Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Болонская школа Карраччи

— Обыкновенно принято относить название болонской школы всецело к академии, основанной в конце XVI столетия братьями Карраччи. Это не совсем правильно. Уже в XIV в. Franco Bolognese и Jacopo Avanzi, а в XV — Lorenzo Costa и Francia подарили миру замечательные произведения, находящиеся в церквах Болоньи и ее многочисленных дворцах. Не останавливаясь, однако, здесь на характерных особенностях этих художников, о которых будет сказано в своем месте, сделаем здесь исключительно обзор школы Карраччи.

Школа эта эклектическая: в конце XVI стол. все роды живописи достигли в Италии наивысшего совершенства. Карраччи не искали новых путей; они желали лишь путем глубокого изучения шедевров прежних мастеров усвоить себе все их лучшие качества. На произведениях болонских художников не лежал какой-либо особенный отпечаток. Но они успешно изучали и прогрессировали в искусстве, в их работах сказывается известная манера и последовательность. Образовавшиеся после Франчья школы Фонтаны и Кальварта характеризуют собою период упадка в истории живописи; в школе Карраччи, наоборот, начинается возрождение. Лодовико Карраччи получил свое художественное образование путем долгого и терпеливого изучения старых мастеров: в Венеции он изучал колорит в картинах Тициана и Тинторетто, во Флоренции он проникся изяществом письма Андреа дель Сарто. Копируя и сличая копии с оригиналами, он пришел к мысли, что единственный путь к возрождению искусства — это брать от каждого из старых мастеров лучшие отличительные особенности его письма: "если бы возможно было сочетать в одном произведении живописи чарующую прелесть Корреджо с энергией Микеланджело, строгость линий в картинах Веронезе с идеальной нежностью Рафаэля, разве не значило бы этим приблизиться к совершенству". Таково было основное положение новой школы.

Лодовико Карраччи, открывая школу, пригласил в сотоварищи двух своих двоюродных братьев, Аннибале и Агостино Карраччи. Он оставил за собою высшее заведование школой. Аннибале преподавал искусство письма, которое он знал в совершенстве. Агостино, получивший хорошее литературное и научное образование, взял на себя более сложные занятия. Он преподавал правила перспективы, строительное искусство, читал анатомию, прибегая иногда для наглядного обучения к вскрытию трупов. Он беседовал с учениками о мифологии, истории и религии, словом, касался всего того, в чем художник может черпать сюжеты для своего вдохновения. Ученики в доказательство правильно понятых уроков учителя воспроизводили в рисунках те факты из истории, о которых он им говорил; они часто отправлялись за город писать с натуры пейзажи и памятники старины. Их приучали к взаимной оценке друг друга, и те из них, которые не умели в таких случаях объяснить и отстоять свою работу, должны были ее уничтожить. Для распределения наград между лучшими учениками устраивались конкурсы, на которые в качестве судей Карраччи приглашали наиболее известных живописцев Италии и Болоньи. Так было поставлено образование в школе Карраччи. Их школа называлась сначала Академией Desiderosi, чем означалось их стремление достичь совершенства старых мастеров; впоследствии они получили название Incamminati, т. е. идущих по пути к достижению этого совершенства. Несомненно, что болонский эклектизм сам по себе не подарил миру ни одного настоящего гения. Но в его питомцах никогда не исчезало то знание искусства старых мастеров, которое они выносили из школы; нельзя не согласиться с тем, что благодаря своей методе художественного образования школа Карраччи в совершенстве научила технике искусства. Тот, кто выходил из нее, умел обращаться с карандашом и кистью, понимал значение тонов, знал законы перспективы и умел ценить произведения искусства. "Вот почему, — говорит Lanzi, — болонская школа, позже других явившаяся на свет, может быть поставлена первой в деле художественного образования, вот почему она, изучив предварительно все другие, могла в свою очередь реформировать их".

Сделаем теперь беглый обзор произведений братьев Карраччи и их учеников. Лодовико Карраччи (1555—1619) известен картинами, которыми он украсил палаццо Фавы, Маньяни, Грасси, Марескальки и множество церквей. Его "Св. Франциск", "Преображение Господне", его последующие произведения — "Поход аргонавтов", "Путешествие Энея" и др. — обличают в художнике если не истинный гений, то, по крайней мере, благородство стиля и редкий навык в исполнении. Известные его произведения — "Св. Семейство под пальмою ", ошибочно считавшееся прежде работой Аннибало Карраччи, "Св. Семейство со св. Варварой и св. Лаврентием", "Положение во гроб", "Св. Севастиан", "Несение креста" — находятся в настоящее время в петербургском Эрмитаже. Что же касается находящейся там же картины, изображающей св. мученика Севастьяна привязанным к дереву и пронзенным стрелами палачей, то она, вероятно, представляет эскиз картины, которая находится в палаццо Дориа в Риме.

Агостино Карраччи (1557—1602), двоюродный брат Лодовико Карраччи, в начале своей деятельности был гравером; его гравюры, все больше непристойного содержания, пользовались огромной популярностью. Как живописец он не шел дальше посредственности. Тем не менее, его "Исповедь св. Иepoнима" и "Купанье Дианы", находящиеся в Болонье, " Св. Дева, кормящая грудью младенца Иисуса" (в Парме) указывают на то, что Аг. Карраччи присущи были тонкое и правильное понимание экспрессии; мы уже знаем, что как учитель он оказал крупные услуги своим ученикам.

Аннибале Карраччи (1560—1609), брат и ученик предыдущего, считается одним из очень выдающихся художников. Без сомнения, его первые произведения не все одинакового достоинства вследствие его заведомого подражания различным мастерам прежнего времени. Но в последующие годы творчества он успел освободиться от такого рабского подражания; тут он вполне самостоятелен и достигает верности и силы выражения в своих картинах. Как и его знаменитый брат Аннибале Карраччи, оставил после себя память в многочисленных произведениях искусства. Его живопись во дворце Фарнэзе считается одной из капитальнейших его работ; "Св. Екатерина и св. Клара" (в Болонье), "Св. Дева в молчании" (в Неаполе) дышат необыкновенной силой. Целый ряд картин Аннибале Карраччи находится в петербургском Эрмитаже. Здесь имеются его "Св. Семейство", "Отдых Св. Семейства на пути в Египет" — копия с нее находится в Бернском музее и выдается там за оригинал, "Христос почивший, оплакиваемый ангелами", "Жены-мироносицы у гроба Спасителя", "Явление воскресшего Христа Мироносицам", "Спящая молодая девушка" (Венера, изображенная в совершенной наготе, спит на ложе, под навесом малиновой драпировки), "Мрачный пейзаж", портрет самого художника, "Св. Иоанн Креститель", "Св. Семейство" (повторение этой картины, относимое лишь к школе Аннибале Карраччи находится во Флоренции, в музее Уффици, "Св. Карл Борромей" (знаменитый милан. архиепископ), "Снятый со креста Спаситель, оплакиваемый св. Мариею Магдалиною и ангелами".

Некоторые из учеников школы Incamminati превзошли своих учителей. Наиболее замечательным из них был Гвидо Рени (1575—1642) — живописец и гравер, ученик Дениса Кальварта и Лодовико Карраччи: картины его, написанные на сюжеты, взятые из св. истории и мифологии, обличают в нем больше совершенства техники, чем настоящий творческий гений. Гвидо Рени был одним из самых известных художников своего времени, но к концу жизни утратил в значительной степени свое обаяние. Пользуются известностью его "Самаритянка", "Распятый Христос", "Св. семейство", "Аврора и Фортуна", находящиеся за границей, а у нас в Эрмитаже — "Давид с головою Голиaфa". Картина эта находилась некогда в галерее Цампьери, в Болонье, и была куплена для Эрмитажа в 1839 г. Точно такая же картина Гвидо Рени находится в Лувре; третий экземпляр ее — в галерее Спадо Колонна в Риме. Копия же, в уменьшенном виде — в Венской галерее; "Поклонение Пастырей" (наход. некогда в галерее де ла Врильера; повторение этой композиции — в церкви картезианского монастыря в Неаполе); "Поклонение волхвов", "Св. Семейство на пути в Египет" (картина эта, пользующаяся особенным вниманием посетителей Эрмитажа, куплена была из галереи нидерландского короля Вильгельма II в 1850 г.); "Св. Петр" — этюд с головы ап. Петра для мастерской картины художника, находящейся в палаццо Цампьери, в Болонье; в 1650 г. этюд принадлежал кардиналу Савелли в Риме; другой подобный этюд имеется в венском Бельведере: "Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии" (картина эта находилась во времена Пассери в одной из церквей Перуджии; затем она перешла в Рим, в галерею маркиза дельи Анджели, продавшего ее лорду Вальполю, но она была задержана папским правительством в Чивита-Веккии, и только из уважения к покупщику Папа Иннокентий XIII разрешил отправку ее в Англию); "Св. Иероним"; "Юность Богоматери" (картина изображает Пресвятую Деву в возрасте лет 16 или 17, сидящую в кругу восьми молодых девушек, занятых шитьем, на полу — несколько корзин с работою; слева — маленькая собачка, болонка): "Спящий младенец-Христос" (копия с оригинала, находящегося в венском Бельведере, по мнению Вагена, принадлежит кисти Карло Маратти; подобные же копии, неправильно считаемые подлинными произведениями Гвидо Рени, имеются в галерее Дориа в Риме и в коллекции гр. Шпека-Штернбурга в Лучене; есть еще копия в венской академии художеств). Из картин не религиозного содержания, принадлежащих кисти Г. Рени или его учеников, следующие находятся в Эрмитаже: "Похищение Европы" — картина, изображающая дочь Агенора, которая сидит на Юпитере, принявшем образ быка, по мнению Вагена, представляет только часть большой картины, композицию которой Гвидо Рени повторял несколько раз; картины того же сюжета находятся в Дульвиче, в палаццо дел' Консерватори, в Риме и в музее гор. Тура, во Франции (очевидно, представляющие собою копии); "Клеопатра" — написана была художником, вдохновившимся, по мнению Вагена, бюстом одной из дочерей Ниобеи; картина находилась некогда в галерее Кувеа, португальского посланника при дворе французского короля Людовика XV; во Флоренции, в галерее Питти имеется картина Гв. Рени того же содержания, но она представляет в отношении композиции значительное отличие от эрмитажной. "Беатриче Ченчи" (по всем вероятиям, исполнена одним из учеников Гв. Рени с знаменитого портрета его работы, находящегося в палаццо Барберини, в Риме. Куплена была картина для Эрмитажа в 1784 г. вместе с другими картинами из собраний Бодуэна. Картина эта, считавшаяся сначала произведением Тициана, а затем П. Бордоне, художника венецианской школы, по преданию написана была Гв. Рени с наброска, сделанного им в то время, когда несчастную Беатриче вели на казнь; по другому преданию, портрет этот написан художником в тюрьме Беатриче, накануне ее казни; однако эти рассказы не подтверждаются никакими положительными историческими данными и даже подлежат сомнению: точно ли Беатриче изображена в портрете галереи Барберини.

Другим представителем болонской школы является Франческо Альбани (1578—1660 г.), бывший сначала учеником Дениса Кальварта, а потом академии Карраччи. В своих произведениях он изображал преимущественно красоту, грацию и любовь. Его картины, написанные на сюжеты, взятые из мифологии, как "Аполлон и Дафна", "Богиня Земли" и находящееся в Эрмитаже "Похищение Европы" (повторение этой картины с некоторыми изменениями имеется в Петербурге же, в Лейхтенбергской галерее) и др. пользуются большой популярностью, нежели его работы на религиозные темы. Из этих последних в петербургском Эрмитаже находятся две его картины: "Благовещенье", перешедшее сюда в 1779 г. из галереи Вальполя (повторение этой картины, с значительной разницей в колерах, находится в Парижской галерее), и "Крещенье Господне" (принадлежала знаменитому Дж. Ло и была куплена для Эрмитажа из галереи Вальполя). Живопись Альбани отличается нежностью и красотой, но уже слишком приторной. В Альбани еще ярче обнаружились недостатки его учителей.

Несомненно, к сонму великих итальянских мастеров мог бы приобщиться другой художник из школы Карраччи, если бы он не жил в эпоху упадка искусства, когда вкусы в Италии, к концу XVII века, в значительной степени были извращены. Мы говорим о Доменикино Цампьери, прозванном Доменикино (1581—1441). Сначала ученик Кальварта, затем Академии дельи инкамминати, он одно время был в большой моде в Италии и, к сожалению, старался подладиться под испорченные вкусы публики. Шедевром его считается "Исповедь св. Иеронима", о которой Пуссен говорил, что она принадлежит к числу трех наилучших картин Рима. В ней много простоты, величия, она вся проникнута чувством благоговения. Нигде в других произведениях художник не выразил более сильно этого чувства. Его "Св. Иероним в пустыне", "Св. Цецилия", "Торжество любви", находящиеся в Лувре, прекрасные фрески в церкви Сан-Луиджи де Франчези в Риме, в аббатстве Гротта-Феррата, в вилле Альдобрандини во Фраскатти отличаются свежестью, возвышенностью стиля и силою выражения. Обращают на себя внимание его картины, находящиеся в Эрмитаже: "Св. евангелист Иоанн", причисляемый к замечательнейшим произведениям Доменикино. Картина эта в течение долгого времени принадлежала д-ру Фроману в Штутгарте, а в начале нынешнего столетия была куплена от него Д. А. Нарышкиным, от которого приобретена была императором Николаем I для императрицы Александры Феодоровны. При жизни этой государыни она висела в ее кабинете в Зимнем дворце; по ее кончине перешла в наследство к императрице Марии Александровне, после которой, согласно ее духовному завещанию, сделалась собственностью Эрмитажа в 1881 г. Точно такая же картина Доменикино, бывшая прежде в галерее герцога Орлеанского, находится у графа Карлейля в замке Гоуард, в Йоркшире, в Англии. Превосходная копия с эрмитажной картины, сделанная Брюлловым, имеется в музее Императорской академии художеств в СПб.; "Взятие Св. Марии Магдалины на небо", "Ликование израильтянок по переходе Моисея через Чермное море" — картина, перешедшая в Эрмитаж из бывшей Голицынской галереи, где она значилась произведением школы Доменикино. К произведениям школы Доменикино относится находящаяся в Эрмитаже картина "Персидская Сивилла", прежде считавшаяся работой самого художника, между прочим, потому, что в лице Сивиллы узнавали портрет его дочери.

Различием в манерах письма, которых насчитывают целых три, отличался один из последних представителей болонской школы — Джованни-Франческо Барбьери (1591—1666), прозванный Гверчино, т. е. косоглазый, сначала ученик Барт. Бертоцци, Дж. Б. Кремонини и Паоло Дзаньони, впоследствии подражатель Лодовико Карраччи и Микеланджело. Хорошим образцом первой манеры художника служит его картина, находящаяся ныне в Эрмитаже. Она изображает "Св. Анну, обучающую Младенца-Христа чтению". К первым же работам Барбьери относится его "Взятие Богородицы на небо" — картина эта, находящаяся также в Эрмитаже, в числе других была исполнена художником по возвращении в Рим в 1623 г. для Александра Танари, в семействе которого она хранилась до 1844 г., когда была приобретена для Эрмитажа. В галерее Дориа в Риме имеется картина Гверчино, изображающая св. Иоанна и представляющая почти точное повторение фигуры этого апостола на эрмитажном "Взятии Богородицы на небо", для которого она, быть может, служила эскизом, сделанным, в таком случае, до 1623 г., во время первого пребывания художника в Риме. Другой манерой письма отличается также находящаяся в Эрмитаже картина Гверчино, изображающая "Видение св. Клары" и находившаяся сначала в галереях Тюньи, а потом герцога Талара. Старинная копия с нее, выдаваемая за оригинал, находится в Венеции, в Пинакотеке Манфредини (Seminare particolare). К произведениям второго рода причисляют еще одну эрмитажную картину, принадлежащую кисти Гверчино и изображающую "Поклонение св. Лаврентия Богоматери и Младенцу-Христу", — картина эта находилась прежде в галерее Лебрена, в Париже, откуда была куплена для Эрмитажа в 1810 г. Образцами третьей, последней манеры художника, служат: во-первых, его превосходнейшее произведение "Мучение св. Екатерины", написанное художником для его родины, Чентской общины, и находившееся прежде в галерее нидерландского короля Вильгельма II, откуда она была приобретена для Эрмитажа при распродаже галереи в 1850 году, во-вторых, "Св. Иероним в пустыне", работа, представляющая, вероятно, тот образ святого, который был написан художником, по свидетельству Беллори ("Vita di Fr. Barbieri"), в 1641 г. для Ридольфо Струми в Римини, и ныне находящаяся в Эрмитаже. Небольшая копия с нее, также выдаваемая за оригинальное произведение Гверчино, имеется в Венеции, в Пинакотеке Манфредини. Картины Гверчино славятся своим ярким, выразительным колоритом.

Последним из непосредственных учеников академии Карраччи является Джованни Ланфранко, называвшийся также кавалером Джованни да Стефано (1580—1647), гравер и живописец, ученик Агостино и Аннибале Карраччи. Образцами его произведений, отличающихся мужественной силою кисти, служат две картины, находящиеся в Эрмитаже: 1) "Благовещение", написанное для одной из мальтийских церквей и приобретенное для Эрмитажа из коллекции Троншена около 1780 года, и 2) "Предвечный отец" — картина эта поступила в Эрмитаж в 1832 г. из коллекции кн. Евгения Сапеги, в Гродно, и одно время ошибочно приписывалась кисти Гверчино. С Ланфранко завершается блестящая эпоха болонской школы, которая во 2-й половине XVII столетия начинает приходить в безнадежный упадок.

 

 

Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.

Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.

В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».

В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джованни Антонио. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.

С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.

В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра. По наблюдению Александра Бенуа,

если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке.

К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.

В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни. Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.

Стиль Тьеполо

Фрески — очень сложный вид изобразительного искусства. Большие масштабы требуют подготовительных работ и точного геометрического расчёта. Очень трудно учесть также, как будет видеть фреску зритель с разных точек зрения. Те свобода и лёгкость, с которой строил свои фресковые композиции Тьеполо, до сих пор поражают зрителей и художников. Это свобода в выборе композиции и в выборе расстановки фигур, свобода в выборе красок и направления динамики развёртывания композиции, свобода в ощущении энергичного, эксперессивного движения кисти, свобода в акцентировке деталей.

 

Аннибале Карраччи (итал. Annibale Carracci) (до 3 ноября 1560, Болонья — 15 июля 1609, Рим) — итальянский живописец и гравёр болонской школы, брат художника Агостино Карраччи.

Ученик Пассаротти и своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних произведениях. Со времени основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. Аннибале Карраччи был приглашён в Рим кардиналом Фарнезе для оформления Палаццо Фарнезе фресковой росписью на мифологические сюжеты. Эта работа заняла Аннибале и его брату Агостино Карраччи вместе с учениками восемь лет. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок («Триумф Вакха и Ариадны», «Меркурий и Парис», «Пан и Дианы», «Юпитер и Юнона» и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений.

Несмотря на всеобщее признание художника, Аннибале Карраччи умер в возрасте 49 лет в нищете и похоронен в соответствии с его предсмертной просьбой в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита. Однако критики отмечают также отсутствие в его работах действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале Карраччи являются точным отражением сентиментальной и неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи.

Основные произведения Аннибале Карраччи:

«Богородица со святыми» (1592);

«Воскресение Христово»

«Св. Рох»

«Вакханка и сатир»

«Христос и самаритянка»

«Избиение младенцев»

«Святое Семейство»

«Отдых на пути в Египет»

«Почивший Христос»

В своих гравюрах Аннибале Карраччи воспроизводил почти исключительно собственные композиции («Распятие», «Юпитер и Антиопа», «Христос» и пр.).

 

Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

История

В XVII в. Италия — первое звено в искусстве эпохи Возрождения, потеряла экономическое и политическое могущество. На территории Италии начинают хозяйничать иностранцы — испанцы и французы, они диктуют условия политики и пр. Истощённая Италия не утратила высоты своих культурных позиций — она остается культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами.

Мощь в культуре проявилась приспособлением к новым условиям — знать и церковь нуждаются в том, чтобы их силу и состоятельность увидели все, но поскольку денег на постройки палаццо не было, знать обратилась к искусству, чтобы создать иллюзию могущества и богатства. Популярным становится стиль, который может возвысить, вот так в XVI веке на территории Италии возникает барокко.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века стали Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражению Паскаля, человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.

Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.

Барокко в архитектуре

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. На Сицилии после крупного землетрясения 1693 года появился новый стиль позднего барокко — сицилийское барокко.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко.

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк.

Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель — Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов — перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598-1680). Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

 

 

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.(иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И.В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия.

Живопись

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.) приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.

Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.

В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.

Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».

Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.

Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.

 

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился еще в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, еще в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Пример оформления списка использованных источников | 

Date: 2015-09-19; view: 783; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию