Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опи­са­ние оп­рос­ни­ка и ис­сле­до­ва­ния





Этот адап­ти­ро­ван­ный ва­ри­ант оп­рос­ни­ка FIRO-B был на­ми вы­бран для ис­сле­до­ва­ния груп­по­вой ди­на­ми­ки, по­то­му что он по­зво­ля­ет ис­сле­до­ва­те­лю не толь­ко вы­явить сни­же­ние или по­вы­ше­ние рас­сеи­ва­ния внут­ри груп­пы, но и од­но­вре­мен­но про­сле­жи­вать гар­мо­нию ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми или груп­пой в це­лом с вне­штат­но дан­ной си­туа­ци­ей, кро­ме то­го, он да­же ре­ко­мен­до­ван к ис­поль­зо­ва­нию при ана­ли­зе груп­по­вой ди­на­ми­ки.

Оп­рос­ник FIRO-B (Fundamental Interpersonal Relations Orientation) соз­дал В. Шутц. «В» (behaviour) обо­зна­ча­ет уро­вень, на ко­то­ром про­ве­де­но из­ме­ре­ние. Оп­рос­ник меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний (ОМО) яв­ля­ет­ся рус­скоя­зыч­ной адап­та­ци­ей FIRO-B. Оп­рос­ник скон­ст­руи­ро­ван так, что­бы бы­ло воз­мож­но:

а) пред­вос­хи­тить по­ве­де­ние ин­ди­ви­да в меж­лич­но­ст­ных си­туа­ци­ях,

б) пред­ска­зать со­ци­аль­ные ин­те­рак­ции.

С точ­ки зре­ния по­след­не­го, оп­рос­ник от­час­ти яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ным сре­ди лич­но­ст­ных тес­тов: он по­зво­ля­ет про­из­ве­сти из­ме­ре­ние не толь­ко (лич­но­ст­ных ха­рак­те­ри­стик, но и, бла­го­да­ря ком­би­на­ции ин­ди­ви­ду­аль­ных ин­дек­сов, по­зво­ля­ет оце­нить от­но­ше­ния ме­ж­ду дву­мя и бо­лее ин­ди­ви­да­ми. Оп­рос­ник пред­на­зна­чен для оце­ни­ва­ния по­ве­де­ния в трех об­лас­тях меж­лич­но­ст­ных по­треб­но­стей: вклю­че­ния (I), кон­тро­ля (С) и аф­фек­та (А). Внут­ри ка­ж­дой об­лас­ти при­ни­ма­ют­ся во вни­ма­ние: вы­ра­жен­ное по­ве­де­ние ин­ди­ви­да (е), то есть тес­ти­руе­мый оце­ни­ва­ет в рам­ках оце­ноч­ной шка­лы ин­тен­сив­ность лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния в дан­ной об­лас­ти; по­ве­де­ние, тре­буе­мое ин­ди­ви­дом от ос­таль­ных (w), то есть тес­ти­руе­мый вы­ра­жа­ет в рам­ках оце­ноч­ной шка­лы ин­тен­сив­ность по­ве­де­ния ос­таль­ных по от­но­ше­нию к се­бе, ко­то­рая яв­ля­ет­ся оп­ти­маль­ной дляне­го.

Оп­рос­ник со­сто­ит из шес­ти шкал, сфор­ми­ро­ван­ных на ос­но­ве мо­но­тон­но де­тер­ми­ро­ван­ной мо­де­ли Гутт­ма­на (1954), что пред­по­ла­га­ет, что они яв­ля­ют­ся од­но­кри­те­ри­аль­ны­ми, со­во­куп­ны­ми и ре­про­дук­ци­он­ны­ми. Ка­ж­дая шка­ла, в сущ­но­сти, со­дер­жит од­но ут­вер­жде­ние, ко­то­рое де­вя­ти­крат­но по­вто­ря­ет­ся с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми. Оп­рос­ник со­дер­жит 54 ут­вер­жде­ния, ка­ж­дое из ко­то­рых тре­бу­ет от тес­ти­руе­мо­го, что­бы он вы­брал один из от­ве­тов в рам­ках шес­ти­баль­ной оце­ноч­ной шка­лы. В ре­зуль­та­те оце­ни­ва­ния от­ве­тов тес­ти­руе­мо­го по­лу­ча­ем бал­лы по шес­ти ос­нов­ным шка­лам.

На­зва­ния и сим­во­лы шкал ОМО (шесть ос­нов­ных шкал оп­рос­ни­ка)

 

ВКЛЮ­ЧЕ­НИЕ:

- вы­ра­жен­ное по­ве­де­ние:

Ie – стрем­люсь при­ни­мать ос­таль­ных, что­бы они име­ли ин­те­рес ко мне и при­ни­ма­ли уча­стие в мо­ей дея­тель­но­сти; ак­тив­но стрем­люсь при­над­ле­жать к раз­лич­ным со­ци­аль­ным груп­пам и быть как мож­но боль­ше и ча­ще сре­ди лю­дей.

- тре­буе­мое по­ве­де­ние:

Iw – ста­ра­юсь, что­бы ос­таль­ные при­гла­ша­ли ме­ня при­ни­мать уча­стие в их дея­тель­но­сти и стре­ми­лись бы быть в мо­ем об­ще­ст­ве, да­же ко­гда я не при­ла­гаю к это­му ни­ка­ких уси­лий.

 

КОН­ТРОЛЬ:

- вы­ра­жен­ное по­ве­де­ние:

Се – пы­та­юсь кон­тро­ли­ро­вать и вли­ять на ос­таль­ных; бе­ру в свои ру­ки ру­ко­во­дство и стрем­люсь ре­шать, что и как бу­дет де­лать­ся.

- тре­буе­мое по­ве­де­ние:

Cw – ста­ра­юсь, что­бы ос­таль­ные кон­тро­ли­ро­ва­ли ме­ня, влия­ли на ме­ня и го­во­ри­ли мне, что я дол­жен де­лать.

 

АФ­ФЕКТ:

- вы­ра­жен­ное по­ве­де­ние:

Ае – стрем­люсь быть в близ­ких, ин­тим­ных от­но­ше­ни­ях с ос­таль­ны­ми, про­яв­лять к ним свои дру­же­ские и те­п­лые чув­ст­ва.

- тре­буе­мое по­ве­де­ние:

Aw – ста­ра­юсь, что­бы дру­гие стре­ми­лись быть ко мне эмо­цио­наль­но бо­лее близ­ки­ми и де­ли­лись со мной свои­ми ин­тим­ны­ми чув­ст­ва­ми.

Меж­лич­но­ст­ная ори­ен­та­ция ин­ди­ви­да внут­ри ка­ж­дой об­лас­ти – I, C, А – оп­ре­де­ле­на раз­ни­цей ме­ж­ду вы­ра­жен­ным (е) и тре­буе­мым (w) по­ве­де­ни­ем. По­доб­ная оцен­ка пред­по­ла­га­ет, что ин­ди­вид ве­дет се­бя та­ким об­ра­зом, ко­то­рый со­гла­су­ет­ся с его по­треб­но­стя­ми. Чем боль­ше раз­ни­ца ме­ж­ду е и w, тем боль­ше ве­ро­ят­ность внут­рев­них кон­флик­тов и фру­ст­ра­ций дан­ной об­лас­ти. Сум­ма е и w ха­рак­те­ри­зу­ет об­щий объ­ем ин­те­рак­ций дан­но­го ти­па, ко­то­рый пси­хо­ло­ги­че­ски при­ем­лем для ин­ди­ви­да.

Со­вмес­ти­мость в тео­рии Шут­ца име­ет об­щее оп­ре­де­ле­ние как осо­бен­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду дву­мя и бо­лее ин­ди­ви­да­ми, ме­ж­ду ин­ди­ви­дом и ро­лью, ме­ж­ду ин­ди­ви­дом и ок­ру­жаю­щей си­туа­ци­ей, ко­то­рая ве­дет к вза­им­но­му удов­ле­тво­ре­нию меж­лич­но­ст­ных по­треб­но­стей и их вза­им­но­му со­су­ще­ст­во­ва­нию.

Гар­мо­нию в груп­пе, или со­вмес­ти­мость меж­лич­но­ст­ных ори­ен­та­ций, мож­но вы­ра­зить ли­ней­ной ком­би­на­ци­ей бал­лов. Ес­ли обо­зна­чим вы­ра­жен­ное по­ве­де­ние ли­ца А сим­во­лом , а ли­ца В – сим­во­лом , а их тре­буе­мое по­ве­де­ние – и , то ко­эф­фи­ци­ент вза­им­ной со­вмес­ти­мо­сти име­ет вид:

 

Ко­эф­фи­ци­ент ини­циа­ции:

 

Ко­эф­фи­ци­ент вза­им­но­го об­ме­на:

 

Вза­им­ная со­вмес­ти­мость мо­жет быть вы­ра­же­на ко­ли­че­ст­вен­но, ес­ли срав­ни­вать ин­тен­сив­ность по­ве­де­ния с точ­ки зре­ния е и w. Чем мень­ше раз­ни­ца ме­ж­ду ка­ж­дой па­рой бал­лов, тем луч­ше удов­ле­тво­ре­ны по­треб­но­сти ка­ж­до­го чле­на диа­ды. Ко­эф­фи­ци­ент rК дос­ти­га­ет оце­нок от 0 до 18. Чем бли­же оцен­ка к 0, тем вы­ше вза­им­ная со­вмес­ти­мость в диа­де. Ис­поль­зу­ют­ся аб­со­лют­ные ме­ры, по­то­му что в дан­ном слу­чае пред­ме­том ин­те­ре­са яв­ля­ет­ся ско­рее ве­ли­чи­на, а не на­прав­ле­ние.

Ко­эф­фи­ци­ент ини­циа­ции оК яв­ля­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том, ос­но­ван­ным на на­прав­ле­нии рас­хо­дов (от­да­вать) и до­хо­дов (при­ни­мать). Бал­лы здесь мо­гут быть ин­тер­пре­ти­ро­ва­ны сле­дую­щим об­ра­зом:

1) в об­лас­ти вклю­че­ния – пред­поч­те­ние при­сое­ди­нять­ся к ос­таль­ным с же­ла­ни­ем не быть при­гла­шен­ным (толь­ко лишь ини­ции­ро­ва­ние) как про­ти­во­по­лож­ность ожи­да­нию при­гла­ше­ния и не­при­ня­тию ак­тив­но­го уча­стия ни в чем-ли­бо (толь­ко лишь при­ня­тие);

2) в об­лас­ти кон­тро­ля – пред­поч­те­ние до­ми­ни­ро­вать, кон­тро­ли­ро­вать дея­тель­ность ос­таль­ных и пре­одо­ле­вать их влия­ние (рас­хо­ды, из­держ­ки) как про­ти­во­по­лож­ность за­ви­си­мо­сти и при­ня­тию влия­ния (при­ня­тие);

3) в аф­фек­тив­ной об­лас­ти – пред­поч­те­ние по­ве­де­ния, ак­тив­но вы­ра­жаю­ще­го лю­бовь (рас­хо­ды, из­держ­ки) как про­ти­во­по­лож­ность к пас­сив­ной ро­ли быть лю­би­мым (при­ня­тие).

Ес­ли два че­ло­ве­ка долж­ны эф­фек­тив­но со­труд­ни­чать, то их пси­хо­ло­ги­че­ски пред­по­чи­тае­мое по­ве­де­ние долж­но быть на­прав­ле­но на рас­хо­ды (из­держ­ки) и со­гла­сие. Кон­фликт­ная си­туа­ция воз­ни­ка­ет, ко­гда су­ще­ст­ву­ет раз­но­гла­сие ме­ж­ду пред­поч­те­ни­ем ини­ции­ро­вать и при­ни­мать. Для ка­ж­дой об­лас­ти меж­лич­но­ст­ных по­треб­но­стей, в сущ­но­сти, су­ще­ст­ву­ет два ти­па кон­флик­тов:

1) ме­ж­ду дву­мя ини­циа­то­ра­ми – ком­пе­тент­ный кон­фликт;

2) ме­ж­ду дву­мя «при­ни­ма­те­ля­ми» – апа­тич­ная не­со­вмес­ти­мость.

Ме­рой пред­поч­те­ния ини­ции­ро­вать или при­ни­мать яв­ля­ет­ся раз­ни­ца ме­ж­ду вы­ра­жен­ным (е) и тре­буе­мым (w) по­ве­де­ни­ем. Со­вмес­ти­мость са­мой вы­со­кой сте­пе­ни дос­тиг­ну­та, ес­ли бал­лы двух ин­ди­ви­дов ком­пле­мен­тар­ны, то есть ко­гда оцен­ка оК, ко­то­рая варь­и­ру­ет от -18 до +18, ну­ле­вая. Ес­ли оба ли­ца пред­по­чи­та­ют рас­хо­ды, то оК по­зи­тив­ная и вы­ра­жа­ет кон­ку­рент­ную не­со­вмес­ти­мость. Не­га­тив­ная оК пред­по­ла­га­ет, что чле­ны диа­ды пред­по­чи­та­ют при­ня­тие, и ин­декс пред­по­ла­га­ет апа­тич­ную не­со­вмес­ти­мость.

Ин­декс вза­им­но­го об­ме­на хК пред­по­ла­га­ет пред­поч­те­ние мно­го­крат­но­го из­ме­не­ния со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния в меж­лич­но­ст­ных кон­так­тах. Пред­по­ла­га­ет­ся, что су­ще­ст­ву­ет пред­по­чи­тае­мая ин­тен­сив­ность кон­так­та, ха­рак­тер­ная как для ин­ди­ви­да, так и для груп­пы. Для ин­ди­ви­да кри­те­рий «вы­со­кая сме­на – низ­кая сме­на» име­ет сле­дую­щие ха­рак­те­ри­сти­ки:

1) в об­лас­ти вклю­че­ния – вы­со­кая сме­на оз­на­ча­ет очень час­тую ин­те­рак­цию с дру­ги­ми, по­пыт­ку сдру­жить­ся с ни­ми и же­ла­ние, что­бы дру­гие бы­ли с ним в кон­так­те как про­ти­во­по­лож­ность изо­ля­ции и оди­но­че­ст­ву;

2) в об­лас­ти кон­тро­ля – вы­со­кая сме­на пред­по­ла­га­ет пред­поч­те­ние ие­рар­хии и од­но­вре­мен­но же­ла­ние, под­дать­ся кон­тро­лю и влия­нию как про­ти­во­по­лож­ность по­пыт­ке не под­да­вать­ся влия­нию ос­таль­ных и не вли­ять на них;

3) в об­лас­ти аф­фек­ции – вы­со­кая сме­на оз­на­ча­ет пред­поч­те­ние обо­юд­ных тес­ных меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний как про­ти­во­по­лож­ность со­хра­не­нию эмо­цио­наль­ной дис­тан­ции.

В диа­го­на­ли вза­им­ной сме­ны бал­лы долж­ны быть дву­мя оди­на­ко­вы­ми еди­ни­ца­ми, что­бы со­вмес­ти­мость бы­ла мак­си­маль­ной; вза­им­ная сме­на, так­же как и ат­мо­сфе­ра, – это не­что та­кое, что долж­но быть вза­им­но раз­де­ле­но. Для от­дель­ных об­лас­тей меж­лич­но­ст­ных по­треб­но­стей хК име­ет сле­дую­щее зна­че­ние:

1) I – уча­ст­ни­ки долж­ны быть еди­но­душ­ны в по­ни­ма­нии то­го, до ка­кой сте­пе­ни они бу­дут вза­им­но ин­те­ре­со­вать­ся друг дру­гом, что варь­и­ру­ет от «все­гда вме­сте» до «все­гда один»;

2) С – ин­ди­ви­ды долж­ны быть еди­ны в во­про­се струк­ту­ры, в ко­то­рой они бу­дут ра­бо­тать от «за­вер­шен­ной ие­рар­хи­че­ской струк­ту­ры» до «от­но­ше­ния в об­щем не струк­ту­ри­ро­ван­ные»;

3) А – чле­ны груп­пы долж­ны быть еди­ны в во­про­се ин­тен­сив­но­сти лич­ных от­но­ше­ний по кри­те­рию «очень тес­ные ин­тим­ные от­но­ше­ния» до «хо­лод­ные от­но­ше­ния с дис­тан­ци­ей».

Не­со­вмес­ти­мость воз­ни­ка­ет, ес­ли чле­ны груп­пы име­ют раз­лич­ные взгля­ды на час­то­ту и сте­пень сме­ны в оп­ре­де­лен­ной об­лас­ти меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний. Сте­пень сме­ны меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ет­ся пу­тем вы­чи­та­ния сум­мы вы­ра­жен­но­го и тре­буе­мо­го по­ве­де­ния в дан­ной об­лас­ти меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний ме­ж­ду дву­мя ин­ди­ви­да­ми. Оцен­ка по это­му ин­дек­су ко­леб­лет­ся от 0 до 18 бал­лов и вы­ра­жа­ет­ся в аб­со­лют­ной ве­ли­чи­не. Ме­ж­ду наи­выс­ши­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми, и со­вмес­ти­мо­стью су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь.

Этот ко­эф­фи­ци­ент яв­ля­ет­ся са­мым ис­поль­зуе­мым для групп из трех и бо­лее ин­ди­ви­дов, и, в сущ­но­сти, вы­ра­же­ни­ем об­щей груп­по­вой ат­мо­сфе­ры.

Date: 2015-09-19; view: 771; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию