Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды расчетных операций банка





 

Количество разнообразных услуг, оказываемых кредитными организациями, возрастает с появлением трастовых, факторинговых и лизинговых операций. Банковские операции - одна из старых областей предпринимательства в мире, которая отражает функции банков. Некоторые операции носят финансово-кредитный характер, и поэтому их могут выполнять как банки, так и небанковские кредитно-финансовые организации.

Являясь предприятиями, регулирующими денежно-кредитные отношения, выполняющими многообразные банковские операции, банки подчинены экономическим законам и законодательству страны пребывания. Банковские операции осуществляются в соответствии с установленным правом или традицией порядком. К банковским операциям относятся: [1, ст. 5]1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;8) выдача банковских гарантий.

Формой существования активных и пассивных банковских операций являются расчетные операции банка — это операции, связанные с перемещением денег между участниками рынка через банк безотносительно к целям этого перемещения.

 

Рис. 1.Исходные типы банковских операций [42, с. 55]

 

Пассивные или активные операции банка не существуют в отрыве от его расчетных операций. И наоборот, расчетные операции делают возможным проведение пассивных и активных операций. Можно сказать: расчетные операции являются «носителем», или «формой существования», пассивных и активных операций банка.

Обычно если имеет место односторонний процесс передачи денег участником рынка банку, то налицо пассивная операция. Если имеет место процесс передачи денег банком другому участнику рынка в виде кредитов или в виде оплаты каких-то рыночных ценностей (активов), то это есть активная операция.

Важно отметить, что и пассивная и активная операция всегда связаны с движением денег и к банку и от банка, т. е. невозможны без расчетных операций. Но в случае пассивной операции движение денег в банк увеличивает его ресурсы и, соответственно, обязательства банка по их возврату, а отток (возврат) денег — уменьшает его денежные ресурсы и в равной мере уменьшает и обязательства банка по их возврату.

В то же время в случае активной операции отток денег из банка уменьшает лишь его денежные ресурсы, но не уменьшает общий размер его обязательств по привлеченным средствам. Соответственно, приток денег в банк по результатам активной операции (например, в случае возврата исходной (номинальной) суммы кредита клиентом) увеличивает его свободные денежные ресурсы, но не изменяет (не увеличивает) его обязательств по привлеченным средствам.

Можно сказать иначе. Пассивные операции в основе своей есть операции, связанные в обычном случае с увеличением обшей величины совокупного капитала банка за счет его привлечения от других участников рынка.

 

Рис 2. Классификация расчетных операций [38, с. 29]

Активные операции в своей основе есть операции, связанные с изменением товарной формы привлеченного банком капитала. Однако это такое изменение формы существования привлеченных банком денежных средств, которое, в конечном счете, снова приводит к увеличению совокупного капитала банка, но уже за счет успешной деятельности самого банка.

Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов, а законным платежным средством на всей территории всей страны является рубль, который обязателен к приему по нарицательной стоимости. [1, ст. 140]

Также допускается использование и иностранной валюты в качестве платежного средства, но только в тех случаях, порядке и на условиях, которые определенных в законе или в порядке, установленном им.

Расчеты между гражданами, не занимающимися предпринимательской деятельности, могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Если же расчеты осуществляются между юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, то такие расчеты должны производиться предпочтительно в безналичном порядке, которые осуществляются через банк и иные кредитные организации. В этих организациях должны быть открыты соответствующие счета организаций и предпринимателей, которые принимают участие в расчетах.

Безналичные расчеты представляют собой совокупность безналичных денежно-кредитных операций в процессе реализации товаров и услуг, распределения и перераспределения национального дохода.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное производство, целостность которого требует обеспечения бесперебойности расчетов достижимой при соблюдении основных принципов организации денежного оборота:

- экономическая самостоятельность субъектов рынка и их материальная ответственность за хранение денежных средств и осуществление расчетов;

- аккумуляция денежных средств субъектов рынка на своих счетах в банках и проведение расчетов в безналичной форме через банки;

- самостоятельное, без вмешательства банка, распоряжение денежными средствами, размещенными субъектами рынка как в банках, так и в своих оборотных кассах;

- осуществление субъектами рынка расчетов через банки в пределах остатка средств на счете. При недостаточности средств на счете очередность платежей устанавливается самими собственниками средств;

- применение во внутрибанковском обороте только унифицированных расчетных документов, во внебанковском обороте - только банкнот и разменной монеты Центрального Банка;

- свободный выбор субъектами рынка форм расчетов и закрепление их в хозяйственных договорах. Обеспечение расчетов и платежей в сроки, предусмотренные в хозяйственных договорах. [44, с. 26]

К общеэкономическим принципам организации расчетов отнесены экономичность, дифференцированность, срочность, обеспеченность платежей, их целевой характер.

Действие ряда принципов, характерных для современной системы расчетов, вытекает из экономических отношений участников безналичных расчетов – плательщика, получателя средств и обслуживающих банков.

Безналичные расчеты осуществляются кредитными организациями в соответствии с законодательством и банковскими правилами.

Расчеты в безналичном порядке между кредитными организациями, филиалами могут производиться через:[43, с. 117]

1) расчетную сеть Банка России;

2) кредитные организации по корреспондентским счетам «ЛОРО» и «НОСТРО»;

3) небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции;

4) внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Установлены следующие принципы осуществления безналичных расчетов:

1. Правовой режим осуществления расчетов и платежей

2. Осуществление расчетов по банковским счетам.

3. Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей

4. Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж

5. Принцип срочности платежа

6. Контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Рассмотрим расчеты платежными поручениями. Платежное поручение это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, произвести перевод определенной денежной суммы на счет получателя средств, оформленное расчетным документом.[21, с. 653]

Унификация правил в области кредитовых (банковских) переводов была осуществлена Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) посредством издания в 1992 г. Типового закона о международных кредитовых переводах.

Сейчас банковский перевод представляет собой расчетную банковскую операцию, проводимую посредством направления телеграфом, телексом или по почте платежного поручения одного банка другому. Согласно ст. 26 Типового закона Юниситрал о международных кредитовых переводах платежное поручение - это безусловный приказ в любой форме отправителя банку-получателю передать в распоряжение бенефициара. Бенефициар (от франц. benefice - прибыль, польза) - лицо, получающее доходы от своего имущества, переданного в доверительное управление другому лицу, юридическому или физическому (при сдаче в аренду, наем), либо от использования собственности третьими лицами, например, при передаче акционером акций в пользование брокеру в целях получения максимальной прибыли (дивиденда). Бенефициаром является также лицо, в чью пользу банк-эмитент открывает документарный аккредитив. Обычно бенефициаром является экспортер, продавец товаров или услуг, которые являются предметом международного договора купли-продажи установленную или подлежащую установлению денежную сумму. Особенностью расчетов платежными поручениями является то, что они применяются преимущественно в тех случаях, когда платежи по контракту носят разовый характер. Это отличает их от других, более сложных, форм расчетов, в частности от расчетов по аккредитиву и по инкассо, которые, как правило, используются для оплаты товара по «длящимся» контрактам. Так, расчеты платежными поручениями нередко применяются в случаях единовременных выплат по разовым поставкам, при осуществлении авансовых платежей, для перерасчетов по ранее заключенным сделкам (например, в случаях, когда платежи за отгруженный товар должны были осуществляться по аккредитиву, который не был использован своевременно). Расчеты платежными поручениями могут использоваться и для платежей, не имеющих эквивалентный характер, в частности при удовлетворении рекламаций по качеству, требований об уплате неустойки, процентов годовых и т.д.

Термин «платежное поручение» тесно связан с понятием «перевод». В отличие от платежного поручения перевод является более широким по содержанию понятием.

М.М. Агарков рассматривал банковский перевод "как договор, по которому кредитное учреждение обязуется уплатить в другом месте через свой филиал или через своего корреспондента, за счет своего контрагента, последнему или другому лицу определенную сумму денег".

В английском праве наиболее приемлемой является точка зрения, согласно которой банковский перевод представляет собой "последовательность операций, осуществляемых различными банками, действующими в качестве представителей".

Понятие «перевод средств» встречается и в американском праве, где согласно ст. 4А-104 ЕТК он означает «серию сделок, начиная с платежного поручения инициатора, предпринятых с целью осуществления платежа бенефициару».

Аналогичное понятие содержится и в Типовом законе ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах, который носит факультативный (рекомендательный) характер. Так, согласно ст. 2 кредитовый перевод представляет собой ряд операций, начиная с платежного поручения перевододателя, осуществляемых с целью передачи средств в распоряжение бенефициара. Данное понятие распространяется на любые платежные поручения перевододателя. При этом платежное поручение, выдаваемое в целях осуществления платежа по такому поручению, считается частью другого кредитового поручения. Типовой закон исходит из принципа безусловности платежного поручения. Если оплата платежного поручения чем-либо обусловлена, то это уже не платежное поручение, и операция в этом случае не является кредитовым переводом. Этим, например, платежное поручение в тех или иных случаях принципиально отграничивается от аккредитива.

Платежное поручение это одна из удобных форм денежных расчетов. Анализируя безналичные расчеты, проводимые через банковскую систему, можно уверенно сказать, что более 80% безналичных расчетов производится платежными поручениями. Расчет платежным поручением – это самая простая, удобная, и достаточно надежная форма расчетов. А главное – ты сам принял решение платить и оплатил. Оплатил - сколько хотел и куда хотел. И здесь главное - не допустить ошибок при заполнении реквизитов в платежном поручении, в противном случае деньги не дойдут до адресата. Платежное поручение составляется на стандартном бланке формы 0401060. Банки принимают к исполнению только те платежные поручения, в которых содержатся все обязательные данные (реквизиты), установленные положением ЦБ для заполнения. Платежное поручение должно содержать следующие реквизиты:

1. Наименование расчетного документа и код ОКУД ОК 011-93,

2. номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки,

3. вид платежа,

4. наименование плательщика, номер его счета идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),

5. наименование и место нахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета,

6. наименование получателя средств, номер его счета. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН),

7. наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета,

8. назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в платежном поручении отдельной строкой

9. сумму платежа, обозначенную прописью и цифрами,

10. очередность платежа,

11. вид операции,

12. подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Исходя из предъявляемых к содержанию платежного поручения требований, ЦБ РФ установил и типовой образец (бланк) платежного поручения (форма 0401060), который выглядит так:

Приложение 1 к Положению Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. N 2-П (в ред. Указания ЦБ РФ от 03.03.2003 N 1256-У).

Оборотная сторона платежного поручения должна всегда оставаться чистой. И сэкономить бумагу, печатая платежное поручение на черновиках, уже не получится. Оформленное в установленном порядке платежное поручение действительно к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня его выписки. Банк принимает платежное поручение к исполнению независимо от его суммы. При заполнении платежного поручения не допускаются исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости. Платежное поручение предъявляется в банк в таком количестве экземпляров, которое необходимо для всех участников расчетов. На первом экземпляре платежного поручения наличие подписей и оттиска печати (при наличии) – обязательно. Этот экземпляр платежного поручения остается в документах дня банка. Расчеты платежными поручениями могут производиться в следующих случаях: [43, с. 63]

- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

- за налоги - перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- по погашению кредитов, уплате процентов и других услуг банков. По перечислению средств на депозитные счета.

- перечисление денежных средств на другие цели, предусмотренные законодательством или договором (спонсорские перечисления, участие в аукционах, и т. д.)

- в соответствии с условиями договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических (плановых) платежей.

Правила, формы и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливаются Банком России. [2, ст. 80]

Таким образом, предъявляемые в банк платежные поручения должны соответствовать Положению ЦБР от 25 ноября 2007 г. № 5-П «О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации» (с изменениями от 29 декабря 2007г.)

Выдача платежного поручения и удостоверение выдачи считаются достаточными условиями для принятия платежного поручения к исполнению. Принятие платежного поручения к исполнению означает, что банк-получатель (банк бенефициара) становится связанным обязательствами по осуществлению платежа, что равносильно акцепту по общей теории обязательственного права.

Важно отметить, что согласно Типовому закону банк-получатель, которому адресовано платежное поручение, осуществляет платеж указанному в поручении бенефициару за свой счет (а не за счет перевододателя в банке-отправителе). При этом он вправе получить возмещение суммы платежа с использованием различных способов истребования этих средств:

а) путем списания средств со счета банка-отправителя в банке-получателе (корреспонденте);

б) путем зачисления средств на счет банка-получателя в банке-отправителе (корреспонденте);

в) путем зачисления средств на счет банка-получателя в третьем банке.

Что касается платежного поручения отправителя (перевододателя), то оно принимается его банком только при наличии средств на счете перевододателя, достаточных для исполнения поручения, если только договором между перевододателем и банком-отправителем не предусмотрено кредитование счета перевододателя. Не является основанием к отказу в принятии поручения об осуществлении международного кредитового перевода отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка перевододателя. При отсутствии достаточных средств на счете отправителя (перевододателя) банк-получатель вправе отказаться от акцепта платежного поручения. Банк также вправе отказаться от акцепта платежного поручения в случае, если платеж осуществлялся иным образом, однако он не был получен или имеющаяся информация недостаточна для идентификации перевододателя.

Далее следующим этапом банковской операции является поручение банка перевододателя банку-посреднику. Банк перевододателя, после получения поручения перевододателя, при отсутствии прямых корреспондентских отношений с банком бенефициара, исполняет поручение через банк – посредник, имеющий корреспондентские отношения с банком перевододателя и банком бенефициара.

Банк перевододателя или банк-посредник после получения поручения перевододателя (его банка) при наличии прямых корреспондентских отношений с банком бенефициара исполняет поручение перевододателя.

Банк бенефициара после акцепта платежного поручения обязан передать средства в распоряжение бенефициара или иным образом использовать данные средства в соответствии с платежным поручением и правом, регулирующим отношения между банком бенефициара и бенефициаром.

В отношении срока исполнения платежного поручения законом отмечается, что банк-получатель обязан исполнить платежное поручение (в случае его акцепта) в течение рабочего дня, когда данное поручение получено. Если до окончания рабочего дня недостаточно времени для исполнения платежного поручения, то исполнение выполняется в течение следующего рабочего дня. Однако если в платежном поручении указана более поздняя дата, платежное поручение исполняется в эту дату. Уведомление об отказе от акцепта платежного поручения на любом этапе осуществления международного кредитового перевода должно быть направлено соответствующему лицу не позднее следующего рабочего дня после истечения срока исполнения поручения или до этого дня.

Другая важная проблема, возникающая в сфере расчетов в порядке кредитового (банковского) перевода, - возможность и процедура отзыва платежного поручения.

Платежное поручение может быть изменено или отозвано перевододателем или банком-отправителем лишь в том случае, если соответственно банк-отправитель или банк-получатель (за исключением банка бенефициара) получает поручение об изменении или отзыве платежного поручения до момента фактического исполнения. [19, с. 94]

Банк-отправитель или банк-получатель, не осуществивший фактическое исполнение платежного поручения, в отношении которого им получено извещение об изменении или отзыве, не имеет права на осуществление платежа по этому поручению. В этом случае банк-отправитель или банк-получатель обязан исполнить платежное поручение в соответствии с полученным извещением об изменении платежного поручения, а при получении извещения об отзыве банк-отправитель или банк-получатель обязан возвратить полученные средства перевододателю или банку-отправителю.

Между банком-получателем платежного поручения и отправителем платежного поручения может быть заключено соглашение о том, что платежное поручение вообще является безотзывным или может быть отозвано тогда, когда получено ранее указанных выше сроков. Смерть, неплатежеспособность, банкротство или недееспособность отправителя или перевододателя сами по себе не приводят к отзыву платежного поручения или прекращению полномочий отправителя.

С момента принятия платежного поручения (его акцепта) в обязанности банка-получателя входит выдача платежного поручения либо банку бенефициара, либо банку-посреднику. Это означает, что отправитель вправе предъявлять претензии к своему банку лишь тогда, когда банк своевременно не выдал платежное поручение другому банку (банку бенефициара). С момента передачи платежного поручения банку бенефициара обязательства отправителя денежных средств перед получателем денежных средств считаются выполненными, а за несвоевременность в исполнении платежного поручения в таком случае несет ответственность банк бенефициара перед бенефициаром. Поэтому, если задержка в расчетах вызывается действиями банка-посредника (банк - получатель платежного поручения своевременно передал платежное поручение банку-посреднику), ответственность за задержку перед отправителем несет банк - получатель платежного поручения, который, в свою очередь, может предъявить соответствующие претензии к банку-посреднику, непосредственно получившему от него платежное поручение.

Рассмотрим расчеты платежными требованиями-поручениями.

Расчеты платежными требованиями-поручениями свидетельствует об участии в расчетах двух субъектов:

- поставщика, имеющего право на востребование платежа;

- плательщика (получателя), поручающего банку произвести платеж с его расчетного счета.

Платежное требование-поручение выписывается поставщиком после выполнения своих обязательств перед покупателями (выполнение и сдача работы, услуги или отгрузка продукции согласно договору) и вместе с отгрузочными, транспортными документами пересылается, минуя банк, плательщику. [19, с. 123]

Последний, проверив их соответствие договорным обязательствам, дооформляет платежное требование-поручение (подписи, печати и др.) и передает их в свой банк для оплаты. Банк плательщика, списав сумму платежа с расчетного счета покупателя, пересылает установленные экземпляры платежных документов банку поставщика на право зачисления платежа на расчетный счет поставщика. Возможен и другой вариант передачи документов плательщику через банк поставщика с просьбой переслать (передать) их через банк покупателя. Последний передает их для акцепта плательщику с последующей пересылкой банку поставщика.

Проанализируем расчеты аккредитивами

Аккредитив - это поручение банка плательщика банку получателя.

Аккредитив – это самая безопасная форма расчетов между клиентами. При установлении новых партнерских отношений между предприятиями и организациями, часто встает вопрос: Как избежать потери денег или товара, при заключении сделки и расчетов с еще незнакомой фирмой? Как подстраховать свой бизнес от необязательных и нечестных партнеров, особенно, если контракт заключен на значительную сумму? Ответ простой – аккредитивы. Конечно, достаточно сложно изучить все тонкости работы с аккредитивами и применять их в расчетах, но зато появляется чувство защищенности. А, изучив аккредитивную форму расчетов однажды, клиенты от нее отказываются редко. Расчет аккредитивами идет как - бы под контролем банков и исключает невыполнения условий по заключенным контрактам, как поставщика продукции, так и покупателя.

Итак, аккредитив, это поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств.

При расчетах аккредитивами, очень важно правильно выбрать вид аккредитива. Открытие аккредитива осуществляется банками по поручению плательщика, следовательно, и вид аккредитива, как правило, предлагает в проекте договора плательщик.

Банками могут открываться следующие виды аккредитива:[16, с. 113]

- покрытый (депонированный) аккредитив и непокрытый (гарантированный) аккредитив;

- отзывный аккредитив и безотзывный аккредитив. Безотзывной аккредитив может быть подтвержденным аккредитивом.

Покрытый аккредитив (депонированный) – это когда при открытии аккредитива банк – эмитент перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

Непокрытый аккредитив (гарантированный) – это когда при открытии аккредитива банк – эмитент средства не перечисляет, а предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка – эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывный аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких либо обязательств банка – эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывный аккредитив – это аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. Безотзывный подтвержденный аккредитив, это когда по просьбе банка – эмитента, исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив, и такой аккредитив не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Получатель средств по аккредитиву, может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Кроме того, условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномоченного плательщиком лица.

В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Например, допускаются частичные платежи по аккредитиву.

Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств.

И самое главное, что за нарушения, допущенные при исполнении аккредитивной формы расчетов, банки несут ответственность в соответствии с законодательством. Учитывая это, становится понятно, что банку-исполнителю не выгодно принимать недооформленные документы, подтверждающие поставку товара, выполнения работы или оказания услуги.

Сфера использования аккредитивной формы расчетов в России недостаточно широка и ее удельный вес в общей структуре форм безналичных расчетов невелик. Тем не менее можно утверждать об относительной стабильности форм расчета аккредитивами в условиях рыночной экономики.

Сфера использования аккредитивной формы расчетов охватывает следующие случаи:[18, с. 87]

-между поставщиком и покупателем хозяйственные связи имеют разовый (случайный) характер;

-как форма расчетов, оговоренная специальным пунктом в условиях сделки;

-как санкции к неаккуратным плательщикам, систематически задерживающим платежи;

При сделках с юридическим лицом, имеющим высокий рейтинг платежеспособности и своевременно выполняющим свои обязательства перед поставщиками и банком, банк может заключить договор на открытие документального аккредитива без депонирования средств на балансовом счете "Аккредитивы". В этом случае банк гарантирует при временном отсутствии средств на счете юридического лица оплату поступающих дебетовых авизо на сумму выплат по аккредитиву за счет средств банка. Аккредитив открывается за счет собственных средств плательщика или ссуды банка (частичное сочетание источников средств не допускается), депонируемых в сумме аккредитива в банке покупателя на балансовом счете "Аккредитивы".

Для открытия аккредитива покупатель представляет в обслуживающий его банк заявление в трех экземплярах со следующими реквизитами:[18, с. 109]

-сумма аккредитива;

-номер договора, по которому для расчетов открывается аккредитив;

-срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива в банке поставщика);

-наименование поставщика;

-наименование документов, против которых может быть произведен платеж;

-порядок оплаты (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта);

-общее наименование товаров и услуг.

В заявление на открытие аккредитива возможно включение ряда дополнительных условий, если предусмотрен порядок оплаты без акцепта уполномоченного покупателя, например, требование отгрузки товара на определенные пункты назначения, способ транспортировки, запрещение частичных выплат по аккредитиву; предоставление документов, удостоверяющих качество продукции.

Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплаты по аккредитиву производятся в течение срока его действия (устанавливается в договоре сторон). Наличные средства не могут быть выплачены с аккредитива.

Второй и третий экземпляры заявлений на открытие аккредитива с оттиском гербовой печати банка получателя средств после открытия аккредитива пересылаются в банк поставщика.

В банке поставщика сумма аккредитива приходуется на внебалансовом счете «Аккредитивы к оплате». Третий экземпляр заявления в день прибытия в банк или на следующий день вручается поставщику как извещение об открытии аккредитива.

Банк поставщика проводит оплату по аккредитиву против представляемых поставщиком платежных требований, товарно-транспортных документов, удостоверяющих отгрузку товара и других документов, содержащих реквизиты, определенные договором. Сроки сдачи документов в банк устанавливаются по согласованию плательщика и поставщика.

Банк поставщика обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива и правильность оформления документов (включая наличие акцепта уполномоченного покупателя в предусмотренных случаях). Банк поставщика обязан также следить за сроками действия аккредитива.

Рассмотрим расчеты по инкассо. Инкассо (англ. «collection», фр. «encaissement») является одной из старейших банковских операций. В отличие от расчетов по аккредитиву, при использовании участниками внешнеэкономического контракта расчетов в форме инкассо управомоченная на получение платежа сторона (продавец), выполнив обязательства по контракту, дает поручение своему банку получить платеж от другой стороны (покупателя), представив в подтверждение выполненных обязательств соответствующие документы.

Еще изначально применение инкассо юридически было более выгодно покупателю, так как платеж производился при получении документов и с его согласия, без всякой ответственности банка за платеж или акцепт. Что касается продавца, то для него инкассовая форма расчетов гарантирует, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до тех пор, пока он не совершит платеж, так как до получения платежа документы остаются в распоряжении инкассирующего банка.

Можно сказать, что инкассо рекомендуется в тех случаях, когда:[42, с. 115]

- поставляемый товар не является товаром, изготовленным как единичный заказ;

- продавец и покупатель поддерживают отношения взаимного доверия;

- отсутствуют ограничения по импорту (например, валютный контроль в стране покупателя) и трудности в получении необходимых лицензий;

- экономическая, политическая и правовая обстановка в стране покупателя является стабильной.

Вместе с тем следует отметить, что инкассовая форма расчетов имеет и серьезные недостатки, резко снижающие ее преимущество в расчетах по экспорту.

Во-первых, имеет место достаточно продолжительный разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, что замедляет оборачиваемость средств экспортера. Во-вторых, к моменту прибытия документов в банк импортера он может отказаться от их оплаты или оказаться неплатежеспособным. К тому же может возникнуть ситуация, когда доставка товара опередит поступление документов в банк и получение его импортером без товаросопроводительных документов, что увеличивает риск неоплаты.

Поэтому важными условиями нормального функционирования инкассовой формы расчета являются надежность покупателя и его коммерческая репутация, ясность и определенность положений контракта в отношении обязательств экспортера и импортера, отгрузка товара в точном соответствии с условиями сделки, передача покупателю товарных документов только после осуществления им платежа или акцепта тратты.

Что касается понятия «инкассо», то оно дается как на законодательном, так и на доктринальном уровне, где каждый из правоведов дает свое определение. Проанализировав некоторые из точек зрения, мы попытаемся дать свое понятие данной правовой категории.

На законодательном уровне понятие инкассо дается в Унифицированных правилах по инкассо и в Гражданском кодексе РФ. Если обратиться к Унифицированным правилам по инкассо, то там под инкассо понимаются «операции с документами, осуществляемые банками на основании полученных в инкассовом поручении инструкций» в целях:[42, с. 127]

а) получения акцепта и (или) платежа, или

б) выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) против платежа, или

в) выдачи документов на других условиях.

В отличие от зарубежного, российское законодательство не столь последовательно в определении инкассо.

Среди основополагающих признаков инкассо следует выделить:

1) поручение клиента банку получить (инкассировать) деньги от плательщика или получить согласие уплатить деньги (акцепт платежа);

2) выполнение поручения за счет клиента;

3) выполнение поручения банком-ремитентом самостоятельно или при помощи инкассирующего банка.

Можно сказать, что инкассо - это банковская операция, в которой экспортер, выполнив свои обязательства по договору, дает поручение банку получить платеж или акцепт векселя от импортера против предъявления соответствующих документов.

Документы, с которыми производятся операции по инкассо, Унифицированными правилами разделяются на две группы: финансовые документы (переводные векселя, простые векселя, чеки и иные подобные документы, используемые для получения денежного платежа) и коммерческие документы (счета-фактуры, транспортные документы, товарораспорядительные или отгрузочные документы или иные какие бы то ни было документы, не являющиеся финансовыми (например, спецификации, сертификаты и т.д.)). В связи с этим определяются два вида инкассо:

1) чистое инкассо;

2) документарное инкассо.

Чистое инкассо - это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами.

Документарное инкассо означает инкассо:

а) финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами;

б) коммерческих документов, не сопровождаемых финансовыми документами.

Фактически документарное инкассо является банковской операцией, в которой в качестве посредника между экспортером и импортером действует банк, получающий инкассо вместе с инструкциями от экспортера и представляющий импортеру документы, подтверждающие поставку товара в обмен на платеж либо акцепт векселя в соответствии с требованиями полученной инструкции.

В зависимости от срока оплаты можно разделить:[19, с. 116]

1. Инкассо с платежом по предъявлении. В данном случае исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

2. Инкассо с отсрочкой платежа, при котором исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

В зависимости от способа зачисления денежных средств на счет продавца выделяют:

1) почтовое инкассо;

2) телеграфное инкассо;

3) электронное инкассо.

Инкассовое поручение применяется:[6, ст. 122]

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Правовой основой списания денежных средств со счета следует считать ст. ст. 854 и 855 Гражданского кодекса РФ, где указано, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Рассмотрим расчеты чеками. Чек – это документ, который содержит письменное распоряжение собственника счета банковскому учреждению, который ведет его счет, проплатить определенную сумму денег предъявителю чека или другой указанной в чеке особе.

Чеки используются для осуществления расчетов в безналичной форме между юридическими особами, а также физическими и юридическими лицами с целью сокращения расчетов наличными деньгами за полученный товар, проделанные работы или предоставленные услуги. Расчет чеками не разрешается между физическими лицами.

При расчетах чеками в экономические отношения между собой вступают такие субъекты:

- Чекодатель – юридическое или физическое лицо, которое совершает оплату с помощью чека и подписывает его;

- Чекополучатель - организация, которая является получателем денег по чеку;

- Банк-эмитент – банк, который выдает чековую книжку организации или физическому лицу.

Нужно выделить, что в сфере безналичного расчета используются расчетные чеки. Чеки, которые используются для получения наличных денег со счетов, открытых в банках, называются денежными чеками. Скор действия чековой книжки – один год. По соглашению с банковским учреждением срок действия неиспользованной чековой книжки может быть продленным. Чек содержит такие элементы:[20, с. 111]

- название «расчетный чек»;

- имя собственника чековой книжки и номер его счета;

- название банка-эмитента;

- идентификационный номер чекодателя и чекополучателя;

- название чекополучателя;

- поручение чекодателя банку-эмитенту оплатить конкретную сумму;

- назначение платежа;

- число, месяц и год составления чека, место составление чека;

- подпись чекодателя и печать.

Чек, на котором отсутствует какой-либо из вышеописанных элементов, является не действительным и возвращается банку неиспользованным. Чек с чековой книжки предъявляется до использования в банке чекополучателя на протяжении десяти календарных дней (день выписки чека не считается).

Для получения чековой книжки организация подает в банк-эмитент заявление в одном образце.

- Плательщик подает в банк-эмитент заявление для получения чековой книжки, а также платежные поручения на депонирование средств.

- Банк-эмитент депонирует средства на отдельном аналитическом счете «Расчет чеками».

- Плательщик на основе заявления получает в своем банке чековую книжку.

- Плательщик, получив счет поставщика на товар или услугу, выписывает чек и передает поставщику.

- Поставщик выгружает покупателю товар.

- Поставщик сдает в обслуживающий банк чек вместе с тремя экземплярами реестров.

- Банк чекополучатель, после проверки правильности составления реестра, реквизитов чека и своевременности предъявления его к оплате, принимает чек с реестром и вместе со вторым и третьим экземплярами реестра инкассирует чек в банк-эмитент.

- Банк-эмитент списывает сумму чека со счета покупателя, на котором она была депонированная.

- Банк-эмитент перечисляет деньги на счет чекополучателя.

- Банк поставщика зачисляет сумму, указанную в чеке, на счет поставщика.

В заявлении и талоне к нему чекодатель проставляет номер счета, с которого будут оплачиваться чеки.

Гарантированная оплата чеков обеспечивается депонированием средств на отдельном счете «Расчеты чеками». Для этого вместе с заявлением на получение чековой книжки в банк подается платежное поручение на перерасчет средств на аналитический счет «Расчет чеками».

Если чекодатель и чекополучатель обслуживаются в одном учреждении банка, после проверки правильности составления реквизитов чека и реестра средства списываются с определенного счета чекодателя и зачисляется на счет чекополучателя на основании первого экземпляра реестра. Для совершения расчетов чеками между клиентами разных банков банк чекодателя обязан принять чек с реестром и вместе со вторым и третьим экземпляром реестра инкассировать чек спецсвязью в банк-эмитент. В этом случае средства на счет чекополучателя зачисляется только после получения их с банка-эмитента.

После получения чека вместе с двумя экземплярами реестра банк-эмитент проверяет правильность оформления чека и другое, потом перечисляет деньги на счет чекополучателя.

Рассмотрим расчеты при помощи векселей. Вексель - это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан. [39, с. 96]

Вексель – это:

- строго формальный документ, и отсутствие любого из обязательных реквизитов делает его недействительным;

- безусловное денежное обязательство, т.к. приказ его оплатить и принятие обязательств об оплате не могут быть ограничены никакими условиями;

- абстрактное обязательство, т.к. в его тексте не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи.[36, с. 131]

Выделяют два вида векселей: простые и переводные.

Простой вексель (соло-вексель) выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.

Переводной вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту). [20, с. 161]

Учет векселей состоит в том, что векселедержатель передает (продает) вексель банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом (за досрочное получение) определенного процента от этой суммы, то есть учетного процента или дисконта. Таким образом, с позиции банка это покупка любого несобственного векселя. [36, с. 167]

Коммерческий банк может быть заинтересован в учете векселей крупных акционеров банка, а так же клиентов, которым ранее были выданы ссуды, для возврата которых банку необходимо улучшить финансовое состояние клиента. Вполне возможно, что банк будет учитывать векселя тех клиентов, с которыми планирует расширение сотрудничества. Поэтому этой операции банки придают особое значение. Как правило, условие ее выполнения определяют управляющие и директора банков на основе той информации, которая содержится в представленном к учету в банк векселе. Он отражает сложившиеся отношения между участниками вексельной сделки, а так же между индоссантами, финансовое положение и кредитоспособность которых анализируется прежде, чем вексель принимается к учету. Особенно тщательно рассматривается вопросы платежеспособности основных должников по векселю (векселедателя – по простому векселю и акцептанта или трассанта – по переводному векселю).

Рассмотрим особенности факторинга. Факторинг (англ. factor – агент, посредник) – это финансовая операция, услуга, оказываемых банками или фактор-компаниями и заключающаяся в кредитовании оборотного капитала клиентов из малого и среднего бизнеса путем инкассирования их дебиторской задолженности и кредитования клиента с одновременным гарантированием от кредитных и валютных рисков. Фактически, банк или фактор-компания покупают дебиторские счета клиента за наличные с дисконтом, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому клиент продал товар или предоставил услуги.

Факторинг в России является активно развивающейся областью финансирования. Востребованным на рынке финансовых услуг является также факторинг для банков и факторинг для среднего бизнеса.

Факторинг включает в себя целый комплекс услуг, оказываемых банком клиенту:[24, с. 163]

- прием и обработка платежей покупателей и заказчиков.

- первоначальный анализ и последующий мониторинг рисков, связанных с покупателями товаров и услуг;

- предоставление денежных средств на пополнение оборотных средств;

- беззалоговое финансирование кассовых разрывов, возникающих при предоставлении поставщиком отсрочки платежа покупателю за поставленный товар (оказанную услугу) под уступку дебиторской задолженности;

- учет дебиторской задолженности и регулярное предоставление отчетов;

- мероприятия, направленные на своевременную оплату дебиторской задолженности;

- учет и контроль расчетов с покупателями и заказчиками;

- контроль за своевременной оплатой поставок и работа с дебиторами.

Этапы факторингового обслуживания:[24, с. 185]

1. Поставка клиентом товара, услуги с отсрочкой платежа (до 180 дней);

2. Уступка клиентом права требования платежа по поставке банку;

3. Выплата банком финансирования (до 90% суммы поставки) клиенту;

4. Оплата поставки покупателем (дебитором клиента) на счет банка;

5. Выплата банком остатка денежных средств за вычетом комиссий клиенту.

Выгода факторинга заключается в том, что:

- Предоставление выгодных отсрочек платежа клиентам позволит расширить сеть продаж;

- Отсутствие дефицита оборотных средств и ускорение оборачиваемости способствует стабильному росту выручки и прибыли;

- Передача банку функции управления дебиторской задолженностью высвободит время сотрудников на выполнение других задач;

- Покрытие торговых рисков, делающий бизнес более устойчивым;

- Возможность отнесения на себестоимость всех комиссий за факторинг сэкономит налогооблагаемую прибыль;

Кроме того, выгоду от использования факторинга получают как поставщик товара (услуги), так и покупатель, поэтому необходимость оплаты банковского вознаграждения не означает потери этих денег. Часть расходов за факторинг можно заранее включить в стоимость товара и предоставить покупателю выбор: платить сразу со скидкой, или в рассрочку, но дороже.

Преимущества факторинга по сравнению с другими кредитными инструментами:

- Задолженность погашается не клиентом, а его дебиторами постепенно по мере оплаты ими поставленного товара, оказанных услуг, поэтому не возникает необходимости экстренной мобилизации денежных средств на расчетном счете в момент погашения финансирования;

- Финансирование предоставляется на срок фактической отсрочки платежа и погашается в день оплаты дебитором поставленного товара, оказанной услуги, что помогает избежать уплаты «лишних» процентов за пользование денежными средствами;

- Отсутствие залогов влечет отсутствие расходов на оценку, страховку и оформление залоговых документов;

- Совокупный размер финансирования может расти по мере роста объемов продаж клиента, а не ограничивается залогом или оборотом по расчетному счету;

- Затраты по оплате факторингового финансирования относятся на себестоимость полностью;

- Факторинговое финансирование сопровождается управлением дебиторской задолженностью.

Проанализируем расчеты пластиковыми карточками. Кредитная карточка - платёжно-расчётный документ, выдаваемый банком своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров и услуг. Они представляют собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему номера или шифра, содержит образец его подписи и указание срока действия. [37, с. 58]

Современные кредитные карточки выпускаются с запрессованным микропроцессором и имеют большую емкость памяти, поэтому они регистрируют не только все финансовые операции владельца, но и оперативно вносят изменения в состояние его счёта в банке, содержат сведения о состоянии здоровья и т.п. Приобретая товар или желая получить наличные деньги, держатель карточки предъявляет её компьютерному устройству магазина или банка, давая команду о немедленной оплате. Кредитные карточки применяются в Российской Федерации для обслуживания как иностранных граждан, так и российских.

Дебитные карточки - это платёжно-расчётный документ, выдаваемый банками своим вкладчикам для оплаты приобретаемых ими товаров, услуг или для получения наличных денег в банковских автоматах (банкоматах). [24, с. 131]

В отличие от кредитных карточек дебитные карточки имеют закодированную сумму счёта владельца карточки (т.е. вкладчика). Оплата по дебитным карточкам производится путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на магнитной полоске карточки. Поэтому дебитные карточки не позволяют их владельцам оплачивать покупки при отсутствии денег на их счёте в банке. Дебитные карточки выдаются вкладчикам только при депонировании их средств в банке. Дебитные карточки можно использовать как средство доступа к счетам вкладчиков. Внедрение коммерческим банком такой системы выполнения операций обеспечивает переход к качественно более высокому уровню расчетного обслуживания клиентов.

Рассмотрим расчеты через корреспондентские счета в РКЦ. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей органы ЦБР - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентских счета банков. Филиалы банков имеют корреспондентские счета типа субсчетов. Для открытия корреспондентских счетов коммерческие банки представляют: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава (заверенного нотариально), образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ ЦБР, где предусматриваются права, обязанности обеих сторон и ответственность за выполнение взятых обязательств. Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода «расчетный» счет, на нем хранятся все средства коммерческого банка (как собственные, так и не использованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

Основной принцип осуществления платежей по корреспондентским счетам банков заключается в осуществлении их исключительно при наличии и в пределах остатка средств на данных счетах. В случае недостаточности денежных средств на счете банка для производства платежей ЦБР может оплатить претензии к счету этого банка за счет своего кредита (овердрафта), но по высокой процентной ставке. Данный принцип организации межбанковских расчетов направлен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное возмещение ими ресурсов с соблюдение должного уровня ликвидности. Такая организация межбанковских расчетов предполагает высокую ответственность каждого коммерческого банка за бесперебойность расчетов с другими банками-корреспондентами. ЦБР посредничество в платежах между банками позволяет контролировать и регулировать денежных оборот в стране.

Проанализируем клиринг. Клирингом называют систему взаимозачетов между банками ( банковский клиринг ) и собственно систему взаимозачетов между целыми странами ( международный валютный клиринг ). Есть еще одна категория, которая в последнее время встречается все чаще, которая тоже имеет непосредственное отношение к клирингу. Понятие «клиринг» используется и в брокерских домах и дилинговых центрах, именно поэтому я и начал разговор о клиринге, ведь среднестатистический инвестор сталкивается с брокерами и дилерами повсеместно. Правда поговорим мы о клиринге в брокерских конторах и дилерских центрах позже, это станет темой отдельной статьи, пока же нам достаточно знать, что похожие схемы взаимозачетов используются и ими.

Наиболее эффективные сферы применения клиринга – межбанковские расчеты в системе центрального банка, обслуживание технологически и экономически взаимосвязанных предприятий, осуществляющих постоянно повторяющиеся взаимные перечисления денежных средств, строчные однотипные сделки в валюте или по обмену свободными остатками средств.

В настоящее время идея клиринговых расчетов реализована при обслуживании валютных сделок и при формировании региональных и национальных клиринговых центров и сетей.

Предпринимаются практические действия по организации клиринга как через крупнейшие коммерческие банки, так и клиринговые палаты (центры). Банком России подготовлен документ о порядке лицензирования коммерческих клиринговых центров. Прорабатываются вопросы создания системы общенационального клиринга, а также клиринга в масштабах СНГ. Работа по организации клирингового центра проводится и Всероссийским биржевым банком (ВББ).

Чаще всего, банки предлагают услуги по организации взаиморасчетов по следующим секторам:

Первый сектор - безналичные расчеты, в том числе клиринг для юридических лиц, не являющихся кредитными организациями. Применение клиринга позволяет хозяйственным структурам решать проблему дефицита оборотных средств.

Второй сектор - безналичные расчеты, в том числе клиринг для бюджетов различных уровней, включая их казначейское исполнение. Клиринг превращает взаимозачеты и бартер в денежные расчеты.

Третий сектор - межбанковские расчеты, в том числе межбанковский клиринг, включая функции расчетного банка по операциям с банковскими картами.

Четвертый сектор - межбанковские расчеты, в том числе межбанковский клиринг, для банков, расположенных в государствах с мягкими валютами.

В силу своей специфики клиринг - финансовый инструмент "коллективного пользования": положительный экономический эффект возникает при наличии в клиринговой системе большого числа участников, что характерно для структуры хозяйственных связей в нашем городе и области.

Клиринг - это один из высокоэффективных банковских инструментов для решения проблемы неплатежей и снижения негативных явлений в экономике, возникающих из-за нехватки платежных (оборотных) средств.

Клиринг - это способ исполнения бюджета, при котором не может произойти расходный платеж (финансирование бюджетной организации) без поступления платежей в доход бюджета. Система клиринговых платежей и расчетов, выполняемая по правилам Банка России и используемая Биржей, гарантирует, что платежа с клирингового счета без соответствующих поступлений на клиринговый счет быть не может. [18, с. 117]

Клиринговые расчеты выполняются по поручению Биржи Расчетной Палатой по лицензии выданной Банком России.

Клиринг, выполняемый Расчетной Палатой:

- Значительно уменьшает общую сумму обращающихся платежных средств (до 1% от объема платежей), а в исключительных случаях с нулевыми остатками средств на счетах.

- Упрощает, ускоряет и удешевляет безналичные расчеты.

- Позволяет сохранить имеющиеся денежные средства на банковских счетах.

- Дает возможность контролировать и координировать движение финансовых средств.

- Позволяет осуществлять финансирование бюджетополучателей, не привлекая дополнительные финансовые ресурсы.

Date: 2015-09-19; view: 4572; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию