Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мнемических способностей и усвоение школьных знаний 5 page





Смысл полученных связей состоит в том, что большая активированность как индивидуально устойчивая энергетическая характеристика, которая показывает преобладание процессов возбуждения — более высокий тонус мозга, — способствует более точному и полному запоминанию тех видов материала, для сохранения которых в большей степени важна функция за-печатления (запоминание цветов, различных видов образного материала, трудных для запоминания трехзначных чисел и бессмысленных слогов). Иначе говоря, выраженность этого свойства положительно связана с развитием способности к запечатлению информации.

Для второго вида мнемических способностей благоприятное влияние свойства активированности сохраняется в тех тестах, в которых остается значительной нагрузка на саму «мнему» (невербальные виды материала). И не распространяется на запоминание тех видов материала, где возрастает значение смысловой словесно-логической переработки, а нагрузка на память падает. Здесь благоприятным фактором оказывается выраженность противоположного полюса этого свойства — инактивированности (в сочетании со слабостью) в регуляторных отделах мозга.

(^Исследование свойства силы и лабильности в качестве природных предпосылок памяти позволяет говорить о том, что разные уровни памяти обеспечива-

* Деление на крайние группы проводилось по квартиль-процентному методу.


[отся различными физиологическими механизмами* /civr. табл. 3). Непосредственное запоминание, зависящее от способностей к запечатлению, оказывается связанным с деятельностью сенсорных систем мозга, прямо участвующих в переработке зрительной информации. Эти виды памяти обнаруживают взаимозависимость свойств силы и лабильности, измеренных в сенсорных отделах мозга. Уровни памяти, связанные со сложной смысловой переработкой материала, в большей степени определяются свойствами регулятор-ной системы мозга. Знаки связей, полученные для обеих систем, оказываются противоположными.

Смысл этой зависимости состоит в том, что более высокий уровень развития способности к запечатлению наблюдается у лиц с более сильной и инертной системой в сенсорных отделах мозга. Лучшие способности к переработке информации, напротив, характерны для тех, у кого более слабая и более лабильная нервная система регуляторного отдела мозгау

Экспериментальные материалы, полученные для показателей свойств, регистрируемых в сенсорных областях мозга, подтверждают уже имеющиеся в литературе факты и дополняют их (Э. А. Голубева, 1980 а).

Чтобы понять смысл полученных зависимостей, обратимся к анализу самих свойств нервной системы.

ЛХак известно, свойство силы оценивает работоспособность нервной системы. Более сильная нервная система способна выдерживать более длительные и интенсивные воздействия внешней среды. Она является системой более выносливой. Поэтому лица, имеющие сильную нервную систему, как показано во многих психологических работах (В. Д. Небылицын, 1976; В. И. Рождественская, 1980), лучше спдавляют-ся_с разного рода трудными деятельностями. J

{^Ншгучвтпгвге-в-чгашей -работе данные о связи свойства силы с мнемическими способностями закономерно вписываются в круг проявлений этой зависимости. Они также свидетельствуют о том, что лица с

* Ограниченность наших данных состоит в том, что в работе ЭЭГ регистрировалась только в левом полушарии, а в качестве следовых характеристик изучались зрительные следы.


более сильной нервной системой имеют преимущества при затрудненных условиях запоминания (материала или очень трудного для осмысления, или поддающегося смысловой обработке, но большого по объему) *.

Свойство лабильности нервной системы, как известно, имеет отношение к скоростным процессам работы мозга (прежде всего, его анализаторов). У лиц с более высокой инертностью (или меньшей лабильностью) сенсорных систем и более медленным затуханием следовых процессов зрительный след как бы дольше удерживается.

Полученные в работе данные говорят о том, что наличие более длительных зрительных следов способствует лучшему запоминанию в тестах, выполнение которых связано с функцией запечатления. Результаты достаточно надежны, так как получены при разных видах анализа и на разных моделях следовых процессов. Таким образом, более длительное сохранение (удержание) самого зрительного следа в структурах, которые непосредственно связаны с приемом и переработкой зрительной информации, вероятно, и служит причиной того, что свойство инертности является благоприятным природным фактором для лучшего запечатления зрительной информации.

Итак, отвечая на одну из поставленных в исследовании задач — о природных факторах, обусловливающих индивидуальное своеобразие мнемических способностей, следует сказать, что благоприятной природной основой, потенциальными возможностями для развития одного из их видов, а именно способностей к зрительному запечатлению, являются: сильная нервная система — система более выносливая и работоспособная, лучше справляющаяся с затрудненными условиями работы; инертная нервная система, характеризующаяся более длительным сохранением самого зрительного образа в структурах, непосредственно связанных с приемом и переработкой информации; активированная нервная система — система с более высоким тонусом мозга, на фоне которого информация лучше запечатлевается. Большая выражен-

* Впервые подобные данные были описаны в работе Р. С. Трубниковой (1972).


ность этих свойств создает благоприятные внутренние условия для лучшего запечатления информации.

Зависимости, полученные для показателей свойств силы и лабильности регуляторных отделов мозга и продуктивности «смысловых» уровней памяти, связанных со способностями к переработке информации, являются новыми в психологической литературе фактами. Их понимание связано с чертами, определяющими данный вид мнемических способностей.

Характеризуя способности к переработке информации, следует отметить, что им присуще тесное единство и взаимодействие процессов памяти и мышления при возрастании роли мыслительных операций, которые начинают существенно влиять на эффективность 'памяти. Более результативными оказываются те индивиды, которые выделяют больше смысловых групп при запоминании и воспроизведении в тестах на классификацию или используют большее число смысловых операций в тестах, построенных по алгоритмическому принципу. Кроме того, важное значение здесь имеют процессы управления запоминанием и необходимость выбора определенной стратегии.

Это значит, что в данном виде мнемических способностей на первый план выдвигаются требования к опосредующим механизмам, к произвольной регуляции процесса запоминания, к механизмам, обеспечивающим смысловую переработку материала.

Поэтому совершенно закономерно то, что индивидуальные различия в способностях к переработке информации начинают зависеть от особенностей деятельности регуляторной системы мозга, которая ведает функцией управления и программирования всеми процессами, в том числе и интеллектуальными (А. Р. Лурия, 1973; В. Д. Небылицын, 1976).

Благоприятной основой, природной возможностью, способствующей развитию мнемических способностей, оказываются большая слабость и лабильность нервной системы в этом отделе мозга. Описанные данные отражены на рис. 9.

Объяснить эти зависимости помогает анализ крайних случаев — когда при более непосредственном запоминании испытуемые показывали высокие результаты (за счет хорошей способности «запечатления»), а в «смысловых» видах памяти (за счет недостаточно сформированных мнемических операций) —плохие. И


Примечание. Здесь и далее линии означают статистически значимые связи.

Рис. 9.

Взаимосвязь свойств нервной системы сенсорных и регуляторных отделов мозга и двух видов мнемических способностей.

наоборот, случаи обратные — когда эффективность запоминания в тестах, опирающихся на функцию за-печатления, была низкой, а в смысловых тестах за счет хорошего взаимодействия памяти и мышления она становилась высокой.

Оказывается, способность значительно улучшать свои результаты при переходе от тестов на запечатле-ние к тестам на переработку информации более свойственна лицам со слабой, лабильной и инактивиро-ванной нервной системой. При этом в большей степени проявилось влияние не столько отдельных свойств, сколько их сочетаний: слабости с инактивированнос-тью, слабости с лабильностью. Эти связи более выражены для показателей, регистрируемых в регуляторных отделах мозга (t=2,5, p<0,05). Это говорит о том, что данные свойства нервной системы лежат в основе индивидуальных способностей управления собственным процессом запоминания. И они, следовательно, могут определять индивидуальные возможности развития мнемических способностей.

Действительно, свойства инактивированности и


слабости, по литературным данным (Э. А. Голубева, 19806), входят в число физиологических факторов, которые способствуют более выраженной произвольной второсигнальной регуляции. Являясь благоприятной природной возможностью для формирования механизмов саморегуляции, они могут лежать в основе разных видов компенсаторного поведения.

Эти данные дают возможность предположить, что те лица, которые имеют высокие результаты на «смысловых» уровнях памяти, отличаясь недостаточно хорошим непосредственным запечатлением, обладают благоприятными природными возможностями саморегуляции, которые способствуют выработке оптимальной стратегии запоминания, стратегии компенсаторного типа. Это позволяет таким лицам сформировать определенный стиль запоминания, дающий возможность компенсировать недостаточную функцию запечатления за счет большей смысловой переработки запоминаемого материала, уменьшая нагрузку на механизмы собственно запечатления.

Непосредственное сопоставление индивидуально устойчивых стратегий запоминания с физиологическими показателями позволило уточнить роль свойства лабильности в этом процессе. Полученные результаты дали возможность сделать вывод о том, что лабильность, измеренная в регуляторном блоке, имеет непосредственное отношение к более эффективной семантической, смысловой переработке информации. Высокая выраженность этого свойства создает благоприятные физиологические предпосылки, определяющие высокие скоростные возможности такой переработки, позволяя применять большее число ее способов.

Возвращаясь к проблеме природных факторов, лежащих в основе индивидуальных различий мнемичес-ких способностей, следует заключить, что такими благоприятными факторами, способствующими развитию второго вида мнемических способностей (переработка информации), являются:

инактивированная и слабая нервная система регу-ляторного отдела мозга, которая определяет процесс управления запоминанием, обусловливая компенсаторные усилия и действия, компенсаторный стиль запоминания, способствующий приспособлению индивида к своим мнемическим возможностям;


Рис. 10.

Физиологические факторы, обусловливающие индивидуальное

своеобразие процессов запоминания.

лабильная нервная система регуляторного отдела— система с более высокими скоростными возможностями, которая способствует быстроте и легкости перехода от прямых операций при смысловом кодировании информации к обратным при ее декодировании, что является необходимым условием превращения мыслительных операций в мнемические приемы, обеспечивающие эффективное смысловое запоминание.

Все полученные материалы, показывающие роль свойств нервной системы как природных факторов в процессе памяти, обобщены на рис. 10.

Рассмотрим, как проявляют себя разные виды мне-мических способностей в успешности деятельности, в частности в усвоении школьных знаний, т. е. вопрос об особенностях памяти в школьном возрасте. 74


Согласно литературным данным, окончательное становление мнемической функции происходит во время школьного обучения.

В самом деле,Су детей дошкольного возраста память является непреднамеренной и непроизвольной. W хотя психологические исследования говорят об определенных возможностях формирования у дошкольников некоторых наиболее простых приемов смыслового запоминания, основная черта их памяти — непосредственность, опирающаяся на сопереживания, на наглядные образы действительности (Д. Б. Эльконин, 1974).

В процессе обучения в школе память, вооружаясь новыми способами, претерпевает существенные изменения— от импульсивного запоминания дошкольника до преимущественно смыслового запоминания старшего школьника.

Уже к концу начальной школы младшие школьники начинают постепенно осваивать некоторые средства организации и управления запоминанием (Н. Р. Репкина, 1983). К этому времени за счет овладения новыми мыслительными операциями происходит постепенная перестройка процессов памяти. Благодаря переходу к символическому способу выражения своих знаний одиннадцатилетние дети могут выделять характерные черты предметов и строить их полноценные группировки (Д. Брунер, 1971). Но сознательно использовать их в качестве приемов запоминания они начинают гораздо позже. В частности, известно, что пользоваться классификацией в качестве приема запоминания дети начинают только с VI класса, в возрасте 12—13 лет (В. И. Самохвалова, 1976).

При переходе к среднему школьному возрасту происходят существенные сдвиги в развитии памяти. Психологические данные свидетельствуют о том, что именно подростковый возраст характеризуется качественными изменениями в структуре памяти. Ряд авторов считают возраст 12—14 лет переходным в смысле смены функций механической и логической памяти, хотя вопрос о том, когда механическое запоминание достигает своего максимального развития, является спорным. Одни исследователи полагают, что максимум приходится на 11—12 лет. По данным же других, продуктивность механического запоминания


в 14—15 лет выше, чем в 11—12 (А. М. Игнатенко 1972). Но исследователи единодушны в том, что пос-ле 12 лет происходит значительное увеличение про. дуктивности осмысленного запоминания (Л. В. Зан-ков, 1949; А. А. Смирнов, 1966). В этом возрасте су. щественно меняется сам характер способов запоминания. Подростки осваивают и начинают применять наиболее сложные приемы переработки информации такие, как систематизация, пытаются осознать струк-' туру материала. Повышается уровень овладения этими приемами. Но школьники этого возраста используют усвоенные приемы чаще не во время запоминания, а при воспроизведении материала.

Школьники старших классов уже вполне намеренно используют приемы смысловой обработки и при запоминании, и при воспроизведении, сознательно облегчая себе запоминание. У них возрастает продуктивность запоминания абстрактного материала. Надо при этом иметь в виду, что в каждом возрасте существуют индивидуальные различия, отличающие их обладателей от типичной для данного возраста картины памяти.

Для наших целей было необходимо выявить индивидуально-типические особенности памяти подростков, связанные с разными видами мнемических способностей, и сравнить их со сложившейся структурой мнемических способностей взрослого человека.

Исследование проведено на 30 школьниках VII класса (13—14 лет) московской школы № 175 с биологическим уклоном*. Использовались те же методики памяти (25 тестов), что и на взрослых испытуемых. Результаты, полученные по этим тестам, также были факторизованы. При сравнении факторной структуры кратковременной памяти школьников-подростков и взрослых (студентов) различий в содержании способностей к запечатлению информации (более зависящих от способностей природной памяти) в этих двух возрастных группах не обнаружено. В частности, совпали два фактора, связанные с образной памятью: способность к детальному, точному запечатлению зрительных объектов и склонность к схематическому их запоминанию.

* Специализация и отбор детей в биологические классы происходят позже — после VIII класса.


различия обнаруживаются во втором виде мнеми-ческих способностей — к переработке информации. г)Ни проявились в разном количестве факторов, вошедших в данный вид мнемических способностей, в пВух возрастных группах (у школьников их больше). Зто связано с тем, что у подростков по сравнению со студентами различные приемы смысловой обработки информации еще не сформированы настолько хорошо и устойчиво, чтобы они могли применять их одинаково успешно ко всем видам материала. Поэтому расхождение между результатами запоминания у школьников гораздо значительнее. Это и явилось причиной того, что у них по сравнению со студентами большее число факторов определяют индивидуальные уровни развития памяти на разные виды материала.

Попробуем ответить на вопрос о значении каждого вида мнемических способностей для школьного обучения, обратясь к результатам их сопоставления с успешностью усвоения основных школьных предметов (С. А. Изюмова, 1986а). Усвоение знаний анализировалось при помощи двух методик. В одной из них усвоение определялось на основании контрольных и самостоятельных работ, выполняемых в течение года обучения в VII классе по различным школьным предметам (экспертами выступали учителя-предметники). Вторая методика была лабораторной. В ней определялся один из показателей обучаемости — способность выделять существенное в материале (3. И. Калмыкова, 1981). Была установлена высокая степень связи между двумя видами показателей усвоения. Достоверность этой связи для различных предметов колеблется от р<0,01 до р<0,001. Это доказывает валидность данных показателей и делает правомерным использование рассматриваемых педагогических характеристик в качестве индикаторов усвоения. На этом основании они и взяты при сопоставлении с мнемическими способностями.

По индивидуальным результатам усвоения школьных предметов были выделены группы учеников *, хорошо и плохо усвоивших материал по 7 предметам: литературе, русскому языку, алгебре, геометрии, хи-

Группы выделены квартиль-процентным способом.


мии, географии, истории. У этих групп сравнивались индивидуальные показатели памяти *. Результаты отражены в табл. 4. Они говорят о том, что оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний в школе. Ученики, более успешно усваивающие материал различных предметов, по сравнению с плохо усваивающими имеют более выраженные мнемические способности. В целом полученные результаты свидетельствуют о важном значении памяти как компонента общих способностей в успешном обучении в школе, что согласуется с литературными данными (Н. А. Менчинская, 1971 ■ Т. В. Егорова, 1973; А. М. Игнатенко, 1972).

Судя по результатам, значение разных мнемических способностей оказывается, однако, неодинаковым. Большую роль играют способности к переработке информации.

Данные свидетельствуют о достаточно высоком развитии функции памяти у учеников VII класса, о важном значении «смысловых» уровней памяти в школьном обучении. Анализ факторной структуры памяти подростков показывает, что в возрасте 12— 13 лет «смысловые» уровни памяти достаточно выражены и их развитие оказывает существенное влияние на усвоение всех рассматриваемых предметов: у тех учеников, у кого эти уровни памяти более развиты, наблюдается и лучшее усвоение школьного материала. Высокая результативность смысловой памяти связана с достаточно сформированными умениями в пользовании приемами смысловой переработки информации, которые направлены на установление логических связей, отношений между отдельными частями, на поиск внутренней структуры материала. Эта направленность на анализ отношений у хорошо усваивающих знания учеников, обнаруженная в данной работе, действительно, как отмечает 3. И. Калмыкова (1981), является характерной для учащихся с высокими способностями к усвоению.

В литературе отмечаются факты, подобные полученным нами. По данным Н. А. Менчинской (1971), Т. В. Егоровой (1973), Л. Ирлитц (1984), хорошо ус-

* Для сопоставления с успешностью усвоения знаний были отобраны 8 тестов (из 25), относящихся к различным уровням памяти.


Date: 2015-09-19; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию