Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура сознания. Сознание сложный процесс, состоящий из различных психологических компонентов, которые функционируют как единое целое





Сознание сложный процесс, состоящий из различных психологических компонентов, которые функционируют как единое целое. Среди них выделяют мышление, интеллект, память, эмоции и чувства, волю. Мышление (интеллект, разум) является гносеологической стороной сознания. Оно дает знание о внешнем мире, информацию о нем. А содержанием сознания является знание, следовательно, без мышления невозможно сознание. Мышление означает способность к анализу и синтезу, к приобретению новых знаний, применению их в новых условиях. Интеллект измеряется не количеством знаний, а способностью к их приращению и творческому применению. Интеллект есть способность индивида гибко понимать и эффективно, творчески решать практические и теоретические проблемы. Интеллект предполагает совокупность принципов, правил, алгоритмов с помощью которых реализуются многочисленные формы мышления. Интеллект это своего рода «температура» ума, сила человеческого разума1. Человеческое мышление имеет обобщенный, абстрактный характер и выражается понятиями. Для существования понятий необходима память, язык, слова.

Индивидуальная память есть способность человека запечатлевать, сохранять, воспроизводить знания. Без памяти нет знаний, сознания. Социальная память (память общества) закреплена в предметах культуры – книгах, языке, вещах, произведениях искусства. Это память поколений, память истории, память народа, национальной культуры, традиций2.

Эмоции и чувства являются оценочным отражением объективной действительности. Они связывают внешнюю ситуацию с потребностями человека. Важнейшей социальной потребностью человека является потребность в самоутверждении, она проходит через всю человеческую жизнь и через все виды деятельности. Эмоции являются регулятором человеческой активности, положительные или отрицательные эмоции регулируют выбор действия, формируют поступок. Эмоции позволяют сделать знания прочными, превратить их в убеждения.

Воля – особый механизм регуляции деятельности, присущий только человеку (у животных и маленьких детей ей предшествуют потребности как мотивы действий). Социальные нормы, пройдя через психику человека, «интериоризируясь», становятся внутренним механизмом регуляции деятельности. Волевые механизмы формируются в социальной деятельности и социальных нормах. Воля – это самоконтроль и двигательная сила сознания личности.

В структуре человеческой психики выделяют ещё два уровня: сознательный и бессознательный. Неосознанные процессы – это не какие-то таинственные, мистические явления, а обычные ощущения, восприятия, память, потребности и т.п., на которые сейчас индивид не обращает внимания. Одни и те же процессы меняют свою модальность, они могут превращаться из осознанных в неосознанные и наоборот, между ними нет преграды, принципиальной границы.

С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют защитную роль нервной системы, берут под свой контроль те функции, для исполнения которых не требуется творческий подход и непосредственное участие сознания. Бессознательное существует как установка, навыки и автоматизмы, мотивы и мотивация, внушение и гипноз. Неосознанные психические процессы функционируют и при взаимодействии людей в группе, в массах. Их изучает социальная психология («психологический климат» в группе, «феномен толпы» и т.д.).

Впервые концепцию о бессознательном сформулировал Г. Лейбниц. Бессознательное он понимал как низшая форма деятельности духа, которая находится за пределами сознательных представлений. Кант пытается связать бессознательное с проблемой интуиции и чувственного познания. А. Шопенгауэр и Э. Гартман возвели бессознательное в ранг универсального принципа, как основа бытия и причина мирового процесса. Динамическую характеристику бессознательному дал И.Ф.Гербарт. Неосознанная психическая деятельность человека была изучена в плане психопатологии французской психиатрической школой.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) сформулировал своеобразное учение о психике человека, отдавая приоритет бессознательному фактору и инстинктам. Бессознательное он сводит к инстинктам, что не совсем оправдано. Инстинкты – это физиологическая деятельность и к ним не применимы оценка осознанное или неосознанное. Мы не можем сказать, что желудок или сердце функционируют осознанно или неосознанно. Осознанное или неосознанное применимо только при характеристики высшей нервной деятельности.

Психику З. Фрейд делит на три этажа: Первый (низший) – это «Оно», здесь кипит котел влечений - смутных, тайных, часто неприглядных. Это мир бессознательного, где властвуют инстинкты. Бессознательное есть глубинная основа психики, которая определяет сознательную жизнь субъекта и даже судьбу целых народов. Бессознательные влечения формируют содержание эмоций и переживаний. Сознание в большей степени зависит от импульсов, вытесненных в бессознательное. Второй уровень «Я», это осознанная сфера психики, самосознание человека. Третий уровень – « Сверх-Я» - это мир социальных норм, запретов (табу) на продиктованные инстинктами поведение, это цензура, мораль. Личность при этом как бы оказывается под прессом, она раздираема противоречиями. Индивид должен выбирать между желаниями и удовольствием (принцип удовольствия), между возможным и допустимым (принцип действительности). Желания тяготеют к реализации. Социальная цензура, мораль не всегда позволяют их осуществлению. З. Фрейд считает, что мораль выполняет репрессивную, принудительную функцию по отношению к человеку. Нереализованные влечения и желания вытесняются в бессознательное, а оттуда они могут осуществляться под другие формы. Бессознательные влечения, чтобы реализоваться принимают благопристойный вид, подвергаются сублимации. Противоречие между желаемым и возможным ведет к неврозам, к срывам нервной деятельности, к болезни. Болезнь есть своеобразная реализация влечений только в извращенной форме. Когда впервые З. Фрейд доложил свои идеи на заседание общества психоневрологов знаменитый невролог Мейнерт сказал: «В сообщении доктора Фрейда я нахожу много новых и много верных идей. К сожалению, верные идеи стары, а новые идеи ложны».

Фрейдизм – это учение З. Фрейда в том виде, как оно было им сформулировано в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм – это абсолютизация роли неосознанных процессов, признание конфликта между сознанием и бессознательным, личностью и обществом, приоритет влечений в объяснении поступков человека. Сущность фрейдизма – в рациональном анализе бессознательных влечений и через это освобождение от них.

Неофрейдизм (представители Г. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм) - это стремление переосмыслить учение Фрейда в направлении его большей социологизации. Они отвергли фрейдовский биологизм, сексуальный детерминизм и инстинктивизм, придавали меньшее значение бессознательному фактору в поведении индивида, но больше занимались выяснением роли бессознательного в понимании социальных феноменов.

 

 

Date: 2015-09-19; view: 381; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию