Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важное замечание





Между рабом и Аллахом и Раем — мост в два шага

,

М

ежду рабом и Аллахом и Раем — мост в два шага. Один шаг — от самого себя, второй шаг — от людей. Он отрекается от самого себя и игнорирует себя в отношениях с людьми и отрекается от людей и игнорирует их в своих отношениях с Аллахом. Он обращает внимание лишь на того, кто указывает ему на Аллаха и показывает ему путь к Нему

Наставляющий воззвал к сподвижникам: «Приблизился к людям расчёт их...» (сура 21 «Пророки», аят 1). И сердца ихзамерли от страха и из глаз их потекли слёзы: «...и долины наполняются потоками» (сура 13 «Гром», аят 17).

Жизнь ближняя украсила себя для 'Али ибн Абу Талиба, но он сказал ей: «Я дал тебе развод трижды, и нет тебе возвращения ко мне!» По Сунне ему достаточно было дать один развод, однако он дал сразу три, чтобы страсти даже не помышляли о возможности возвращения, иего правильная религия и здравая природа питали отвращение к тому, кто делает разведённую трижды дозволенной для бывшего мужа31. Да и как же иначе? Ведь

 


31 Речь идёт о том случае, когда разведённая трижды женщина выходит замуж только ради того, чтобы снова стать дозволенной

116 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


он сам — один из тех, кто передавал хадис: «Да проклянёт Аллах мужчину, делающего разведённую трижды дозволенной для бывшего мужа» 32.

В этой обители нет места для уединения; устрой же его в самом себе.

Тебя непременно будут притягивать разные вещи, знай же их и будь бдителен, и не повредят тебя отвлекающие факторы, если ты будешь свободен от них, даже находясь среди них.

Свет истины ярче солнца, поэтому неудивительно, что обладатели зрения, подобного зрению летучих мышей, не видят её.

Дорога, ведущая к Аллаху, свободна от испытывающих сомнения и от тех, кто следует своим страстям. Она заполнена обладателями твёрдой убеждённости и терпения. Они на этом пути словно вехи: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

 

 
 


для бывшего мужа: новый муж даёт ей развод сразу после первого полового сношения, поскольку сам он женится на ней только для того, чтобы сделать её дозволенной для бывшего мужа.

32 Например, 'Али ибн Абу Талиб передаёт, что Пророк сказал: «Проклят тот, кто женится на женщине ради того, чтобы сделать её дозволенной для бывшего мужа, и проклят тот, для кого он это делает» [Абу Дауд].

 

 

Правило

Роль произнесения свидетельства о том,

что нет божества, кроме Аллаха, перед смертью

в искуплении и уничтожении скверных деяний

 

 

П

роизнесение свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, перед смертью играет важную роль в искуплении и уничтожении скверных деяний, потому что это свидетельство, произносимое убеждённым в его истинности, знающим то, что под ним подразумевается. Страсти в нём уже мертвы, его бунтовавшая ранее душа сделалась смиренной и покорилась после того, как отказывалась повиноваться ему и ослушивалась его. Она повернулась после того, как отворачивалась, и стала униженной после силы. От неё ушло её стремление к мирским благам, и она стоит пред Господом, Создателем и Покровителем своим — такая смиренная, какой не была никогда ранее, и как никогда надеется на Его прощение и милость. Единобожие стало очевидным для неё, поскольку все причины многобожия устранены и ложность его стала очевидной. Ушли все эти противостояния, которые занималиеё, и всей своей сущностью она устремлена теперь к Тому, неизбеж-ность встречи с Кем и прибытия к Кому стала очевидной для неё. В эти моменты раб Аллаха все цело обращается к Нему — сердцем, духом и помыслами Он покоряется Ему одному внешне и внутренне, и тайное и явное в нём становится одинаковым. Он говорит «Нет божества, кроме Аллаха» искренне, от всего

 

118 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления


сердца. Сердце его освободилось от привязанности к кому-то или чему-то, кроме Него, и он перестал обращать внимание на кого-то, кроме Него. Мир этот полностью вышел из сердца его, и приближается момент прибытия к Господу. Пламя страстей его утихло, и сердце его наполнил мир вечный и уже стоит у него перед глазами, а мир этот он оставил позади. И это искренне произнесённое свидетельство становится завершением его деяний, очищая его от его грехов и вводя его к Господу, потому что он встречает Господа своего с правдивым искренним свидетельством, причём внешняя и внутренняя его сущность стала одинаковой, тайное и явное в нём сравнялось.

Если бы ему случилось произнести свидетельство таким образом в дни здравия, то мир этот и его обитатели показались бы ему чужими и он побежал бы от людей к Аллаху, и лишь Он казался бы ему близким. Однако в то время он произносил это свидетельство с сердцем, наполненным страстями и любовью к жизни и её причинам, с душой, исполненной стремления обрести мирские блага, направившей внимание своё не на Аллаха. А если бы она освободилась от всего этого так, как освобождается она перед смертью, то у неё была бы совсем другая история, и жизнь у её обладателя была бы другой, не животной...

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Чем способен распоряжаться человек? Ведь он [сам находится в полном распоряжении Всевышнего]: чуб его — в руке Аллаха, и душа его — в руке Аллаха, и сердце его — меж двух пальцев Его, и Он поворачивает его, как пожелает. И жизнь его в руке Его, и смерть его в руке Его, и счастье его в руке Его, и несчастье его в руке Его, и движения Его и покой его, и слова и дела его — всё это осуществляется с Его позволения и но

 

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 119

 

 


воле Его. Он не двигается иначе, как с Его позволения и ничего не делает иначе, как с Его позволения. Если Он поручит его душе его, то поручит его слабости, потерянности, нерадению, грехам и ошибкам. А если Он предоставит его кому-то иному, то предоставит его тому, кто не способен отвести вред или принести пользу и не властен ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением. Если Он оставит его без Своей заботы и защиты, враг одолеет его и сделает своим пленником. Он не способен обойтись без Него и мгновения. Он нуждается в нём, пока дышит, нуждается каждой частичкой тела своего, внутренне и внешне, и его потребность в Нём абсолютна... И вместе с тем он отдаляется от Него, отворачивается от Него и навлекает на себя ненависть Его, ослушиваясь Его, несмотря на то, что нуждается в Нём, с какой стороны ни посмотри. Он предаёт забвению поминание Его и поворачивается к Нему спиной. Он поступает так, несмотря на то, что именно к Нему ему предстоит вернуться и именно перед Ним он должен будет предстать!

Освободи мысли свои для стремления к исполнению того, что тебе велено, и не занимай их тем, что тебе гарантировано, ибо поистине, удел и жизненный срок — два неразлучных товарища. И они гарантированы тебе, и пока жизненный срок не кончится, удел твой будет приходить к тебе, и когда Он по мудрости Своей закрывает перед тобой какую-нибудь дорогу, Он непременно открывает тебе по милости Своей дорогу, которая принесёт тебе большую пользу, чем та.

Подумай о положении плода во чреве матери: к нему поступает питание его, содержащееся в крови, единственным способом — через пуповину. А когда он выходит из чрева матери, этот путь закрывается для него, но открываются два новых пути, и он получает благода-

 

 

120 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


ря им удел ещё более приятный — чистое и приятное на вкус молоко. А когда завершается период вскармливания и эти два пути закрываются для него посредством отлучения от груди, перед ним открываются четыре новых пути: два вида еды и два вида питья. Два вида еды — то есть пища животного происхождения и пища растительного происхождения, а два вида питья — вода и разные виды молока. К ним можно добавить остальные полезные и приятные напитки.

А когда человек умирает, эти четыре пути закрываются для него, однако Всевышний Аллах открывает для него, если он относится к числу счастливых, восемь путей. Это восемь врат Рая, и он входит, через какие пожелает.

Таков Всевышний Аллах: лишая верующего чего-то в этом мире. Он даёт ему взамен нечто лучшее и более полезное. Причём это только для верующего. Всевышний Аллах лишает его чего-то незначительного и ничтожного, чего Он не желает для него, и дарует ему взамен нечто лучшее и более ценное.

Но раб Аллаха, пребывая в невежестве относительно того, что лучше для него, а также относительно щедрости Господа, Его мудрости и доброты, не понимает превосходства того, что ему было даровано, над тем, чего он был лишён. Он привык жаждать близкого, даже если оно низко и ничтожно, и мало стремиться к далёкому, даже если оно велико и возвышенно.

А если бы раб Аллаха ценил Господа своего должным образом [а ему до этого, увы, так далеко!], он бы понимал, что милость, которую оказывает Он ему, когда лишает его чего-то из мирских благ и удовольствий, намного больше той милости, которую Он оказывает ему, даруя ему что-то из этого. Ведь Он лишает его чего-то лишь для того, чтобы даровать [взамен

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 121

 

 


нечто лучшее], и подвергает его испытаниям лишь ради его собственного благополучия, и Он испытывает его лишь для того, чтобы очистить его, и умерщвляет его лишь для того, чтобы оживить потом. И Он вводит его в этот мир лишь для того, чтобы он подготовился к прибытию к Нему и чтобы он шёл по дороге, ведущей к Нему.

«Он — Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (сура 25 «Различение», аят 62).

«...но несправедливые отвергают всё, кроме неверия» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 99).

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Кто познал душу свою, тот занят её исправлением, а не пороками людей, и кто познал Господа своего, тот занят Им, вместо того чтобы заниматься страстями своими.

Самое полезное дело — то, которое ты совершаешь, отдаляясь от людей посредством искренности и отдаляясь от собственной души посредством признания милости Всевышнего33, то есть ты не смотришь при его совершении ни на себя, ни на людей.

Люди входят в Огонь через три двери. Это дверь сомнительных утверждений, рождающих сомнения в отношении религии Аллаха; дверь страстей, следствием которых становится предпочтение влечений покорности Ему и Его довольству; и дверь гнева, который рождает посягательство на Его творения.

 

 

 
 


33 Который помог тебе совершить это благое дело.

 

122 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремление — именно оно вывело Адама из Рая; и зависть — именно ода заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищен от зла этих трёх вещей, защищен от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти.

По мудрости Своей Аллах сделал каждую часть тела потомка Адама, внешнюю и внутреннюю, инструментом для чего-то и когда она используется по назначению, то это и есть человеческое совершенство: глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния, язык — орган речи. Половые органы предназначены для полового сношения, рука — для того чтобы брать что-нибудь, нога — для того чтобы ходить, сердце — для единобожия и познания, дух — для любви. Разум — инструмент для размышления, в том числе и о завершении дел, связанных с религией и мирских, а также предпочтения того, что следует предпочитать, и оставления того, что следует оставлять.

Самую невыгодную сделку заключает тот, кто занимается душой своей, отвлекаясь ради неё от Аллаха, но в ещё большем убытке оказывается тот, кто занимается людьми, отвлекаясь на них от собственной души.

В «Сунан» приводится хадис Абу Са'ида аль-Худри, который передаёт от Пророка такие слова: «Когда потомок Адама доживает до утра, все органы его тела подчиняются языку его, говоря: "Бойся Аллаха, ибо поистине, все мы зависим от тебя, и если ты будешь

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 123

 

 


следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся"» [Ат-Тирмизи; Ахмад].

Они подчиняются языку, потому что он — посланец сердца, говорящий от его имени, и посредник между ними другими органами.

Слова «ибо поистине, все мы зависим от тебя» означают: наше спасение зависит от тебя и наша гибель зависит от тебя. Поэтому и сказано: «Если ты будешь следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся».

 

 

 

Раздел

 

О значении слов Пророка «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ] »

В

словах «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ] » Пророк объединил благо мира этого с благом мира вечного.

Этот хадис является доказательством того, что блаженство мира вечного человек обретает с помощью богобоязненности.

А отдохновение сердца и тела, равнодушное, не алчное отношение к мирским благам и избавление от утомления и трудностей, с которыми сопряжено приобретение мирских благ, достигается путём умеренности в их приобретении.

Тот, кто боится Аллаха, преуспеет, приобретя блаженство мира вечного и его наслаждения. А тот, кто умерен в приобретении мирских благ, находит отдохновение от утомления и тревог, связанных с ним. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Этот мир сам о сути своей рассказал,

Если бы кто-то прислушался!

Сколько тех, кто о смерти не думал, он погубил,

И сколько копивших богатства оставил ни с чем он!

 

 

 

Польза

Почему Пророк упомянул вместе грехи и долги

 

П

ророк упомянул вместе грехи и долги, потому что грехи оставляют человека в убытке в мире вечном, а долги оставляют его в убытке в мире этом.

 

 

Польза

 

О словах Всевышнего «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» и четырёх видах усердия на пути Аллаха

В

севышний Аллах сказал: «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» (сура 29 «Паук», аят 69).

Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия, и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него. Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим. Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай. А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается.

Аль-Джунайд сказал: «Это означает: а тех, кто боролся со своими страстями ради Нас посредством покаяния, Мы поведём путями искренности».

Не сможет сражаться с внешним врагом тот, кто не сражается с этими внутренними врагами. Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом.

 

 

Раздел

 

Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем

В

севышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не одержат победу над другими. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.

Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив его спуститься со своего трона, взял его в плен и удерживает его, лишив его доступа к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..

А над этим царём есть другой царь — одолевающий, которого невозможно одолеть, побеждающий, которо-

 

128 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


го невозможно победить, величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если ты попросишь у меня помощи, я помогу тебе, и если ты попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».

Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня в прочные оковы, крепко связал меня и надел на меня цепи и мешает мне устремиться к тебе и не даёт мне побежать к тебе и прийти к двери твоей. Вот если бы ты послал воинов от тебя, которые разбили бы оковы мои и сняли бы с меня цепи мои и вывели бы меня из моего заключения, тогда бы смог я прийти к дверям твоим. А в противном случае я не смогу покинуть место своего заключения и разбить оковы свои».

Если он скажет это в качестве протеста, отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то этот могущественный царь оставит его без своей помощи и предоставит его тому, чему сам он себя предоставил.

Но он может сказать это, выражая таким образом свою потребность в нём, демонстрируя собственную слабость и бессилие и желая показать, что он на самом деле слишком слаб и потому не способен прийти к нему и вырваться из места своего заключения, в которое поместил его враг и самостоятельно уйти из плена... И если он скажет это, подразумевая, что он надеется, что царь этот окажет ему новую милость, подобно тому, как уже оказал одну, послав ему упомянутое письмо, и снабдит его из своих воинов и рабов теми, кто поможет ему спастись, сломает дверь его темницы и разобьёт его оковы, то это будет великая милость с его стороны по отношению к нему, а если он и оставит его без помощи,

 

Испытание раба посредством вражды между душой и сердцем 129

 


то это не будет несправедливостью или несоблюдением его права, но будет означать, что хвала его и мудрость его предполагают оставление его в заключении...

Особенно если учесть, что заключение — Его заключение, а враг этого царя — один из Его рабов, хохол его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания на врага своего, не боится его и не считает, что тот может распоряжаться чем-то самостоятельно и способен принести пользу или вред [по собственной воле], но он смотрит на Того, Кто является хозяином для его врага, распоряжающегося им и держащего его за чуб, и боится лишь Его и надеется только на Него и обращается со смиренной мольбой к Нему, просит защиты у Него и обращает боязнь и стремление к Нему... Если он скажет это, подразумевая это, вот тогда придут к нему победоносные войска-триумфаторы.

Высочайшая степень в приобретении знаний — изучение Корана и Сунны, и стремление понять смысл того, что пришло от Аллаха и Его Посланника, и знание границ ниспосланного. А самая низшая степень — когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не случалось, или же его цель — знание разногласий и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные из этих мнений. Редко кто из таких людей получает пользу от своего знания.

Высочайшая степень в том, что касается воли человека, — когда его устремления связаны с любовью к Аллаху и соблюдением тех норм религии, которые Он пожелал установить. А низшая степень в этой области — когда человек смотрит лишь на то, чего он хочет от Аллаха. Он

 


130 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха и для него неважно, чего Аллах желает от него.

Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами. И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.

Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе — начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует за Ним и относится к Его действиям. И если тебе посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, го ты не обретёшь Аллаха вместе с ним. А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.

 

 

Раздел

 

Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки

К

огда Посланник Аллаха вышел изокружения врага, он вошёл в крепости победы, отряды его одерживали победу тут и там, о нём стали упоминать в самых разных областях, и люди разделились в своём отношении к нему на три категории: верующий в него, находящийся с ним в мирных отношениях и боящийся его.

Он бросил семя терпения в почву: «Терпи же, как терпели твёрдые духом посланники» (сура 46 «Пески», аят 35).

И вотуже на ветвях появились цветы: «а за нарушение запретоввозмездие» (сура 2 «Корова», аят 194).

И он вступил в Мекку так, как не вступал никто до него и никто после него, в окружении мухаджиров и ансаров, закованных в доспехи так, что были видны только глаза. Сподвижники двигались рядами, ангелы пребывали над их головами, а Джибриль летал от него к его Господу и обратно. И Он сделал дозволенным для него сражение на Его заповедной земле [на короткое время], а такого разрешения Он не давал никому, кроме него.

Сравнивая этот день с днём «Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя» (сура 8 «Трофеи», аят 30), — тогда его изгнали, и он был

 

 

132 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


вторым из двоих34 — он въехал в Мекку, склонившись так низко, что подбородок его касался передней луки седла, выражая смирение и принижая себя перед Тем, Кто облачил его в одеяние этого могущества, благодаря которому творения подняли головы к нему и цари вытянули шеи [выражая смирение и покорность].

Он вступил в Мекку властителем, у которого есть поддержка, победителем, и Биляль поднялся на крышу Каабы после того, как его волокли по земле под палящим солнцем в пламени испытаний, расстелил одежду, которая была свёрнута и убрана от этих людей с того дня, когда он повторял: «Один! Один!» И он возвысил голос, произнося азан, и племена вняли его призыву и пришли со всех сторон, стягиваясь на его голос, и вошли в религию Аллаха толпами, хотя до этого принимали ислам поодиночке.

Когда Посланник сел на минбар величия — а он потом с него никогда не спускался — обладающие властью вытянули шеи, демонстрируя свою покорность ему. Кто-то из них отдал ему ключи от своих областей, кто-то попросил о примирении, кто-то согласился на джизью и принижение, а кто-то стал готовиться к войне, не зная, что этим лишь добавляет ему боевых трофеев и пленных.

Когда была одержана полная победа, передача послания завершилась и он исполнил возложенное на него, ему был вручён свиток: «Поистине, Мы даровали тебе явную победу, чтобы Аллах простил тебе грехи, которые были прежде и которые будут впоследствии, чтобы Он довёл до конца Свою милость к тебе и провёл тебя прямым путём и чтобы Аллах оказал тебе великую помощь» (сура 48 «Помощь», аяты 1-3).

 

 
 


34Речь идёт о переселении Пророка ,которое он совершал вместе с Абу Бакром .

 

Наставления и важные выводы из истории покорения Мекки 133

 

 


И под ним подпись: «Когда придёт помощь Аллаха и победа, когда ты увидишь, как люди толпами входят в религию Аллаха...» (сура 110 «Победа», аяты 1-2).

К нему пришёл посланец его Господа и предложил ему выбор: остаться в этом мире или встретиться с Ним, и он выбрал встречу с Господом, так как стремился к Нему. И райские сады украсили себя для дня прибытия его благородной души, и не так, как украшается город к прибытию правителя. Если Трон Милостивого сотрясся из-за смерти одного из его последователей35 как выражение радости от прибытия его души, то что говорить о прибытии души господина творений?..

О тот, кто ищет не этого покровительства! О тот, кто стоит не у этой двери!

 

 

Узнаешь ты в день сбора, где то ложе,

На котором ты будешь в День, когда тайны откроются...

 

 
 


35 Это был благородный сподвижник Са'д ибн Му'аз. Хадис об этом приводят аль-Бухари и Муслим.

 

Раздел

Полезные выводы, наставления и мудрые изречения

О

обольщённый мечтаниями! Иблис был проклят и низвергнут из места величия из-за того, что один раз отказался совершить земной поклон, который ему было велено совершить. И Он изгнал Адама из Рая за кусок, съеденный им. И убийца был удержан от входа в него после того, как увидел его воочию, из-за пригоршни крови. И прелюбодея Он велел подвергать страшной казни за проникновение в недозволенное [лоно] на длину фаланги пальца. И Он повелел стегать спину плетью за слово клеветы или за каплю опьяняющего36. И Он повелел отделять часть тела твоего из-за трёх дирхемов37. Не забывай же о том, что Он может удержать тебя в Огне за один из твоих грехов: «...не опасаясь последствий этого» (сура 91 «Утро», аят 15).

Ведь одна женщина вошла в Огонь из-за кошки38.

 

 

36 Подразумеваются установленные Шариатом наказания на клевету и за употребление опьяняющих налитков.

37 Подразумевается отсечение кисти в качестве наказания за воровство.

38 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим. Речь идёт о женщине, которая удерживала кошку,

 

Полезные выводы, наставления и мудрые изречения 135

 

 


И поистине, бывает, что человек произносит слово, которому сам он не придаёт значения, однако из-за него ой упадёт в Огонь с высоты, которая будет больше расстояния между востоком и западом39.

И случается, что человек поступает в соответствии с покорностью Аллаху в течение шестидесяти лет, а перед смертью оставляет несправедливое завещание, и у деяний его оказывается скверное завершение, и он попадает в Огонь40.

Жизнь оценивается по завершению, как и деяния41.

Если человек осквернился до того как произнёс таслим, вся та часть молитвы, которую он уже совершил, становится недействительной, и если человек разговелся перед самым заходом солнца, то весь его пост в этот день становится недействительным. И тот, кто совершает скверные деяния в конце жизни своей, встретит Господа своего таким [каким сделали его эти скверные деяния].

Если ты отдашь кусок [в этом мире], то обнаружишь [награду за него в мире вечном], а чревоугодие лишь причиняет тебе страдания.

 

 
 


не давая ей никакого корма и не отпуская её, чтобы она сама находила себе пропитание, и в конце концов кошка издохла.

39 Об этом упоминается в хадисе, который приводят аль-Бухари
и Муслим.

40 Об этом упоминается в хадисе, который приводят Ахмад, Абу
Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

41 Посланник Аллаха сказал: «Дела оцениваются по завершению» [аль-Бухари; Муслим].

 

136 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Сколько наград спешат к тебе и останавливаются у ворот, но их отгоняет привратник «сделаю потом», «авось» и «если бы».

Как преуспеть с недостатком веры, избытком надежд, болезнью, для которой нет ни лекаря, ни навещающего, страстями бодрствующими и разумом дремлющим, пребывающим в беспечности и блуждающим, барахтающимся в море невежества своего, отдаляющимся от Господа своего и ищущим близости к творениям Его? Поминание людей — его радость и пропитание, а поминание Аллаха — заключение и смерть его. Аллаху он оставил малую часть себя, и то внешне, тогда как сердце его и убеждённость его отданы не Ему...

 

 

Достоин порицанья тот,

Кто часть себя не Ему оставляет...

 

 

Раздел

 

Почему Адам был сотворен позже

остальных творений

П

ервым творением была письменная трость42, которая была создана для того, чтобы записать вес судьбы творений до начала их существования43.

А Адам был сотворен в конце [сотворения мира], и в этом заключён определённый смысл.

Во-первых, сначала была подготовлена обитель, а потом уже был создан тот, кому суждено обитать в ней.

Во-вторых, он был целью, ради которой было сотворено всё остальное — небеса, земля, солнце, луна, суша и море.

В-третьих, создавая что-то, искусные мастера добавляют самое прекрасное в конце, а начинают с основы.

В-четвёртых, души постоянно стремятся узнать последствия, то есть то, что случится потом, что будет в конце. Поэтому Муса сказал колдунам: «Бросайте то, что вы хотите бросить!» (сура 10 «Юнус», аят 80). Когда люди увидели то, что они сделали, то им захотелось узнать, а что же будет дальше.

 

 


42 Некоторые учёные считают, что первым творением был Трон.

43 Хадис об этом приводят Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи.

 

138 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


В-пятых, Всевышний Аллах отложил на конец времён ниспослание наилучшего из Своих Писаний, направление к людям лучшего из Своих посланников и существование лучшей из общин и сделал Последнюю жизнь лучше первой и завершения — лучше начал. Какая разница между словами ангела, сказавшего Посланнику :«Читай!», на что он ответил: «Я не умею читать!» и словами Всевышнего «Сегодня Я завершил для вас вашу религию…» (сура 5 «Трапеза», аят 3)!

В-шестых, Всевышний Аллах собрал в Адаме то, что распределил по миру. Он представлял собой маленький мир, в котором было всё то же, что и в мире большом.

В-седьмых, он — результат и плод бытия, поэтому вполне уместно было сотворить его после остальных творений.

В-восьмых, это одно из проявлений оказанного ему Творцом почёта: Он подготовил для него всё, в чём благо для него, всё, в чём он нуждался, всё необходимое ему для жизни и сами причины его жизни, и он поднял голову уже после того, как всё это было приготовлено для него.

В-девятых, Всевышний Аллах пожелал продемонстрировать его превосходство над остальными творениями и сотворил их раньше него. Поэтому ангелы сказали: «Пусть Господь творит, что пожелает, поистине, Он не станет создавать творения более почитаемые пред Ним, чем мы». И когда Он сотворил Адама и повелел им пасть ниц перед ним, стало очевидным его превосходство над ними в дарованном ему знании. И когда он совершил грех, ангелы решили, что почёт, оказанный Адаму Всевышним, отменён, не зная о том, что он раскается и продемонстрирует таким образом свою покорность Господу. А когда он раскаялся пред Господом своим и продемонстрировал свою покорность Ему, ангелы поняли, что с сотворением Адама связана тайна Всевышнего, знает которую только Он.


Почему Адам был сотворен позже остальных творений 139

 


В-десятых, Всевышний Аллах начал сотворение этого мира с сотворения Письменной Трости и очень уместно было завершить сотворение его сотворением человека, поскольку письменная трость — инструмент знания, а человек — тот, кто наделён знанием. Поэтому ВсевышнийАллах показал превосходство Адама над ангелами посредством знания, которое Он даровал только ему.

Задумайтесь над тем, как Всевышний Аллах записал оправдание Адама до низвержения его на землю и обратил внимание ангелов на его превосходство и оказанный ему почёт и упомянул имя его прежде его создания, сказав: «Поистине, я поставлю на земле наместника» (сура 2 «Корова», аят 30).

Задумайтесь и о том, как Он назвал его наместником. Это положение было даровано ему ещё до начала его существования. И Он упомянул о том, что примет его оправдание, сказав: «на земле». Любящий принимает оправдания объекта своей любви ещё до того, как он совершит преступление.

Сотворив Его, Он оставил его у врат Рая на сорок лет44, потому что любящий обычно стоит у дверей любимого. Он оставил его на пути унижения: «когда он был ничем» (сура 76 «Человек», аят 1), дабы он не возгордился в день, когда было сказано: «Падите ниц...» (сура 2 «Корова», аят 34).

Иблис, проходя мимо его тела, с удивлением говорил: «Ты сотворен с какой-то целью!» А потом он входил в его тело через рот и выходил через задний проход и говорил: «Если бы мне была дана власть над тобою, я бы погубил тебя, а если бы тебе была дана власть надо мной, я ослушался бы тебя!» При этом он не знал, что именно

 

 
 


44 Об этом упоминает ат-Табари в своём «Тафсире» и «Истории». Сообщения об этом представляют собой слова Ибн 'Аббаса и других.

 

140 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


из-за него ему предстоит погибнуть. Он видел перед собой лишь глину, и потому отнёсся к нему пренебрежительно. А потом, когда этой глине была придана форма, его поразил недуг зависти. А когда Всевышний вдохнул в Адама дух, это событие ознаменовало собой гибель завистника. Когда перед ним был расстелен ковёр величия и творения предстали перед ним, истец «тогда как мы прославляем Тебя» (сура 2 «Корова», аят 30) был вызван к судье «Сообщите мне их названия...» (сура 2 «Корова», аят 31)45. А представитель сокрыл от него доказательство «И Он обучил...» И они склонили головы исков на груди признания, и глашатай превосходства воззвал в местах собрания ангелов: «Падите ниц...» И они очистились от скверны утверждения «тогда как мы...» Иони пали ниц очистившиеся и смиренные. А Иблис остался стоять в стороне, отказавшись пасть ниц, потому что был скверным, запятнав себя скверной возражения и противоречия, и его осквернение не подлежало очищению, поскольку было частью его самого.

Когда Адам был доведён до [человеческого] совершенства, было сказано: «Он будет теперь совершенным, раз было сказано: "Падите ниц..."!» И тогда в соответствии с предопределением Адам совершил грех, дабы в смирении проявилась покорность Господу.

О Адам! Если бы Аллах оставил тебя без воздаяния за этот [запретный] кусок, то говорили бы: «Как было да-

 

 

45 Подразумеваются события, описанные в аятах: «Вот твой Господь сказал ангелам: "Я поставлю на земле наместника" Они сказали: "Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и возвеличиваем Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете" Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: "Назовите мне их имена, если вы говорите правду"».

 

Почему Адам был сотворен позже остальных творений 141

 


ровано превосходство чревоугоднику, который не утерпел и съел запретный плод с дерева?!»

Если бы не твоё нисхождение на землю, то не раздавались бы тяжкие вздохи и не были бы ниспосланы письма: «Найдётся ли просящий о чём-то?» 46 и не распро-странился бы аромат «запах изо рта постящегося...» 47 Отсюда становится ясно, что поступок этот был обусловлен вовсе не склонностью к чревоугодию.

О Адам! Смех твой в Раю — для тебя, а плач твой в обители возложения обязанностей — для нас.

Не будет вреда тому, кого сломило могущество Моё, если его восстановила милость Моя. Одеяние величия подходит для тела смирения, а Я — с теми, чьи сердца смирились ради Меня48.

 

 
 


46 Посланник Аллаха сказал: «В последнюю треть каждой ночи Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» [аль-Бухари; Муслим].

47 Подразумевается хадис: «Всякое благое дело сына Адама умножится, и воздаяние за доброе дело будет [по меньшей мере] десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Всевышний Аллах сказал; "За исключением поста, ибо, поистине, пост для Меня, и Я воздам за него: человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая— при встрече с Господом. И, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!"» [аль-Бухари; Муслим].

48 Указание на хадис, который приводит Ахмад и Абу Ну'айм. В этом хадисе Муса спросил: «Господи! Где мне найти Тебя?» А Всевышний ответил: «Я — у тех, чьи сердца смиренны...»

 

142 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Этот съеденный кусок не переставал причинять ему вред до тех пор, пока принесённый им недуг не поразил его детей, и тогда Проницательный, Сведущий послал им лекарство через лекарей бытия: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (сура 20 «Та Ха», аят 123). Лекарь охранил их посредством запретов, сохранил силу посредством велений, изгнал из них скверные элементы посредством покаяния, и здравие и благополучие пришло к ним со всех сторон.

О тот, кто лишился силы своей и не сумел сберечь её, поддался болезни своей и не воздерживается от того, что вредит ему, и не желает терпеть горечь вызывания рвоты! Жди скорой гибели, поскольку болезнь со временем только усилится! Вот если бы предопределение помогло и ты помог бы лекарю вылечить тебя, воздерживаясь от потакания низким страстям, то ты получил бы взамен разнообразные удовольствия и наслаждения. Однако дым страстей закрывает око сознания, и ты счёл, что благоразумно продать обещание за деньги.

О ослеплённый разум! Он отказывается потерпеть немного и согласен выносить вечное унижение. Человек пускается в путь ради мира этого, который вскоре ускользнёт от него, и не желает пускаться в путь ради мира вечного, который идёт к нему!

Если увидишь человека, который отдаёт ценное, покупая ничтожное, продаёт великое за незначительное, то знай, что он неразумен.

 

 

Раздел

Полезные выводы и наставления из истории Адама

П

оскольку покорность Аллаху ('убудиййа)была в Адаме неизменной, грех не причинил ему вреда.

