Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и соотношение с кибернетикой





Вторая половина ХХ столетия характеризуется интенсивным формированием новых направлений научных исследований и даже целых отраслей знания. На первое место выдвигается кибернетика, потом космонавтика, системотехника, эргономика, прогностика, науковедение, инженерная психология, синергетика, патентоведение, бионика, эвристика, теория управления и др. Среди них особое место занимает теория научной информации. Новое название «информатика» было предложено в начале 60-х годов Ф. Темниковым. Это понятие уже использовалось во французском языке для обозначения автоматической переработки информации в обществе.

Информатика в своем нетрадиционном, безбумажном виде является продуктом очередной электронной революции, начавшейся в середине 70-х гг., основой которой была микропроцессорная техника. Возникновение информатики было детерминировано потребностями общественной практики, массовым внедрением компьютеров в национальную экономику:

компьютеризация орудий труда, встраивание автоматических информационно-перерабатывающих устройств в механические системы (механотроника);

компьютеризация производственных технологий путем создания и встраивания в технологические комплексы устройств и систем автоматического управления (технотроника);

компьютеризация социально-коммуникативных процессов, формирование информационных технологий путем механизации различных областей социальной деятельности как планирование и управление, научные исследования, проектирование, медицина, образование, криминалистика, охрана окружающей среды, банковская деятельность, торговля и др. (информатика).

Итак, появление информатики как науки есть результат массового создания и применения в социальной практике электронно-вычислительной техники, особенно ЭВМ четвертого и пятого поколений, персональных компьютеров, новых средств информационной связи. Информатика есть наука о переработки информации с помощью компьютеров, наука которая изучает взаимодействие ЭВМ и компьютерных систем с социальной средой. Предметом информатики являются информационные технологии, информационная среда и информационные ресурсы. Информационные технологии охватывают автоматические процессы производства, хранения, использования и передачи социоинформации, а также технические средства их осуществления. Информационная среда – это такая сторона информационной сферы социума в целом либо его подсистем, которая непосредственно связана с информационными технологиями, образуя при этом определенную целостность. Информационная среда является средством коммуникации людей. Информационный ресурс – это информация, понимаемая как товар и который имеет следующие особенности:

информационный фактор произвел в жизни современного общества самые глубокие изменения и связал мир в единую информационную систему;

информационный ресурс в отличие от материальных ресурсов при потреблении не сокращается, а, напротив, увеличивается;

вместе с материальными и людскими ресурсами является движущей силой развития общества;

является непосредственной производительной силой общества;

соединяясь с человеком, образует творческую интеллектуальную систему.

Кибернетика и информатика имеют в принципе один и тот же объект познания – информационная реальность (совокупность всех форм и проявлений информации, её систем и процессов, включая и процессы управления). Однако кибернетика занимается больше проблемами управления, используя принцип всеобщей и обратной связи. Кибернетика изучает законы управления в биологических, технических и социальных системах. Информатика изучает не просто информацию, а единство информационных, лингвистических, технических и программных средств, т.е. то что составляет основу информационных технологий, она изучает основные характеристики, структуру и функции автоматизированных информационных систем.

Автоматизированные информационные системы составляют основу коммуникации, обмена данными и информацией, является средством хранения информационных ресурсов. Процессы накопления информации в обществе ведут к формированию социальной памяти и созданию системы человеческих коммуникаций с помощью компьютерной техники. Последние создают возможности значительного ускорения социального прогресса.

Информатика – наука о наиболее общих закономерностях хранения, обмена, переработки и использования информационных ресурсов с помощью компьютеров и компьютерных систем. С одной стороны, информатика - это особая отрасль народного хозяйства, совокупность автоматизированной информационной техники и технологии (информационные ресурсы), с другой – область знания, общенаучная дисциплина, теория научно-информационной деятельности, наука, занимающаяся изучением информации, её свойств, критериев и структур в естественных и искусственных социокоммуникациях. Информатика как общенаучная дисциплина и отрасль народного хозяйства оказывается важнейшей формой интенсификации не только материального производства, но и научной деятельности, общественного сознания, всей духовной сферы общества.

 

 

14.3. Социальная информатика: содержание и сущность. Информационное общество

 

В последнее время в науке утвердилось новое понятие – социальная информатика, которое органически соединяет в одно целое универсальность информатики и особенности социума. Социальная информатика - это наука, изучающая закономерности и тенденции взаимодействия общества и информатики, т.е. процессы информатизации общества и социализации информатики. Перед ней стоят следующие задачи:

изучение социальных условий и предпосылок информатизации социума;

изучение социальных последствий информатизации;

выявление и исследование процессов и тенденций целостных человеко-машинных социоинформатизированных систем.

Информатика и система социоинформации диалектически неразрывны, взаимодействуют друг с другом. Поэтому нет смысла абсолютизировать значение информатики, либо системы информации. Социальная информатика – главнейший рычаг создания и становления адекватной системы социоинформации, это наука изучающая теоретические и практические проблемы социальной информации.

Основные понятия социальной информатики – социальная память и социальный интеллект.

Социальная память не есть механическая сумма сохраняющихся в обществе знаний. Социальная память может быть охарактеризовано как накопленную в ходе социально-исторического развития информацию, зафиксированную в результате практической и познавательной деятельности, передаваемую из поколения в поколение с помощью социально-культурных средств и являющуюся основой индивидуального и общественного познания на каждом конкретном этапе исторического развития. Другими словами, социальная память представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально-значимой информации, необходимой для функционирования общества. Содержанием социальной памяти является коллективный опыт человечества, который фиксируется в общезначимой форме с помощью различных средств «социального наследования». Последние включают: орудия труда и материализованные результаты труда, чаще всего фигурирующие как материальная культура; объективные социальные отношения, основанные в последней инстанции на производственные отношения; традиции, нормы и другие элементы духовной культуры; язык и различные знаковые системы. Социальная память есть основа и условие существования индивидуальной памяти. Индивид становится человеком, только усваивая накопленную в общественной памяти информацию.

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, система умственных операций связанных со стратегией решения проблем. Интеллект одна из сторон разума, его информационно-коммуникативная подсистема, определяющая логические (когнитивные) способности человека, его умение создавать семантическую информацию (новые знания в виде сообщения). Интеллект это способность целенаправленной системы выдавать неожиданные и конструктивные сообщения. Интеллект это «температура» ума, «мощность» разума1.

Социальный интеллект – это способность общества (либо той или иной его подсистемы) «понимать», т.е. конструктивно использовать, имеющиеся в его распоряжении знания для снятия остаточной и добавленной энтропии. Другими словами, социальный интеллект представляет собой способность общества воспринимать, хранить, перерабатывать знания, синтезировать их и генерировать новые знания, воплощать их в проектах устойчивого развития социосистемы.

Однако, социальный интеллект - не арифметическая сумма индивидуальных интеллектов, а система, уровень отдачи которой определяется не столько способностями входящих в нее людей, сколько коммуникационными связями между ними. Социальный интеллект – открытая система, отличающаяся такими характеристиками как: сетевая структура; социальная память; развитые средства массовой информации и коммуникации; интеллектуальный слой творчески мыслящих людей, генерирующих новые идеи; интеллектуальный рынок; информационный ресурс как основа, двигатель социального прогресса. В совокупности указанные элементы формируют интеллектуальную среду и ее центральное звено – информационную среду.

Социальная информатика – главнейший рычаг создания и становления адекватной системы социоинформации. Единая система социальной информации призвана обеспечить информацией управление не только производством, но и обществом в целом, а также экологические, социально-политические, духовные и другие процессы. С учетом специфики отдельных видов социальной информации целесообразно создать несколько систем информации общегосударственного масштаба: экономической, научно-технической, политической, нравственно-этической, семейно-бытовой, об окружающей среде и природопользовании, о медицине и здравоохранении и др.

Информационное общество - нетрадиционная стадия общественного развития, возникающая объективно в ходе социального прогресса. По сравнению с индустриальным обществом она предполагает качественно более высокий уровень развития производительных сил за счет применения интенсивных форм и методов работы, т.е. неординарных технологий.

Основу социальной динамики информационного общества составляют не традиционные материальные ресурсы (грубые структуры), а информационные (интеллектуальные) возможности, т.е. тонкие феномены социума: знания, наука, организационные факторы, способности людей, их инициатива, творчество, традиции и т.п. Другими словами, созидание информационного общества связано с формированием структур и механизмов социального интеллекта, суть которого определяется информационными связями. Общество может иметь огромное количество квалифицированных специалистов, много работать (и физически, и умственно), «тонуть» в безбрежном океане знаний и при этом жить в невиданной бедности. Все дело в уровне информационных связей, что целиком определяется степенью развитости информационных механизмов, относящихся к тонкому социомиру. Информационное общество1 имеет следующие характеристики:

информация и информационные ресурсы являются самым главным капиталом и имеют приоритет по отношению к вещественно-материальным ресурсам;

свободный доступ к информации;

гарантируется информационная безопасность1;

основа экономического и социального развития являются информационные (наукоемкие) технологии;

обеспечивается экологическая безопасность;

решается проблема информационного «тромбоза»;

осуществляется глобальное единство всей цивилизации на информационной основе;

максимально реализуются принципы и идеалы гуманизма.

Бесспорно, нами охвачены далеко не все характеристики (критерии) информационного общества. Этот перечень может и должен быть продолжен и, возможно, не только в позитивном плане. Ведь информационные мир не только гуманен, но и коварен. Тем не менее и отмеченное дает нам право на очень важный вывод: без выделенных выше черт общество не может быть информационным.

Эволюция цивилизации сегодня детерминировано возникновением и последующем развитием нового явления - тонко-вибрирующего социального феномена. В изучении социальных механизмов логично выделить три типа структур и соответственно три типа механизмов: исходные (древнейшие структуры от которого начинается эволюция социальных систем) и приобретенные (возникшие в процессе эволюции). Эти два типа структур и механизмов могут быть названы базовыми, грубыми. Это, как правило, экономические структуры, которые видны невооруженным взглядом. Над ними надстраиваются тонко-вибрирующие структуры и механизмы. Последние относятся к высшим, тонко-вибрирующим явлениям общества, особо чувствительным к прогрессу. Современная информационная революция выдвигает их на первое место и отводит им главную роль в дальнейшем устойчивом развитии социального организма.

К тонкому социомиру относят структуры и механизмы (политические, экономические, правовые, интеллектуальные, духовные, психологические, нравственные), обеспечивающие социальную защищенность личности, её свободу и неприкосновенность, условия для её самовыражения и эффективного взаимодействия на общественный прогресс. Среди них выделяют механизмы языка, государственной символики, интеллектуальной собственности и информационного рынка, интеллектуальной (информационной) среды, общественного мнения и гласности, массового сознания и самосознания, здравого смысла, творческого и научного потенциала нации, религии и нравственности, социальной памяти и традиций, социальной психологии. Перечисленные тонкие механизмы легко уничтожимые, но трудно возрождаемые, имеющие как бы второстепенный характер, но при определенных экстремальных условиях неожиданно приобретают главную роль.

Каковы особенности тонко-вибрирующих феноменов?

Информационно-технологическая революция радикально изменяет факторы, условия и цели социального прогресса. Основной ресурс человечества теперь становится информация, а решающим средством в процессе существования и развития принадлежит социальному интеллекту. Инженерия знаний (информационные технологии) является ядром наукоемких технологий. Социальное наследование, интеллектуальная селекция, превращение знаний в движущую силу, снижение социальной энтропии - главные рычаги, формирующие теперь направленность социального прогресса, ноосферного развития.

Тонко-вибрирующие структуры и механизмы, как уже отмечалось, связаны с духовными (интеллектуальными, нравственными) явлениями и этим проявляется их главная «тонкость». Среди названных субтильных феноменов социального организма особое место занимают вибрирующие структуры. Институты общественного мнения (пресса, радио, телевидение), церковь, политические течения и другие ассоциации, а также такие специфические прослойки населения как студенчество, ученые, писатели, художники, композиторы первыми включаются в социальное движение, начинают реагировать, «вибрировать» на аномальные и антисоциальные проявления в обществе, раскачивая его. Таким образом, названные структуры как бы «расшатывают» общество, пробуждает её из спячки. Самая главная особенность тонко-вибрирующих структур – их духовная, интеллектуальная сущность, точнее говоря, их направленность на поддержание и развитие интеллектуального потенциала общества и нравственных основ жизни. Интеллект, как первичный творческий элемент прогресса, является достоянием не только отдельного индивида, но и любого социума, будь это общество в целом или отдельные её подструктуры (нации, партии, производственные коллективы).

 

 

Date: 2015-09-19; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию