Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современная теория естественного праваРазличение древними греками естественного права и закона продолжало жить и в правоведении XX в. Естественно-правовые теории развивали традиции философского осмысления права и признавали существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок (при наличии системы позитивного права) и называют естественным правом. Согласно таким взглядам, законы государства являются действительными и легитимными, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права существенно отличается от трактовок эпохи антифеодальных революций, взглядов на человека как носителя естественных прав. Во-первых, в противоположность доктринам прошлого, философия и правоведение XX в. рассматривают человека не как обособленного индивида, а как уча- стника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав включаются не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и политические, социально-экономические и культурные права человека, права социальных общностей (права народа, нации, национальных меньшинств). Во-вторых, последователи И.Канта (неокантианцы), в частности, немецкий теоретик права Рудольф Штаммлер (1856—1938 гг.), абсолютным естественным правом объявили начало справедливости, «естественным правом с изменяющимся содержанием», включающим нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Это начало стало восприниматься как требование справедливости и соответствующего приспособления права к ценностям существующего общества. В-третъих, учения о естественном праве в XX в., развивая традиции философского осмысления права, образуют несколько философских течений — неокантианство, неотомизм, персонализм и др., сближающихся в его трактовке. Современные неотомисты возводят свое понимание естественного права к философии Ф.Аквинского, чье учение было признано католической церковью каноническим. Важнейший представитель томизма французский философ и общественный деятель Жак Маритен (1882—1973 гг.) участвовал в подготовке Всеобщей декларации прав человека 1948 г., был послом Франции в Ватикане. В своих произведениях «Интегральный гуманизм», «Права человека и естественный закон», «Человек и государство» строил свою концепцию на традиционных для религиозной философии представлениях о божественном происхождении права и государства, опираясь на принципы историзма, социальной обусловленности политики. В эссе «Права человека и естественный закон» Маритен определяет естественное право как неписаный закон. Это означает, что существует, в силу самой человеческой природы, «указание или положение, которое человеческий разум может открыть и, в соответствии с которым, человеческая воля должна действовать, чтобы быть в согласии с необходимыми целями человеческого существа». Естественный закон, присущий каждому разумному существу, должен восприниматься как писаный кодекс и стать эталоном любого справедливого закона. Естественный закон дополняется «рядом положений человеческого закона в зависимости от разнообразия конкретных моментов и обстоятельств», принимаемых людьми обязательств и прав, по мере развития культуры. Каждая эпоха, полагал он, имеет свой исторически конкретный идеал. Ж.Маритен предложил выделить права разных уровней: 1) отвечающие абсолютному требованию естественного закона (т.е. фундаментальные права) — право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счас-
тью и др. Эти права личности являются естественными в строгом смысле слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей. 2) Политические права (или права гражданина) определяются 3) Социальные права человека (права трудящихся): право на Итак, права человека основываются на естественном праве, являющемся источником прав и обязанностей. С принятием Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., последующих Протоколов к ней, Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других конвенций была.создана эффективная система международных норм для защиты прав человека. Тем самым естественно-правовая теория решила одну из своих основных задач, но не утратила своего значения в правоведении. Естественно-правовое восприятие права подвергает оценке позитивное право не только с инструментальной, но и с точки зрения вне-позитивных правовых принципов нравственности и справедливости. Чтобы соответствовать требованиям права, законы должны учитывать эти принципы и основываться на них, а законодатель должен следовать естественному праву. По мысли Штаммлера, «субъекты общественных отношений и законодатель, руководствуясь идеей права, а не произволом, стремятся к должному упорядочению общественных отношений, т.е. к «истинному», или естественному, праву». Главная цель права состоит в утверждении справедливости. Поэтому внутренняя мораль права должна быть связана с вековой традицией права, считает современный английский правовед Лон Фуллер :. В полемике с Хартом он доказывал взаимодействие внут- ренней и внешней морали права. Правовая норма как некое сочетание должной цели и должных средств представляет собой моральную ценность. В естественно-правовой концепции Фуллера мораль приобретает конкретный характер, в то время как для теории «чистого» права трактовка событий и конфликтов является характеристикой безразличной, несущественной («Мораль права». Пер. с англ. — К., 1999). Американский юрист Рональд Дворкин полагает, что фундаментальные субъективные права образуют те принципы и критерии, которые должны быть положены в основу морального измерения права с точки зрения справедливости. Ведущим, главным и определяющим принципом, по его мнению, является право на равенство, другими словами, «право на равное уважение и обращение». Американские теоретики Джон Роулс и Джон Финнис толкуют справедливость как правильность, добросовестность, беспристрастность, как своего рода «процессуальную справедливость», которая обеспечивается при помощи правовых норм, соответствующих принципу правления справедливого закона. Властным и результативным инструментом справедливого распределения совокупности общественных благ или ценностей человеческой жизни может быть только позитивное право, соответствующее справедливости. Таким образом, развитие современных теорий права характеризуется их сближением, возникновением «интегративной юриспруденции», подходящей к праву как к многомерному социальному явлению.
|