Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностные ориентации и моральные качества личности





Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории люди выработали способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они, питали особые отношения: ценили и сберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремления. Понятие ценности отражает такое отношение между субъектом и объектом, в котором выражается оценка свойств или предметов и которые имеют способность удовлетворять определенные исторически формирующиеся потребности человека.

Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был признак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей. Они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда. Они ценили все, что создавали своим трудом, что, облегчало им жизнь, что помогало жить, ограждало от страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные изменения. В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные. Последние, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, этическими, эстетическими и т.д.

В самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключается в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов. Вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей является истина, эстетических и художественных – красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизировать взаимоотношения между людьми, разрешить противоречия между обществом и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечить чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относится добро, совесть, достоинство и т.д. свободны не только от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сию минутной выгоды. Её цель – способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности. Мораль есть способ выражения и совершенствования человека в сфере социальных отношений.

Позитивная роль моральных ценностей состоит в том, что они ориентируют людей на такие действия и отношения, которые способствуют укреплению морального единства общества. Моральные ценности являются критерием и формами оценки человеческих помыслов и действий, их личных моральных достоинств и уровня нравственного развития. Оценить перечисленные явления в категориях добра, совести, ответственности, достоинства, – значит, выявить нравственное и общественное содержание самих побуждений, действий и личных качеств людей. А это, в свою очередь, означает, что моральные ценности не представляют собой оторванных от жизни понятий, представлений, а выступают в качестве вполне определенных и реальных представлений нравственных отношений. А так как нравственные отношения не существуют обособленно от конкретных форм жизнедеятельности людей, то все они так или иначе оказываются носителями моральных знаний, т.е. обладают не только практической, но и моральной ценностью.

Существование и развитие моральных ценностей связано с общественной практикой, с конкретно-историческими формами общественных отношений, с теми изменениями, которые происходят в обществе. Общественные отношения обуславливают ориентацию людей в мире ценностей, выбор предпочтительных для них идеалов, норм, которыми они руководствуются в своем поведении. С одной стороны, моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в моральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического процесса. С другой стороны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, более или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей. Это объясняется тем, что человек как личность есть единство социального и индивидуального факторов.

Единство и различие социального и индивидуального фактора характеризует моральное сознание личности, природу её моральных качеств. Моральные качества – это черты характера, сопряженные с определенными установками к действию, направляемые и регулируемые сознанием личности, её мироощущением и осмыслением реальных ситуаций. Проявляются моральные качества не только как черты сознания, а как типичные черты поведения. Моральные качества, следовательно, характеризуют соотнесенность сознания и поведения, субъективного и объективного, проявляемую устойчивость в деятельности, общении и закрепленную в чертах характера. Моральные качества закрепляют устойчивое и типичное, поскольку они указывают на некоторую закономерность, повторяемость и позволяют отличить моральные качества от случайных, не свойственных человеку, так называемых ситуативных отклонений, которые могут иметь то или иное объяснение.

В моральных качествах совмещается и закрепляется то, что обусловлено факторами социальными и то, что является следствием индивидуальности, результатом особенностей конкретного воспитания. Общественные отношения преломляются через особенности конкретных обстоятельств жизни личности, они воздействуют на человека непосредственно и косвенно, что и объясняет, почему в одних и тех же социальных условиях формируются люди с индивидуальными различными качествами. При этом следует также учитывать активность морального сознания, активность личностного восприятия влияния внешней среды. Приобретенный однажды нравственный опыт в последующем играет роль своеобразной призмы, сквозь которую преломляются восприятия внешнего мира. Человек, усвоивший определенные понятия, стремится сопоставить с ними все то новое, что попадает в орбиту его внимания. Человеку свойственно как бы просеивать через собственное сознание новые впечатления, отбирая среди них те, которые гармонируют с уже сложившимися представлениями о жизни. Труднее, оказывается, пересматривать эти представления под влиянием новых впечатлений, следствием чего становится перестройка сознания, изменение и развитие моральных качеств.

Становление человеческой личности есть процесс постоянного взаимодействия индивида и среды, процесс усвоения социального опыта, превращения его в личный опыт, «достройка» и «перестройка» личного опыта.Моральные качества личности являются формами закрепления этого опыта и в то же время представляют собой фиксированные отношения личности и окружающей среды.

Какие же моральные качества личности оказываются наиболее ценными как для общества, так и для самого человека? Необходимость в определенных моральных качествах отражают двухстороннюю зависимость общества и личности, проявляющуюся в потребности обеспечения общественной деятельности и связанной с ней потребностью в общении, которая, в конце концов, приобретает относительно самостоятельный характер. О многих моральных качествах можно сказать, что они обладают ценностью сами по себе, т.е. безотносительно к какой-либо социальной необходимости. Таковы, например, доброта, дружелюбие, простота, скромность, искренность и т.п. Наиболее общие (интегральные) моральные качества личности выражают социальную направленность сознания и деятельности и характеризуют моральность человека с точки зрения общественной необходимости. Такими наиболее общими качествами следует считать коллективизм и человечность, поскольку они характеризуют нравственную сплоченность людей, живущих в обществе, их способность руководствоваться общими интересами. Человек становится моральным существом. Он проявляет готовность воспринимать и принимать в качестве приемлемых для себя правил поведения общественные моральные требования, воплощенные в обычаях, традициях, нормах. Вместе с этим он способен воспринимать моральные оценки со стороны общественного мнения, прислушиваться к голосу совести, следовать чувству долга, проявлять заботу об общем благе и быть гуманным в общении с окружающими. Человек является моральным, поскольку практически проявляет себя коллективистом и гуманистом. Отсутствие этих необходимых качеств для нормальной жизни обозначается понятием индивидуализма.

Коллективизм и человечность – такие личностные качества, в которых проявляется родовая сущность человека, его социальная природа. Коллективизм и человечность – две стороны общественных взаимосвязей людей. Коллективизм выражает способность жить в сообществе единомышленников и поддерживать его единство. Человечность в широком смысле – способность увидеть и уважать в другом человеке человека. Эти качества проявляются через многие другие. Такими являются взаимопомощь, доброта, бескорыстие, благородство, внимательность, отзывчивость, правдивость, дисциплинированность, душевность, сердечность, общительность, простоту, тактичность, трудолюбие, чуткость, щедрость и др.

История общества – это длительный и противоречивый путь становления человека. Это путь нравственного исторического развития личности, формирования и закрепления наиболее ценных моральных качеств. Понятие нравственного развития личности можно в самой общей форме определить как овладение человеком такими моральными качествами, которые обеспечивают общественное и личное благо. В конкретных исторических обстоятельствах формируется представление людей о благе, которое является наиболее обобщенным представлением о ценностях жизни и культуры. В одних случаях понятие о благе сводится к простой сумме материальных вещей, в других – оно далеко не исчерпывается ими и ориентирует на удовлетворение более высоких духовных потребностей. Отношение к вещам – исторично, а в своих оценочных проявлениях принимает форму моральных ориентаций.

Date: 2015-09-19; view: 1748; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию