Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции рынка труда





Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Занятость и безработица. Занятость - это явление, которое рассматривается с двух точек зрения.

1. Теоретическая точка - деятельность трудоспособного населения, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящие доход.

2. Практическая точка - это соотношение между числом трудоспособного населения и числом занятых. Эта занятость характеризует степень использования трудовых ресурсов общества.

Показатель занятости населения - уровень занятости. Он определяет как процентное отношение занятых ко всему трудоспособному населению в процентах.

Полная занятость - максимально возможное пополнение совокупного трудового потенциала. Общее количество занятых и незанятых - рабочая сила ("экономически - активное население").

Безработица - циклическое явление, которое выражается в превышении предложения труда над спросом на него (или это "избыток рабочей силы).

Основные категории безработных:

- люди, потерявшие работу в результате увольнения;

- люди, добровольно оставившие работу;

- люди, которые пришли на рынок труда после перерыва;

- впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы - определяется в процентах - это есть отношение числа официально зарегистрированных безработных к общему числу рабочей силы.

Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, который соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике(6-8%).

Основные причины существования естественной безработицы:

1) увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице;

2) устойчивость (жесткость) заработной платы порождает «безработицу ожидания».

Она возникает в результате повышения уровня реальной заработной платы под ее равновесным значением.

Экономическая культура Происхождение понятия «культура» (от лат colo — обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени — земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально-производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень — продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень — генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень — конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны — степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая свобода и социальная ответственность.

1) Экономическая свобода – фундамент функционирования рыночной экономики.

2) Проявления экономической свободы:

а) свобода производителя (самостоятельно принимает решения что и как производить);

б) свобода потребителя (самостоятельно принимает решения что и как потреблять).

3) Социальная ответственность производителя:

а) не производить в ущерб обществу (с нарушением законов, традиций, морали);

б) не нарушать принципы честной конкуренции;

в) не производить в ущерб природе (соблюдать экологическое законодательство).

4) Социальная ответственность потребителя:

а) не потреблять сверх необходимого;

б) не потреблять в ущерб обществу, принятым правилам и нормам;

в) не потреблять в ущерб природе.

5) Неразрывная связь экономической свободы и социальной ответственности – условие развития современной системы хозяйствования.

Культура производства и потребления. Производство - это процесс воздействия на природу в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Различают два уровня производства. Индивидуальное производство - деятельность в масштабах основной производственной единицы (фирмы). Общественное производство - вся система производственных связей между предприятиями, включая производственную инфраструктуру, то есть отрасли и предприятия, самостоятельно продукты не производящие, но обеспечивающие их технологическое движение (транспорт, связь, складские помещения и т.д.).

В процессе производства создаются продукты двух типов: средства производства и предметы потребления. Средства производства - продукты производства, предназначенные для производственного использования. Они, в свою очередь, делятся на средства и предметы труда. К средствам труда относят все те продукты, которые обеспечивают воздействие человека на предметы труда и используются в производстве много кратно, постоянно (земля, продуктивный скот, здания и сооружения, машины, оборудование и др.). Предметы потребления - продукты производства, предназначенные для удовлетворения личных конечных потребностей людей (продукты питания, одежда, обувь, жилье, товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода).

Производство является исходным пунктом создания материальных и нематериальных благ и главным источником удовлетворения нужд людей. Оно находится между желаниями людей и их исполнением, создает поле для потребления. Потребление - это процесс удовлетворения потребностей людей, состоящий в использовании продуктов производства по их назначению.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и потребление произведенных благ и услуг, то это - воспроизводство. Таким образом, возникают еще две особые, связывающие производство и потребление фазы: фаза распределения результатов производства и фаза обмена этими результатами. Распределение включает распределение не только результатов общественного производства, но и ресурсов. Обмен - это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре. Он способствует перемещению в пространстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются человеческие потребности. Распределение и обмен не просто опосредуют связь между производством и потреблением, они выводят продукт на рынок. В известном смысле эффективное производство вообще невозможно без "первичности" обмена и распределения.

Date: 2015-09-19; view: 1259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию