Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Война за московский престол второй четверти 15в. Василий II Темный и его политика





В конце 14в. внутри Московского княжества образовалось несколько удельных княжеств, выделенных Дмитрием Донским своим сыновьям. Из них наиболее крупнейшим и экономически развитым было Галицкое княжество, доставшееся второму сыну Юрию. После смерти Василия I Юрий начал борьбу со своим племянником Василием II за великокняжеский престол. Не встретив поддержки своим притязаниям у митрополита Фотия и московских бояр, Юрий попытался получить ярлык на великое княжение в Орде. Но правители Орды не захотели ссориться с Москвой, и Юрий начал вооруженную борьбу, опираясь на ресурсы своего города. Дважды (1433 и 1434 гг.) ему удавалось захватывать Москву. Однако утвердиться в ней Юрию так и не удалось из-за враждебного отношения к нему со стороны московских бояр, бояр и служилых людей.

После смерти Юрия в 1434г. борьбу с Василием II продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Борьба между ними стала решающим столкновением сторонников и противников государственной централизации. Развязавшая феодальную войну коалиция удельных князей во главе с галицкими князьями представляла феодально-консервативную реакцию на успехи Москвы в политическом объединении страны и усиление великокняжеской власти.

Успешная вначале борьба Василия II с коалицией удельных князей (в 1436г. был захвачен и ослеплен Василий Косой) была вскоре осложнена вмешательством татар. Изгнанный из Золотой Орды хан Улу-Мухаммед (основатель будущего Казанского ханства) использовал феодальную смуту на Руси для захвата Нижнего Новгорода и опустошительных набегов в глубь русских земель. В 1445г. в битве под Суздалем его войска разбили войско Москвы, пленив Василия II. Он был отпущен из плена за огромный выкуп, тяжесть которого и насилия прибывших для его получения татар вызвали широкое недовольство, лишив Василия II поддержки со стороны горожан и служилых феодалов. Этим воспользовался Дмтрий Шемяка и поддерживавшие его удельные князья, устроившие против Василия II заговор. В феврале 1446г. Василий II был ослеплен и сослан в Углич. Москва в третий раз перешла в руки галицких князей.

Политика Шемяки способствовала реставрации и укреплению порядков феодальной раздробленности. Было восстановлено в правах великого Суздальско-Нижегородское княжество, ликвидированное Василием I. Шемяка обязался соблюдать и защищать независимость Новгородской боярской республики. Политика Шемяки, ликвидировавшаяся достигнутые успехи Москвы в политическом объединении страны и организации общерусского отпора агрессии ордынцев, не могла не вызвать против него широкого движения среди служилых феодалов, массы горожан и той части духовенства, которая была заинтересована в укреплении великокняжеской власти. Длительная феодальная война привела к хозяйственному разорению ряда областей, к резкому ухудшению положения трудового населения города и деревни, к произволу и насилием феодальной знати и местных властей.

В конце 1446г. Шемяка был изгнан из Москвы, и великое княжение вновь перешло в руки Василия Темного. Шемяка еще пытался продолжить борьбу, но ее исход был предрешен. Потерпев ряд военных поражений, он вынужден был бежать в Новгород, где умер (возможно, был отравлен агентами Василия II).

Феодальная война, явившаяся важным этапом в образовании единого Русского государства, окончилась поражением коалиции удельных князей, попытавшихся приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности, отстоять независимость своих княжений. Поражение удельных князей и усиление великокняжеской власти создали условия для перехода к завершающему этапу объединительного процесса.

Победа великокняжеской власти в феодальной войне привела к ликвидации ряда мелких княжеств и позволила сделать первый шаг в подчинении Новгородской боярской республики. Новгородские бояре активно поддерживали Шемяку во время феодальной войны. В борьбе с Москвой часть новгородского боярства и духовенства пыталась опереться на поддержку литовских феодалов. Первый шаг в этом направлении был сделан в 40-х годах 14в. заключением договора с польским королем. Противопоставление боярами Новгорода всей остальной Руси, обострение классовых противоречий в результате боярского произвола и усиления феодальной эксплуатации (выливавшихся в крупные антифеодальные движения городского плебса и крестьян) – все это облегчало московскому правительству борьбу за подчинение Новгорода.

В 1456г. Василий II совершил поход на Новгород. Разгром под Руссой московской ратью новгородского ополчения заставил бояр принять условия мира, продиктованные великим князем. По Яжелбицкому миру Новгород уплачивал великому князю большую контрибуцию и обязывался впредь не оказывать поддержки его противникам. Законодательная власть вече была отменена, право внешних сношений были ограничены. Замена государственной новгородской печати на великокняжескую подчеркнула зависимость Новгорода от Москвы. За Москвой были закреплены новгородские города Волок Ламский, Бежецкий Верх, Вологда с окружающими волостями.

Русская православная церковь в 13-середине 15в.

Быстро в 14-15вв. росло церковное земледелие: кафедральное (митрополичье и епископское) и монастырское. Земельные богатства церкви складывались за счет захвата, часто санкционируемого княжеской властью, крестьянских земель и перехода к ней вотчинных земель через купли, ростовщические операции, вклады и пожалования со стороны князей и вотчинников. Укреплению политических позиций церкви способствовали и привилегии, полученные ею от золотоордынских ханов. Обширными иммунитетными правами и льготами в области торговли наделяли церковных феодалов и русские князья.

Новые основания получил союз церкви с московскими князьями с середины 15в. В 1439г. на соборе во Флоренции Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и верховного главенства римского папы при сохранении православных обрядов. Идя на унию, патриарх надеялся получить от католического Запада помощь в борьбе против турецких завоевателей. Папская курия надеялась с помощью унии включить в сферу своего влияния Русь. Но в Москве отвергли унию. Московского митрополита Исидора, подписавшего унию, сместили и взяли под стражу. В 1448г. собор русских епископов в Москве избрал из своей среды (по указанию великого князя) впервые, без санкции патриарха, нового митрополита. Этим актом была оформлена независимость русской церкви от константинопольской патриархии. Однако, став самостоятельной, русская церковь оказалась поставленной в прямую зависимость от великокняжеской власти. Это укрепляло союз светской власти с духовной и в то же время служило источником и конфликтов между ними, так как интересы церкви, как крупнейшего после князя феодала в стране, расходились с интересами великокняжеской власти, заинтересованной в сужении иммунитетных привилегий и сокращении земельных богатств феодальной знати.

От Московского княжества к России: условия, основные этапы и особенности образования Российского государства в конце 15 – первой трети 16в (достижения внутренней и внешней политики Ивана III и Василия III).

К середине 15в. великий князь московский был самым могущественным из феодальных монархов Руси, но все же ему принадлежало ее не более половины территории Великороссии. Сохраняли независимость, формально признавая власть великого князя, Новгород и Псков. Самостоятельным было великое княжество Тверское. В великом княжестве Рязанском на престоле сидел воспитанный в Москве и женатый на московской княжне князь, но формально и это княжество было самостоятельным. Наконец, ярославские и ростовские князья, подчинявшиеся приказам великого князя, все еще были только его вассалами, но не подданными.

Большая часть этих территорий была присоединена к владениям великого князя московского в княжение Ивана III (1462-1505), сына Василия Темного, умного, талантливого, властного, нередко коварного и жесткого политика.

Легче всего прошло окончательное присоединение ярославских и ростовских земель (1463-1474): ликвидация их политической самостоятельности была только завершением длительного процесса. Трудной задачей было присоединение Новгородской земли, где были особенно сильны традиции самостоятельности. В новгородском боярстве боролись две группировки. Бояре, поддерживающие посадницу Марфу Борецкую и ее сыновей, считали, что сохранить новгородские вольности может только помощь ВКЛ и открытый разрыв с Москвой. Другая часть ориентировалась на Москву и надеялась, что хорошие отношения с московским князем помогут им сохранить самостоятельность. В 1471г. группировка Борецких заключила от имени Новгорода договор с ВКЛ и королем польским Казимиром IV: Новгород признавал Казимира своим князем. Заключение такого договора было законным поводом к войне против Новгорода. На реке Шелони (июль 1471г.) московские войска разбили новгородское ополчение. Ивану III удалось сохранить значительную власть над Новгородом. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. Последующие годы Иван III использовал для укрепления там своей власти. Весной 1477г. Иван III выступил в поход на Новгород. Новгородские власти не решались организовать сопротивление. В январе 1478г. политическая самостоятельность Новгорода была ликвидирована, вече распущено, а вечевой колокол увезен в Москву. В 1484-1499гг были отобран земли у большинства новгородских феодалов, 87% земель за это время сменили своих владельцев. Земли выселенных в центральные районы новгородских вотчинников были отданы московским служилым людям.

Присоединение Новгорода предопределило и конец самостоятельности Тверского княжества. Оно оказалось теперь зажатым между московскими владениями. Тверской князь Михаил Борисович пытался по примеру Новгорода заключить союз с Казимиром IV. Но и ему Казимир не решился оказать реальную помощь. Московские войска осадили Тверь и Михаил Борисович под давлением горожан вынужден был капитулировать (1484). Вскоре он возобновил союз с Казимиром. В ответ осенью 1485г. Иван III снова пошел на Тверь. Тверская земля не поддержала своего князя в борьбе с Москвой и он вынужден был бежать в ВКЛ. Великим князем Тверским стал сын Ивана III. В начале 16в. Тверская земля уже и формально вошла в состав единого государства.

После присоединения Твери уже можно говорить о едином Русском государстве. Внешнее выражение его создания было в том, что с 1485г. Иван III стал титуловать себя великим князем всея Руси.

Политику Ивана III продолжал его сын и преемник Василий III (1505-1533). При нем был присоединен Псков (1510) и Рязанская земля (1521). В результате успешных действий против ВКЛ были присоединен Северская и Смоленская земли. В конце 15в. была присоединена к Русскому государству и Пермская земля.

Создание единого Русского государства повлекло за собой и выход его на международную арену. Русское государство проводило активную внешнюю политику. В русской внешней политике этого времени можно выделить три основных направления: борьба за ликвидацию ига Золотой орды и отношения с образовавшимися новыми ханствами (Казанским и Крымским); борьба за возвращение исконных русских земель и воссоединение украинских и белорусских земель, захваченных ВКЛ; борьба за выход к Балтийскому морю.

Первой из задач была ликвидация ига Золотой орды. В 1476г., воспользовавшись тем, что хан Ахмед был занят борьбой с крымским ханом, Иван III перестал посылать дань. Ахмед заключил союз с Казимиром IV и пошел на Русь, чтобы заставить платить дань.

8 октября 1480г. ордынские войска подошли к реке Угре – притоку Оки. Больше месяца стояли московские и ордынские войска на противоположных берегах. Ахмед ждал Казимира, а Иван III затягивал время, ведя переговоры. 11 ноября Ахмед повернул обратно, т.к. началась ранняя зима. Вскоре он погиб от рук своего соперника. Так почти бескровным «стоянием на Угре» закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское иго. Однако оставались еще выросшие из Золотой Орды Крымское, Казанское, Астраханское ханства, борьба с которыми продолжалась ее много лет.

Главной задачей русской внешней политики после 1480г. было воссоединение русских земель, находящихся в составе ВКЛ. В конце 15в. в московское подданство перешли вместе со своими землями князья в верховьях Оки и в Чернигово-Северской земле. В развернувшейся в 1487-1494гг. так называемой «пограничной войне» Русское государство одержало победу на великим князем Литовским Александром. В 1494г. он не только признал происшедшее изменение границ, но и закрепил мир браком с дочерью Ивана III – Еленой. Однако в 1499г. снова началась война, закончившаяся заключением в 1503г. перемирия сроком на 6 лет. В результате этих дух войн к Русскому государству отошли Чернигово-Северская земля, Гомельщина, часть Смоленщины. В 1512г. после истечения перемирия правительство Василия III возобновило военные действия: ближайшей целью был Смоленск. В 1514г. сдался смоленский гарнизон. Но дальнейший ход военных действий был менее благоприятен для России: в том же году русские войска потерпели поражение под Оршей; начал свои набеги крымский хан. Новое перемирие с ВКЛ (1522) предусматривало присоединение только Смоленской земли.

Государственно-политический строй России в конце 15 – первой трети 16в.

Объединение русских земель в единое государство ее не означало его полной централизации. Пережитки феодальной раздробленности сказывались на протяжении всего 16в.

Верховная власть в стране принадлежала великому князю всея Руси, который уже систематически пользовался титулом «государь». Власть государя приобретала постепенно самодержавные черты. Это подчеркивали и внешние атрибуты власти. На торжественных приемах государь появлялся со скипетром и державой, символизирующими верховное правление. На голове у него великокняжеская корона – «шапка Мономаха», по официальной московской легенде («Сказание о князьях Владимирских») подаренная Владимиру Мономаху его дедом византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства. Идея преемственности княжеской власти приобрела более конкретные черты после брака Ивана III с племянницей византийского императора Софьей Палеолог. Вскоре после этого брака двуглавый византийский орел стал великокняжеским гербом.

Дальнейшее усиление великокняжеской власти падает на время правления его сына – Василия III.

Главным органом власти была Боярская дума – совещательный орган при великом князе. В первой трети 16в. складывается лестница чинов в Думе: более высокий чин боярина и второй по счету чин окольничего. И тех и других было немного: от 5 до 12 человек бояр, не более 8 окольничьих. Они были выходцами из аристократических родов. Если до 15в. в состав Думы входили только отпрыски старых московских боярских родов, то с образованием единого государства на положение бояр переходят и князья прежде независимых княжеств. Малочисленность Думы давала великому князю возможность делать своими советниками тех из аристократов, на лояльность которых он мог рассчитывать.

Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. Дворец, возглавлявшийся дворецким, ведал первоначально личными землями великого князя – дворцовыми. Впоследствии функции дворецких расширились: они рассматривали земельные споры, судили население. Казна, возглавляемая казначеем, ведала не только финансовыми вопросами. В казне хранились государственный архив и государственная печать, она была фактически государственной канцелярией. Не случайно иностранцы называли служащих в казне печатников и казначеев канцлерами. Именно из казны впоследствии выделились органы отраслевого управления – приказы.

В складывающемся государственном аппарате государственной власти главную роль играли дьяки – первоначально писцы.

В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды, совпадавшие с границами бывших княжений, которые в свою очередь делились на волости. Уездами управляли бояре-наместники, которые получали их в награду за прежнюю военную службу, кормились с подвластных территорий (кормлельщики). Свои функции они зачастую перепоручали тиунам-холопам. Их деятельность практически не контролировалась из центра.

Основная военная сила – войско, составленное из служилых людей. За выполнение обязанностей они получали земельное владение (испомещались на земле).

Важным правительственным мероприятием было создание в 1497г. Судебника – первого свода законов единого государства. «Судебник» разграничивал компетенции, определял нормы наказания. Он вводил общие правила, регулирующие уход крестьян от своего феодала (Юрьев день – осень, за неделю до 26 ноября и неделю после), который должен был выплатить пожилое (плата за прожитые годы). Нет единого мнения о типе и природе государственной власти на рубеже 15-16вв. Одни историки считают, что в это время сложилась сословно-представительная монархия, другие определяют ее как деспотию восточного типа (Пайис).

Причины специфической формы власти: геополитическая ситуация - равнинный ландшафт, отсутствие естественных границ требовали огромного напряжения сил для защиты. К тому же постоянное до 19в. расширение территорий приводило к «растеканию» населения по огромному пространству. Требовалась жесткая организация всех сословий. Существенную роль играл экстенсивный характер экономического развития. В условиях низкого плодородия почв валовый продукт можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, однако его объем оставался крайне низким. И для поддержания власти приходилось прибегать к крайним мерам. Важно отметить, что в стране не сложились механизмы ограничения самодержавия (причины – разгром в результате татаро-монгольского нашествия). Формирование самодержавия во многом протекало под влиянием татаро-монгольского нашествия.

Складывание территории единого русского государства отгоняло процесс государственной централизации. Русская православная церковь не противостояла князю, она стремилась представить его не просто наместником бога, а подобным богу (властью). В начале 16в. Филофеем была сформулирована теория «Москва – третий Рим», которая представляла князя единственным защитником православия, она способствовала распространению миссионерства, но на практике приводила к самоизоляции, особенно от запада.

Социально-экономическое развитие Российского государства во второй половине 15 – первой трети 16в.

В середине 15в. некоторое время в хозяйстве страны сказывались ее тяжелые последствия длительной феодальной войны. Многие села и деревни пустовали, их земли не обрабатывались: снизилась платежеспособность крестьян. В конце 15в. все сильнее начал проявляться подъем производительных сил в сельском хозяйстве. Осваивались ранее невозделываемые земли. Все большее развитие получала зерновая паровая система в земледелии, особенно при трехпольном севообороте, вытесняя подсеку и перелог.

С конца 15в. начала меняться структура землевладения. Боярская вотчина постоянно мельчала от семейных разделов, а также происходило сокращение общего боярского фонда земель в результате их частичного перехода в собственность монастырей. Измельчание и обезземеливание части вотчинников угрожало интересам государства. В условиях бедности России воины получали земельное жалование, а с земли за счет труда крестьян они кормились и обеспечивали себя лошадьми и вооружением.

Активная внешняя политика страны требовала увеличения численности армии за счет земельных раздач. Великий князь после объединения страны получил такую возможность. Однако наделение землей становилось невыгодным из-за утечки ее в руки церкви, что вело к деклассированию «детей боярских». В результате за несение военной службы государство начало наделять дворян землями в ограниченном количестве, запрещая ее продавать и дарить. Складывались поместья и помещики. Однако у помещика могла быть и вотчина, а у боярина – поместье. Вотчинник служил под угрозой конфискации земель.

Между тем, в конце 15 – начале 16в. социальный статус боярства меняется. Из вассалов они превращаются в подданных. Теперь отъезд от князя, широко практиковавшийся в середине 16в., стал расцениваться как государственное преступление.

Многочисленные служилые люди объединялись в местные территориальные корпорации, а их верхи постепенно включаются в государев двор. Его представители имели право на получение тягловых земель. Между боярством и служилыми людьми наметились противоречия из-за получения земель, должностей и т.д. Их объединяло то, что на земельное владение с крестьянами имеют право только воины и отрицательное отношение к земельному труду.

В рассматриваемое время получает дальнейшее развитие феодальное землевладение. Стираются различия между вотчиной и поместьем. Боярство и верхи служилого сословия объединяются в государевом дворе.

Города постепенно становятся центрами ремесла и торговли. Число и специализация ремесел обеспечивали потребности сельских жителей. Вокруг городов складываются местные рынки.

Натуральный характер крестьянского хозяйства, общая отсталость страны мешали созданию рынка. В конце 15в. возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого оружия, но полностью покрыть потребности армии она не могла. Все это делало необходимым развитие собственного производства и расширение связей со странами Западной Европы.

Посадский люд пестрый по составу, дифференцированный по занятиям, объединялись по торговому признаку (сотни, полусотни), купцы – в корпорации гостей и суконников, которые имели большие привилегии. Их статус сближался с боярским, из них избиралось городское самоуправление.

Общее управление городами было в руках Великого князя и осуществлялось через наместников. Городская земля являлось собственностью государства.

В целом в русском государстве не сложился городовой строй. Городское население все более попадало в зависимость от государства. Русский город отстает в развитии от европейского. Вокруг городов складывались рынки, но общенациональный не сложился. Отсутствуют сословные организации купцов и ремесленников, что также тормозит развитие городов.

В 16в. по южным и юго-восточным границам Российского государства продолжалось формирование казачества (от тюркского – «вольный человек»), особой социальной группы из местного разноэтнического и беглого населения. Основа – промыслы, земледелие – не ранее конца 17в. Источники существования – военная добыча и жалование государства. Общий сход (казацкий круг), выбирал атаманов и старшин. Казацкая вольница долго существовала независимо от государства. Часть казачества поступала на службу государству (пограничная стража), получала жалованье.

Казацкая вольница периодически потрясала основы государства, которое пыталось взять ее под свой контроль.

Развитие России в конце 16в. характеризовалось разнообразием укладов. При огромной роли, которую приобретало государство, будущее страны попадало в зависимость от государственной власти Великих князей.

Церковь и великокняжеская власть в конце 15 – начале 16вв. Еретические движения.

Правление Ивана III проходило в обстановке напряженной борьбы за укрепление великокняжеской власти. Во второй половине 70-х годов 15в. осложнились отношения с церковью. Дело дошло до открытого конфликта между великим князем и митрополитом Геронтием. Причиной было стремление церковных властителей воспротивиться усилению власти великого князя над церковью.

В руках церкви находились большие земельные владения. Чтобы получить земли для испомещения дворян, а также ослабить самостоятельность церкви, Иван III вынашивал планы секуляризации церковных земель. Обстановка для этого была благоприятной, потому что авторитет церкви к концу 15в. стал колебаться, о чем свидетельствовало оживление еретических движений.

Еретические течения и движения представляют собой своеобразную форму социального протеста в религиозной оболочке и свойственны всему европейскому средневековью.

Противники еретиков – воинствующие церковники – называли участников возникшей в конце 15в. в Новгороде ереси «жидовствующими» за некоторое сходство их взглядов в вопросах веры с иудаизмом. Из 27 известных по именам участников новгородской ереси 22 принадлежали к низшему сословию духовенства. Несколько иным был состав московских еретиков. Московский кружок образовался позже, в середине 80-х годов 15в., во главе его был приближенный Ивана III думный дьяк Федор Курицын. В состав кружка входили некоторые дьяки, а также купцы.

Московские еретики связывали свои идеи с задачами государственной централизации. Именно этим объясняется сочувственное отношение великокняжеской власти к еретикам, которые выступали против церковного землевладения, против существования сословия церковнослужителей и монашества. Они настаивали на том, что каждый человек без посредства священников должен «общаться» с богом. На церковном соборе 1490г. еретики были подвергнуты проклятию и отлучению от церкви, а позднее казнены.

Церковь искала и другие пути для укрепления своего положения. Нил Сорский, основатель далекого северного монастыря, считал, что авторитет церкви надо поднять путем строгого исполнения духовенством правил и обрядов, ведения аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение населенными землями. Его сторонники получили наименование «нестяжатели».

«Нестяжателям» противостояло другая группа церковных деятелей, которая настаивала на необходимости для церкви иметь большие материальные средства. Во главе этой группы стоял игумен подмосковного монастыря Иосиф. Осифляне, как называли его сторонников, были воинствующими церковниками, требовали беспощадной расправы со всеми инакомыслящими, невмешательства светской власти в дела церкви, утверждали, что только сильная и богатая церковь может выполнять свои функции.

Великокняжеская власть склонна была поддержать нестяжателей, тем более, что Иосиф встал на сторону удельных князей в борьбе против великокняжеской власти.

В 1503г. собрался церковный собор, на котором по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако воинствующие монахи оказали упорное сопротивление. «Нестяжатели» потерпели поражение. Следом усилились расправы над еретиками. Собор 1504г. осудил еретиков. На льду Москвы-реки в деревянных клетках заживо сожгли несколько еретиков.

После смерти Ивана III по завещанию власть переходила к Василию. соотношение социальных сил в стране продиктовало неизбежность поисков компромисса с церковью. Сильная церковь в качестве союзника была предпочтительнее церкви-соперника. Вскоре обнаружились разногласия между Василием III и митрополитом – «нестяжателем» Варлаамом. Великий князь пошел навстречу «осифлянам» с их теорией сильной государственной власти, имеющей «божественное» происхождение пошли навстречу и церковники, которым поддержка светской власти сулила большие выгоды, нежели опора на терявших силу удельных князей.

После 1508г. глава «осифлян» – Иосиф, у которого возник конфликт с удельным князем Федором Волоцким, перешел со своим монастырем под опеку Василия III. Вскоре великокняжеская власть повернула от поддержки «нестяжателей» к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий. Тем самым была сохранена самостоятельная в экономическом отношении церковная организация со своей системой администрации, суда и управления.

В 1510-1511гг. монах Филофей обратился с посланием к Василию III, в котором развивал мысль о Москве – «третьем Риме». Согласно его взглядам, существовало 3 мировых центра христианства – сначала древний Рим, который пал из-за отступления от «истинного христианства», потом таким центром стала Византия. Но византийские правители тоже изменили православию, заключив в 1439г. Флорентийскую унию с католической церковью, что привело к падению Византии. Москва же, не признавшая Флорентийской унии, является мировым центром православия.

Представление о «Москве – третьем Риме», однако, не стало основной политической теорией московских правителей. Ею стали взгляды, отразившиеся в другом произведении – «Сказании о князьях Владимирских», в котором доказывалось, что московские князья ведут свое происхождение от самого римского императора Августа.

Date: 2015-09-05; view: 974; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию