Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРЕТЬЯ БЕСЕДА О ЛИДЕРСТВЕ: ТВОЙ ЛИДЕРСКИЙ УСПЕХ ЗАВИСИТ ОТ ГЛУБИНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ





Самая важная составляющая формулы успеха - умение ладить с людьми.

Теодор Рузвельт

 

Ты получаешь от других самое лучшее, когда отдаешь другим самое лучшее.

Гарри Файерстоун

 

Е два мы вышли из лыжного магазина, я поблагодарил наставника за то, что он организовал мне встречу с Таем. За недолгое время нашего общения этот бывший чемпион мира по слалому оказал на меня сильнейшее влияние. И Тай, и Анна сделали со мной нечто такое, что, несомненно, должно было вызвать во мне глубокую трансформацию. Побеседовав с этими необычными людьми, я отчетливо осознал, что главная цель лидера без титула состоит в следующем: изменят мир, оставляя всё после себя в лучшем состоянии, чем ты застал.

Следующим нашим пунктом назначения была городская библиотека Нью-Йорка. Неспешно идя к машине, мы с Томми углубились в разговор о содержании лидерства и о методах его реализации. Мы говорили о том, что сегодня в мире существует насущная потребность, чтобы каждый из живущих ныне людей стал лидером без титула - каждому необходимо перейти от позиции жертвы к ежедневному неустанному стремлению быть лидером. Мы еще раз обсудили принцип «Чтобы быть лидером, тебе не нужен титул» - философскую концепцию, которую изложила мне за чашечкой кофе в номере роскошного отеля умная и красивая Анна.

Еще раз вспомнили Пять Правил, зашифрованных в акрониме IMAGE (ОБРАЗ)... Эти правила очень помогут мне отслеживать, насколько последовательно я реализую полученные знания на практике. После этого мы с Томми переключились на подробное обсуждение Принципа «Бурные времена порождают отличных лидеров». При этом мы то и дело упоминали имя незабвенного снежного бога Тая Бойда, подарившего мне жизнеутверждающую силу SPARK (ИСКРА) - и объяснившего, каким образом любой человек может практиковать Пять Правил этого акронима, чтобы ярко сиять, когда мир наполняется тьмой.

И я еще раз искренне признался наставнику в своих сомнениях: хотя я отчетливо ощущал внутри себя глубочайшую перемену в результате бесед с учителями, но в то же время меня терзали опасения, что с завтрашнего дня жизнь опять покатится по-старому. И я растеряю все эти драгоценные дары, которые только что получил.

- Ты не отступишь, - пообещал Томми. - Просто начинай с маленьких детских шажков, чтобы обрести привычку двигаться вперед. Все это происходит так, будто ты идешь по лесной тропе, по которой раньше никогда не хаживал. Вначале чувствуешь себя неуверенно и боишься, как бы не заблудиться. Но чем дальше идешь, тем более знакомым кажется лес. А вскоре уже понимаешь, что можешь ходить по лесу хоть с закрытыми глазами. Лидерство без титула станет твоей второй натурой. Помни, ежедневные маленькие улучшения со временем перерастают в потрясающие результаты. Перемены всегда даются труднее всего в самом начале. Однако чем дальше, тем легче. И ты скоро будешь чувствовать себя совсем уверенно, Блейк Великий, - ободряюще завершил Томми, величая меня так же, как и Анна во время нашей беседы в отеле.

- Спасибо. Я, правда, очень благодарен вам. И впредь я всегда могу рассчитывать на вашу поддержку, верно? Ведь вы же теперь мой наставник, - заявил я без малейшей тени сомнения.

Томми некоторое время молчал.

- Рад помочь тебе - до тех пор, пока смогу помогать. Мне семьдесят семь. Кто знает, что сулит мне будущее. Но ты не беспокойся, дружище. Все будет хорошо.

Я не совсем понимал, что имеет в виду Томми. Но он опять беззаботно заулыбался, так что я почти сразу перестал думать об этом. Мы сели в его машину и поехали в библиотеку.

- Еще две встречи, Блейк, и мы закончили, - сказал наставник после того, как припарковал свой «порше». - Еще двое учителей, и тебе будут известны все Четыре Принципа философии лидерства без титула. И тогда ты вернешься к своей работе в магазине - и к личной жизни, - владея всеми идеями и практиками, необходимыми, чтобы максимально проявить свои лидерские качества. Когда ты станешь работать на наивысшем мировом уровне, это приведет тебя не только к стремительному карьерному взлету в книжной компании Bright Mind Books, но и к потрясающим переменам в личной жизни. Мне вспоминаются слова Джона Ф. Кеннеди: «Я определяю счастье как полную реализацию своих сил на пути к совершенству». Между прочим, учитель, с которым нам предстоит беседовать сейчас, большую часть своей карьеры проработал в Шанхае. Одно время он был генеральным директором многомиллиардной технологической компании, на которую работает более двадцати пяти тысяч человек. Исключительно умный парень, доложу я вам. В чем-то похож на тебя, - заключил Томми, цепляя на нос фантастически стильные солнцезащитные очки с синими стеклами, которые он только что вытащил из бардачка своего «порше».

Да-а-а... этот старик - подлинное произведение искусства. Уникальный человек. Я страстно надеялся, что наше тесное общение продлится еще очень и очень долго после этого удивительного дня. Я остро ощущал, что Томми не только воистину звездный образец того, каким должен быть лидер без титула, но и просто прекрасный, добрый человек. Побольше бы таких.

Было уже почти три часа дня, когда мы поднялись по внушительным ступеням городской библиотеки Нью-Йорка и вошли в ее главный холл. Высоченные потолки, величественные коридоры и, конечно же, непостижимое количество книг, мимо которых мы проходили, спеша к месту нашей следующей встречи. Мне там было очень уютно. Не только из-за присутствия Томми, но и из-за того, что меня снова окружали книги.

- Я веду тебя на самый верх. Бьюсь об заклад, ты там никогда не был.

- Нет, не был, - согласился я. - Признаюсь, я не знал, что там есть что-то, достойное внимания.

- Есть, друг мой. Еще как есть, - загадочно ответил Томми, с улыбкой глядя в потолок мучительно медленного лифта.

Когда мы вышли из лифта, я был потрясен увиденным. Это было даже не изумление, а благоговение. Мы оказались на огромной террасе под стеклянной крышей с видом на Нью-Йорк. Оранжерея. Аккуратными рядами из конца в конец помещения росли яркие цветы. Возле многих растений были таблички с указанием вида и происхождения. Кроме того, пространство украшали изысканные каменные статуи с выгравированными на постаментах иероглифами, а на стенах тут и там красовались гирлянды свежих орхидей. Воздух полнился немыслимым ароматом. Просто волшебство какое-то. Из динамиков доносилась классическая музыка. Я никогда еще наяву не бывал в такой обстановке. Словно за пределами реальности.

Вдруг из-за огромной деревянной кадки с каким-то растением вынырнул человек. Я опешил. Лицо его скрывалось за пластиковой маской - наподобие тех, какие носил Призрак Оперы из одноименного фильма. Незнакомец снова и снова нараспев повторял одни и те же слова, словно какой-нибудь монах, творящий свои утренние аффирмации:

- Все дело - в людях. Все дело - в людях. Все дело - в людях!

Мне стало порядком не по себе, и я бросил взгляд на Томми, чтобы убедиться, что ему ничего не угрожает. Кто знает, на что способен этот безумец?

- Пойдем отсюда! - закричал я.

- Нет, не пойдем, - отрезал он невозмутимо.

Томми совсем не казался взволнованным. Он расслабленно стоял среди цветов, скрестив руки на груди, и улыбался.

- Ладно-ладно, Джексон! Зачем пугаешь мне новичка? - спросил он.

Незнакомец застыл и стал медленно убирать с лица маску. Это был мужчина с благородным лицом немного за шестьдесят. Он был похож немного на Шона Коннери, немного на Конфуция. Понимаю: чтобы представить это, нужно изрядно напрячь воображение, но именно такое впечатление он произвел на меня. При этом на лице его отчетливо читалось добродушие.

- Это, должно быть, и есть тот самый знаменитый Блейк из книжного магазина, - доброжелательно произнес мужчина.

Он обеими руками пожал мою руку, как это порой делают профессиональные политики. Я не просто расслабился, осознав, что это и есть третий учитель, но еще и немножко задрал нос из-за того, как он меня охарактеризовал при встрече. Казалось, он сосредоточил все свое внимание исключительно на мне. Весь остальной мир будто бы не имел для него ни малейшего значения. Мне приходилось слышать о людях, обладающих необычайной способностью помогать другим почувствовать себя исключительно значимыми. По- видимому, этот учитель принадлежал к их числу.

- Блейк, познакомься с Джексоном Ченом. Это еще один из моих близких друзей.

- Проходи, Блейк. Я не собирался тебя пугать. Просто хотелось, чтобы твое сердце забилось чуть чаще. А еще хотелось развеселить - ведь для очень многих людей этот мир чудовищно скучен. Большинство людей живут очень серьезной жизнью. Слишком уж они заняты тем, чтобы постоянно держать все под контролем. Нам нужно почаще расслабляться и веселиться. Так что я просто хотел рассмешить тебя. Ты уж извини, если я немного переборщил. У тебя был такой обеспокоенный вид - просто беда, - искренне оправдывался Джексон.

- Без проблем. ЛДВ, - ответил я, непринужденно применяя один из лидерских уроков Тая. Я и сам удивился, насколько хорошо усвоил многое из того, что узнал в тот день. Возможно, Томми применил ко мне какой-то особый метод обучения, позволяющий фантастически быстро воспринимать информацию. Помимо того, и Анна, и Тай упоминали, что акронимы помогают очень прочно отпечатать правила в сознании. Во время нашей первой встречи Томми говорил мне, что обучение будет происходить «автоматически». Теперь я убедился, что это была чистая правда.

- Ага, я вижу, что с лыжником он уже встречался, - весело сказал Джексон.

- Да. Мы приехали к тебе прямо от Тая. Спасибо, что сумел уделить нам время, - с легким поклоном сказал Томми.

- Мне это в радость. Как поживает Тай? А теперь без шуток, Блейк: в лыжном магазине ты познакомился с гением трансформации проблем в потрясающие достижения. К тому же он просто хороший человек, - заключил Джексон с теплотой в голосе.

- Тай в отличной форме. Как всегда, полон идей и страстен, - ответил Томми. - Просил передать тебе привет и говорил, что собирается скоро с тобой повидаться.

- Вот и чудненько, - сказал Джексон удовлетворенно. - Итак, Блейк, я слышал, что ты ветеран. Прежде чем начать нашу беседу, хочу сказать тебе спасибо. Я очень благодарен за все, что ты сделал, - сказал он, вкладывая в эти простые слова максимум благодарности.

- Спасибо, Джексон, ответил я искренне.

- Чем вас угостить? - вежливо спросил Джексон. - У меня есть кофе, чай и минеральная вода. А еще я только что испек шоколадное печенье - такое вкусное, что с ума сойти можно, - добавил он мечтательно; таких интонаций ожидаешь от первоклассника, но никак не от бывшего генерального директора большой компании.

- Звучит заманчиво, - отреагировал я.

Наш гостеприимный хозяин исчез за автоматической раздвижной дверью и через минутку вернулся с подносом печенья, напомнившего мне о маминой стряпне. Этот дивный аромат навеял на меня грусть. Мне очень не хватало мамы.

- Значит, вот как вы тут живете: целыми днями слоняетесь по этой волшебной террасе и хрустите печеньем? - пошутил я, отгоняя грустные мысли.

- Вроде того, - ответил Джексон, откусывая печенье и смакуя его с закрытыми глазами.

- Он служит тут садовником, Блейк. Великий визионер, взявший под свою опеку захламленную бетонную площадку и превративший ее в сказку. Большинство людей видели здесь только свалку ненужных вещей, а Джексон разглядел волшебный оазис. Но важнее то, что он действовал в соответствии со своим видением и добился потрясающих результатов, которые ты сейчас можешь наблюдать.

Сад был роскошным. Если Джексон проявлял не меньший талант и в ипостаси бизнесмена, то, не сомневаюсь, он был звездой в своей сфере.

- Впечатляет, - согласился я. - В жизни не видел ничего подобного.

- Несколько лет назад я покинул пост генерального директора и вернулся в Штаты. Шанхай - замечательный город, но я скучал по Нью-Йорку. Очень тянуло домой.

Поскольку моя карьера в бизнесе была чрезвычайно успешной, я мог уже не заботиться о заработке, а поэтому решил заняться тем, к чему всегда испытывал страсть, - садоводством. Когда мой приятель - один из руководителей этой библиотеки - однажды утром привел меня сюда, чтобы показать вид на город, меня осенило. Эврика! И я принял твердое решение превратить это пространство в сад, каких не видывал еще наш город. И это была одна из лучших побед в моей жизни, Блейк. Вскоре мы намерены открыть эту оранжерею для публики. И тогда каждый сможет насладиться дарами, которые пока доступны только нам с вами да еще немногим счастливцам.

- А вы всех посетителей будете встречать в этой своей маске? - пошутил я. - Должен признаться, что у меня от страха душа в пятки ушла!

Джексон улыбнулся, одобряя мое развеселое настроение.

- Мне нравится этот парень, Томми. Спасибо, что привел его сюда. Я всегда старался общаться с добрыми, страстными и позитивными людьми - с ними чувствуешь себя счастливым. И я вижу, что Блейк - из нашего племени. Что ж, тогда перейдем сразу к делу, - сказал Джексон, резко меняя направление беседы. - Вне всяких сомнений, ты уже много узнал о философии лидерства без титула. Томми - один из лучших наших учеников, так что встретить его на своем пути - большая удача для тебя.

- В общем-то он сам позаботился о том, чтобы наши пути пересеклись, - заметил я, бросив взгляд на Томми, который в ответ одобрительно поднял вверх большой палец.

- Тоже хорошо. В любом случае моя задача сегодня состоит в том, чтобы познакомить тебя с Третьим Принципом философии лидерства без титула, - а также с акронимом, в котором зашифрованы пять практических правил, помогающих воплотить этот принцип в реальности.

- И что же это за принцип? - нетерпеливо спросил я.

- Хм. К сожалению, ведя бизнес в наш стремительный технологический век, мы об этом принципе слишком часто забываем. А формулируется он так: твой успех как лидера зависит от глубины взаимоотношений с людьми.

Самое главное в бизнесе - уметь налаживать общение и ценить людей. Это искусство очень важно для карьеры - и вообще для того, чтобы жизнь была богатой и наполненной.

При общении с другими учителями я уже обратил внимание, что, хотя они делились со мной идеями, которые должны были помочь мне стать лидером на работе, каждый из них особо подчеркивал, насколько важно, чтобы моя личная жизнь тоже была полной и счастливой. И это казалось мне совершенно естественным. Я твердо решил с понедельника стать лидером без титула и максимально реализовать свой потенциал на работе. Меня переполняло воодушевление, и я готов был играть в полную силу. Но теперь я также начинал все больше осознавать и то, что мне нужно в корне изменить свою личную жизнь. Мне было очень трудно влиться в нормальную мирную жизнь после возвращения с войны. Мы стали совсем чужими с моей девушкой. Здоровье шалило. И настроение чаще всего было не ахти. Теперь я наконец был готов изменить все это к лучшему. Кроме того, я получил идеи и инструменты, призванные помочь мне сделать это.

- В бизнесе действительно самое главное - это люди, Блейк. Ведь бизнес, по существу, и есть предприятие, объединяющее людей ради осуществления некой прекрасной мечты, которая вдохновляет их на реализацию своих талантов и на создание реальных ценностей. Все эти технологии, кризисы, конкуренция и перемены, лихорадящие мир бизнеса, заставляют многих забыть, что самое главное в нашей игре - это взаимоотношения и связи между людьми.

При нынешнем темпе жизни нет ничего удивительного, что люди в погоне за результатами пренебрегают взаимоотношениями. Но парадокс в том, что чем прочнее твои связи с сотрудниками и с клиентами, тем лучших результатов удается добиться. Тут я должен напомнить, что важнейшая задача бизнеса - приносить пользу людям. Возможно, тебе кажется, что я упрощаю, но бизнес довольно прост. Самые успешные бизнесмены и предприятия, вместо того чтобы усложнять дело, держатся простых и надежных основ. Бизнес - это инструмент для помощи окружающим. Ты привлекаешь работников, чтобы они могли реализовать свой человеческий потенциал. И ты помогаешь клиентам получить то, чего они хотят.

- Очень убедительно звучит, Джексон. Я имею в виду то, что бизнес - инструмент для помощи другим людям.

- Правда всегда звучит убедительно, - тихо ответил садовник.

Я впитал в себя эти слова. Затем сказал:

- Мне кажется, что в обществе преобладает убеждение, будто бизнес состоит только в том, чтобы делать деньги.

- Верное наблюдение. Но у меня есть обнадеживающая новость: когда ты пробудишь своего внутреннего лидера и станешь создавать намного больше ценностей, чем от тебя ожидают, к тебе непременно потянутся люди. Ты обретешь глубокое ощущение смысла, которое приходит, когда делаешь добро, и будешь испытывать внутреннее умиротворение от знания, что изменяешь жизни людей к лучшему. Помимо этого, ты и сам удивишься, насколько вырастут прибыли твоего предприятия. Вклад приносит деньги. Чем больше ценностей ты создашь для всех окружающих - начиная с сотрудников и заканчивая клиентами, - тем больше вырастет прибыль твоего предприятия. И тем лучше это скажется на твоей карьере.

- Значит, все, что мне нужно, - это сосредоточиться на том, чтобы хорошо относиться к людям и всячески помогать им, - и тогда меня неизбежно ждет успех?

- В общем, да Ведь я говорил, что бизнес - несложная штука. Мы сами создаем себе лишние трудности. У разумных бизнесменов все довольно просто.

- Очень и очень убедительно. И все же мне любопытно, почему эта здравая философия столь мало распространена в современном мире.

- Здравый смысл вообще не слишком распространен в последнее время, Блейк. Но все меняется. И меняется быстро. Бизнесмены, которые не понимают этих новых принципов ведения бизнеса, скоро останутся позади. Старые ценности, на которые раньше ориентировались люди в своей работе, уже не годятся. Они просто не работают в нынешних условиях. Передовые технологии, глобализация и бурные социальные перемены - все это породило совершенно новую бизнес-вселенную. И было бы полным безумием считать, будто можно использовать старые тактики в радикально изменившемся мире. Те, кто сопротивляется переменам и цепляется за старое, просто вымрут, как некогда вымерли динозавры. Теперь инициатива перейдет в руки к тем компаниям, которые поощряют лидеров без титула на всех уровнях и ставят во главу угла людей и взаимоотношения между ними. Именно такие предприятия будут становиться все более сильными и знаменитыми.

Я размышлял над словами Джексона, разглядывая дивный сад.

- В любом случае я утверждаю, что к людям нужно относиться в высшей степени внимательно и доброжелательно - если, конечно, ты всерьез настроился в полной мере реализовать свой потенциал в бизнесе. Будь готов ради клиентов сделать все возможное и невозможное. И всеми силами способствуй развитию способностей у коллег.

- Но разве о повышении квалификации должен заботиться не мой менеджер? И не ребята из отдела кадров? - простодушно спросил я.

- Не в рамках новой модели лидерства, с которой ты знакомишься сегодня, друг мой. И не в том случае, если ты намерен лидировать без титула. Если хочешь победить, помогай побеждать окружающим. А для этого необходимо культивировать атмосферу наивысшей эффективности в твоей компании. Атмосферу, где каждый достигает личного совершенства в своем деле. Потому в твои обязанности входит раскрытие величия в людях, которые сами в себе этого величия пока не замечают, - с воодушевлением сказал Джексон.

Он сделал паузу, чтобы понюхать розу, а затем продолжил:

- Не будь динозавром, иначе погибнешь! - его голос прозвучал жестко, но по-прежнему уважительно. - Лидируй без титула. Ведь ты уже понял: чтобы быть лидером, тебе не нужен титул. Вовсе не обязательно быть менеджером, чтобы пробуждать в своих сотрудниках все самое лучшее и тем самым оказывать позитивное влияние на общую атмосферу и культуру предприятия. Тебе вовсе не нужно быть директором для построения прекрасных взаимоотношений с клиентами, чтобы они любили ваши продукты и расхваливали ваши услуги. Тебе нужна лишь решимость ежедневно реализовать на работе свой наивысший потенциал и использовать каждый шанс изменить жизнь окружающих к лучшему. Это - единственное, что требуется, Блейк.

И если ты окружен увлеченными и хорошими людьми, работающими на максимуме своих способностей, твое предприятие будет процветать - причем не только во времена бурного экономического роста, но и в периоды трудностей. Если ты посмотришь на самые лучшие компании в Штатах, то убедишься, что у каждой из них была команда из людей, не просто работавших на пике своей производительности, но и объединенных потрясающими человеческими взаимоотношениями. Видишь ли, Блейк, бизнес - это не что иное, как своего рода беседа. И если культурная среда на твоем предприятии не способствует непринужденному течению этой беседы и налаживанию человеческих связей между людьми, тогда разговор скоро угаснет. И бизнес развалится.

Джексон подошел к небольшой тумбе и, открыв один из ящичков, вытащил оттуда пакетик. Томми в это время прохаживался по залу, любуясь башнями небоскребов за окнами и разглядывая экзотические цветы.

- Вот, открой-ка, - вежливо сказал Джексон, вручая мне пакетик.

Я подчинился. Внутри лежали семена.

- Ныне вся моя жизнь вращается вокруг садоводства, Блейк. Меня не перестает удивлять тот факт, что я могу взять эти безжизненные на вид маленькие семечки и, проявив немного заботы и терпения, превратить их в прекрасные растения. Эта же идея лежит в основе принципа, который я сейчас сообщаю тебе. Если ты сделаешь своим первейшим приоритетом взращивание взаимоотношений с людьми - будь то твои сотрудники или покупатели, - это обязательно приведет тебя к колоссальному успеху в работе и в личной жизни. Подобно садоводству, это требует огромных усилий и терпения. Необходимо постоянно поливать и подпитывать свои взаимоотношения - если ты понимаешь, о чем я говорю. Но результаты стоят затраченных усилий. Вспомни древнюю земледельческую поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь».

- Очень интересно, Джексон. Сегодня я осознал, что постоянно прятался сам от себя за всяческими оправданиями. Я говорил, что не достиг успеха из-за того, что не имею титула, - у меня нет власти и авторитета, чтобы сплотить наш коллектив и улучшить культуру работы в нашем магазине. Я жаловался, что и так слишком занят, чтобы еще и помогать окружающим реализовать себя, пробуждая в них внутреннего лидера. Я сетовал на различные внешние факторы, вместо того чтобы просто делать все, на что я способен. Я вел себя как унылая, убогая и беспомощная жертва.

-А другие сотрудники подбадривали тебя? Поддерживали? Старались скрасить твой рабочий день?

- Нет, не думаю, - сказал я, поразмыслив. - Я постоянно чувствовал себя чужим. Не ощущал себя частью команды. Я так ни с кем и не сблизился на работе.

- Это и не удивительно. Ты не прикладываешь усилий, чтобы развить свои взаимоотношения с людьми. До сегодняшнего дня ты мог бы спорить с этим утверждением. Мог бы сказать, что у тебя просто нет времени на глубокое общение с сотрудниками. А я предлагаю осознать, что ты не можешь позволить себе не уделять время построению взаимоотношений с людьми, с которыми проводишь большую часть времени.

Ты только задумайся, Блейк: в общении с сотрудниками проходят лучшие часы лучших дней лучших лет твоей жизни. Неужели нет смысла поближе узнать этих людей и наладить с ними тесные связи? У тебя появятся друзья. Ты больше не будешь одинок. Вокруг тебя будут дружелюбно настроенные люди. И как только сотрудники заметят, что ты стараешься их поддержать, они начнут отвечать взаимностью.

Закон взаимности - один из самых мощных факторов в человеческих взаимоотношениях. Когда ты искренне помогаешь людям, они тоже искренне стараются помочь тебе. Когда выкладываешься ради сотрудника, этот сотрудник начинает выкладываться ради тебя. Такова человеческая природа. Помоги человеку добиться успеха, и он поможет добиться успеха тебе. Но прежде, чем человек протянет тебе руку, ты должен прикоснуться к его сердцу. Постарайся запомнить, что лидеры без титула помогают людям достичь в команде большего, чем те могли бы достичь поодиночке. Это - ключевой момент. И еще помни: лидер без титула всегда делает первый шаг. Не жди, пока кто-то сделает шаг навстречу тебе. Путь прокладываешь ты.

- Я должен сам стать той переменой, которую хочу видеть в мире, - проговорил я, перефразируя цитату из Ганди, которой поделился со мной Томми в день нашего знакомства в магазине.

- Точно. Всегда давай другим то, что сам больше всего хотел бы получать. Это одно из ценнейших правил, которым я могу тебя научить. Если хочешь поддержки, оказывай поддержку другим. Если хочешь благодарности, благодари окружающих. Если хочешь уважения, ты должен проявить его первым. И тогда оно вернется к тебе полноводной рекой. Дари - и дары будут приходить к тебе.

- Круто, - была моя первая мысль и первый ответ.

- И еще всегда держи перед внутренним взором главную идею о том, что лучший способ пробудить в твоих сотрудниках врожденный лидерский потенциал - это самому служить им примером лидерства. Я уверен, что сегодня ты слышал это наставление уже много раз, но вынужден повторить, поскольку слишком уж оно важно.

Служить примером лидерства - один из самых сильных инструментов позитивного влияния на людей.

Никому не нравится, когда ему советуют измениться. В нашей природе сопротивляться внешнему контролю. И любые попытки заставить человека реализовать свои способности лишь заставят его закрыться из подозрения, что ты пытаешься ограничить его личную свободу. Но когда ты сам озаряешь все вокруг ослепительным светом своего наивысшего потенциала, окружающие видят в тебе иллюстрацию собственных возможностей. Когда ты становишься лидером в каждом предпринимаемом тобой шаге, твой пример вдохновляет и других на то, чтобы пробудить свое могущество и сиять столь же ярко. Когда ты увлеченно переписываешь свой миф о том, чего ты способен достичь, это побуждает и других переписывать свои мифы о собственном лидерском потенциале. И о человеческом потенциале вообще.

Не прерывая свою страстную речь, Джексон взял в руки инструменты. Он принялся подрезать растения и взрыхлять почву в кадках, то и дело останавливаясь, чтобы вдохнуть аромат цветов. На его губах играла улыбка. Этот человек явно любил природу.

- Вы счастливы тут, верно? - спросил я.

- Это нирвана, - был ответ. - Мне в общем-то и бизнесом очень нравилось заниматься. Хотя поначалу я даже не надеялся на такой карьерный рост. Просто удивительно, сколь многого можно достичь со временем при помощи маленьких ежедневных позитивных шажков. Большинство людей вполне способны сделать ошеломительную карьеру. Просто мало кто достаточно долго сохраняет верность стремлению к совершенству. Я уверен, что Томми рассказал тебе кое-что о моей жизни и о той компании, которую я вырастил, работая бок о бок с удивительными мужчинами и женщинами.

- Но я думал, что вы были генеральным директором, верно? - спросил я, немного сбитый с толку словами Джексона, ибо из них можно было заключить, будто он был одним из рядовых работников большого технологического предприятия.

- Да, верно. Но я никогда не забывал о том, что скромность сопутствует величию. «Лишь скромные люди совершенствуются», - говорил великий джазист Уинтон Марсалис. Ничто выдающееся не делается в одиночку. Чем величественнее твоя мечта, тем более важны соратники. Помнится, гений математики сэр Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше других, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов». Я стал тем, кем стал, лишь благодаря людям, трудившимся рядом со мной, - мы вместе карабкались на эту гору и строили нашу компанию. Я никогда не забывал о том факте, что каждое утро они покидали свой уютный дом и семью, чтобы работать вместе со мной - отдавая то лучшее, что могли дать. И когда, говоря о нашем головокружительном успехе, журналисты пытались приписать все заслуги мне, я не уставал посвящать их в наш секрет: нам это удалось только благодаря тому, что мы построили очень хорошие взаимоотношения в коллективе. Иными словами, мы сумели добиться больших побед лишь потому, что трудились сплоченно. Мы обязаны своим успехом духу сотрудничества и атмосфере единства. Все помогали друг другу. Пойми, несокрушимая компания - это на самом деле не что иное, как структура из тесных человеческих взаимоотношений на разных уровнях организации предприятия в сочетании с вдохновенной сосредоточенностью всех на некой единой цели.

Садовник направился к водоему, на поверхности которого покоились белые лилии. Он опустил руку в карман и достал оттуда монетку. Наклонившись над водой, он глубоко вдохнул запах одного из цветов, затем подошел ко мне и сунул денежку в руку.

- Ну-ка брось монетку в воду. Но сперва загадай желание. Сегодня твой счастливый день.

Я так и сделал Томми наблюдал за мной из другого конца зала. Он выглядел несколько неопрятно, как и при первом нашем знакомстве в магазине всего за несколько дней до этого. Он был все в том же поношенном жакете и потертых брюках, на руке все те же часы с Губкой Бобом - Квадратные Штаны. Но теперь я отчетливо видел, что скрывается за его эксцентричной внешностью: подлинный лидер и очень добрый человек. И я не мог не испытать глубочайшую благодарность за тот дар, который он мне преподнес Дар знать, что я способен стать мастером и лидером - независимо от того, где я работаю и каким было мое прошлое. Вместе с тем в сердце мое проникла тревога. Я все отчетливее осознавал, что Томми - старик. В сознании невольно всплывал вопрос, долго ли он еще проживет. От этих мыслей становилось грустно.

- Видишь, как круги пошли по всему озерцу лишь из-за того, что ты бросил туда одну-единственную монетку, Блейк? - отметил Дексон.

- Вижу, - просто ответил я.

- То же происходит и с взаимоотношениями внутри организации. Каждый человек важен. И действия любого члена команды идут в счет. Любые взаимоотношения по цепочке сказываются на атмосфере всей компании. Люди видят чьи-то хорошие взаимоотношения, говорят о них и сами начинают относиться друг к другу немножко лучше... И эффект кругов по воде в конце концов приводит к изменению культуры взаимоотношений во всей фирме, а затем и к новым достижениям в работе предприятия. В молодости, когда после окончания университета я устроился на свою первую работу, на нашей фирме проводили тренинг, который я никогда не забуду.

- И чем же он вам так запомнился? - спросил я.

- Тем, что именно тогда я понял, насколько важны в компании крепкие, глубокие, основанные на взаимном доверии отношения. В конце тренинга нам дали тест, чтобы проверить, достаточно ли глубоко мы усвоили основные идеи курса. Последнее задание состояло в том, чтобы назвать имя уборщика компании - пожилого человека, который прибирается в офисе каждый вечер. Я честно ответил, что не знаю. Я видел, как он пылесосил и убирал мусор по вечерам, когда я засиживался на работе, но так и не удосужился познакомиться с этим человеком. Я не считал это нужным. Ведь он всего лишь уборщик. В общем, я тот тест провалил! Зачет получал только тот, кто давал правильный ответ на этот вопрос.

Тогда я получил урок, который помню до сегодняшнего дня. Важен каждый работник предприятия. Если хочешь, чтобы твое предприятие действительно лидировало в своей области, нужно, чтобы сотрудники все до одного чувствовали свою вовлеченность в дело и связь друг с другом, потому что качество организации сводится к качеству взаимоотношений между его работниками. Прекрасные взаимоотношения - прекрасная фирма.

- И как же все-таки звали уборщика? - спросил я.

- Тим, - без заминки ответил Джексон. - Тим Тернер. После того случая я с ним познакомился. Оказалось, что этот человек, - которого я до того считал пустым местом, - почти все свое свободное время посвящает работе с детьми-инвалидами. Он прочел больше книг по философии, чем я когда-либо держал в руках, и был одним из интереснейших собеседников, каких мне доводилось знать в своей жизни.

Каждый человек - независимо от его титула и внешнего вида - когда-то был чьим-то сыном или чьей-то дочерью. У каждого есть история, достойная того, чтобы ее выслушали. И каждый может преподнести урок, достойный того, чтобы его усвоить.

- Да-а-а, - протянул я, не найдя, что еще сказать.

Джексон замолчал.

- Томми, вероятно, тебе этого не говорил, но несколько лет назад я потерял жену. Рак, - почти прошептал он.

- Очень грустно слышать об этом, Джексон, - сочувственно сказал я.

- Спасибо. Хотя я был самым настоящим локомотивом нашего предприятия и много сил отдавал компании, но и отношениями с ней никогда не пренебрегал. Никогда не доходило до того, чтобы я воспринимал самого любимого человека как нечто само собой разумеющееся. Никогда не забывал о том, как важны наши взаимоотношения. Теперь ее не стало, но я не сожалею ни о чем. Ни о чем. Да, мне очень ее не хватает. Но сожалений нет. Ведь подобно тому, как я в своей работе всегда ставил людей во главе угла, взаимоотношения с ней тоже были моим первейшим приоритетом в жизни.

Помни, что главное - это люди, а все остальное утрясется почти само собой. А ведь мы фактически забыли эту первейшую истину лидерства. Мир бизнеса переплетен, как никогда прежде, однако приходится признать, что бизнесмены никогда еще не были настолько разъединены. У нас есть такие технологии, какие и не снились предыдущим поколениям, и в то же время никогда еще мы не были менее человечными. И люди ныне намного более образованны и умны, чем когда-либо. Но, полагаю, никогда еще у нас не было так мало мудрости. О чем я пытаюсь сказать, так это о том, что величие в бизнесе опирается на умение проявлять внимание к людям. Верить в них. Увлекать их. Налаживать связь с ними. Служить им. И восхищаться ими.

Если ты и вправду настроен преуспеть в бизнесе, стань ходячим, говорящим, живым излучателем позитивной энергии, совершенства и доброты по отношению к каждому человеку, кому тебе посчастливилось помочь.

- До чего же здорово сказано, Джексон. Огромное спасибо за то, что поделились со мной своим знанием. Я полностью с вами согласен. Кажется, люди уже больше не беседуют друг с другом по-настоящему. Они вместе ужинают в ресторане, но не говорят толком. Кажется, даже и не смотрят друг на друга. Они словно прячутся друг от друга, затыкая уши наушниками и скрывая губы за телефонными трубками. Мои родители - пусть будет земля им пухом - были небогаты. Но каждый вечер у нас был настоящий семейный ужин. Мы рассаживались за столом и рассказывали друг другу о том, как прошел день. Смаковали совместные приключения, пережитые во время отпуска или на выходных. Смеялись. Мы друг друга поддерживали. Были открыты по отношению друг к другу. И это чрезвычайно важно. Очень отрадно слышать от такого успешного человека, как вы, Джексон, подтверждение ценности человеческих отношений, - сказал я, испытывая восторг перед идеями, которыми делился со мной этот харизматичный человек, бывший генеральный директор крупного предприятия.

- Теперь я всего лишь садовник, - ответил он с неподдельным смирением. - Но все равно спасибо. И так же, как я сейчас день за днем взращиваю дивные цветы на этой живописной террасе, ты можешь взращивать взаимоотношения со всеми своими сослуживцами и покупателями. Тогда все у тебя будет хорошо. Что касается сотрудников, помни: развивая взаимоотношения, нужно заботиться о личностном росте человека. Лидер без титула всегда видит самое лучшее в людях и старается создать атмосферу, максимально благоприятствующую их расцвету, - подобно тому как садовник понимает, насколько важно состояние почвы для выживания и полноценного развития растений, - завершил Джексон. В его голосе отчетливо прорезались уверенные нотки опытного руководителя.

- И еще помни, что люди делают бизнес с теми, кто им нравится. Люди делают бизнес с теми, кому доверяют. Люди делают бизнес с теми, кто помогает им ощутить себя неповторимым. Относись к другим как к VIP. Ты можешь использовать свой лидерский потенциал для того, чтобы радикально изменить магазин, где работаешь. За это тебя будут любить сотрудники. К тебе будут тянуться покупатели. И все они станут твоими фанатичными последователями.

- Хм, мысль о «фанатичных последователях» мне нравится, - сказал я, откусывая печенье.

Джексон сделал паузу и оглядел сад.

- Мы оба люди занятые, и мне тут нужно еще немало сделать до конца дня. Но я хочу поделиться с тобой пятью очень ценными правилами. Они помогут тебе применять на практике тот Принцип философии лидерства без титула, который ты узнал от меня сегодня.

- Ваш принцип состоит в следующем: твой лидерский успех зависит от глубины взаимоотношений с людьми - верно? - спросил я для полной ясности.

- Верно. И точно так же, как у двух предыдущих учителей, у меня есть акроним, чтобы тебе было проще эти правила запомнить.

- Прямо не терпится. Мне уже стали нравится эти акронимы, - радостно сказал я, поедая очередное печенье.

- HUMAN (ЧЕЛОВЕК), - произнес Джексон, усаживаясь на красивую деревянную скамейку.

Я рассмеялся.

- Ну разве он не молодчина? - вскричал Томми, сидевший возле окна в золотых лучах солнца на скамейке из тикового дерева. У ног его живописно лежали осыпавшиеся лепестки белого тюльпана.

- Буква Н означает Полезность (Helpfulness), - продолжал Джексон. - Как я уже говорил тебе, любой бизнес в значительной мере сосредоточен вокруг того, чтобы приносить пользу людям. Потому одна из самых важных идей для достижения лидерства, какие я могу тебе предложить, состоит в следующем: всегда делай больше, чем то, за что тебе платят. Твое вознаграждение неизменно напрямую зависит от вклада. Вспомни все те случаи, когда ты приходил в магазин или в ресторан и сетовал на то, что тамошние работники равнодушны и бесполезны. Искреннее стремление приносить пользу - редкость. Большинство людей находятся в своего рода трансе. Они настолько привыкли к виду посетителей, входящих в дверь, что просто стали воспринимать их как мебель. Они уже не видят в них живых людей - и не осознают, что именно эти люди их кормят. Полезность - совсем простое, но очень важное слово. Его следует внедрить в себя на уровне ДНК, чтобы оно ожило в твоем сердце и постоянно проявлялось в твоей работе и жизни. Приноси пользу окружающим. Мало того, старайся быть самым полезным из всех, кого ты знаешь.

- Прекрасно, - только и мог сказать я.

Слова Джексона пробудили во мне целую лавину мыслей и эмоций. Оказалось, что лидерство включает в себя намного больше, чем я мог вообразить. Это не просто способ, при помощи которого любой человек в любой организации - будь то коммерческое предприятие, или община, или даже целая страна - может проявить свою врожденную способность вдохновлять других, чтобы они раскрыли все самое лучшее в себе, это еще и путь для каждого из нас полностью реализовать свой потенциал и создавать реальные ценности в окружающем мире.

- Видишь ли, Блейк, людям свойствен этот голод - он сидит в самой основе человеческого существа, независимо от того, осознаем мы это или нет. Каждый из нас хочет знать, что реализует свой потенциал и растет как личность. Каждый хочет знать, что, независимо от рода своей деятельности, он каким-то образом влияет на происходящее вокруг. И каждый хочет жить так, чтобы в самом конце не сожалеть о том, что жизнь прожита зря. Никому не хочется оглянуться на минувшие дни со смертного одра и осознать, что не оставил после себя ничего хорошего.

От этих слов у меня похолодело внутри. Я глубоко вздохнул. Задумался над тем, как живу. И осознал, что, если радикально не изменю свою жизнь сейчас же, мое будущее будет таким же, как прошлое. Мне совсем не хотелось дожить до последнего дня и осознать, что я, по существу, восемьдесят пять раз прожил один и тот же год.

- А это подводит нас к букве U в слове HUMAN (ЧЕЛОВЕК). Она символизирует Понимание (Understanding). Чтобы выстроить высококлассные взаимоотношения с людьми, тебе нужно не только приносить им пользу, но и глубоко понимать их. И для этого тебе потребуется одно из важнейших искусств лидера: умение внимательно слушать. Меньше говори, больше слушай. Можно предположить, что искусство слушания относится к разряду так называемых слабых навыков [14]. Но это не так, друг мой. Если этот навык такой слабый и простой, почему люди, по-настоящему умеющие слушать всем своим существом, стали сегодня такой редкостью? Много ли ты знаешь людей, при разговоре с которыми кажется, что весь мир остановился, - так очарованно слушают они твои слова и ждут, что ты скажешь дальше? Много ли ты знаешь людей, которые слушают собеседника с такой сосредоточенностью, что кажется, будто они внимают даже паузам между словами?

- Никого. Ни одного не могу вспомнить, - сразу же ответил я.

- Их и вправду мало. И в этом таится отличная возможность возвыситься над толпой. И создать себе репутацию замечательного лидера без титула. Это действительно даст тебе огромную фору, Блейк. Очень немногие готовы предпринять такой шаг. Для большинства слушать человека означает просто ждать, пока он договорит, чтобы высказать свой ответ, который уже репетируется в голове. Внутри них так громко кричит эго, что они просто не слышат окружающих. Большинство людей толком не умеют слушать.

- Почему так? - спросил я, очарованный мыслью о том, что лидерство в значительной мере означает умение слушать.

- По целому ряду причин. Во-первых, многие из нас страдают коллективным синдромом дефицита внимания. На нас ежедневно обрушивается так много известий и рекламных объявлений, что голова кругом идет. Никогда еще людей не отвлекали так часто без надобности. Все это вносит беспорядок в наш ум и пожирает энергию. В результате внимание превращается в исключительно редкое и ценное благо. Помимо того, у нас столько разных дел, что мы просто не в силах уделить внимание всем людям, которые к нам обращаются. И это очень плохо, ибо они это чувствуют. Жажда понимания - одна из величайших человеческих страстей. Внутри каждого из нас звучит голос, и мы хотим, чтобы он себя проявил и выразил. Когда кто-то готов искренне выслушать и услышать наш голос, мы это чувствуем и настежь открываемся навстречу такому человеку, даря ему свое доверие, уважение и благодарность.

- А это означает установление глубоких взаимоотношений, - вставил я.

- Правильно. Внимательное слушание - одно из самых прекрасных и самых редких искусств истинного лидера. И это искусство предельно важно. Видишь ли, Блейк, значительная часть твоей работы в магазине состоит в том, чтобы возвышать людей - в мире, который пытается растоптать их. И лучший способ сделать это - создать вокруг себя пространство слушания, куда могут входить твои сотрудники и покупатели. Преподнося человеку дар слушания, ты тем самым по-настоящему чтишь его, - Джексон сделал паузу, сорвал маргаритку и стал прокручивать ее стебелек между пальцев, размышляя о чем-то.

- Еще одна причина, по которой нам так трудно слушать, это наше эго, - продолжил садовник.

- Вот как?

- Несомненно. Факт, но большинство из нас очень не уверены в себе. Поэтому, приходя на работу, мы хотим, чтобы окружающие считали нас страшно умными, сильными и собранными. Чистой воды эгоизм. Мы слишком привыкли к старой модели лидерства, в рамках которой считается, что самый крутой лидер - это тот, кто больше всех говорит, громче всех кричит и никогда никого не слушает. Мы ошибочно думаем, что, если человек много говорит, значит, у него есть ответы на все вопросы. Ошибка. Лидерство - это умение слушать. И умение показать другим, что они услышаны. Для этого нужно быть очень глубокой личностью. Некоторые определяют слушание как слабый навык. Но на самом деле это очень сильный навык. Требуется огромная внутренняя мощь, чтобы отключить шумы своего эго и расслышать голос собеседника. Нужна очень большая сила и уверенность в себе, чтобы обрести тишину, которая позволяет услышать и внимательно рассмотреть идеи других людей.

Джексон подошел к Томми и сел рядом.

- Иди-ка сюда, Блейк. Посидим немного на солнышке.

Солнце над Манхэттеном уже стало спускаться. На небе не было ни облачка. Башни искрились стеклами. С улицы далеко под нами доносился шум машин. Присаживаясь рядом с Джексоном и Томми, я в очередной раз оценил, насколько хорош этот день.

- Скажу тебе еще одно. Когда овладеваешь искусством понимания и внимательного слушания, ты даришь людям очень редкий в наши дни дар. Большинство людей - и я говорю это совершенно серьезно - так за всю жизнь и не встречают никого, кто продемонстрировал бы им подлинное мастерство слушания. Почему? Потому что мы все такие занятые - и погруженные в себя... Все это, конечно же, всего лишь отговорки. Но когда ты слушаешь - а слушать - это далеко не то же самое, что слышать, - у говорящего возникает ощущение, что его понимают. И жажда быть услышанным начинает утоляться. Человеку становится уютно, он чувствует себя в безопасности. Возникает доверие к тебе. И знаешь, что происходит потом?

- Даже не представляю, Джексон, - ответил я, с интересом склоняясь к собеседнику.

- Поскольку человек чувствует себя в безопасности, он начинает снимать с себя защитные оболочки, которые надевает каждое утро, прежде чем выйти из уютного дома в этот жестокий и суетный мир. Он сбрасывает панцирь, который почти все время носим мы все, чтобы избежать боли в этом мире, где большинство людей, вызывающих наш интерес, приносят нам лишь глубочайшее разочарование. Человек видит, что ты проявил к нему искренний интерес и заботу. Человек видит, что ты желаешь ему добра. Человек видит, что ты заботишься о его интересах. И он готов сделать для тебя лучшее, на что способен.

- Потрясающе, - сказал я.

- Действительно. И когда это происходит, взаимоотношения поднимаются на уровень успеха. Теперь вы - одна команда. Сотрудники благословляют саму землю, на которой ты стоишь. Они поддерживают тебя, поощряют тебя и готовы прийти на помощь в любой момент, когда тебе нужно. А клиенты превращаются в твоих добровольных послов: они возвещают твое доброе имя всякому, кто готов слушать, - на каждой улице и в каждом доме, где им случается бывать.

Мы дружно расхохотались. Страсть Джексона была почти осязаемой. Было видно, что он любит разговаривать о лидерстве, о силе взаимоотношений и о пробуждении гения в людях.

- Буква М в слове HUMAN (ЧЕЛОВЕК) напомнит тебе о необходимости Непринужденного Общения (Mingle). Будь готов обсуждать самые разные вопросы со своими сотрудниками и клиентами. Циркуляция информации - замечательная штука. Готовность общаться с людьми, вместе с которыми ты делаешь бизнес, дает совершенно невероятные результаты и нежданные победы. Если люди часто видят твое лицо, ты запоминаешься им. Они тебя лучше узнают. Ты им становишься симпатичен. Помни: людям нравится заниматься бизнесом с теми, кто им симпатичен.

- Как это верно, Джексон. Моим постоянным покупателям в магазине симпатична моя любовь к книгам. Поэтому они приходят снова и снова.

- В наши высококонкурентные времена очень важно заботиться о чистоте и крепости взаимоотношений. Сейчас не время прятаться в своей раковине. Для бизнесмена ныне не время отсиживаться за стеной из электронных писем. Нужно выходить к людям: возводить мосты и налаживать связи с коллегами и покупателями, помогая людям достичь того, чего они хотят. Пей кофе с коллегами. Обедай с клиентами. Интересуйся, какие тревоги мешают им спать по ночам и как они чувствуют себя в эти времена бурных перемен в бизнесе... Говори, что они тебе небезразличны, - говори это не только в те времена, когда все хорошо, но и в трудные дни. Они этого не забудут. И отплатят лояльностью.

- Очень интересно, - заметил я. - А что означает буква A в слове HUMAN (ЧЕЛОВЕК)?

- Развлекайся (Amuse), - с теплотой ответил Джексон. - Большинство из нас считают, будто нужно быть серьезным. Мы боимся, что если станем смеяться, шутить и играть, когда это уместно, то окружающие подумают, что мы зря тратим время, - дескать, это отрицательно сказывается на производительности. Но в действительности всё обстоит наоборот, друг мой: если ты делаешь работу радостно и задорно, производительность только возрастает. Веселье помогает раствориться в своем деле. Веселье пробуждает дух сотрудничества. Когда людям радостно работать, энергия предприятия поднимается на более высокий уровень. Когда людям на работе весело, они испытывают меньше стресса, более склонны действовать нестандартно, превышать ожидания клиентов и вообще труд им не в тягость. Поэтому, приходя по утрам в магазин, всегда помни о преимуществах радостного и увлеченного отношения к делу. При этом не забывай развлекать и увлекать своих сотрудников - ведь отныне ты лидер без титула.

Джексон снова взглянул на часы и стал говорить быстрее, но не теряя при этом своей сосредоточенности на мне и на нашем уроке.

- Буква N в слове HUMAN свяжет тебя с одной из любимейших мною идей лидерства, Блейк, - продолжал садовник, сидя на фоне окна, за которым солнце уже начало клониться к знаменитому горизонту Нью-Йорка, ощетинившемуся громадами небоскребов и потрясающих памятников. - Это Забота (Nurture). Как мы уже говорили, бизнес в прежние времена был сориентирован на я - я, я, я и ничего, кроме я. Но теперь, после известных катастрофических потрясений, сопровождавшихся крахом некоторых знаменитейших компаний, фокус переключился на мы. Старый способ ведения бизнеса был полностью сориентирован на получение - суть в том, чтобы отдать как можно меньше, и при этом в кратчайшее время получить как можно больше денег.

В таких условиях глубина и содержательность твоих взаимоотношений с покупателями и сотрудниками не имела особого значения. Клиенты были разменной монетой. Потеряешь одного из-за того, что не сдержал слова, соврал или схалтурил, - не беда, найдешь себе других. Если сотрудник недоволен тем, что ты его не ценишь или поступаешь несправедливо, тоже ничего страшного - человеческие ресурсы восполняемы.

Но теперь бизнес совсем не таков, как прежде. Благодаря технологиям информация передается с такой сумасшедшей скоростью, что даже один недовольный клиент - непозволительная роскошь. Один-единственный человек вполне может растоптать твою репутацию, если очень захочет этого. С другой стороны, всего один клиент, искренне восхищенный твоей работой, в состоянии без особого труда рассказать о твоих достоинствах тысячам.

Если же говорить о сотрудниках, то в новом мире талант - самая большая ценность. Теперь уже нельзя относиться к людям как к восполняемому ресурсу - ведь это просто-напросто не так. Потеряй отличного сотрудника - и тебя могут ждать совершенно непредсказуемые убытки. Поэтому я и говорю: заботься. Будь предельно чуток к людям. Чуткость не означает слабость. Не путай доброту со слабостью. Лидер без титула виртуозно сочетает в себе сострадательность и требовательность. Да, он, вне всяких сомнений, ставит человеческие взаимоотношения во главу угла. Но это отнюдь не означает, что он не требует высочайшей производительности, огромнейшей преданности делу и ярчайших результатов. Он умеет быть одновременно мягким и жестким.

Достичь идеального равновесия этих качеств сложно. Но если будешь упорно работать над собой, у тебя получится. Однако если доброта - такая очевидная бизнес-стратегия, почему тогда так мало людей ее практикуют? Разглядеть все самое лучшее в человеке, который еще сам в себе ничего хорошего не видит, воспринимать его таким, какой он есть сейчас, но относиться с таким уважением и добротой, как если бы он уже стал таким, каким стремится быть, - для этого нужно немалое мастерство.

Когда, заваленный миллионом дел на работе, ты ухитряешься выделить время на развитие взаимоотношений, на добрую улыбку, на ободряющее слово, на заботливый жест - это отнюдь не признак слабости. Это проявление сильного лидера. Думай о людях. Будь поразительно заботливым. Необычайно добрым. Пусть каждый человек, с которым пересекутся твои пути, станет немного совершеннее, счастливее и увлеченнее, чем прежде. А потом посмотришь, как это скажется на твоей карьере.

- И на твоей жизни, - вставил Томми, разглядывая одну из скульптур на террасе.

- Ну вот, это все, что я хотел сказать тебе, Блейк. Заботься о людях, а деньги придут к тебе сами. Помогай людям достигать их целей, и люди помогут тебе достичь твоих. Веди людей, с которыми делаешь бизнес, к успеху, и они приведут к успеху тебя. Закон взаимности - один из важнейших законов лидерства и человеческой природы.

- Я запомню это, Джексон, - благодарно молвил я.

- Вот и замечательно. Главное, не забывай, что этот закон просто отражает тот факт, что люди всегда естественным образом испытывают признательность и стремление отплатить за доброту и поддержку по отношению к ним. Есть у нас эта врожденная человеческая склонность отплачивать добром всем, кто был добр к нам. Создание ценностей для других людей и готовность им помогать пробуждает в них желание сделать что-то хорошее в ответ. И, конечно же, при этом следует руководствоваться только самыми чистыми намерениями. Будь добр к людям просто потому, что это хорошо, а не с целью манипуляции - не ради того, чтобы заставить их почувствовать себя в долгу перед тобой. Помогать другим, не ожидая ничего взамен, - уже само по себе дар. Все, что меньше этого, не является даром - ни для тебя, ни для окружающих. И если ты будешь дарить именно так - великодушно и бескорыстно, - тебя ждут ослепительные позитивные результаты.

- Я услышал и понял вас, - ответил я, сожалея, что так быстро закончилось мое общение с этим замечательным бизнесменом и мыслителем, облаченным в простые одежды садовника.

Джексон опустил руку в карман и достал оттуда еще один пакетик с семенами.

- Вот тебе, Блейк, семена редкого африканского вида фиалок. Пусть служат тебе напоминанием об искусстве взращивания людей. Верь в них. Заботься о них. Ухаживай. Поливай. Дари им самое лучшее, что можешь дать. И наблюдай, как проклевываются ростки. Я понимаю, что все это звучит очень простодушно. Но в этом образе действительно заключена важнейшая лидерская истина: для успеха в бизнесе самое главное - люди.

- И один из важнейших факторов счастливой жизни - взаимоотношения, - добавил Томми с чувством.

У дверей лифта Джексон взял меня за плечи.

- Ну что ж, а теперь прощальный знак любви, друг мой, - сказал он, заключая меня в объятия. - Было очень приятно с тобой познакомиться. Я уверен, что ты - хороший человек. А это в наше время самое главное... никогда прежде не было столь важно быть настоящим. И у меня нет ни малейших сомнений в том, что из тебя получится блестящий лидер без титула и ты положительно повлияешь на жизни многих людей. Да, и не забудь высадить семена, которые я тебе дал. Уверен, ты будешь без ума от этих цветов.

Третья беседа о философии лидерства без титула:

Date: 2015-09-19; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию