Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дьявол силен.
Былая индоиранская общность раскололась из‑за конфликта оседлых земледельцев и скотоводов. В одном из авестийских текстов – «Гатах», приписываемых Заратуштре, порицается жизнь кочевников, занимающихся угоном скота и грабежом. Говорится о том, что похитители уничтожают скот во время оргастических жертвоприношений. Вместе с тем идеализируется труд оседлых скотоводов, а позже в «Ведевдате» – и труд земледельцев: «Кто сеет хлеб – тот сеет праведность». Обращает на себя внимание, что дагестанский миф о дэве очень похож на греческий миф об одноглазом Циклопе, в пещере которого оказались Одиссей и его спутники. Очевидно, новые идеи и новые мифы распространялись в былые времена достаточно быстро. «Главный грузинский дэвоборец» Рустам весьма похож на нашего Руслана, воспетого А.С. Пушкиным, а также на героя‑дэвоборца осетинского эпоса Сослана… Постоянный конфликт оседлых земледельцев и скотоводов Ирана со скифо‑сакскими кочевниками породил изменение и в мифологии. Так, близнецы – брат и сестра, вступившие в недозволенную связь, трансформировались в двух братьев близнецов – жестко противопоставленных друг другу. Один стал «исчадием ада», самим Дьяволом (Ангро‑Манью), другой – Ахурамаздой – духом света и справедливости. Таким образом была отделена тьма от света. Было признано, что свет победит, а тьма исчезнет. В «Авесте» были разделены и небеса: царство света – вотчина Ормазда (Ахурамазды) от царства тьмы – вотчины Ахримана (Ангро‑Манью). Благодаря реформе Заратуштры попали в немилость ведические боги. Главным демоном, возглавляющим воинство тьмы, стал Индра‑громовержец. Лагерь духовных существ был разделен на приверженцев Правды – Арты и приверженцев лжи и мракобессия – Другу. Противопоставление (земного и небесного) затронуло и самого человека. Некоторые его качества были объявлены порождением скверны и тьмы, а некоторые – порождением света и правды. Мир человека разделился на чистый – духовный, и нечистый – телесный. Получалось, что дух добра и зла совместно правили людьми до реформы Заратуштры; выбора у человека не было – кому служить. После реформы Заратуштры человеку уже предоставлялось право делать осознанный выбор между светом и тьмой, погибелью и вечной жизнью, раем и адом…
|