Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка педагогической технологии формирования представлений детей старшего школьного возраста о здоровом образе жизни





 

Для формирования у школьников представлений о здоровом образе жизни необходимо внедрение специальной педагогической технологии, включающей коррекционно-педагогическую и воспитательно-образовательную работу с детьми, организацию специальных методических мероприятий для педагогов и просветительскую деятельность для родителей.

Особенностью данной технологии является работа с детьми по формированию когнитивного и поведенческого компонентов представлений о здоровом образе жизни. Содержание каждого блока работы с школьниками представлено на рисунке 1.

Рис.1

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

- Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.

- Принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию школьников.

- Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.

- Принцип природосообразности – формы и методы формирования и представлений о ЗОЖ у школьников определены на основе целостного психолого-педагогического знания ребенка, особенностях развития его познавательной деятельности.

- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребенка ми группы в целом.

- Принцип комплексного и интегрированного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.

- Принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

Для повышения уровня знаний педагогов о здоровье и здоровом образе жизни в методическом кабинете детского сада создают подборку книг и материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.

Работа с педагогическим коллективом детского сада с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ, педагогического мастерства, апробации методов и приемов формирования представлений о ЗОЖ у школьников предполагает реализацию специальных мероприятий: изучение литературы о ЗОЖ, консультации, открытые занятия, семинары, производственные совещания, педсоветы. Например, для систематизации знаний педагогов о ЗОЖ проводят консультации "Что такое здоровый образ жизни", "Представления дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни" "Особенности формирования здорового образа жизни в большом городе", "Организация здоровье сберегающего пространства", "Психологический комфорт в детском саду и дома" и др.

Обмену информацией между педагогами, поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения, а также активизации работы педагогов с родителями способствуют проблемные семинары " Компьютер и телевизор – друзья или враги", "Игрушка с точки зрения здоровья ребенка".[5, с. 36]

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечения в досуговые и оздоровительные мероприятия является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, открытые Дни здоровья.

Например, во время открытого дня здоровья родители могут познакомиться с работой педагогического коллектива в данном направлении. В эти дни все желающие имеют возможность посетить занятия, понаблюдать за организацией игровой деятельности, принять участие в совместной деятельности детей и взрослых, получить консультации педиатра, психолога и других специалистов, принять участие в конкурсе рисунков, понаблюдать за своими детьми во время праздника.

Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: "Играем вместе с ребенком", "Читаем детям о здоровье", "Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни". В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.

Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений.

Важным условием для реализации предусмотренной технологией педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровье сберегающего пространства.

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качества воздушной среды на территории и в помещениях детского сада. В целях защиты от шума и загрязнений воздушного бассейна на территории детского сада создают комбинированные древесно-кустарниковые полосы буферных защитных насаждений. При этом партерную посадку растений планируют таким образом, чтобы растения не затрудняли проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. На территории высаживают и растения, выделяющие природные фитонциды: Черемуху, можжевельник, тую, сосну, ель.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом "Кварц".

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, хвойные и солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

В группах с детьми проводят полоскание полости рта (после каждого приема пищи), хождение босиком по массажным коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп можно выполнять при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины, гальке.

По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК), сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо- и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок игр, сна и другие.

Составной частью здоровье сберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Выполнение заданий диагностического комплекса позволяет выявить детей с недостаточными представлениями о здоровье и о здоровом образе жизни, что важно для отбора содержания и определения уровня сложности сообщаемой детям информации о ЗОЖ с позиции индивидуально-дифференцированного подхода.

Условиями эффективной работы с детьми по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются:

- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;

- реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

- использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи старших дошкольников; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

- определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослыми действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция).

Реализация педагогической технологии формирования представлении о ЗОЖ у старших школьников осуществляется в трех направлениях.

Первое направление "Я человек – что я знаю о себе?"

Цель. Формировать представления детей о человеке как живом существе; об условиях, необходимых ему для жизни; об особых потребностях человека; о внешнем строении человека, органах чувств, некоторых внутренних органах; о различных состояниях и чувствах человека; о здоровье и болезни.

Основное содержание. Человек – живое существа, обитающее на земле. Внешнее сходство людей, их различия по возрасту, полу, росту, телосложению, цвету волос, глаз и т.д.

Для жизни человеку, как всем живым существам, нужны воздух, вода, пища, тепло, пространство. У человека есть особые потребности в жилище, общении с другими людьми, психологическом комфорте, познании.

У каждого человека есть имя и фамилия, он живет рядом с родителями и другими близкими людьми. Человеку необходимо, чтобы его любили родные люди.

В начале своей жизни каждый человек является ребенком и отличается от взрослых. Ребенок растет, учится общаться со сверстниками, развивается, познает мир.

Для знакомства с окружающим миром необходимы органы чувств. Внутри человека находятся органы, которые помогают ему дышать, есть, перемещать кровь по организму, двигаться. Признаки здоровья и болезни человека.

Второе направление "Образ жизни человека и здоровье"

Цель. Формировать представления детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня, отдыхе и досуге; о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.

Основное содержание. Условия жизни ребенка включают климатические условия, место проживания, бытовую обустроенность, психологическую ситуацию в семье и в детском саду.

Деятельность ребенка как игровая и учебная, двигательная подвижность, общение, бытовые взаимоотношения.

Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют чистота тела, одежды и жилища, полезное питание, сон, отдых прогулки, проветривание помещения, занятие физической культурой, закаливание, психологический комфорт.

Потребности человека и их реализация. Ритмичность жизнедеятельности. Режимные моменты. Распорядок дня в детском саду и дома. Распределение и выполнение обязанностей в семье. Общение с другими людьми.

Влияние образа жизни на здоровье.

Третье направление "Здоровый образ жизни в условиях большого города"

Цель. Формировать у детей представления об особенностях жизни в большом городе; о факторах окружающей среды, оказывающих особое влияние на здоровье человека; о составляющих здорового образа жизни, о значении ЗОЖ для здоровья человека; формирование поведения, способствующего ЗОЖ.

Основное содержание. Факторы окружающей среды большого города, влияющие на здоровье человека; состояние воздушного бассейна, шум, большое количество людей, интенсивные транспортные потоки, территориальная удаленность значимых для человека объектов в городе, дефицит времени, рекламное пространство, недостаток общения,

Значение растений для жизни человека в большом городе. Защитные функции растений. Лекарственные растения. Влияние природных факторов на здоровье человека. Выбор места для прогулки.

Правила поведения на улице и в транспорте. Безопасный переход улицы. Встречи с незнакомыми людьми и животными на улице. Безопасное поведение на игровой площадке.

Безопасное поведение дома.

Укрепление здоровья с помощью закаливания, санитарно-гигиенических процедур, гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, полезных продуктов, физкультурных занятий. Влияние на здоровье длительного просмотра телевизионных передач и компьютерных игр. Организация досуга в большом городе.

Содержание направленной работы с детьми сконструировано на основе программы "Основы безопасности детей школьного возраста" Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, "Программы воспитания и обучения в образовательном учреждении" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, программы социального развития ребенка "Я – человек" С.А. Козловой, программ экологического образования "Мы" Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой, "Наш дом – природа" Н.А. Рыжовой и др.

Реализация каждого направления предусматривает несколько этапов.

Подготовительный этап (ориентировочный) этап – изучение представлений детей о здоровье и ЗОЖ; определение содержания, доступного старшим школьникам; планирование видов работы и организационных форм.

Основной этап – сообщение детям новых сведений о ЗОЖ и расширение их кругозора в рамках этой темы с опорой на различные виды деятельности. Основной формой работы являются специальные занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Закрепляющий этап – закрепление и систематизация представлений детей о ЗОЖ.

Основные виды и формы работы на этом этапе – занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжная выставка, выставка плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного возраста предполагает:

- Системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровье сберегающего пространства, работу с детьми;

- применение разнообразных форм и методов работы;

- использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

- последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;

- открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.


Date: 2015-09-19; view: 791; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию