Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет№9Многообразие отношений между языком и внеязыковой реальностью. Перформативы и констативы, относительность их различения





Язык. Нас интересуют 2 вещи:

• Язык не является абсолютно нейтральным средством, которое как прозрачное стеклышко, существует между реальностью и ее изображением в познающем уме. Язык – это целостность, организованная по своим собственным правилам, и т. о. влияющая и на картину реальности, и на характер мышления. Т. о. язык - источник гнос. проблем.

• Язык соединяет отдельных познающих человека в коллективный социальный субъект познания.

Рассматриваем не слова как ярлыки, которые прикреплены к объектам реальности, а мы смотрим на язык сквозь призму речевых актов и обнаруживаем, что это есть определенные человеческие действия, в которые вплетен язык, и слова используются как инструменты человеческих действий.

Разнообразие отношений между языком и внеязыковой реальностью заключаатся в том, что человек помимо описания действительности с помощью слов (перфомативов), оцениваемых в отношении «истина»-«ложь»,способен также к преобразованию положений дел в мире и манипулированию ментальными состояниями и поведением слушающих. Такие высказывания не истинны и не ложны. Они не просто языковые построения, а реальные действия говорящего.

Группы речевых актов – 1) перформативы и 2) констативы.

Определение первфомативов: действия, совершенные с помощью слов. Например, «я клянусь», «обещаю». Невозможно сказать, истинно или ложно выражение «я клянусь». Может быть адекватным или нет. «Объявляю Вас мужем и женой», если это произносит священник, то это результативно, а если какой-то левый чел, то нет. Перформативы будут успешными, если они относятся к определенной ситуации. Некоторые исследователи говорят, что все языковое поведение можно рассматривать как перформативы.

Парадокс Мора: «Идет дождь, но я не верю». Парадоксальность в том, что любое мое высказывание подразумевает то, что я в него верю. Во фразе «Идет дождь» нет «Я верю, что», но с употреблением фразы «Идет дождь» связано много предположений. Предполагается, что если я произношу эту фразу, то я в нее верю. Значение фраз – это еще и их употребление. Очень широкий класс фраз (?) можно понимать по аналогии с перформативами. Значение – это употребление, а не объект реальности, для которого мы вводим ярлычок.

Перформати́в — речевые акты, равноценные поступку. В широкое употребление этот термин ввел Дж. Остин. Сам термин произошёл от латинского глагола perficio — совершать, заканчивать.К перформативам принято относить клятвы, обещания.

Определение контативов: выражения описывающие некую ситуацию в мире. «Идёт дождь» и т.д.

Но однозначной грани между перомативами и констативами нет, есть постепенные переходы и возможность рассматривать все речевые акты как перфоративы. Перформативы связаны с определенными социальными практиками и социальными конвенциями. Тогда получается: такая деятельность как объективное незаинтересованное описание фактов самих по себе тоже может рассматриваться как определенного рода перформативы, т. е. деятельность, опирающееся на соц. практики. В рамках этих практик некоторое утверждение будет выступать как объективное описание реальности, и в таком случае некоторое утверждение может оказываться успешным или неуспешным в качестве объективного описания реальности.

Пример: «это хорошая карта». Карта – модель реальности. Она может оцениваться как истинная или ложная, соответствующая реальности или нет. Еще можно рассматривать условия при которых нечто будет или не будет картой. А при других условиях – не будет картой. Если карта, имеет разрешающую способность 50 км, то в каких-то ситуациях – это карта, но если нам нужна схема МГУ – не катит. Тогда утверждение «это карта» не будет успешным речевым актом. Т. о. эта карта в каких-то ситуациях (не) будет картой. Тут – целый пласт гносеологических проблем.

Билет№10 Вопрос о взаимосвязи языка и мышления. Существует ли внеязыковое мышление? Влияние языка на мышление. Гипотеза лингвистической относительности Сепира – Уорфа и ее обсуждение в современной литературе.

Наверное первый вопрос, который возникает в этой связи – является ли познание целиком и полностью языковым? Может ли существовать внеязыковое познание и внеязыковое мышление. По этому поводу можно сказать что они существуют. Существуют филогенетически. Мы не знаем когда возник язык и мышление. Вполне возможно, что мышление развивалось не находя себе сразу выражения в языке. Да и мышление каждого человека как то развивается еще до того, как он овладевает языком. До того, как ребенок начинает говорить (где-то на 2-м году жизни), он уже многое узнает о внешнем мире.

Некоторые исследователи обращают внимание на то, что наше мышление испытывает наибольшее влияние со стороны зрения. И поэтому мы мыслим часто используя те структуры, которые нам задает зрение. Оно задает нам нам двумерные и объемные структуры. Поэтому мы мыслим часто некоторыми паттернами (шаблонами). Тогда как речь линейна. И допустим Выгодский приводит пример: в языке я формулирую фразу «около аптеки стоял мальчик в синей курточке». Здесь последовательно перечисляются компоненты этой ситуации. Но если я мыслю эту ситуации, то там нет последовательно: сначала аптеки, потом около, потом мальчика, потом курточки. Я мыслю всё это сразу. Мое мышление организованно целостными паттернами, а речь последовательна.

Итак, возможно мышление вне языка, оно не полностью им детерминировано. Но тем не менее язык имеет огромное значение для познания.

Хотя я мыслю образами, которые не имеют последовательной линейной структуры, но что является все рано компонентами моего образа? Его компонентами всё равно будет то, что соответствует понятия, существующие в моем языке. Когда я представляю себе ситуацию, она расчленена на то, что может обозначаться языком. Да, я могу одновременно представить себе и аптеку и мальчика и то, во что он одет, но все равно компоненты этой ситуации все равно соответствуют тому, что есть в моем языке. И я зык задает мне схемы расчленения мира и выделения в нем компонентов – из чего он состоит. Если мы рассматриваем знание как то, что принадлежит всему человечеству, как то, что вырабатывается совместными усилиями больших человеческих коллективов и сообщается всем, то знание – это то, что выражается в языке. Знание это то, что может храниться в языковых выражениях. Поэтому язык имеет огромное и первостатейное значение и для мышления и для познания.

Date: 2015-09-19; view: 1169; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию