Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важное правило 6 page





Страсти мира этого подобны игре воображения, и невежественный способен видеть лишь явное, тогда как разумный видит то, что за завесой.

Увидели они зёрнышко желаемого, но когда протянули руки к нему, чтобы взять его, взоры их увидели нить силка и они взлетели на крыльях осторожности и снова пустились в путь: «Если бы только мой народ знал, что мой Господь простил меня и что Он сделал меня одним из почитаемых!» (сура 36 «Йа Син», аяты 26-27).

Некоторые люди увидели всё сущее и поняли цель свою в этом мире и приготовились к отъезду, прежде чем настало время отправляться в путь, приложив усилия для следования прямым путём. А другие заняты чем-то не-

 

Мудрые изречения и полезные наставления 99

 

 


значительным, тогда как они преодолевают огромные расстояния, а птицы страстей в силках ждут заклания.

Две лисы попали в капкан, и одна из них сказала другой: «Где мы теперь встретимся?» А вторая ответила ей: «Через два дня в месте для дубления шкур».

Клянусь Аллахом, дни были всего лишь сном, а потом они [искренние верующие] проснулись одержавшими победу.

Прошлое мира этого — сон, будущее его — бесплотные мечтания. А между ними — время, которое тратится напрасно.

Как обретёт благополучие тот, у кого есть жена, которая не проявляет милосердия к нему, отпрыск, который не принимает его оправданий, сосед, от которого можно ожидать зла, друг, который не относится к нему чистосердечно и не даёт ему благих советов, компаньон, который не относится к нему справедливо, враг, который враждует с ним постоянно, не смыкая глаз, душа, которая побуждает к дурному, мир этот, приукрасивший себя, влечения, восстающие против него, страсть, которая одолевает его, гнев, с которым он не может справиться, шайтан, приукрашивающий для него [скверное], и слабость, которая подчиняет его себе?..

Если Аллах помогает ему и приближает его к Себе, то всё это не выдерживает противостояния с ним, а если Аллах оставляет его без помощи и предоставляет его душе его, то она набрасывается на него и губит его.

Когда люди отвернулись от обращения за решениями к Корану и Сунне, и перестали судить в соответствии с ними, и стали считать, что их недостаточно, и обрати-

 

100 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


лись к мнениям, аналогиям, тому, что им казалось благим, и словам шейхов, то их естественная природа начала портиться. Б сердца их вошёл мрак, понимание их исказилось, разум пришёл в негодность, и всё это ослепило и одолело их, и в соответствии с этим воспитывался малый и доживал до дряхлости пожилой, и им не казалось это порицаемым!

И тогда к ним пришло другое государство, в котором нововведения заняли место Сунны, душа — место разума, страсть — место благоразумия, заблуждение — место прямого пути, порицаемое — место одобряемого, невежество — место знания, совершение дел напоказ — место искренности, ложное — место истины, лесть — место чистосердечия и благого совета, притеснение — место справедливости. И всё перечисленное взяло верх и обрело силу, а приверженцы этого стали важными и влиятельными людьми, хотя прежде вес имели противоположности этих вещей и авторитетом пользовались приверженцы этих противоположностей.

И когда ты увидишь, что эти вещи берут верх и их знамёна зареяли высоко, а войска устремились вперёд, и под землёй, клянусь Аллахом, находиться стало лучше, чем на её поверхности, то у вершин гор находиться станет лучше, чем на равнинах, и находиться в обществе зверей будет лучше, чем находиться в обществе людей.

Земля вздыбилась, небеса потемнели и явилось нечестие и порча на суше и в море из-за несправедливости грешников, исчезла благодать, блага стало очень мало, звери сделались истощёнными и жизнь стала скверной из-за нечестия нечестивцев, и дневной свет и ночная мгла плачут из-за скверных деяний и отвратительных поступков, и благородные писцы и ангелы, которые, сменяя друг друга, приходят к Господу, жалуются Господу

 

Мудрые изречения и полезные наставления 101

 


своему на множество мерзостей и на то, что порицаемоеи отвратительное берёт верх. Это, клянусь Аллахом, предостережение от грядущего потока наказания, тучи которого уже сгустились, и ночь обещает принести с собой беду, такую чёрную! Отойдите же с пути этого потока с помощью искреннего покаяния, пока ещё есть возможность покаяться и врата покаяния открыты... Как будто вы уже стоите перед дверью, которая закрылась, и перед залогом, который уже недоступен28, и перед грехом, который уже записан: «А те, которые поступают несправедливо, скоро узнают, куда они вернутся» (сура 26 «Поэты», аят 227).

Выкупи душу свою сегодня, ибо рынок открыт, цена имеется и товар дёшев, но придёт день, в который у тебя уже не будет доступа к этому рынку и этому товару — ни '. к малому его количеству, ни к большому: «Это — День..взаимного обделения» (сура 64 «Взаимный обман», аят 9); «В тот день несправедливый станет кусать свои руки» (сура 25 «Различение», аят 27).

 

Если ты не взял с собой запас — богобоязненность,

И встретил в День сбора тех, кто запасался,

Ты пожалеешь, что не сделал то же самое,

И не обрёл того, что обрели они...

Деяния, совершаемые без искренности и следования [Корану и Сунне], подобны путнику, наполняющему сосуд свой песком, который только обременяет его и не приносит ему никакой пользы.

 

 
 


28 То есть стал собственностью того, кому он был оставлен.

 

102 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Когда обременяешь сердце тревогами и тяготами мира этого и перестаёшь уделять внимание тому, что связано с религией, хотя это — твоё пропитание и жизнь твоя, то ты уподобляешься путнику, который нагружает своё верховое животное сверх его сил и при этом не кормит его должным образом — очень скоро оно остановится под ним.

Распыляющий силы свои жизнь проживает

Растерянным, — не победа и не поражение...

Спешащий погонщик, увы, ни над чем не властен,

Ведь не все животные достаточно быстры,

Осторожнее пусть ступают копыта животных,

Ибо они попирают лбы и щёки под ними...

Для того, кто видит вдали блеск благополучия, нетрудно перенести горечь терпения.

Цель — первое в расчётах и последнее в существовании, начало с точки зрения разума и конечная остановка на пути.

Слабость — твоё привычное состояние, а если бы пыл твой поднялся до дел великих, то тебе бы светили лучи решимости.

Поистине, люди превосходят друг друга своими стремлениями, а не внешним видом.

Поистине, из-за низости своих стремлений чистильщик колодцев оказывается в колодце с нечистотами.

Тебя отделяет от преуспевших гора страстей; они остановились перед ней, а ты — позади неё.

 

 

Мудрые изречения и полезные наставления 103

 

 


Преодолей же оставшееся расстояние, и ты присоединишься к ним.

Мир этот — место состязания. Пыль поднялась, и не видно победителя, и в этом месте есть и всадники на лошадях, и двигающиеся пешком и едущие на ослах с плохими сёдлами.

 

Ты увидишь, когда пыль рассеется,

Кто под тобой — скакун или осёл...

Человеку свойственна неумеренность в еде, но лучше следить за своим питанием.

Разбойник алчного стремления выходит только во мраке страстей.

Зёрнышки желаемого — под сеткой силка, и если чувствуешь, что больше нет сил терпеть, то подумай о заклании [которое ждёт тебя, если ты попадёшь в силок].

Сила стремления обрести желаемое порождает усердие в трудах ради достижения цели и опасение лишиться предмета своих желаний.

Скупец — бедняк, который не получит награды за свою бедность.

Проявляй терпение, воздерживаясь от того, в чём заключён вред, и не пей из источника попрёков.

Достойная женщина будет голодать, но не станет добывать пропитание с помощью груди своей.

 

 

104 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Не проси ни о чём никого, кроме Господа, ибо для раба просить о чём-то кого-то, кроме своего господина, — значит оскорблять его.

Когда ты сажаешь семена уединения, они приносят плод — близость к Всевышнему.

Не привыкай и не привязывайся к тому, с чем вскоре расстанешься, и привыкай и привязывайся к Тому, Кто всегда с тобой.

Уединение невежественного — порча, а уединение учёного — как в случае с верблюдом, при котором его копыта и который всегда найдёт воду.

Когда разум и твёрдая убеждённость встречаются в доме уединения и приглашают мышление, между ними начинается тайная беседа.

 

Пришёл рассказ к тебе, внимать которому

Для нас удовольствие, будь то стихи или проза,

Вспоминая о нём, душа забывает печали свои,

И вот уж мрак забот вокруг сердца рассеялся...

Если с языка врага твоего слетела глупая фраза, то не посылай за ней следом подобную ей и не оплодотворяй её, ибо потомство ссоры — потомство порицаемое.

Твоё стремление встать на защиту души своей обусловлено твоим незнанием её истинной природы. Если бы ты знал её истинную сущность, то ты помог бы врагу против неё.

 

 

Мудрые изречения и полезные наставления 105

 

 


Когда из пламени гнева рождается пламя мести, оно сжигает того, кто развёл пламя.

Закуй свой гнев в оковы кротости, ибо поистине, он подобен собаке, которая, сорвавшись с цепи, принесёт много бед.

Тот, кому суждено счастье, увидит то, что поможет следовать ему правильным путём, прежде чем попросит об этом.

Когда предопределение избирает какого-то человека, оно бросает в почву его сердца семя Божественной помощи, затем поливает его водой прельщения и устрашения, после чего ставит смотрителя — постоянное воспоминание о том, что Аллах наблюдает за ним, а также стража — знание... И вот уже побег выпрямляет свой стебель.

Когда звезда стремления появляется во мраке ночи бездеятельности и следом за ним выходит луна решимости, земля сердца озаряется светом Господа своего.

Когда наступает ночь, сон и бодрствование меряются силами. Страх и стремление находятся в авангарде бдительности, а лень и медлительность — в отрядах беспечности. Решимость, начиная атаку, нападает на правый фланг и наносит поражение воинам нерадивости, и к рассвету военная добыча уже поделена и трофеи подготовлены для своих владельцев.

Ночное путешествие под силу лишь тому, кто привык переносить голод.

 

106 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Породистые [верблюды и лошади] идут впереди, а те, которые тащат на себе поклажу, идут сзади.

Да не наскучит тебе стоять у ворот, даже если тебя прогоняют, и не прекращай извиняться и оправдываться, даже если тебе велят уйти. И даже если врата откроются для принятых, в числе которых тебя не будет, то устремись вперёд, как устремляются лгущие, и войди без спросу и протяни руку: «...и окажи нам милость» (сура 12 «Юсуф», аят 88).

О тот, кто пытается отпереть врата пропитания не ключом богобоязненности! Как же ты расширяешь дорогу грехов и при этом жалуешься на скудный удел?!

Если бы ты стремился к тому, чего требует богобоязненность, ты не упустил бы требуемое.

Ослушания — препятствия на пути обретения благ, и «поистине, раб лишается удела из-за совершённого им греха».

Клянусь Аллахом, что, вас навестить стремясь,

Я дороги долгой даже не заметил,

Так решительно к вашей двери я стремился,

Что, лишь о подол свой споткнувшись, остановился.

Души в телах подобны птицам в клетках: те, которых держат ради получения птенцов, не подобны тем, которых готовят к состязаниям.

Если работник хочет узнать, на хорошем ли он счету у султана, то он должен посмотреть на то, какие дела он ему поручает и чем он занимает его.

Мудрые изречения и полезные наставления 107

 


Будь одним из сынов мира вечного и не будь одним из сынов мира этого, ибо поистине, сын следует за матерью.

Мир этот не стоит того, чтобы ты делал хотя бы шаг в его сторону, так чего же ты бежишь за ним?!

Мир этот — падаль, а львы не питаются падалью.

Мир этот — просто переход, а мир вечный — родина, а желаемое ищут на родине.

Общение с братьями бывает двух видов. Один из них — притяжение натур и трата времени. Этот вид обычно приносит больше вреда, чем пользы. Как минимум он портит сердце и заставляет терять время.

Второй вид: общение с целью взаимопомощи в том, что является причинами спасения, и завещания друг другу истины и терпения. Это одно из величайших и полезнейших сокровищ, однако у него есть три недостатка. Первый: украшение друг для друга. Второй: разговоры и общение сверх необходимого. Третий: превращение этого в страсть и привычку и, как следствие, отход от изначальной цели. В общем, собрания — опыление. Либо для души, побуждающей к дурному, либо для сердца и души успокоившихся. От опыления получается результат. Хорошее опыление — хороший плод. Также и благие души: их опыление от ангела, а опыление скверных душ — от шайтана... Всевышний Аллах по мудрости Своей предназначил благих женщин для благих мужчин и благих мужчин — для благих женщин. Верно и обратное.

 

 

Польза

 

В этом мире нет независимых причин

Н

ет в этом мире ни одной причины, которая оказывала бы влияние сама по себе. Причина оказывает воздействие, только если к ней присоединяется другая причина и отсутствуют препятствия, мешающие оказанию этого воздействия. Это правило применимо и к очевидным, явным причинам, и к причинам сокрытым, и к причинам нематериальным. Например, воздействие солнца на животных и растения. Оно зависит от других причин, а именно — от существования подходящего объекта, а также других причин, присоединяющихся к названной. Также и появление ребёнка обусловлено несколькими причинами, а не одним только половым сношением. То же самое можно сказать обо всех причинах и их следствиях. И все творения, по отношению к которым мы испытываем страх или надежду, в действительности не более чем часть причины, которая к тому же оказывает воздействие не сама по себе.

И только Аллах — Единственный, Одолевающий — оказывает влияние Сам по Себе, вне зависимости от каких-либо других причин, поэтому не следует бояться или связывать свои надежды с кем-то, кроме Него.

Это неопровержимое доказательство того, что обращение надежды и страха к кому-то, кроме Него, ложно.

 

 

В этом мире нет независимых причин 109

 

 


Ведь если предположить, что нечто является независимой причиной, оказывающей влияние самостоятельно, то его причинность исходила бы не от него, поскольку само оно не обладает достаточной силой для этого, поскольку нет способности изменить что-либо и силы для этого нет ни у кого, кроме как от Аллаха. Он — Тот, в Чьей руке вся способность изменить что-либо и вся сила. То есть способность производить изменения и сила, из-за которых на творение возлагают надежды или же боятся его, в действительности принадлежат Аллаху и они — в Его руках. Так как же можно испытывать страх или надежду в отношении того, кто не способен ничего изменить и не обладает силой для этого?

Более того, страх перед творением или возложение на него надежд — одна из причин лишений и бед, которые постигают надеющегося и боящегося, потому что Аллах даёт над тобой власть другим в той мере, в которой ты боишься кого-то, и лишения напрямую зависят от того, в какой мере ты надеешься на кого-то.

Таково положение всех творений, хотя большинство их не осознают этого и не ощущают. Чего желает Аллах, то непременно произойдёт, а то, чего Он не желает, никогда не случится, даже если все творения соберутся вместе, чтобы осуществить это...

 

 

Единобожие — спасение для Его врагов и Его приближённых

Е

 

сли говорить о Его врагах, то оно спасает их от бед и тревог в этом мире: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей» (сура 29 «Паук», аят 65).

 

110 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Если же говорить о Его приближённых, то оно спасает их от бед мира этого и мира вечного. Поэтому Юнус обратился к единобожию, и Аллах спас его из мрака, в котором он оказался29. К единобожию обращались и другие посланники, и Аллах избавлял их от мучений, которым подвергались многобожники, в этом мире, и от того, что уготовано им в мире вечном.

Но когда фараон обратился к единобожию после того, как понял, что гибель неминуема, это уже не принесло ему пользы, потому что, если человек уверовал перед лицом верной гибели, это уже не приносит ему пользы.

Таков обычай Аллаха в отношении Его рабов. Ничто не отвращает от человека беды так, как единобожие. Поэтому мольба, с которой следует обращаться к Всевышнему, когда случается какая-то беда, содержит упоминание о единобожии. И когда Юнус обратился к Нему с мольбой30, с которой следует обращаться к Нему попавшему в беду, Аллах избавил его от беды благодаря единобожию.

И ничто не навлекает на человека беду так, как это делает придавание Аллаху сотоварищей, и спастись от них можно только с помощью единобожия. Оно — спасение для всех творений, их прибежище, неприступная крепость и поддержка.

А Аллах оказывает помощь.

 

 
 


29 Подразумевается мрак, в котором он оказался, когда его проглотил кит.

30 Эта мольба упоминается в Коране: «Помяни также человека
в рыбе
[Иону], который ушёл в гневе и подумал, что Мы не
справимся с ним. Он воззвал из мрака: "Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Поистине, я был одним из несправедливых!"»
(сура 21 «Верующие», аят 87).

 

 

Польза

Наслаждение — следствие любви

Н

аслаждение следует за любовью и усиливается с её усилением и ослабевает с её ослаблением. И чем больше стремление человека к объекту своей любви и влечение к нему, тем большее блаженство он испытывает при встрече с ним. Любовь и стремление — следствия познания Его. Чем больше человек знает о Нём, тем сильнее его любовь к Нему.

Если говорить о связи полноты блаженства в мире вечном со знанием и любовью, то чем больше человек знает об Аллахе, Его именах, качествах и религии, тем больше он любит Его и тем большее блаженство испытывает Он при встрече с Ним и когда обретает соседство с Ним в мире вечном и возможность созерцать Лик Его и слышать Его слова. Любое наслаждение и радость по сравнению с этим наслаждением и радостью — просто капля в море.

Как же может разумный человек предпочесть слабое, короткое, смешанное с болью наслаждение наслаждению великому и вечному?

Полноценность раба Всевышнего определяется двумя силами. Это знание и любовь. Наилучшее знание — знание об Аллахе, и высочайшая любовь — любовь к Нему, и наслаждение, ожидающее его, напрямую зависит от этих двух показателей.

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

 

 

 

Правило

 

Стремящийся к Аллаху и миру вечному

не сможет следовать правильным путём

без двух сдерживаний

С

тремящийся к Аллаху и миру вечному не будет следовать правильным путём без двух сдерживаний. Он должен сдерживать сердце своё, поддерживая в нём стремление к Нему, и удерживать его от обращения к кому-то иному. И он должен удерживать язык свой от того, что не приносит пользы, и сдерживать его, заставляя его поминать Аллаха и произносить то, что увеличивает его веру и знание. И он должен удерживать органы тела от ослушания и следования страстям и сдерживать их, заставляя их совершать обязательное и желательное. И он должен сдерживать таким образом [сердце, язык и органы тела], пока не встретится с Господом и не освободится, покинув тюрьму ради широчайших и прекраснейших просторов.

Если же ему не хватит терпения для этих двух сдерживаний и он убежит от них на луга страстей, то это повлечёт за собой страшное задержание при покидании мира этого.

Каждый покидающий мир этот либо избежит задержания, либо будет задержан.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь.

Ибн 'Аун, прощаясь с одним человеком, сказал: «Бойся Аллаха, ибо поистине, богобоязненный не оста-

 

 

Стремящийся к Аллаху и миру вечному... 113

 


нется в горьком одиночестве». Зейд ибн Аслям сказал: «Обычно говорят: "Кто боится Аллаха, того люди любят даже против своей воли"».

Ас-Саури сказал Ибн Абу Зибу: «Если будешь бояться Аллаха, Он защитит тебя от людей, а если будешь бояться людей, то они ничем не помогут тебе перед Аллахом».

Сулейман ибн Дауд сказал: «Нам было даровано что-то из того, что есть у людей, и что-то из того, чего у них нет, и мы были обучены чему-то из того, что знают люди, и чему-то из того, чего они не знают, и мы не нашли ничего лучше, чем бояться Аллаха тайно и явно, быть справедливыми в гневе и довольстве и быть умеренными в бедности и в богатстве».

А в книге «Зухд = Равнодушие к мирским благам» имама Ахмада приводится сообщение о том, что Всевышний сказал: «Любое творение, которое ищет защиты у творения вместо Меня, Я лишу причин небесных и земных. И когда он будет просить Меня о чём-то, Я не дам ему этого, и когда он будет обращаться ко Мне с мольбами, Я не отвечу ему, и когда он будет просить у Меня прощения, Я не прощу его. И любое творение, которое обращается за защитой ко мне, а не к Моим творениям, непременно получит удел свой от небес и земли. И когда он будет просить Меня о чём-то, Я дарую ему это, и когда он будет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему, и когда он будет просить у Меня прощения, Я прощу его».

 

 

 

Важное замечание

Пророк объединил в хадисе богобоязненность и благонравие

 

П

ророк объединил богобоязненность и благонравие, потому что богобоязненность делает благими отношения между рабом и его Господом. А благонравие делает благими его отношения с людьми. Богобоязненность приносит ему любовь Аллаха. А благонравие побуждает людей любить его.

 

 

 

Date: 2015-09-19; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию