Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Желаяоправдать свою измену, Курбский пишет послание Ивану Грозному. Царь отвечаетна это послание. Так началась переписка (два послания царя и трех посланий Курбского)






ных царю он обосновывает жизненную необходимость для Моско­вии сильной государственной власти, централизации администра­тивной и судебной систем.

Первым, кто в России начал разрабатывать теорию просвещен- ной монархии, был выпускник Киево-Могилянской академии Симе- он Полоцкий (1629—1680 гг.). 1 Служа в Москве при царском дво- ре, он в своих произведениях «Жезл правления», «Вертоград много­цветный» по-новому разрешал традиционные вопросы о верховной власти, форме ее лучшей организации и деятельности.

Царь у него подобен Солнцу. «Небом Россию наречи дерзаю, ибо
планиты в ней обретаю. Ты — Солнце, Луна — Мария царица». Фор­
мула «царь-солнце»
у Полоцкого — это поэтический образ просве­
щенной абсолютной монархии.
Царь дает жизнь государству, при­
зван быть образованным, вечно стремящимся к знанию государем,
просвещающим свой народ. Симеон настоятельно советует царю чи-
тать книги по истории, усваивать исторический опыт других стран и
народов и «по их примеру живот свой править», беседовать с «пре-
мудрыми людьми», читать Аристотеля. Желание царя «прибытков»
подданным отличает его от тирана, пекущегося только о себе.

Нарекая «небом» Россию, Симеон одобряет вечное неравенство i людей, но призывает управлять ими с разумом и кротостью, к вы­полнению каждым своего долга, предопределенного судьбой. Среди пороков российской жизни он не приемлет лени, праздности и осо­бенно пьянства. Свет «Солнца» — правда. Этот термин Симеон упо­требляет в традиционном значении «закон». Он просит царя «хра­нить правду» и утверждать ее во всем царстве. Другими словами, деятельность государства должна быть основана на законах. «В образ правды» должен действовать и суд. Он обязан восстанавливать прав­ду, а не мстить, ибо месть бесчеловечна и противопоказана правде. Симеон за равный для всех суд: «равно судити мала и велика», за истинное правосудие.

Свет «Солнца» — свет для всех православных народов. Полоц­кий полагает, что российский царь должен помочь им освободиться «от общего врага рода христианского — змия... агарянского», «брани ищущий, мира нехотящий», он советует царю жить в мире со всеми государствами «до конец земли», царствовать «мирно и мудро», ни­когда не искать «брани», а славу России расширять «через книги».

Так в рифмованных строках своих произведений Симеон ярко отразил свое понимание сути просвещенной абсолютной монархии.

1 Петровский-Ситнианович Самуил родился в Полоцке. Закончил Киево-Моги-лянскую академию. В 1659 г. принял монашеский постриг под именем Симеона в православном полоцком Богоявленском монастыре. С 1664 г. проживал в Москве, стал учителем царских детей, занимал должность придворного поэта. Наиболее изве­стные его произведения: «Жезл правления» (1666 г.), «Вертоград многоцветный» (1668 г.), «Рифмологион» (1679 г.). Выступал проводником западной культуры и об­разованности.


Влияние европейской ориентации на российскую политико-пра­вовую мысль оказал и современник Полоцкого хорват по происхож­дению Юрий Крижанич (1618—1683 гг.). В своем трактате «Поли­тика», серии статей изложил позитивную программу преобразова­ний. Он выступил против утвердившейся в российской официальной идеологии концепции о происхождении царской власти от римских и византийских императоров, отстаивая ее божественное происхож­дение. Идеальным правителем Крижанич хотел бы видеть короля-философа, осуждал раболепие, холопство, противопоставлял просве­щенного правителя тирану. Главными и основными гарантиями про­тив тирании у него является уничтожение «дурных» и наличие в государстве хороших законов, контроля за их исполнением и долж­ного правосудия.

Таким образом, исторические обстоятельства размежевали судь- бы народов бывшей Киевской Руси, отразились на возрождении и развитии их национальной государственности, формировании право- вых систем, а, следовательно, и на политической и правовой мысли. В Украине при литовско-польском господстве оставались живу- чими нормы обычного права, традиции военной демократии, веча, религии, культуры, испытавшие влияние польского и литовского права, политических идеалов Речи Посполитой и воплотившиеся в казацкой военной христианской республике. Ее традиции и идеалы заложили фундамент политических проектов и программ украинс­ких гетманов. На этой основе рождались передовые для средневеко­вой Европы идеи республиканского устройства Казацкой державы, с четким разделением властей, правами и свободами сословий об­щества, их конституционного закрепления. Такое «забегание впе­ред» предопределило и судьбу этих идей.

Политический и социально-економический строй Московского государства, возникшего намного раньше Казацкой державы, был ближе к строю Киевской Руси, соседей Московии. Несмотря на бо­лее зрелое феодальное общество, более сложную ее политическую и правовую идеологию, историческая преемственность от Киевской Руси стала здесь политической идеей, составной частью официаль­ной идеологии. События «Смуты» начала XVII в., временное круше­ние российской государственности надолго наложили отпечаток на общественное сознание. Сформировалось представление о Россий­ском государстве как осажденной крепости, единственном оплоте православного мира, отношение к Европе как враждебной силе, опасности быстрых нововведений.

Перемены в государственном строе, небывалое по масштабам расширение территории, создавали предпосылки перехода россий­ской государственности к империи, что наложило отпечаток на рос­сийскую политико-правовую мысль, придало ей консервативный характер. Она сосредоточилась на обосновании абсолютизма, проб­лемах политического и правового совершенствования самодержав-


ной власти, ее функций, взаимоотношений с церковью. Идеал про­свещенной монархии оказался привнесенным извне, главным обра­зом украинской политической мыслью.

Date: 2015-09-19; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию