Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Интермодальные ощущения





Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

 

65. Особенности зрительных ощущений.

 

66. Специфика слуховых ощущений.

 

67. Специфика кинестезических ощущений.

 

68. Понятие абсолютного порога чувствительности.

1. нижний абсолютный порог чувствительности - это минимальная величина раздражителя впервые начинающего вызывать ощущения.

2. верхний абсолютный порог чувствительности- это величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется (превращается в болевое ощущение);

 

69. Понятие разностного порога чувствительности.

Другая характеристика чувствительности — это чувствительность к различию. Ее еще называют относительной, или разностной, так как это чувствительность к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов. Таким образом, для того чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия па определенную величину, а то минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений, называется порогом различения.

 

Разностный порог чувствительности – это минимальный прирост величины раздражителя, сопровождаемый едва заметным изменением ощущения.

 

70. Адаптации и сенсибилизация органов чувств.

Адаптация – это изменение чувствительности анализаторов под влиянием их приспособления к действующим раздражителям.

Выделяют 3 разновидности адаптации:

1. адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя

2. адаптация выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя (при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения снижается);

3. повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (переход из светлой комнаты в тёмную).

Сенсибилизация - повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой).

71. Отличие ощущений от восприятия.

1. Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.

2. Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.

3. Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.

4. Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

 

72. Понятие о восприятии, как уровня перцептивного отражения.

Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является перцептивный образ, который тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект.

Выделяется четыре операции, или четыре уровня, перцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.

Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул. Следующая операция восприятия - Различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи.

Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.

Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.

Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение ими требует специального обучения и практики.

В зависимости оттого, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности. В непреднамеренном восприятии нет заранее поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая активность, почему оно и называется непроизвольным. Идя, например, по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим витрины магазинов, воспринимаем различные запахи и многое другое.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей – воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т. д. Оно может быть включено в какую-либо деятельность (в трудовую операцию, в выполнение учебного задания и т. п.), но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение – это произвольное планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной, ясно осознанной целью с помощью произвольного внимания. Важнейшими требованиями, которым должно удовлетворять наблюдение, являются ясность задачи наблюдателя и планомерность и систематичность ведения. Существенную роль играет дробление задачи, постановка частных, более конкретных задач.

Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность.

Наблюдательность заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности.

 

73. Физиологические механизмы восприятия.

Восприятие, как и ощущение, является рефлекторным процессом. В основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающей действительности. Эти предметы и явления выступают в качестве комплексных раздражителей. В ядрах корковых концов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта из фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные связи.
Первый случай наблюдается при воздействии на организм сложного раздражителя одной модальности. Например, мелодия выступает как сложный комплекс звуковых сигналов. Межанализаторные связи образуются при воздействии на организм комплексного раздражителя нескольких модальностей.
Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. И.П. Павлов показал, что при восприятии определенных предметов и явлений сигнальное значение имеют не столько сами раздражители, сколько особенности отношений между ними. Рефлекс вырабатывается на отношения между ними.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая сигнальная система. Она же определяет содержание восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия.

 

 

74. Теории восприятия.

Первая, основанная на научных наблюдениях, теория была выдвинута ассоциативной психологией. Наибольшего влияния ассоциативная теория восприятия достигла во второй половине XIX века. Ее виднейшими представителями были немецкие ученые И. Мюллер (1826), Э. Мах (1865), Г. Гельмгольц (1867), Э. Геринг (1879), В. Вундт (1887), Г. Э. Мюллер (1896) и американский психолог Э. Б. Титченер (1898). Несмотря на значительные различия в объяснении частных проблем, эти психологи придерживались общих взглядов на природу восприятия. По их мнению, воспринимаемый нами образ является на самом деле сложным объединением первичных элементов сознания — ощущений. При этом само ощущение понималось как осознанное состояние органа чувств, подвергнувшегося воздействию изолированного внешнего раздражителях).

Основная ошибка ассоциативной теории восприятия заключалась в том, что она привлекала для объяснения одних субъективных данных другие, пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах структуралистской школы, возглавлявшейся учеником В. Вундта Э. Б. Титченером.Структуралисты считали, что раз восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем субъективном опыте элементарные ощущения, а затем изолировать и описать их. Этот метод был назван методом аналитической интроспекции. Естественно, что при такой постановке вопроса все подлинные проблемы восприятия, связанные с ориентирующей функцией образа и его формированием в деятельности субъекта, оставались вне поля психологического исследования. Даже факт предметности нашего восприятия, отражающего не отдельные раздражители, а сами объекты, Э. Б. Титченер считал своеобразной ошибкой наблюдателя, маскирующей проявление исходных элементов сознания — ощущений.

Неспособность ассоцианистской психологии объяснить сколь-нибудь значительные проблемы восприятия привели к тому, что в начале нашего века ассоцианистская трактовка восприятия утратила свое влияние. С резкой критикой ассоцианизма выступила группа немецких психологов, в число которых входили М. Вертхаймер (1912, 1922), В. Кёллер (1917, 1929), К. Коффка (1935) и другие. Они исходили из положения, что все процессы в природе изначально целостны. Поэтому процесс восприятия определяется не единичными элементарными ощущениями, а всем "полем" действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуации в целом. Именно в силу этого данное направление стало называться гештальтпсихологией).

Психология восприятия, по их мнению, должна ответить на вопрос — "почему мы видим мир таким, каким мы его видим".

Гештальтпсихологи считали перцептивные процессы врожденными и объясняли их особенностями организации мозга на уровне коры.

Общебиологическое значение восприятия в регуляции поведения живых организмов подчеркивается в концепции американского психолога Дж. Гибсона (1950, 1966). Восприятие трактуется им как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Вслед за гештальтпсихологами Дж. Гибсон выступает против ассоцианистской теории восприятия.

Восприятие, по Дж. Гибсону, — активный процесс. Необходимость активности заключается в том, что, вопреки мнению гештальтпсихологов, нет изначального изоморфизма между объектами внешнего мира и их восприятием. Информационное богатство среды не дано организму непосредственно. Его необходимо добыть.

Близкие положения сформулированы в теории восприятия канадского психофизиолога Д. О. Хэбба (1949), которая основана на многочисленных клинических, физиологических и генетических фактах. Согласно этой теории восприятие объекта как единого целого не дано изначально. По мнению Д. О. Хэбба, восприятие в своих основных чертах представляет собой прижизненно формируемый навык, которому надо обучаться.

Таким образом, в работах Д. О. Хэбба восприятие объекта трактуется как процесс синтеза отдельных его деталей.

Среди зарубежных концепций развитие восприятия наиболее полно представлено в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1961). Он также отмечает ошибочность подхода к восприятию со стороны ассоцианистов и гештальтпсихологов. По мнению Ж. Пиаже, помимо постулирования атомизма или изначальной сформированности восприятия есть и другая возможность — рассмотрение развития восприятия как постепенной организации деятельности по установлению отношений между отдельными деталями сенсорного поля.

 

75. Восприятие пространства.

. Все предметы и явления окружающей действительности находятся в пространстве и протекают во времени. Поэтому восприятие пространственных и временных отношений между предметами является необходимой составной частью всякого процесса восприятия. В отдельных случаях они приобретают особое значение, и тогда сами эти отношения становятся объектом восприятия. В восприятии пространства различают: 1) восприятие протяженных свойств предметов - их формы, величины, объема; 2) восприятие расстояния между предметами - их положения или места среди других предметов и их удаленности от наблюдателя (глубинное зрение). Восприятие величины и формы предметов является сложным процессом, в котором непосредственные зрительные ощущения органически связываются с мышечно-двигательными и осязательными представлениями, оставшимися от прежнего опыта. Основой этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза. Основную роль при восприятии объемности играет бинокулярное зрение (видение с помощью двух глаз). При одновременном видении предмета двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в корковом отделе зрительного анализатора и дают впечатление объемности воспринимаемого предмета. Восприятие глубины связано с оценкой близости или удаленности предметов. Оно осуществляется с помощью как бинокулярного, так и монокулярного зрения. В монокулярном восприятии глубины главную роль играет аккомодация хрусталика. Аккомодацией называется рефлекторное изменение толщины хрусталика, связанное с увеличением или уменьшением его преломляющей силы. Правильное восприятие пространственных отношений предметов, находящихся на расстоянии многих метров от наблюдателя, осуществляется с помощью бинокулярного зрения и сопутствующей ему конвергенции глаз. Конвергенцией называется согласованное движение глаз, обеспечивающее ясное изображение предмета на сетчатках.

 

76. Восприятие движения.

Осуществляется за счет движения глаз и головы, и кроме того пространственное перемещение предметов воспринимается от их удаленности и скорости движения. Чел- к не воспринимает очень медленные движения и судит о них по косвенным признакам – стрелки на часах: сек – хорошо видим, мин – тоже можем видеть, а часовую – нет. На восприятие движения, также оказывает влияние: скорость движения и удаленность предмета (чем дальше предмет, тем скорость его движения кажется меньше – самолет в небе).

 

Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве. Восприятие движений имеет первоначально общий, недифференцированный характер: мы видим прыжок, бег, борьбу и т. д. Недифференцированно мы воспринимаем и собственные движения при первых попытках выполнить требуемое упражнение. Более точное восприятие движений начинается с выделения рабочих частей тела, поскольку всякое сложное движение совершается с помощью элементарных двигательных актов, в которых участвуют отдельные звенья тела. Такое дифференцированное восприятие может быть очень дробным. Все эти отдельные движения воспринимаются как взаимосвязанные части целого действия. При этом мы отмечаем характер и степень координированности этих отдельных движений в отношении их последовательности и согласованности друг с другом. Все это говорит о том, что процесс восприятия движений отличается большой сложностью. В нем отражается как общий характер действия, так и отдельные элементы действия в их взаимосвязи, например направление движений, их величины и т. д. Особенности движений, отмечаемые в их восприятии: восприятии движений (как целого действия, так и отдельных его элементов) отражаются различные их особенности и свойства, из которых наибольшее значение имеют следующие: 1. Характер движения — сгибание, разгибание, выпрямление, отталкивание, подтягивание и т. д. 2. Форма движения — прямолинейное или криволинейное (круговое, дугообразное) движение. 3. Амплитуда (размах) движения—полная или неполная. 4. Направление движения — направо, налево, вверх, вниз и т. д. 5. Продолжительность движения — краткое или длительное движение. 6. Скорость движения — быстрое или медленное движение (при циклических движениях — быстрый или медленный темп). 7. Ускорение движения — равномерное, замедляющееся, ускоряющееся, плавное, прерывистое движение.

 

77. Восприятие времени.

Это отражение длительности, скорости и последовательности явления, так длительность небольших промежутков времени, как правило, увеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп ведет к преувеличению времени, медленный к преуменьшению времени (если промежуток времени насыщен интересными событиями, то оно летит быстрее). В. Времени связанно с определенными циклическими явлениями: времени суток, времена года (зима длится долго).

Все явления окружающего нас мира представляют собой процессы, закономерно развивающиеся и изменяющиеся во времени. Восприятие временных отношений объективных явлений состоит в отражении их последовательности и длительности. Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими. Одни явления отражаются в сознании как непосредственно на нас действующие в данный момент, другие — как уже ранее воспринимавшиеся, третьи — как ожидаемые и еще не наступившие. Восприятие последовательности явлений связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Восприятие последовательности явлений опирается, на обобщение предшествующего опыта и почти всегда характеризуется большой правильностью. Восприятие длительности явлений - это восприятие опирается на представления о начале и конце явления, т. е. на представления о моменте, который уже прошел и с которого начинается отсчет времени (при беге такую роль играет момент старта), и о моменте, которым завершается данное явление и с которого прекращается счет времени (при беге таким моментом будет финиш). Поскольку восприятие длительности всегда связано с целым рядом всплывающих в памяти представлений, оно отличается большой неточностью. Оцениваемые отрезки времени никогда не бывают пустыми, они всегда заполнены какими-либо промежуточными событиями. Представление только о начале и конце без представления каких-либо промежуточных действий или событий (хотя бы тех, на фоне которых совершалось данное явление) не может вызвать представления длительности потому, что в этом случае начало и конец слились бы в одно представление. Заполненность данного отрезка времени той или другой деятельностью, теми или иными событиями является необходимым условием для оценки его длительности.

 

78. Закономерности процесса восприятия.

1. осмысленность определяется пониманием связи сущности предметов и явлений через процесс мышления. Осмысленность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных.

2. предметность объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3. структурность – Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта в целом. Например, внешне различные, но по существу однотипные объекты опознаются как таковые благодаря отражению их структурной организации,

4. константность – относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

(аконстантность – смотришь вниз с самолета и очертание земли изменено).

 

79. Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни человека.

Память – это психический процесс запечатления, хранения, актуализации информации.

Память – это процесс отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память – это сохранение информации о сигнале, после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Характеристика:

· Память – это форма отражения, которая не имеет самостоятельного психического образа

· Память объединяет психическую жизнь человека

· Память является основой обучения и формирования человека

· Память – это психический процесс, который обеспечивает накопление впечатлений о прошлом

 

80. Характеристика основных процессов памяти.

· Запоминание – происходит ввод информации в память, оно бывает произвольное (заранее поставленная цель) и непроизвольное (стихийно)

· Воспроизведение – процесс актуализации мысли, чувства по прошлому опыту: Преднамеренное (в русле цели), непреднамеренное (сон, сновидения, галлюцинации)

· Забывание – процесс стирания образов, возможно полностью и навсегда.

 

81. Характеристика видов памяти по признаку психической активности.

1 – ОБРАЗНАЯ (картина малевича, что вклыдывал в произведение) - запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

2 – СИНЕСТЕЗИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – память на немпецфические раздражители, кот.вызывают тот или иной образ (самое лучшее было – поющие двери).

3 – СЛОВЕСТНО-ЛОГИЧЕСКАЯ – память на слова, абстрактные конструкции, образы. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида. Мысли могут быть по-разному переданы с помощью языка, поэтому они могут воспроизводиться как по смыслу, в свободной передаче содержания, так и с точки зрения их словесного оформления; однако, если при заучивании материала на его смысл вообще не обращают внимания, то такое запоминание уже нельзя считать логическим. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация материала, установление связей между тем, что заучивается и тем, что уже известно.

4 – ЭМОЦИОНАЛЬНАЯзапоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого. Эти переживания могут побуждать к действию или к отказу от действия, к поиску другого решения. Откладывающаяся в памяти информация о событиях как бы маркируется эмоциями, и от того, какую эмоциональную окраску получило данное событие, зависят особенности хранения его в памяти. Известно, что неприятные эпизоды, вступающие в конфликт с морально-нравственными установками, имеют тенденцию быстро забываться, из памяти могут “исчезнуть” целые годы ничем не примечательной жизни, а счастливые минуты хранятся годами. Подобная избирательность в запоминании, связанная с влиянием эмоций, присуща каждому человеку, однако у людей с преобладанием эмоциональной памяти она выражена особенно сильно. Этот вид памяти лежит в основе способности сочувствовать, сопереживать.

 

82. Характеристика произвольной и непроизвольной памяти.

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).

 

Произвольная память ставит перед собой задачу специально что-либо запомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию конкретного материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену).

 

83. Особенности кратковременной и долговременной памяти.








Date: 2015-09-19; view: 506; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.015 sec.) - Пожаловаться на публикацию