Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МИРОТВОРЧЕСТВО Будь миротворцем, чтобы достойно называться сыном Божиим. Преподобный Ефрем Сирин (25, 197)





Спаситель ублажал миротворцев и возвестил, что сделаются сынами Божиими, во-первых, пребывающие в мире с собою и не воздвигающие мятежа, но прекращающие внутреннюю брань тем, что тело покоряют духу, водворяя мир и в других, живущих в раздоре и с собою, и друг с другом.

Никто не вправе указывать другому того, чего не имеет сам. Поэтому удивляюсь ни с чем не сравнимой щедрости Божия человеколюбия. Господь обещает благие воздаяния не только за Труды и пролитие пота, но и за некоторый род наслаждения, так как выше всего, радующего нас, есть мир, а без него (когда он нарушен войной) ничто не приносит радости.

Прекрасно сказано: миротворцы "будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5, 9).

Поскольку Сам Он, как истинный Сын, умиротворил всё, сделав людей орудием добродетели, небесное соединил с земным, справедливо сказал, что делающие, по возможности, то же самое будут удостоены того же наименования и возведены в достоинство сыноположения, которое и есть самый высший предел блаженства. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 86).

Почтим дар Примирителя-мир, дар, который, уходя от земли. Он оставил нам (Ин. 14, 27) как некий прощальный залог. Будем знать одну только брань-брань с сопротивной силой....Уступим в иной малости, чтобы получить взамен важнейшее, то есть единомыслие. Предоставим над собой победу, чтобы и нам победить. Посмотрите на уставы состязаний и на подвиги борцов:

у них часто лежащий внизу одерживает победу над теми, которые были наверху. И мы будем подражать им... Святитель Григорий Богослов (18, 244).

(Апостол) Павел говорит: "Делая добро, да не унываем" (Гал. 6, 9). Так мы поступаем и в домашних делах: когда двое ссорятся между собою, отведя каждого в сторону, даем им противоположные советы. Так поступил и Бог, так поступил и Моисей, который говорил Богу: "Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей" (Исх. 32, 32). А израильтянам повелел убивать друг друга, не щадя даже и родственников. Хотя эти действия одно другому противоположны, однако то и другое клонилось к одной цели. Святитель Иоанн Златоуст (41, 391).

"И обув ноги в готовность благовествовать мир" (Еф. 6, 15). Обратите внимание на то, что так именовал он некоторую силу души, потому что ногами мы выходим к Тому, Который говорит: "Я есмь путь" (Ин. 14, 6), и их мы должны обуть в готовность благовествовать мир. Блаженный Иероним.

Творения, кн. 17 Киев, 1903, с. 383.

Поведали нам святые старцы такой случай. Один монах пришел из Скита посетить своих отцов, живших в месте, называемом Келлии, где множество монахов пребывало в отдельных келлиях. Так как в то время не нашлось свободной келлии, в которой он мог бы побыть, один из старцев, у которого была другая келлия, незанятая, предоставил ее гостю. К скитянину начали ходить многие из братий, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие. Увидел это старец, предоставивший ему келлию, и уязвился завистью. Он стал негодовать и говорить: "Столько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходят братия, разве очень редко, и то в праздничные дни, а к этому льстецу почти ежедневно приходит множество братий". Затем он отдал такое приказание своему ученику: "Пойди скажи ему, чтобы он уходил из келлии, потому что она мне нужна". Ученик, придя к скитянину, сказал ему: "Отец мой послал меня к твоей святыне: он слышал, что ты болен". Тот поблагодарил и попросил старца молить Бога о нем, потому что очень страдал от болей в желудке. Ученик, возвратясь к старцу, сказал: "Он просит твою святыню, чтобы ты потерпел его два дня, в которые бы он мог приискать себе келлию". По прошествии трех дней старец опять послал ученика к скитянину: "Пойди скажи ему, чтобы он уходил из моей келлии. Если он и еще отсрочит свой уход, я приду сам и жезлом выгоню его". Ученик пошел к скитянину и сказал: "Отец мой очень озаботился, услышав о твоей болезни; он послал меня узнать, чувствуешь ли себя лучше?" Тот просил передать: "Благодарю, владыко святой, любовь твою! Ты так заботился обо мне! По твоим молитвам чувствую себя лучше". Ученик, возвратясь, сказал своему старцу: "И теперь он просит твою святыню, чтобы ты подождал до воскресного дня; тогда он немедленно уйдет". Наступил воскресный день-скитянин спокойно оставался в келлии. Старец, воспламененный завистью и гневом, схватил жезл, пошел, чтобы побоями выгнать скитянина из келлии. Видя это, ученик подошел к старцу и говорит ему: "Если повелишь, я пойду вперед и посмотрю: может быть, пришли к нему братия, которые, увидев тебя, могут соблазниться". Получив позволение, ученик пошел вперед и, войдя к скитянину, сказал ему: "Вот, отец мой идет, чтобы посетить тебя. Поспеши ему навстречу и поблагодари его, потому что он делает это по побуждению великой сердечной благости и любви к тебе". Скитянин немедленно встал и в веселии духа пошел навстречу. Увидев старца, прежде нежели тот приблизился, он пал перед ним на землю, воздавая поклонение и благодарение: "Да воздаст тебе Господь, возлюбленный отец, вечными благами за келлию твою, которую ты мне предоставил ради имени Его! Да приуготовит тебе Христос Господь в небесном Иерусалиме между святыми Своими славную и светлую обитель!" Старец, услышав это, умилился сердцем и, кинув жезл, устремился в объятия скитянина. Они дали друг другу целование о Господе, и старец пригласил гостя в свою келлию, чтобы вместе вкусить пищу при благодарении Бога. Наедине старец спросил ученика своего: "Скажи мне, сын мой, передавал ли ты брату те слова. которые я приказывал передать ему?" Тогда ученик признался: "Скажу тебе, владыко, правду: по преданности моей к тебе отцу и владыке, я не осмелился сказать ему того, что ты приказывал, и ни одного из слов твоих не передал". Старец, услышав это, пал к ногам ученика и сказал: "С этого дня ты-мой отец, а я-твой ученик, потому что Христос избавил и Мою душу и душу брата от греховной сети при посредстве твоего благоразумия и действий, исполненных страха Божия и любви". Господь даровал благодать Свою, и все они пребывали в мире Христовом, доставленном верою, святыми попечениями и благонамеренностью ученика. Любя старца своего совершенною любовью к" Христе, он очень боялся, чтобы духовный отец его, увлеченный страстью зависти и гнева, не впал в проступок, который уничтожил бы все труды его, принятые на себя с юности в служении Христу ради Вечной Жизни. Отечник (82, 430-432).

МИР (2)

Божественный порядок и красота мира - откровение о Творце
Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила. Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их. А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее тот. Кто сотворил их; ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их" (Прем. 13, 1-5).

Небо, земля, море-словом, весь мир, эта великая и преслав-ная книга Божия, в которой открывается самим безмолвием проповедуемый Бог, пока этот мир стоит твердо и в мире с самим собою, не выступая из пределов своей природы, пока в нем ни одно существо не восстает против другого и не разрывает тех уз любви, которыми все связал Художник-Творческое Слово, до тех пор он соответствует своему названию и подлинно есть мир (космос)** и красота несравненная, до тех пор ничего нельзя представить себе славнее и величественнее его. Но с прекращением мира (ирини) и мир (космос) перестает быть миром (космос)... Но когда в мире вещество возмутится само против себя и, готовя разрушение своим смятением, станет неукротимым или когда Бог, в страх и наказание грешникам, несколько нарушит стройный порядок или наводнением моря, или землетрясением, или необыкновенными дождями, или помрачением солнца, или продолжительностью какого-нибудь времени года, или извержением огня, тогда нестроение и страх разливаются на все, и среди смятения открывается, сколь благодетелен мир (ирини). Святитель Григорий Богослов (11, 231-233).

Небеса, движущиеся по Его распоряжению, в мире повинуются Ему; день и ночь совершают определенное им течение, не препятствуя друг другу. Солнце и лики звезд, по Его велению, согласно, без малейшего уклонения проникают на назначенные им

* В теме "Мир (2)" слово "мир" рассматривается в значении совокупности творения Божия.-Ред.

** Слово "космос" образовано от глагола "космео"-украшать. пути. Плодоносящая земля, по Его воле, в определенные времена производит изобильную пищу людям, зверям и всем находящимся на ней животным, не замедляя и не изменяя ничего из предписанного им. Неисследимые и непостижимые области бездны и преисподней держатся теми же велениями. Беспредельное море, по Его устроению соединенное в большие водные массы, не выступает за положенные ему преграды, но делает так, как Он повелел. Ибо Он сказал: "Доселе дойдешь... и здесь предел надменным волнам твоим" (Иов. 38, 11). Непроходимый для людей океан и миры, за ним находящиеся, управляются теми же повелениями Господа. Времена года-весна, лето, осень и зима мирно сменяются одно другим. Определенные ветры, каждый в свое время, беспрепятственно совершают каждый свое служение. Неиссякающие источники, созданные для наслаждения и здравия, непрестанно доставляют людям свою влагу, необходимую для их жизни. Наконец, малейшие животные мирно и согласно составляют сожительства между собою.

Всему этому повелел быть в мире великий Создатель и Владыка всего. Который благотворит всем, а преимущественно нам, которые прибегли к милосердию Его через Господа нашего Иисуса Христа, Коему слава и величие во веки веков. Святитель Климент Римский (1, 86-87).

Как побуждается все к миру, когда многое удовлетворяется несогласием и разделением?.. В несогласии и разделении (заключается) своеобразие всего существующего. Но ни одно из существующих своеобразных (явлений природы) не стремится уничтожить другое... И этот мир, в совершенстве сохраняющийся по отношению к каждому отдельному своеобразному (явлению природы), мы называем равновесием. Ареопагитики. Об именах Божиих. Мigne, РG 3, 952 В, С.

Должен быть велик Тот, Кто из ничего сотворил такую великую машину, должен быть премудр Тот, Кто все сотворил так премудро. Должен быть добр Тот, Кто все доброе сотворил. Кто подал свет солнцу, луне и звездам. Тот Сам в Себе непременно есть еще лучший Свет. Кто дал разум человеку. Тот непременно имеет еще лучший разум... Как из книги познается разум сочинителя, из здания-мудрость архитектора, как отражается в зеркале чистый образ смотрящегося в него, так и из созданий и совершенства каждого из них познается Создатель (113, 158).

Как сочинитель книги из разума своего выносит слова и пишет их на бумаге, и так сочиняет книгу, и как бы из ничего делает нечто, так Премудрый и Всемогущий Создатель сотворил все, что писал в Своем Божественном разуме, чего пожелал, и как бы книгу, состоящую из двух листов, то есть неба и земли, сочинил. В этой книге видим Божие Всемогущество, Премудрость и Благость. Всемогущество, ибо Он сотворил все из ничего Своим пожеланием и Словом. Премудрость, ибо все сотворил премудро: "Все соделал Ты премудро" (Пс. 103, 24). Благость, ибо все не ради Себя, но ради нас сотворил. Добро щедро отдает само себя. Ибо Бог Сам ради Себя ничего не требует. Как прежде начала веков, так и ныне, и во веки веков. Он пребывает во всесовершенном блаженстве (104, 1049-1050).

Мир сотворен ради человека, но все вещи в мире-это следы Божии, они свидетельствуют о Боге; они, как ручьи, ведут человека к Жизни, Источнику Жизни, и показывают Его, и учат из Него черпать и освежать свои души; кто бы захотел пить из ручьев, видя самый Источник Жизни? Хороши создания, и очень хороши, но несравненно лучше Создатель, Который их сотворил хорошими. Созданное показывает Благость и Любовь Божию к нам и учит нас любить Бога, хвалить и благодарить Его как Создателя и Благодетеля своего. Они не требуют любви к самим себе, но как бы так говорят нам: мы сотворены Создателем для вашей пользы и вашего употребления, любите Того, Кто нас сотворил ради вас, а не нас самих, ибо мы сами любить вас не можем, и, употребляя нас ради своей пользы, благодарите Того, Кто дал нас вам (104, 1051).

Из этого ты узнаешь, христианин, что есть Бог-Творец, о Котором свидетельствуют создания, как мастерство о мастере. Все имеет от Него свое начало и бытие. Все повелением Божиим служит человеку. Человек, пользуясь Божиим созданием, непременно должен благодарить Бога, славить имя Его и усердно служить Ему. Заблуждаются, как слепые, те, которые этого долга не исполняют, и обличаются своей совестью как неблагодарные. Это им будет обличением на Суде Христовом, что пользовались Божиим добром, живя в мире, но Бога, Подателя добра, благодарить не хотели и не хотели служить Ему. Из этого можешь и себя рассмотреть, стараешься ли ты этот долг исполнять, чтобы не явиться неблагодарным Создателю твоему и не быть осужденным вместе с неблагодарными рабами в день Суда Христова. Святитель Тихон Задонский (104, 1054-1055).

ТВОРЕНИЕ МИРА
Бог-Творец мира невидимого и видимого
Если мир имеет начало и сотворен, то спросим себя: Кто дал ему начало и Кто его Творец? Но чтобы ты, доискиваясь этого посредством человеческих умствований, не уклонился как-нибудь от истины, Моисей предварил тебя своим учением, вместо печати и ограждения нашим душам, наложив досточтимое имя Божие, когда сказал: "В начале сотворил Бог..." (Быт. 1, 1). Это блаженное Естество, эта неоскудевающая Благость, эта Красота возлюбленная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, эта неприступная Мудрость-вот Кто сотворил в начале небо и землю! Святитель Василий Великий (4, 6).

Как только Благой и Преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку Благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его Благости, Он приводит из небытия в бытие и творит все без изъятия-как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он, мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом. Преподобный Иоанн Дама-скин.

"Точное изложение православной веры". СПб, 1894, с. 44.

Высочайший Художник-Бог-во всем, что должно было делать, пользуясь Своею всемогущей силой, то есть Сыном, ибо "все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть" (Ин. 1, 3), в начале и прежде всего другого сотворил небо и землю и призвал к бытию, хотя они никогда не существовали. Если же, быть может, кто-либо спросит, каким образом и откуда, то он услышит от нас следующее мудрое и поистине превосходное слово: "Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?" (Рим. 11, 34).

...В каждом из сотворенных дел Зиждителем было Слово, и одно только мановение Его давало бытие всему. Святитель Кирилл Александрийский. Творения, ч. 4, М., 1886, с. 9-11.

Прежде всего веруй, что один Бог, все сотворивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет. Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. Пастырь Ерма. Памятники древней христианской письменности в русском переводе, т. 1, М., 1860, с. 254.

...Создатель сотворил один всецелый мир, чтобы устроение многих миров не привело к мысли о многих Создателях. Посколь-ку же творение одно, то веруем, что и Творец его один. Святитель Афанасий Великий. Творения, ч. 1, М., 1851, с. 65.

Поскольку египтяне обоготворили видимую тварь и израильтяне, прожив с ними долгое время, стали причастны этому же нечестию, то Моисей, по необходимости, предлагает им учение о твари и ясно учит, что тварь имеет начало бытия и что Творец есть Бог всяческих. Блаженный Феодорит Кирский. Творения, ч. 1. М., 1855, с. 7.

...Если Бог не один вечен и все прочее не от Него произошло, в таком случае Он и не Бог. И если мир совечен Богу, следовательно, равен Ему по бытию, то он равен Богу и по неизменяемости, и по бесконечности, и по всему, и значит, есть другой Бог. Но два вечные и совместные начала не могут быть допущены по представлениям здравого разума. Тертуллиан. Епископ Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие, т. 2, СПб., 1851, с. 10-11)*.

Date: 2015-09-19; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию