Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ФОРМАЛЬНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА Г.ШЕРШЕНЕВИЧА





Сочетание формально-догматического подхода и философского позитивизма воплотилось в концепции права и государства Габри­эля Шершеневича (1863—1912 гг.)1.

В теории права и государства Шершеневич исходил из того, что «государство предшествует праву исторически и логически», «госу­дарство есть явление первичное, право — вторичное», государство является источником права. Поэтому он критически оценивал идею правовой связанности государства им же самим созданным правом. «Дело не в том, чтобы связывать государство правовыми нитками подобно тому, как лилипуты связывали Гулливера. Вопрос в том, как организовать власть так, чтобы невозможен был или был доведен до минимума конфликт между правом, исходящим от вла­ствующих, и нравственными убеждениями подвластных». Он всеце­ло разделял положение Иеринга о том, что «право есть хорошо по­нимаемая политика силы».

Все власти в государстве опираются на государственную власть с ее изначальным авторитетом, из нее же они черпают свои силы, тогда как государственная власть опирается непосредственно на обще­ственные силы. Таково государство с позиции социологии. «Понятие о государстве только одно — социологическое». Понятие о государ-

1 Шершеневич Габриэль Феликсович — юрист, специалист по гражданскому и торговому праву. Родился в дворянской польской семье в Казани. Окончил юриди­ческий фак. Казанского ун-та. Защитил магистерскую и докторскую диссертации, профессор. Член кадетской партии, один из авторов ее программы.

Осн. соч. Шершеневича: «Учебник русского гражданского права (1894 г.), «Об­щая теория права». Вып. 1—4 (1910—1912 гг.).


стве Шершеневич сводит к трем основным признакам: 1) совокуп­ность людей, объединенных по политическим мотивам; 2) простран­ство (территория), на которое распространяется действие государ­ственной власти; 3) наличие государственной власти.

Что такое власть? По Шершеневичу, власть есть возможность навязывать свою волю другому или другим, заставлять сообразовы­вать свое поведение с волей властвующих. То же и государственная власть — «это способность властвующих делать свои веления фак­тором, определяющим поведение подчиненных, и в основе такой возможности лежит инстинкт самосохранения человека. Страх за свое благополучие и доверие к органам государственной власти, как наилучшему средству его обеспечения, составляет индивидуально-психологическую основу государственной власти».

Чем обеспечивается правовой порядок против произвола госу­дарственной власти? По мнению ученого, — степенью готовности гражданина принести жертвы государству, зависящей от представ­ления, что он теряет с этим государством. «Гражданин государства, которое обеспечивает ему личную и имущественную неприкосно­венность, законность и свободу, защиту всюду, где бы он ни был, — готов на большие жертвы, чем гражданин того государства, которое относится к нему как к бесправному рабу. Первый будет защищать государство, как свой дом, второй — как дом своего господина». Таким образом, действия государственной власти находятся всеце­ло под санкцией общественного мнения, т.е. в сфере морали.

Понятие о праве, по Шершеневичу, сводится к понятию о поло­жительном праве: «только то право, которое действует, но не то право, которое должно бы действовать». Основное понятие права — объективное право. Субъективное право — производное. Первое — совокупность правовых норм, второе — возможность осуществления своих интересов субъектом права. Изучая положительное право государства, считает ученый, должно исследовать догму права, т.е. основные понятия юридических наук — источники права, его нор­мы, правоотношения, применение права, юридическую ответствен­ность, государство и общество.

Сущностными чертами праваШершеневич называет следую­щие: 1) право предполагает поведение лица; 2) право обладает при­нудительным характером; 3) право всегда связано с государственной властью. Право, утверждал ученый, — это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов. Другими словами: право — «это правила общежития, поддерживаемые государственной властью». Он был против расширительного толкования права, строго отграни­чивал его от понятия нравственности; концепцию естественного пра­ва считал не только научно несостоятельной, но и социально вредной. Нормы праваШершеневич считал выражением требований* обращенных государственной властью к подчиненным ей лицам. Она «оказывается над правом, а не под правом». Поэтому «нормы


права — это требования государства». «Всякая норма права — при­каз». Потому, правила, определяющие устройство и деятельность самой государственной власти (т.е. конституция), не могут иметь для нее правового характера, ибо «писаная Конституция есть фик­сирование общественного взгляда на взаимное отношение элемен­тов государственной власти». Такое правопонимание и получило название позитивистского, нормативного.

Преобладающей формой права Шершеневич логично называет закон. «Под именем закона понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном зара­нее порядке». Признаками закона он называет: 1) общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев, в формальном смысле закон — акт законодательной власти; 2) норма права исхо­дит непосредственно от государственной власти, является выраже­нием воли органов власти; 3) эта воля должна выразиться в уста­новленном заранее порядке. Ученый полагал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституци­онное, международное и каноническое право.

Изучать догму и технику права, считал Шершеневич, особенно важно для юриста-практика, стоящего вне идеологии и- политики права. Разработанная им теория права и государства на основе фор­мально-догматического метода не утратила своего познавательного значения.

Date: 2015-09-19; view: 831; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию