки красная девица. Бравши стружки на огонь клала. Все змей пекла, зелье делала; Наливала чару прежде времени, Подносила брату милому. Зелье было страшное, Капнула коню на гриву. У коня грива загорелася.
Мотив о том, что девица‑чародейка напекла змей, сварила зелье и приготовила снадобье для родного брата указывает на внутреннюю связь сюжета этой песни с купальскими обрядами.
Но брат сметил ее злой умысел: Снимал он сестры буйну голову…
И он брал с костра дрова, Он клал дрова посреди двора; Как сжег он тело белое Что до самого до пепелу, Он развеял прах по чисту полю, Заказал всем тужить, плакаты. Здесь мы видим также мотив огня и всесожжения, характерный для купальских обрядов. Еще более страшную историю рассказывает нам былина о богатыре Добрыне, который «учил» чародейку Марину, полюбовницу Змея Горыныча. Уже само имя чародейки Марина указывает на смысловую связь с Марой, куклой, которую сжигают во время купальских обрядов.
|