«О сын Адама! Если ты встретишь Меня с грехами размером с землю, но встретишь Меня, не придавая Мне никаких сотоварищей, то Я встречу тебя с такого же размера прощением!» [Муслим].

Поскольку Господь знает, что раб Его совершил проступок не с намерением противоречия ему и не ставя под сомнение мудрость Его, то Он научил его, как попросить прощения у Него: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние» (сура 2 «Корова», аят 37).

Раб не желал посредством своего ослушания противоречить Господу своему и проявлять дерзость, нарушая установленные Им запреты. Его натура взяла верх над ним, душа и шайтан приукрасили ему деяние его, страсть одолела его, но при этом он верит, что может обрести прощение, и надеется обрести его.

Это если говорить о рабе. Если же говорить о Господстве, то тут мы имеем претворение постановления в жизнь, демонстрацию величия Господства и уни-

 

 

144 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


женности, покорности Господу ('убудиййа),абсолютную невозможность обойтись без Господа, проявление следствий прекрасных имён Аллаха, таких как Снисходительный, Прощающий, Принимающий покаяние, Выдержанный по отношению к тем, кто приносит покаяние и сожалеет о содеянном, а также таких имён, как Мстящий, Справедливый и Обладатель сильной хватки — по отношению к тем, кто упорствует в своем грехе и заслуживает позора. Всевышний Аллах желает показать рабу Своему, что только Он совершенен, тогда как раб несовершенен и нуждается в Нём, и Он демонстрирует ему совершенство Своего могущества и величия, и совершенство Своего прощения и милости, и совершенство Своего благодеяния, сокрытия, терпимости, великодушия и снисходительности. И Он демонстрирует, что Его милость к нему — благодеяние по отношению к нему, а не противодействие, и что если Он не покроет его Своим прощением и милостью, то его ждёт неминуемая гибель.

Преславен Аллах! Сколько мудрости в предопределении греха! И сколько в нём пользы и милости для раба. Если только он покается! Покаяние после греха — как глоток лекарства для больного, и бывает, что болезнь способствует выздоровлению.

 

Упрёк порой имеет похвальные последствия

И болезнь порой способствует выздоровлению...

Если бы не предопределение греха, потомка Адама погубило бы самолюбование.

Грех, совершив который, человек становится смиренным, любимее для Аллаха, чем покорность, которая порождает в нём дерзость.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 145

 

 


Свеча победы ставится на подсвечник смирения.

Наибольший почёт, который раб Аллаха может оказать душе своей, заключается в унижении её, и ничто не поможет ему сделать её великой так, как усмирение её, и наилучший отдых для неё — тот, который он предоставляет ей, утомляя её. Как говорится:

 

Я душу свою утомлю иль обрету отдохновение,

Поистине, унижение души для неё — почтение...

Ничто не насыщает душу так, как голод, и ничто не гарантирует ей безопасность так, как страх, и нет для неё лучшей близости, чем отдаление её от всего, кроме её Творца и Создателя, и ничто не оживляет её так, как умерщвление её.

 

Смерть душ является жизнью для них:

Кто хочет жить, тот должен умереть...

Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.

Кто помнит о тисках капкана, тому нетрудно оставить насыпанные в него зёрна.

О запутавшийся в сетях страстей: нужен лишь решительный прыжок — и сеть разорвана!

Предопределённое непременно свершится, и лучше тебе проявить смирение.

Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, и Он попросил у тебя взаймы одно зёрнышко, но ты по-

 

 

146 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


скупился отдать его, и Он сотворил семь морей и хотел от тебя одну слезу, но глаз твой поскупился пролить её.

Разглядывание высекает на сердце образ того, на кого падает взор, а сердце — Кааба, и объект поклонения не одобряет соседство с идолами.

Наслаждения мира этого подобно одолевшей тебя темнокожей женщине, и черноокие гурии удивляются тому, какой скверный выбор делаешь ты и что ты предпочитаешь им. Но когда начинается буря страсти, она засыпает глаза разума и правильный путь скрывается от человека.

Пречист Аллах! Райская обитель украсила себя для женихов, и они принялись трудиться, чтобы собрать брачный дар, и Господь величия дал им возможность познать Его через Его имена и качества, и они принялись трудиться для встречи с Ним, а ты занят падалью...

 

Да сгинет тот, чьё сердце не Тебе принадлежит,

И кто Тебе оставил только свой язык,

Так лживо о любви к Тебе вещающий...

Знание — ковёр, на который ступает только приближённый, а любовь — поэма, которая приводит в восторг лишь по-настоящему любящего.

Любовь — источник в пустыне, к которому не проложен путь, а потому мало кто приходит к нему.

Любящий стремится к уединению и пребыванию наедине с объектом своей любви и наслаждению поминанием его так же, как рыба стремится в воду, а ребёнок стремится к матери.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 147

 

 


Я меж домами тихо выхожу в надежде

С сердцем поговорить о тебе — наедине и тайно...

Не будет поклоняющемуся отдохновения нигде, кроме как под райским деревом, и не будет любящему покоя, кроме как в День добавки.

Занимайся Им при жизни, и тогда Он обеспечит тебе [преуспеяние и благо] после смерти.

О тот, кто тратит жизнь свою на противоречие Любимому и отдаление от Него! Нет среди врагов твоих более вредоносного, чем ты сам!

 

Враги не причинят невежественному вреда такого,

Какой он сам себе способен причинить...

Высочайшее стремление — стремление того, кто приготовился к встрече с Любимым и готовит благие дела, а потом радуется после прибытия: «Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!» (сура 2 «Корова», аят223).

Клянусь Аллахом, враг одолел тебя, только когда покровитель отвернулся от тебя... Не думай, что шайтан победил — просто Хранитель оставил тебя без помощи.

Остерегайся души своей, ибо любая беда, постигающая тебя, постигает тебя из-за неё. Не заключай же с ней перемирия! Клянусь Аллахом, не оказывает ей почёта тот, кто не принижает её, и не возвеличивает её тот, кто не унижает её, и не скрепит её тот, кто не ломает её, и не принесёт ей отдохновения тот, кто не утомляет её, и не

 

 

148 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


обеспечит ей безопасность тот, кто не внушает ей страх, и не доставит ей радость тот, кто не печалит её.

Пречист Аллах! Внешность твоя украшена одеянием богобоязненности, а внутренность твоя — чаша, наполненная вином страстей, и каждый раз, когда ты умащаешь одежду свою благовониями, из-под неё исходит запах опьяняющего напитка, и от тебя отдаляются искренние и к тебе устремляются нечестивцы.

Приходит к тебе разбойник страстей, когда ты пребываешь в месте поклонения, и, видя, что ты не прогоняешь его, донимает тебя до тех пор, пока ему не удастся заставить тебя уйти из мечети.

Будь усерден в своём стремлении — помощь к тебе уже пришла.

Один человек сказал Ма'руфу: «Научи меня любить!» Он же ответил: «Любовь не приходит с обучением».

 

Это стремление, которое убить способно,

Если не будет обещанья скорой встречи...

Не вызывают удивления слова Всевышнего «Они любят Его» (сура 5 «Трапеза», аят 54). Но удивление вызывают Его слова «Он любит их» (сура 5 «Трапеза», аят 54).

Не вызывает удивления нищий бедняк, любящий того, кто делает ему добро, но вызывает удивление благодетель, любящий нищего бедняка.

 

Раздел

 

Качества Аллаха, через которые Он явил Себя

в Коране, и воздействие этого на сердца

К

оран — слова Аллаха, и Аллах явил Себя в Коране Своим рабам через Свои качества.

Иногда Он предстаёт перед ними в одеянии вызывающего благоговейный страх величия и величественности, и шеи смиренно сгибаются, души смиряются, как и голоса, и высокомерие растворяется так же, как растворяется соль в воде.

А иногда Он являет им Себя через качества красоты и совершенства, то есть совершенство имён и красоту качеств и деяний, указывающую на совершенство Сущности. И любовь к Нему вбирает в себя всю силу любви в его сердце в соответствии с теми прекрасными качествами и совершенными описаниями, которые он узнаёт. И сердце Его раба освобождается от любой любви, кроме любви к Нему. И когда кто-то другой пытается обратить эту любовь на себя, то сердце его и вся его внутренняя сущность противится этому всеми силами.

Вас позабыть заставить пытаются сердце,

Но оно не желает поддаваться этим попыткам...

 

То есть любовь остаётся его неотъемлемым свойством, а не чем-то деланным.

 

150 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


А когда Он являет Себя через качества милости, благодеяния, и доброты, то в рабе Его пробуждается надежда. Она распространяется в нём, и вкус её усиливается. Он устремляется к Господу своему, и песнь погонщика надежды сопровождает его в пути. Когда надежда укрепляется, он начинает трудиться со всей серьёзностью и усердием, подобно тому как сеятель, каждый раз, когда его желание получать богатый урожай усиливается, покрывает землю зерном добротно; если же надежда в нём слаба, то и сеет он нерадиво.

Когда же Он являет Себя через качества справедливости, отмщения, гнева, недовольства и наказания, то душа, побуждающая к дурному, усмиряется, и она напрочь лишается своих сил или же они ослабевают, а силы её — страсть, гнев, стремление к пустым развлечениям и забавам, а также к запретному. Алчное стремление к мирским благам сдерживается в ней, и она начинает испытывать страх и соблюдать осторожность.

Когда Он являет Себя через веления, запреты, обещания, наставления, направление посланников, ниспослание Писаний и установление законов, то в душе крепнет стремление подчиняться Его велениям и исполнять их, а также доносить их до других и завещать им исполнение, напоминать о них людям и помнить о них самому, верить принесённому известию, исполнять требование, остерегаться запретного.

Когда Он являет Себя через качества слуха, зрения и знания, в человеке пробуждается сила стыдливости, и он стыдится того, что Господь может увидеть его совершающим нечто неподобающее или услышать от него нечто неподобающее. И он боится скрыть в душе своей что-нибудь такое, за что Он может возненавидеть его. И все свои действия, слова и мысли он взвешивает на весах Шариата, не отпу-

 

Качества Аллаха, явленные в Коране, и воздействие этого на сердца 151

 

 


екая их на волю и не оставляя их под властью натуры и страстей.

А когда Он являет Себя через качества достаточности [для Своих рабов], и заботу об их благополучии, и дарование им удела, и защиту их от бед, помощь Своим приближённым, оберегание их и особую близость к Ним, то в рабе пробуждается сила упования на Него, предания себя на волю Его, довольства всем, что происходит с ним и постигает его по Его желанию. Сутью упования на Аллаха является знание раба о том, что ему достаточно Аллаха, и о том, что всё, что Аллах выбирает для Своего раба, является благом, доверие к Нему и довольство тем, что Он делает с ним, и тем, что Он выбирает для него.

Когда же Он являет Себя через такие качества, как могущество и гордость, душа его —

Date: 2015-09-19; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию