Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория права Л. Петражицкого





Стремление решительного и безусловного освобождения теории права от узкого юридического догматизма на основе новых дости­жений модной в конце XIX — начале XX века психологической науки привело к созданию оригинальной психологической теории права Львом Петражицким (1867—1931 гг.)1. Ученый исходил из того, что науки о праве, государстве, нравственности должны опи­раться на анализ психологических явлений. Он считал неудовле­творительным деление психических явлений на познание, чувство и волю и ввел понятие эмоций, носящих двусторонний, пассивно-активный характер. Эмоции,. по Петражицкому, — «истинные моти­вы, «двигатели» человеческого поведения». Особую роль играют эмоции этически-моральные и правовые. Моральные эмоции импе­ративны, т.е. обязательны, правовые — императивно-атрибутивны. Они обладают обязательно-притязательным свойством: не только какое-либо лицо обязано что-то делать, но другое вправе требовать от него выполнения данных обязанностей. Развитие права, морали, эстетики и даже переход от правовой системы рабства к праву «сво­бодного труда» и конкуренции — следствия и продукты «прогресса народной психики».

1 Петражицкий Лев Иосифович — родился в Украине в семье польского проис­хождения. Окончил юридический фак. Киевского ун-та, проходил подготовку к про­фессорскому званию в Берлине. Стал доктором права (1897 г.), заведовал кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском ун-те (1898—1918 гг.), был чле­ном кадетской партии, депутатом I Государственной думы. Эмигрировав в 1918 г., заведовал кафедрой социологии права в Варшавском ун-те.

Перу Петражицкого принадлежат соч.: «Очерки философии права» (1900 г.), «О мотивах человеческих поступков» (1904 г.), «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» (1909 г.).


Наиболее сильное воздействие на общество оказывает право. Роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация (сознание долга) явно уступает активной (сознание правомочности). Этическая мотива­ция, сознание обязанности рождает нравственные обязанности, что важно, но недостаточно в отношениях между двумя сторонами. Обя­занности, «закрепление за другими, по которым то, чему обязана одна сторона, причитается другой стороне, как нечто ей должное»,, Петражицкий называет правовыми или юридическими обязаннос­тями. Они лежат в основе правоотношений, прав лиц и закрепляют­ся в юридических нормах.

В сферу действия права, по Петражицкому, входит множество «житейских случаев и вопросов поведения», не предусмотренных официальным правом. Последнее предполагает, по его мнению, «микроскопическую величину» житейских случаев и поведения. Он относил к правовым нормам множество правил., в т.ч. правила различных игр (и детских), правила вежливости, этикета и т.п. Стремился определить природу права, «обнимающего и объектив­ное, и субъективное права», найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, просле­дить формирование юридических норм в правосознании.

Расширительное толкование права Петражицкий переносит и на его источники. Отказавшись от сложившихся догматических толкований источников права и стремясь охватить все его формы, он дает свою их классификацию.

В государстве, говорится в «Теории права и государства в связи с теорией нравственности», происходит дифференциация права на официальное («подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти») и неофициальное («ли­шенное такого значения в государстве», «не начальственное пра­во»). Далее теоретик выделяет интуитивное и позитивное право. Он считает, что существует множество систем интуитивного права — «интуитивных прав столько, сколько индивидов». Если позитив­ное право устанавливает «однообразный шаблон правил для более или менее значительных масс людей», то интуитивное право имеет индивидуально-изменчивый характер, его содержание определяется индивидуальными условиями жизни каждого, его характером, вос­питанием, образованием, социальным положением, профессиональ­ными занятиями и т.д. В каждой стране соотношение интуитивного и позитивного прав зависит от уровня развития культуры, состоя­ния народной психики. Россия является «царством интуитивного права по преимуществу». В ее состав входят народы, стоящие на разных ступенях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. К тому же, полагал ученый, российское законода­тельство находится в неудовлетворительном состоянии, а его при­менение сплошь и рядом подменяется официальным действием интуитивно-правовых убеждений.


Далее у Петражицкого следуют: обычное право («которое, не будучи установлено законом,., фактически соблюдается»), в нем — два вида — 1) право обычаев предков, традиций, старины и 2) право современных обычаев, «общепринятого»; право судебной практики, также получающее в психике людей значение нормативного факта; международное право. А еще — «книжное право» (священные книги, Свод законов Юстиниана, сборники обычного права), «право принятых в науке мнений», «право юридической экспертизы», «право юридических поговорок и пословиц» и др. Так идея право­вого плюрализма у Петражицкого приобрела конкретное развитие и безгранично расширила понятие права.

Подчеркивая влияние, «давление» неофициального, интуитивно­го права на официальное, Петражицкий в то же время предостерегал о недопустимости возведения интуитивного права даже наиболее об­разованных социальных слоев общества в масштаб для оценки дей­ствующих законов. Реформы законодательства необходимо прово­дить на основе научных знаний, считал ученый, и предлагал создать особую науку — политику права. Если теория права должна быть позитивной наукой, то политика права — прикладной дисциплиной, призванной соединить знания о праве с общественным идеалом, очи­щать психику людей от антисоциальных склонностей и направлять их поведение в сторону общего блага посредством разработки «...на­чал желательного, рационального права в законодательстве». Именно политика права сознательно поведет человечество вперед в том на­правлении, куда оно движется бессознательно, эмпирически.

Государство, считал Петражицкий, служит праву, обеспечивает осуществление права и изменяется в соответствии с потребностями его системы. «Важнейшим служением общему благу со стороны государственной власти...является служение праву; и государ­ственная власть есть власть служебная прежде всего и преимуще­ственно по отношению к правам граждан и праву вообще».

Общественно-политические идеалы Петражицкого были близ­ки к этическому социализму, (а в Украине к «громадовскому соци­ализму»). Он тоже видел необходимость замены «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления», считал, что в будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. «Вообще право существует из-за нево­спитанности, дефективности человеческой психики, и его задача со­стоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным». Психологическая теория права и нравственности Петражицко­го, вызвавшая активную критику в юридической литературе, имела немало последователей. Она впервые показала недостаточность по­зитивного и естественно-правового толкования права.

Таким образом, в конце XIX — начале XX в. в отечественной и российской политико-правовой мысли плодотворно разрабатывалась теория правового государства, в первую очередь такие ее аспекты, как природа, понятие, признаки правового государства. Правовое госу-


дарство преимущественно трактовалось как конституционное, соци­альное (в перспективе), высшая форма политического бытия, которой должны быть присущи: определенная форма государственного прав­ления — конституционная монархия или республика с представи­тельными учреждениями, унитарной или федеративной формой госу­дарственного устройства с демократически-либеральным государ­ственным режимом. Как основные принципы правового государства выделялись и обосновывались: связанность государственной власти и граждан правом, «обособление» законодательной, исполнительной и судебной властей, подчинение законодательного и административ­ных органов судебному контролю, наличие местного самоуправления, верховенство права и правовое равенство граждан, соответствие зако­на праву. Особое внимание теоретиков правового государства при­влекли и нашли теоретическое решение проблемы прав и свобод че­ловека и гражданина — свобода личного самоопределения, обеспече­ние основных прав человека и уважения к правовой личности, право на достойное существование и др. Это было несомненно выдающимся вкладом в разработку мировой правовой мыслью теории правового государства, не утратившим во многом своего теоретического значе­ния и сегодня. Весомым является вклад в ее развитие и представите­лей «украинской школы» правоведов.

Успехи развития общественных наук (социологии, психологии, истории) вызвали использование в юриспруденции различных ме­тодов исследования политико-правовых явлений. Социологические концепции права видели основу права в правовом отношении, наце­ливали юристов на первоочередное изучение интересов людей, их разграничение и защиту с помощью государства. Ковалевский счи­тал как право, так и государство средством обеспечения солидарно­сти, «замиренной среды» в обществе, предложил сравнительно-исто­рический метод в юриспруденции.

Формально-догматическая юриспруденция призывала исследо­вать право прежде всего как систему общеобязательных норм пове­дения, разрешать правовые споры вне идеологии государства и по­литики права, а основываться только на догме права.

Нормативно-этическая концепция права Новгородцева обосно­вывала общественный идеал и его применимость к области соци­альных явлений, значение для права и морали. Концепция Кистя-ковского была ориентирована на изучение права как части куль­турного творчества людей. Ученый считал объединяющим четыре теоретических и два технических понятия права фактором филосо­фии культуры.

Л. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психи­ке индивида. Он полагал, что интерпретация права с позиции психо­логии индивида позволяет поставить юридическую науку на почву

достоверных знаний.

 

Каждая из этих теорий права заслуживает глубокого изучения не только с точки зрения историко-сравнительного правоведения,

22 Г. Г. Демиденко


но и доктринального мышления, решения современных политико-правовых проблем.

Date: 2015-09-19; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию