Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы становления современного российского государства

Первый этап — 1992—1993 гг., который обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулиро­вания экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, созда­ние институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих бан­ков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответст­вующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство.

Второй этап — 1994—1998 гг. В эти годы выявилась иллюзор­ность намерений реформаторов ограничить вмешательство госу­дарства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия как для государства, так и для общества.

17 ав­густа 1998 года стал днем крушения экономической модели, которую последовательно вы­страивало российское правительство, начиная с 1992 года, и которое привело к развалу всей политической надстройки, а затем и крупнейших российских финансово-промышленных групп.

Третий этап начался осенью 1998 года, когда новое правительство, которое возглавил Е. Примаков, за­явило о необходимости корректировки курса реформ.

Основная цель этой корректировки — повысить роль государ­ства в реформировании российского общества и прежде всего его экономики для того, чтобы повысить эффективность реформ, осущест­вляя их в интересах всего общества, а не «номенклатурно-олигархических кланов».

Главный акцент на современном этапе развития российского государства делается на решении экономических и социальных проблем, проведении жизненно важных для государства реформ в военной сфере, в судебной власти, в реорганизации деятельности административно-государственного аппарата и др.

 

15. Сущность и основные этапы конституционного процесса в постсоветской России. Указ Президента РФ 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Разрешение конфликта между Верховным Советом РФ и Президентом РФ.

Становление новой социально-экономической и общественно-по­литической системы России сопро­вождалось политическими потрясениями и кри­зисами. Общие причины этих кризисов определялись переход­ным состоянием российского общества, так как трансформационные процессы несли в себе многочисленные конфликты между новым и старым, борьбу различных социально-политических сил, отстаивающих свое ви­дение будущего страны. Переходное со­стояние представляет собой некую форму всеобщего кризиса общества, в кото­рой осуществляется трансформация общественной системы в новое качество.

Это был общий кризис власти, в основе которого лежал конфликт между президентом и исполнитель­ной властью в лице правительства, с одной стороны, и Съездом народных депутатов и Верховным советом — органом представи­тельной власти — с другой. Кризис был порожден многими при­чинами. Одной из ведущих причин была острая политическая борьба за выбор оптимальной формы государственного устройст­ва страны. Политическая элита России раскололась на два лаге­ря. Одни — сторонники президента — стремились устроить Рос­сию как сильную президентскую республику. Концентрация власти в руках президента, по их мнению, должна была обеспе­чить необратимость реформ, которые предполагалось осущест­влять в России. Другие — сторонники Верховного совета — по­лагали, что Россия должна стать парламентской республикой.

21 сентября 1993 года Президент России издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым он вводил временное президентское правление, что приводило к радикальной ломке всего государственно-политического и конституционного строя.

Верховный совет отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. Пиком кризиса стали события октября 1993 года, когда кон­фликт между сторонами приобрел насильственный характер. Си­ловой разгон Съезда народных депутатов и Верховного совета, предпринятый Президентом России, склонил чашу весов в его пользу. Следствием разрешения кризиса стало: принятие новой Консти­туции, которая зафиксировала ликвидацию со­ветской политической системы и придала государственному уст­ройству России форму президентской республики. Ликвидация двоевластия, возникшего в России в 1992 г., способ­ствовала стабилизации обстановки в стране и формированию нового общественно-политического режима.

 

22. Представительная и законодательная власть в Российской Федерации: конституционные основы деятельности, проблемы и перспективы.

Характерной особенностью современной политической истории России является перманентный конфликт между законодательной властью в лице Государст­венной думы и исполнительной вла­стью — Правительством России и главой государства Президентом Российской Федерации.

Противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти отрицательно влияет на управление страной, подрывает легитимность государственной власти в России в целом. Одной из причин перманентного конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти является неразвитость демокра­тии в России.

Основная задача исполнительной власти России заключа­ется в организации общесоциального воспроизводства. Основная задача закон власти — создать правовое пространство, достаточное для осуществления реформ, и возможность для правовой реали­зации исполнительной власти при легитимном взаимодействии с народом.

Российские законодатели не столько выражают интересы избирателей, сколько в качестве действующей оппозиции преследуют цель доступа к исполни­тельной власти, включая и борьбу за пост президента. В таких условиях конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти в России может время от времени приобретать острый характер.

 

7. Перспективы Русской власти (смута > мобилизация > стагнация > смута >). Где страна теперь и что (и когда!) будет дальше?

“Русская власть” (“система русской власти”, “русская система” и т.д.) понимается нами как комплекс устойчивых и воспроизводящихся в российской политической истории свойств политических режимов. Речь идет о самодержавии (в разных формах: от великокняжеской до президентской), о стремлении к максимальной централизации, сосредоточению власти и контролю над ресурсами, нетерпимости к существованию какой-либо оппозиции, привычке делать ставку на принуждение и насилие.

Сохранение в той или иной форме негласного вертикального договора – и есть причина пресловутого неизбывного доверия россиян к царю-батюшке, вождю или президенту, причем в прямой пропорции к их реальной или явленной “строгости”, способности сурово наказать зарвавшихся бояр, местных руководителей или олигархов. Явственное падение популярности Николая I, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина, насмешки над ними напрямую связаны с их недостаточной твердостью и суровостью.

Простой народ терпит унижение не от государства вообще, а от ближайшего начальства и хозяев, от сравнения своего уровня жизни с бьющей в глаза роскошью богатеев. Общенародная любовь к строгому и суровому вождю питается энергией подспудной надежды: на каждого начальника-обидчика, на каждого “хапугу-прихватизатора” рано или поздно найдется управа. Это широко распространенное народное чаяние наилучшим образом гармонирует с практикой верховного перераспределения. Здесь мы имеем теснейшую смычку массовых установок с рецидивирующей практикой обеспечения верховной властью своего контроля над держателями ресурсов — “великими переделами”, т.е. произвольным перераспределением основных источников богатства. Вероятно, эта связка не единственная, хотя она явно одна из ключевых, коль скоро речь идет о формах обеспечения удивительной живучести русской системы власти и ее воспроизводства.

Гипноз удава — это страх кролика (Ф.Искандер). Могущество и устойчивость “русской власти” напрямую зависят от поддержки ее разными группами населения, в том числе и от ее легитимации историками и политологами. Однако поддержка и легитимация – не единственно возможная реакция на “русскую власть”; последняя отнюдь не вечна.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Иллюстрации. http://zhurnal.lib.ru/g/gromow_b/ | Билет №2

Date: 2015-09-19; view: 1004; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию