Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смерть и бессмертие





Проблема жизни и смерти – вечная проблема, она обсуждается с античности до наших дней2. Марксистская философия считала, что для нас все ясно в этой проблеме, что мы строим светлое будущее, руководствуемся великими идеалами и не могут быть никакие дискуссии в отношении смысла жизни и смерти. Эта проблема поднимается больше в религиозных концепциях. Жизнь и смерть понятия, стоящие в центре любой религии. Земная жизнь всегда считалась загадкой, тайной, а физическая смерть как переход в другую более высокую и совершенную жизнь. Но, хотим мы или нет, проблема смысла жизни, её ценности интересует всех людей, поскольку от неё зависит деятельность и поведение человека, отношения между людьми, человеком и обществом.

Жизнь человека, в конце концов, есть удовлетворение его потребностей, на основе которых развиваются различные акты социальной и личной жизнедеятельности, общения и труда. Любая деятельность, исходя из определенных потребностей и основываясь на них, зависит от тех или иных систем ценностей, которые человек производит или использует. Смысл жизни не существует как самостоятельный атрибут действительности, он есть проявление человеческой личности, состоит в осознании индивидом своего собственного бытия.

И. Кант считал, что смысл жизни состоит в добровольном подчинении индивида законам морали и это возвышает человека над его собственной природой. Осознание индивидом своего собственного бытия есть условие и духовная форма возвышения человека над его природой. Из этих соображений выражение смысла жизни приобретает форму мировоззрения. Фихте утверждает, что истинный смысл человеческой жизни состоит в реализации индивидом полного согласия с самим собой, в разуме, свободе, в деятельности. Смысл жизни есть адекватное развитие человека со своей собственной природой, формирование личности. Гегель считал, что смысл жизни в своей сущности и по содержанию есть что-то надындивидуальное, сверхличностное, объединяя жизнь индивида с этой надындивидуальной системой, подчиняя индивида этой системе.

В религиозных концепциях жизнь имеет какую-то ценность, если она имеет какой-то смысл. Смысл жизни каждого человека определен высшей силой, внешнее человеку, которая в конце концов есть Бог. Жизнь человека является средством подчинения и служению этому абсолюту, земная жизнь является только подготовкой к потусторонней жизни.

Философия призывает к разуму человека и считает, что он сам должен найти ответ на эти проблемы, используя для этого собственные духовные силы. Кроме нас самих никто не в силах придать нашей жизни подлинный смысл. Накапливая человеческий опыт, философия может помочь человеку в поисках смысла жизни. В решении этой проблемы высказывается и материалистическая философия, которая исходит из того, что каждая человеческая жизнь есть самоценность, цель в себе и дана человеку не случайно (как может показаться некоторым) и не без смысла. И это потому что человек, индивид, личность являются составными частями человеческого общества. Другими словами, в определении смысла жизни надо исходить из какой-то системы ценностей.

Смысл человеческой жизни имеет два аспекта: индивидуальный и общественный, жизнь «для себя» и жизнь «для других». Жизнь каждого индивида есть, с одной стороны, самопроявление человека, его способностей, потребностей, творческих возможностей, с другой стороны, эта реализация имеет место в объективном мире, прежде всего в определенной социальной среде, которая формирует некоторые требования к индивиду. Смысл жизни есть сознательная стратегическая цель человека, проблема на достаточно длительный период жизни или на всю жизнь. Смысл жизни предполагает соотношение личной жизни с более широкой сферой действительности и в первую очередь с жизнью своего народа, социальных групп, общества в целом, или соотношение личной жизни с жизнью некоторых знаменитых личностей. Смысл жизни в сознании и поведение личности выражается в форме долга и идеалов, которые не навязываются индивиду, а принимаются добровольно и проявляется как свобода воли.

Смысл жизни реализуется во множестве способов деятельности – в труде, в семейной жизни, в воспитании детей, занятием наукой, литературе и искусство, в общественной деятельности и т.д. Но труд и производство не самоцель, а необходимые предпосылки и объективная основа для создания условий, в которых индивид мог самовыражаться. Истинное понимание смысла жизни формируется тогда, когда человек может отличать истинные ценности от ложных, когда понимает бессмысленность индивидуализма, абсурдность жизни только для себя. Высший смысл жизни имеется тогда, когда человек развивает все свои способности и реализует их в деятельности для блага людей, общества. Именно этот смысл получает наибольшее признание общества и приносит индивиду самое большое душевное удовлетворение и личное счастье.

Но в индивидуальной жизни человек никогда не достигает цели жизни общества и в этом смысле он существо, которое вечно не реализует адекватно свои цели. Этот момент вечного неудовлетворения толкает индивида к творческой деятельности, к совершенствованию своих способностей. Именно в этом состоит судьба человека, смысл его жизни – всесторонне развить свои способности, принести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, её культуры. В этом состоит смысл отдельно взятой личности, который реализуется в обществе. Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни вытекает из философской теории о социальной сущности человека. Попытки вывести смысл жизни из биологического фактора, обречены на провал, поскольку жизнь человека детерминирована множеством социальных факторов, которые являются и её регуляторами.

Понимание смысла жизни невозможна без проникновения в тайну смерти. Смерть есть конец жизни, есть её отрицание как высшей ценности. Вся сознательная жизнь человека проникнута противоречием между стремлением к бессмертию и его реальной смертностью, осознанной им. Это противоречие «разрешается» созданием концепций бессмертия человека и соответственно концепций о ценности жизни, которые являются двумя главными элементами в жизни человека.

Религиозные концепции обещают бессмертия души и следовательно вечную жизнь (в аду или рай) в потустороннем мире. Философы прошлого (М. Монтень, Б. Спиноза, И. Кант) подчеркивали, что идея бессмертия души – иллюзия, но она необходима для укрепления нравственности в обществе1. Человек как живой организм не вечен, он рождается, растет, старится и умирает, таковы биологические законы. Жизнь человека единственна, уникальна, неповторима, она не возобновляется и потому имеет исключительную ценность.

Смысл смерти и её преодоление зависят от того как мы понимаем смысл жизни. Исследование случаев самоубийства показало, что жизнь становится невыносимой только для тех индивидов, которые не видят никакого смысла в этой жизни. Если смысл жизни понимается в её социальном аспекте, тогда и смерть может быть преодолена. Татарский поэт Муса Джалиль говорил, что жизнь надо прожить так, чтобы и после смерти не умереть. В жизненной структуре человека можно выделить некоторые потребности, которые формируют стратегию деятельности и соответственно стремление к бессмертию:

человеку присуще индивидуальное стремление к бессмертию, которая выражается в самосохранение, стремление избежать смерти;

стремление человека к бессмертию как родового существа – стремление видеть продолжение себя, своей жизни в жизни потомства;

стремление к бессмертию как продолжение себя в практических делах, в духовных исканиях и т.д.;

социальная интенция бессмертия как стремление служить своему народу, другим людям.

Другими словами, бессмертие надо понимать не в индивидуальном, биологическом смысле, а в социальном. Все эти стремления к бессмертию ещё раз доказывают, что проблема смерти не что иное как проблема формирования истинных ценностей и обоснования смысла жизни. Правы представители экзистенциализма, которые считают, что только находясь лицом к лицу со смертью, мы можем понять и осмыслить истинные ценности и смысл жизни.

 

Литература

Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека. // Философские науки. 1991. № 1.

Григорьян Б.Т. Философская антропология. // Вопросы философии. 1995. № 2.

Коган Л. Жизнь как бессмертие.// Вопросы философии. 1994. № 12.

Культура, человек и картина мира. М.,1987

Лакс Дж. О множественности человеческой природы. // Вопросы философии. 1992. № 10.

Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопросы философии. 1990. № 6.

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.

Человек и мир: проблема антропоцентризма. // Философские науки. 1992. № 3.

 

 

Глава 19. С оциальный прогресс и глобальные проблемы

 

 

Date: 2015-09-19; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию