Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Базисные убеждения в современной психологии





Термин убеждения все чаще встречается в психологической литературе в связи с бурным развитием когнитивных и когнитивно - поведенческих направлений психотерапии. В когнитивной психотерапии понятия убеждения, схемы, правила, когнитивные паттерны, когниции в целом являются взаимозаменяемыми (Бек, Фримен, 2002). Если говорить более точно, схемы - это когнитивные структуры, которые организуют опыт и поведение; убеждения и правила отражают содержание схем и, следовательно, определяют содержание мышления, эмоций и поведения. Таким образом, вполне допустимо употребление понятий дисфункциональные схемы и дисфункциональные убеждения в одном значении, тем более, что понятие "схемы" достаточно полно разработано в психологической науке и имеет теоретическое и эмпирическое обоснование.

Концепт схемы возник в психологии в связи с проблемой изучения репрезентации образа окружающего мира в структуре индивидуального сознания. Однако задолго до появления когнитивной психологии понятие схемы как структуры, одновременно предвосхищающей восприятие мира и изменяющейся под его воздействием, было введено И. Кантом, который сделал попытку преодолеть разрыв между эмпиризмом и рационализмом в гносеологии. Как известно, сторонники эмпиризма утверждали, что знание есть копия окружающего нас мира, в то время как рационалисты полагали, что знание есть исключительно продукт ума. Кант ввел категории априорного (предшествующего опыту) и апостериорного (чисто сенсорного) знания, через которое и определялся концепт схемы (Кант, 1994). Таким образом, априорная функция схем состоит в предвосхищении восприятия индивидом происходящих событий, а апостериорная - в изменении самих схем в соответствии с этими событиями.

В когнитивную психологию понятие схемы было введено Бартлеттом (Bartlett, 1932). В процессе анализа экспериментов, суть которых заключалась в том, что различные испытуемые должны были пересказать одну и ту же историю, Бартлетт обнаружил, что в процессе пересказа наблюдаются устойчивые паттерны ошибок. Так, например, при пересказе индейских сказок испытуемые-европейцы вносили в них изменения до тех пор, пока индейская сказка не становилась похожей на европейскую. Для объяснения этого явления Бартлетт и предпожил концепт схемы как компонента памяти, который формируется из взаимодействия с внешней средой и одновременно организует поступающую информацию определенным образом. В случае эксперимента с пересказом историй действие схемы заключалось в добавлении хорошо знакомых и принимаемых "западных" элементов рассказа и забывании необычных "индейских".

Схемы формируются в процессе развития личности. Наиболее полную концепцию генетического развития когнитивных схем создал Ж.Пиаже (Пиаже, 1969). Указывая на ведущую роль схем в когнитивном развитии индивида, он писал: "Никакое поведение, даже если оно является новым для данного индивида, не может рассматриваться как абсолютное начало. Оно всегда привязано к предшествующим схемам, будучи, таким образом, равносильным ассимиляции новых элементов ранее сконструированными структурами (врожденными, как в случае рефлексов, либо приобретенными ранее)". Следовательно, любой опыт, в том числе травматический, ложится на уже суще­ствующие у индивида схемы.

Ж. Пиаже ввел понятия ассимиляции и аккомодации, которые являются важными при объяснении влияния травмы на когнитивные схемы. Ассимиляция - это включение нового объекта в уже существующие схемы действия. В процессе ассимиляции происходит редукция нового опыта к уже существующим сенсомоторным и концептуальным структурам. В случае, если новое воздействие не полностью охватывается существующими схемами, происходит аккомодация, то есть перестройка самих схем, их приспособление к новому объекту. Аккомодация имеет место в тех случаях, когда существующая схема не приводит к ожидаемым результатам. Основной механизм раз­вития, по Пиаже, заключается в чередовании процессов ассимиляции и аккомодации (Glasersfeld, 1996). Мы можем предположить, что в ситуации травмы индивид переживает опыт, который трудно ассимилировать, однако аккомодация схем к такому опыту также затруднена.

Понятие «базисные убеждения» (или «базисные схемы») возникло и развивается на пересечении когнитивной, социальной, а также клинической психологии и психотерапии, которые пытаются ответить на вопрос о том, каким образом индивид конструирует свои представления об окружающем мире и собственном «Я». В целом базисные убеждения можно определить как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека [2].

Одной из основных когнитивных концепций, послуживших основой когнитивного понимания травмы, является когнитивно-экспериентальная теория С.Эпштейна (Epstein, 1990). Согласно когнитивно-экспериентальной теории, люди автоматически конструируют имплицитную "теорию реальности", которая включает два основных блока: теорию собственного "Я" и теорию окружающего мира, а также репрезентации отношений между "Я" и миром.

С. Эпштейн положил в основу своей теории постулат о том, что люди постигают реальность двумя основными способами: эмпирическим и рациональным. В данном случае С. Эпштейн предлагает метафору "сердце и голова", подчеркивая, что существует огромная разница между тем, как человек приобретает знание в случае интеллектуальной работы и в ситуации инсайта. Знания, полученные на лекции, усваиваются совер­шенно не так, как знания, полученные на опыте. Отличие информации, усвоенной на опыте, состоит в том, что она имеет определенный эмо­циональный заряд и фиксируется гораздо более прочно, чем информа­ция, полученная в результате интеллектуальных действий. Согласно когнитивно-экспериентальной теории, большую роль в переживании человеком жизненных ситуаций играют предсознательные процессы. Сознание и бессознательное гораздо меньше задействованы в обработке поступающей информации.

Таким образом, личность имеет две адаптивные системы: эмпириче­скую и рациональную. Согласно Эпштейну, конструкты, которые люди строят при помощи рациональной системы, называются убеждениями, а конструкты, которые формируются в эмпирической системе, называют­ся имплицитными убеждениями или схемами. Схемы лежат в основе конструируемой человеком теории реальности, составляют ее фундамент. Они формируются в результате процесса достижения лично­стью эмоционально значимого опыта при взаимодействии с окружаю­щим миром и проявляются в поведении человека само собой, пред­шествуя по времени произвольным рациональным процессам.

Проанализировав работы известных теоретиков психологии лично­сти, Эпштейн выделил четыре вида базисных потребностей, стремление к удовлетворению которых детерминирует человеческое поведение: ин­дивид стремится, во-первых, максимизировать удовольствие и миними­зировать боль (Фрейд); во-вторых, обрести связную и стабильную кон­цепцию окружающего мира (Роджерс); в-третьих, обрести объект привя­занности (Боулби, Фейерберн); в-четвертых, повысить чувство самоува­жения (Адлер, Олпорт, Кохут). Удовлетворение данных потребностей производится с помощью как эмпирической, так и рациональной систем.

В соответствии с основными потребностями личности, Эпштейн вы­деляет четыре базисных убеждения (или схемы), составляющие лично­стную теорию реальности, включающую представления о доброжелательности окружающего мира; о его справедливости; в том, что окружающим людям можно доверять; о собственной значимости.

В дальнейшем теория Эпштейна получила развитие в концепции психической травмы Р.Янофф-Бульман.

Таким образом, трактовка понятия схемы, развитая в теориях когни­тивных процессов, с одной стороны, и когнитивных теориях личности, с другой, различается. Данное различие состоит, главным образом, в том, что в теориях когнитивных процессов схемы рассматриваются как ког­нитивные структуры, предвосхищающие восприятие и познание субъек­том реальности, тогда как в когнитивных теориях личности - как когни­тивно-аффективные комплексы, формирующиеся из переживания инди­видом событий его личных переживаний в зависимости от этого, направ­ляющих его поведение.

В соответствии с этим одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности. По мнению американского психолога Ронни Янфф-Бульман, оно основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира. Это, во-первых, вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. Во-вторых, убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. И, наконец, убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек» (самоценность), «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости.

Базовые убеждения личности претерпевают серьезные изменения под влиянием перенесенных личностью детских психологических травм и травматических событий, в результате которых основательно разрушаются привычные жизненные представления и схемы поведения.

Таким образом, имплицитная концепция окружающего мира и собственного «Я» абсолютного большинства здоровых людей может быть сформулирована следующим образом: «В этом безграничном мире хорошего гораздо больше, чем нехорошего. Если что-то плохое и случается, то это бывает, в основном с теми, кто делает что-то не так. Я хороший человек, следовательно, могу ощущать себя защищенным от бед». Однако есть ситуации (экстремальный опыт), резко противоречащие этой концепции. Их осмысление вызывает тяжелые и долговременные психологические проблемы: в одночасье индивид сталкивается с ужасом, порождаемым миром, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая ранее уверенность в собственной защищенности и неуязвимости оказывается иллюзией, повергающей личность в состояние дезинтеграции. Процесс же совпадения с травмой, по Янофф-Бульман, состоит в восстановлении базисных убеждений: в случае успеха они делаются другими, по сравнению с тем, какими были до травмы, однако восстановление проходит не полностью, а только до определенного уровня, освобождающего человека от иллюзии личной неуязвимости. Картина мира индивида, пережившего психическую травму и успешно совладавшего с ней, таким образом, примерно такова: «Мир доброжелателен и справедлив ко мне. Я обладаю исключительным правом выбора. Но так бывает не всегда». Концепт базисных убеждений широко применяется в психологии посттравматического стресса для исследования механизмов психической травмы. Травматические события оказывают влияние на различные подсистемы индивидно-личностной структуры, изменяя физическое, поведенческое, эмоциональное, социальное и когнитивное функционирование человека. К наиболее значимым когнициям, связанным с выраженностью симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), относят убеждение о враждебности и опасности внешнего мира и представления о собственном «Я» как слабом и некомпетентном

Негативный опыт вызывает долговременные и тяжёлые психологические проблемы. Чувство беспомощности и потери контроля над собственной жизнью может сохраняться ещё долгое время после того, как исчезнут первоначальные симптомы ПТСР. Таким образом, базовые убеждения как в отношении самого себя, так и в отношении окружающего мира могут существенно отличаться у лиц, переживших травматическое событие и не переживших такового.

Таким образом, в результате теоретического анализа проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций, базисных убеждений и совместимости супругов в брачной паре можно сделать следующие выводы:

1. Совместимость супругов является одним из решающих факторов укрепления семейных отношений, а следовательно условием сохранения благоприятной атмосферы в семье, от чего зависит физическое и психическое здоровье человека, условием всестороннего развития личности.

2. Совместимость представляет собой сложную социально-психологическую характеристику семьи, проявляющуюся в способности её членов согласовывать действия, оптимизировать взаимоотношения, имеет иерархию уровней.

3. Совместимость партнёров определяется созвучностью ценностей, интересов партнёров, их эмоциональных установок, зависит от сближения оценочных суждений, согласованностью взглядов.

4.Ценностные ориентации личности - это образование в структуре сознания и самосознания человека, которые предопределяют ряд ее существенных личностных характеристик, своеобразные показатели степени социализации, категория морали в самом высоком смысле. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира. Связь между ценностями и поведением осуществляется с помощью ценностных ориентаций, которые человек выбирает на основе норм. Ценностная ориентация - обобщенная система ценностных представлений, которая регулирует и изменяет поведение.

5. Базисные убеждения являются важными составляющими человеческой личности. Благодаря базисным убеждениям строится структура личности, меняется поведение, отношение к окружающему миру, а так же выстраивается самооценка. Структура базисных убеждений весьма разнообразна, она включает в себя представления личности о себе самой, об окружающем мире, об взаимодействии личности с обществом и т.д. Базисные убеждения являются глубинными составляющими человеческой личности, а так же врожденными и трудно меняющимися качествами.

 

Date: 2015-09-19; view: 873; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию