Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое государствоПравовое государство – форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века. Базовыми принципами функционирования правового государства являются: • Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти. • Признание и гарантирование прав и свобод человека (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями. • Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено». • Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий. • Разграничение полномочий между органами власти различных уровней. • Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, СМИ и других субъектов политики. Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти. Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и другие. С категорией правового государства неразрывно связано понятие социальное государство. Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения. Термин «социальное государство» введён в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века. Социальное государство конструирует такой тип общества, который позволяет обеспечить возможно более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура. Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и других государств. Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: • Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан; • Установление минимального размера оплаты труда; • Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан; • Развитие системы социальных служб; • Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты; • Недопущение резкого имущественного расслоения; • Осуществление перспективной демографической политики. Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте сущность понятия законность. 2. Охарактеризуйте принципы законности и ее функции. 3. Гарантии законности 4. Раскройте содержание понятия правопорядок, его признаки структурные элементы. 5. Принципы правопорядка 6. Соотношение понятий правопорядок и демократия. 7. Соотношение понятий «правовое государство» и «гражданское общество».
|