Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О видах поклонения





Что такое поклонение? Поклонение есть знак покорности, то есть смирения и скромности, родов же поклонения - весьма много.
Как много родов поклонения?
Первый род поклонения - поклонение служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. В свою очередь, и такое поклонение проявляется различно. Во-первых, в виде рабского повиновения. Ибо все твари поклоняются Ему, как рабы Господину, по словам Писания: "все служит Тебе" (Пс. 118, 91). Но одни поклоняются добровольно, другие же против воли. Благочестивые поклоняются, конечно, потому, что знают Бога, другие же, хотя и знают Бога, однако поклоняются неохотно, против воли, как демоны; иные, не зная Того, Кто - Бог, по природе, против воли поклоняются Тому, Которого не знают.
Второй род - поклонение из-за удивления и сильной любви; таким образом мы поклоняемся Богу по причине Его естественной славы. Ибо только Он один - прославлен и прославляется, не от кого-либо имея славу, но, будучи Сам Источником всякой славы и всякого блага, как непостижимый свет, несравнимая сладость, неизъяснимая красота, бездна благости, неисследимая мудрость, беспредельно могущественная сила, как один только Такой, Который Сам по Себе достоин удивления, и поклонения, и прославления, и любви.
Третий род - когда мы благодарим за благодеяния. Ибо за все, что есть, мы должны благодарить Бога и оказывать Ему вечное поклонение как потому, что все имеет от Него свое бытие, так и потому, что "все Им стоит" (Кол. 1, 17) и что Он всем, даже без их прошения, подает в изобилии из Своих даров. Мы должны благодарить и за то, что Он "хочет, чтобы все люди спаслись" (1 Тим. 2, 4) и стали причастниками Его Благости. И за то, что Он - долготерпелив к нам, согрешающим, и "повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5, 45). И за то, что Сын Божий ради нас сделался Таким, как мы, и сделал нас "причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1, 4), чтобы мы стали "подобны Ему" (Ин. 3, 2), как говорит Иоанн Богослов.
Четвертый род - поклонение при недостатке в благах и в надежде на благодеяния; ибо мы знаем, что без Него не можем ничего делать или иметь, и поклоняемся, и каждый просит у Него то, чего ему недостает и чего он сильно желает, чтобы избавиться от бедствий и достигнуть благ.
Пятый род - тот, когда мы раскаиваемся и исповедуем свои грехи. Ибо, согрешив, поклоняемся и припадаем к Богу, прося, как и следует благоразумным рабам, о прощении ошибок. И этот род троякий: люди сокрушаются или из-за любви, или из боязни, что не получат Божиих благодеяний, или из страха перед наказанием. И первый род бывает вследствие благомыслия и сильной любви человека к Богу и сыновнего расположения к Нему; второй - образ мыслей наемника, третий - раба.
Как много в Писании предметов, которым воздается поклонение, и сколь многими способами воздаем поклонение тому, что сотворено Богом?
Во-первых, поклонение воздается тем, на ком почил Бог, Который один свят и во святых почивает: Святой Богородице и всем святым. Это те, которые по возможности уподобились Богу как потому, что сами к этому стремились, так и потому, что в них пребывал и им содействовал Бог. Их называют даже богами, не по природе, но по благодати, как и раскаленное железо называют огнем не по природе, но по состоянию и по участию в огне. Ибо говорит Писание: "Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19, 2). Это прежде всего зависит от произволения. Потом всякому, кто избирает благое. Бог помогает и достичь этого блага. Затем говорит Бог: "Вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 12). И еще читаем в Писании: "Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1 Кор. 3, 16). Потом: "Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь" (Мф. 10, 1). И еще: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин. 14, 12). Затем: "...Говорит Господь... Я прославлю прославляющих Меня" (1 Цар. 2, 30). И "с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим. 8, 17). И "Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд" (Пс. 81, 1). Они - боги не по природе, но как причастники Того, Кто Бог по природе, и достойны поклонения не по природе, но как имеющие в себе самих Того, Кто по природе достоин поклонения; как и раскаленное железо не по природе недоступно для прикосновения и жжет, но как причастное тому, что" жжет по природе. Итак, они достойны поклонения как прославленные Богом, как сделавшиеся, при содействии Бога, страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою не как к богам и благодетелям по природе, но как к слугам и служителям Бога, которые по любви к Нему получили счастливый удел: дерзновение, или свободный доступ к Богу. Итак, поклоняясь им, мы угождаем самому Царю, видящему, что возлюбленный Им слуга служит объектом поклонения не как царь, но как послушный служитель и добрый друг. И приходящие с верой получают просимое, все равно - слуга ли просит Царя, или Царь принимает честь и уважение от того, кто просит чего-либо у его слуги, ибо тот просил во имя Его. Так и те, которые приступали к Иисусу, получали исцеление через апостолов. Так и тень, платки и опоясания апостолов источали исцеления (Деян. 19, 12). Те же, которые, как бунтовщики и изменники, желают, чтобы им поклонялись как богам, недостойны поклонения и заслуживают вечного огня. И те, которые высокомерным и гордым духом не поклоняются слугам Божиим, осуждаются как надменные и кичливые, как нечестиво поступающие в отношении к Богу. Так случилось с детьми, презрительно поносившими Елисея, которых растерзали медведицы (4 Цар. 2, 23-24).
Второй род - поклонение творениям, через которые и в которых Бог совершил наше спасение до пришествия Господа и после содеянного Им по плоти Домостроительства; например. Синайской горе, Назарету, находившимся в Вифлееме яслям и вертепу, святой Голгофе, древу Креста, гвоздям, губке, трости, священному и спасительному копию, одеянию, хитону, покрывалам, пеленам, святому гробу - источнику нашего воскресения, камню гроба, святой горе Сиону, масличной горе, овчей купели и блаженному саду Гефсимании. Этому и.подобному воздаю почитание и поклонение, и всякому святому Божию храму, и всякому месту, на котором произносится имя Бога. Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они есть вместилища Божественной деятельности и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному Божественной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой Божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям, ибо они непричастны Божественной деятельности и Господа Славы - Бога моего распяли на Кресте не с целью доставить мне спасение, но, скорее, по зависти и ненависти к Богу и Благодетелю. "Господи! возлюбил я обитель дома Твоего,- говорит Давид,- и место жилища славы Твоей" (Пс. 25, 8). И "поклонимся подножию ног Его" (Пс. 131, 7). И "поклоняйтесь на святой горе Его" (Пс. 98, 9). Одушевленная святая гора Божия - Святая Богородица; одаренные разумом горы Божии - апостолы. "Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы" (Пс. 113, 4).
Третий род - поклонение тому, что посвящено Богу: я подразумеваю святые Евангелия и остальные книги... ибо это писано "в наставление нам, достигшим последних веков" (1 Кор. 10, 11; Рим. 15, 4). Подразумеваю также и дискосы, и потиры, кадильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы достойны почитания. В самом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа гостей пила вино из священных сосудов (Дан. 5, 2; 26-28).
Четвертый род - тот, когда предметами поклонения служат образы, явившиеся пророкам, ибо они созерцали Бога в образном видении; также - образы будущего, как жезл Ааронов, преображавший таинство Девы, и стамна, и трапеза. А также и Иаков "поклонился на верх жезла своего" (Евр. 11, 21), так как он был образом Спасителя. Изображения же прошедшего существуют для воспоминания: и сама скиния была образом всего мира, ибо Бог говорит Моисею о светильниках: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх. 25, 40). Также о прошедшем напоминали и литые золотые Херувимы, и шитые Херувимы на завесе. Так и мы поклоняемся драгоценному образу Креста, и подобию телесного образа Бога моего, и Той, Которая плотски Его родила, и изображениям всех Его слуг.
Пятый род - тот, когда, и смиряясь друг перед другом, и исполняя закон любви (Еф. 5, 21; 1 Пет. 2, 17), воздаем поклонение одни другим, как владеющим жребием Божиим и происшедшим по образу Божию.
...И просто сказать: поклонение - признак страха, и сильной любви, и чести, и покорности, и смирения; но никому не должно поклоняться, как Богу, кроме одного только Того, Кто - Бог по природе, всем же следует воздавать должное ради Господа (1 Пет. 2, 13).
...Да поклонимся и да послужим одному только Создателю и Творцу, как Богу, Который по природе - достоин поклонения! Да поклонимся и Святой Богородице, не как Богу, но как Матери Бога по плоти! Да поклонимся еще и святым, как избранным друзьям Божиим и имеющим к Нему дерзновение! Ибо если часто преходящим, и нечестивым, и грешным царям, и избираемым ими начальникам, а также и изображениям тех люди поклоняются, по божественному изречению апостола: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям" (Тит. 3, 1), и "...отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" (Рим. 13, 7), и "...отдавайте кесарево кесарю,- как говорит Господь,- а Божие Богу" (Мф. 22, 21), то насколько более должно поклоняться Царю царствующих, как Такому, Который один только по природе неограниченно господствует, и рабам Его, и друзьям, царствовавшим над своими страстями и поставленным начальниками всей земли: ибо "Ты поставишь их,- говорит Давид,- князьями по всей земле" (Пс. 44, 17); тем, которые получили власть против демонов и болезней и будут со Христом царствовать в Царстве нетленном и неразрушимом... Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы и изображения. СПб., 1893, с. 109-116.

Date: 2015-09-19; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию