Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАК ВОЗНИКЛИ КАСТЫ (СОСЛОВИЯ), ЛУНА И ЗВЕЗДЫ





Весьма любопытно, что система сословий освещена древней арийской традицией. Она нашла отражение в ведическом гимне о первочеловеке Пуруше. Этот гимн рисует перед нами грандиозную картину сотворения мира:

 

«Пуруша – тысячеглавый,

Тысячеглазый, тысяченогий,

Со всех сторон покрыв землю,

Возвысился над ней…

Пуруша – это вселенная,

Которая вечно существует,

Пуруша властелин мира,

Он бессмертен,

Ведь Пуруша ест пищу,

Которую сам же и производит.

Тогда боги принесли Пурушу в жертву,

Его уста стали брахманом,

Его руки превратились в раджанья (воинов).

Его бедра стали вайшья.

Из ног его родились шудры

Луна из его духа рождена,

Из глаз солнце родилось,

Из уст – Индра и Агни,

Из дыханья родился ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо,

Из ног – земля,

Из ушей – стороны света.»

 

 

Многие исследователи отмечают, что этот стих о Пуруше из Ригведы напоминает стих из «Голубиной книги» – памятника древнерусской словесности:

 

«Белый свет пошел от лица Божьего.

Солнце праведное – от очей его ясных

Светел месяц – от затылечка,

Заря утренняя и вечерня – от бровей божьих,

Часты звезды – от кудрей Божьих.

Буен ветер – от вздохов,

Дробен дождик от слез Его…

Зародились крестьяне православные

От того колена от Адамова;

От того же начался и женский пол…»

 

Как видим, крестьянское сословие и «женский пол» ведут свою родословную от первочеловека Адама (от его колена), так же, как и сословия древних индусов ведут свою родословную от различных частей тела первочеловека Пуруши. Думается, что это не просто совпадение. Вероятно, мифология русов и индусов основана на некоем архаическом пласте общих мифологических представлений. Кроме всего прочего, части космоса: солнце, луна, звезды, небо происходят от различных частей лица и головы божества. Здесь совпадение практически полное.

 

 

ГИМН ПУРУШЕ И «ГОЛУБИНАЯ КНИГА»

 

Несмотря на то, что гимн Пуруше из Ригведы намного древнее, чем стихи из «Голубиной книги», лично мне представляется, что русское поэтическое произведение обладает особыми чертами, которых нет в индийском гимне Пуруше. Так, в «Голубиной книге» описывается, по сути дела, сотворение человека:

 

У нас ум‑разум Самого Христа,

Самого Христа, Царя небесного;

Наши помыслы от облак небесных;

У нас мир‑народ от Адамия;

Кости крепки от камени;

Телеса наши от сырой земли;

Кровь‑руда наша от черна моря.

 

Таким образом, в русском поэтическом произведении показано, как мир создан из различных частей тела божества. В этой части стихи «Голубиной книги» совпадают с гимном Пуруше. Однако в «Голубиной книге» показано, что различные члены человека происходят от природных объектов: кости – от камней, телеса – от сырой земли, кровь – от черна моря, помыслы – от облак небесных…

В этой своей части «Голубиная книга» представляет весьма архаичный пласт народного сознания – когда божество создает мир из самого себя, а затем из элементов мира создает человека. Здесь мы видим, что божество уподобляется макрокосму, а человек микрокосму, при этом присутствует логическая связь между двумя актами творения.

Гимн Пуруше лишен такой глубины. Он, что‑ли, более прямолинеен. И это несмотря на то, что в «Голубиной книге», по сути, присутствует христианская риторика. Однако она лишь подчеркивает архаический, языческий характер содержания стихов.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию