Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпринимательство: сущность, функции, виды





Производством называется определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

Общественное производство представляет собой сложную систему, в которой можно выделить три уровня:

I уровень — трудовая деятельность индивидуального работника.

II уровень — производство в рамках фирмы или или предприятия (т.н. микроуровень)

III уровень — производство в рамках общества, государства (так называемый макроуровень).

В процессе перехода от одного уровня к другому происходит усложнение элементов производства: на индивидуальном — оно представляет собой труд од-ного человека, на микроуровне — кооперацию труда, т. е. объединение нескольких лиц в едином процессе, на макроуровне — кооперацию труда всего общества в рамках данной страны или даже всего мирового сообщества.

Сегодня во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов производства: материального, в процессе которого создается вещественное богатство, и нематериального, в рамках которого идет процесс создания духовных, нравственных и иных ценностей. Также в структуру современного производства входит особая сфера — сфера услуг. Услугой называется такой вид деятельности, полезный результат которой проявляется во время труда и связан с удовлетворением какой-либо потребности. Наконец, в структуре современного производства особо выделяется инфраструктура — совокупность тех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства.

Успешное функционирование производства любого уровня зависит от наличия и эффективного сочетания различных факторов производства. Под факторами производства в широком смысле понимают любые элементы системы производства и любые явления и процессы, воздействующие на производство; в узком смысле — производительные силы общества. На всех этапах развития человечества главными факторами производства выступали рабочая сила (человеческий фактор) и средства производства (вещественный, или материальный, фактор).

Рабочей силой называется способность человека к ТРУДУ, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства жизненных благ. Реализация рабочей силы происходит в процессе труда, поэтому понятия «рабочая сила» и «труд» в качестве человеческого фактора производства часто отождествляют. Важнейшим показателем труда является его производительность. Производительность труда измеряется количеством продукции, произведенным в единицу времени. На уровень производительности труда оказывает влияние целый ряд факторов: уровень профессиональной квалификации работников и степень их заинтересованности в результатах своего труда, применение достижений науки и техники в процессе производства, интенсивность (или скорость) труда и др. С развитием человечества производительность труда в обществе растет. Особенно быстрые темпы этот рост приобрел с началом научно-технической революции (НТР), которая вызвала огромные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Привела НТР и к изменениям в характере труда: последний приобретает все более интеллектуальный и творческий характер.

Вторым главным фактором производства являются средства производства. Они представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся. По происхождению все средства производства делятся на природные ресурсы (пахотные земли, леса, полезные ископаемые и т.д.) и произведенные ресурсы т е вещи, созданные или обработанные людьми и предназначенные для их дальнейшего использования в производстве (оборудование, здания и сооружения разного рода полуфабрикаты и т. д.). Произведенные людьми средства производства часто называют капиталом (от лат. capitalis — главный).

В широком смысле под капиталом понимают все то, что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства, и сданная в аренду земля и денежные вклады в банке, и используемая в производстве рабочая сила. Капитал подразделяют на реальный, или физический, и денежный, или финансовый. Под реальным капиталом подразумеваются сами средства производства, а под финансовым — деньги, используемые для закупки средств производства. Эти деньги также принято называть инвестициями. С помощью инвестирования производства достигается его непрерывность. Непрерывно повторяющийся процесс производства называется воспроизводством. Воспроизводство бывает простым и расширенным. Простое воспроизводство представляет собой такое непрерывное повторение созидательной деятельности людей, при которой масштабы производства, величина (или количество) создаваемых продуктов и размер действующего капитала остаются неизменными. Расширенное воспроизводство означает такое увеличение размеров капитала, которое ведет к росту масштабов производства и к увеличению количества создаваемых жизненных благ. Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это означает, что новые инвестиции, направляемые в производство, не только возмещают израсходованный ранее капитал, но и увеличивают его, обеспечивая тем самым накопление капитала.

Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот. При этом на стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). В зависимости от этого производительный капитал делят на основной и оборотный. Основной капитал участвует в производстве многократно, частями перенося свою стоимость на готовые изделия и возвращаясь к инвестору в денежной форме по частям.

К нему относятся заводские здания, машины, оборудование и т. д. В отличие от него оборотный капитал участвует в производстве однократно, полностью переносится на созданный продукт и возвращается к инвестору в денежной форме в течение одного кругооборота. К нему относятся сырье, материалы, полуфабрикаты и т. д., а также заработная плата работников.

Помимо рабочей силы и средств производства одними из ключевых факторов современной экономики считают организацию и технологию производства. Организацией производства называется определенное устройство внутрипроизводственных связей, обеспечивающих единство и упорядоченность всего процесса производства. Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда и определенный порядок производственных процессов. Под влиянием НТР сегодня традиционные машинные технологии 70—80-х гг. уступают место иным методам производства полезных вещей. Характерной чертой новых, или высоких, технологий является их опора на широкое использование в производстве информации и компьютеров. Поэтому подобные технологии иногда еще называют информационными или информационно-компьютерными. Это дает представление о том, какое огромное значение имеет один фактор производства — информация. Именно при помощи передачи и использования информации обеспечивается стабильное и эффективное функционирование техники (особенно с программным управлением), обмен передовыми ноу-хау, достигается оптимальная организация самого производства и осуществляется контроль за его ходом.

Следующим фактором производства, значение которого непрерывно увеличивается, является наука. Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Выделяют три основных направления научных исследований:

1) фундаментальные научные исследования, которые проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

2) прикладные научные исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач;

3) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), завершающие соединение науки с производством и обеспечивающие как научную, так и инженерную проработку того или иного проекта.

Вторая половина XX в. в высокоразвитых странах характеризуется увеличением доли затрат на НИОКР в общем объеме производственных расходов. Наукоемкость производства становится одним из важнейших критериев его прогрессивности и конкурентоспособности. Сегодня на рынке появились даже специальные фирмы, которые занимаются коммерциализацией научных исследований в тех наукоемких и высокотехнологичных областях, где достижение желаемого результата не гарантировано. Эти венчурные (рисковые) фирмы создают около 90% новых технологий, внедряемых в производство.

Начавшаяся примерно с середины XX в. научно-техническая революция способствовала превращению науки в ведущий фактор производства. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Разобщенные прежде процессы развития науки и производства оказались объединены в единую, постоянно развивающуюся систему: наука — техника — технология — производство. А сами научно-технические разработки стали одной из главных движущих сил экономического роста.

Большую роль в процессе производства играет и так называемый энергетический фактор. В ходе исторического развития человек постепенно овладевает все новыми видами энергии. Сначала он пользовался только своей физической силой, затем перешел к использованию физической силы животных, энергии падающей и текущей воды, ветра и пара! Уже в XX в. начал широко использовать электричество, а середины 50-х гг. — и атомную энергию. Рост потребления энергии в мире все время растет. Сегодня ни одно среднее или крупное производство не может обойтись без решения вопроса о его энергоснабжении. При этом основную нагрузку в обеспечении промышленности энергоресурсами продолжает нести уголь. Ученые предполагают, что ближайшие 50—60 лет ознаменуются коренными изменениями в структуре мирового энергетического баланса: потребности производства приведут к возникновению межнациональных и глобальных систем энергоснабжения.

С энергетическим тесно связан экологический фактор производства. Он представляет собой комплекс проблем, связанных со взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой в процессе производства. Поскольку современное производство активно взаимодействует с природой, учет роли экологического фактора в хозяйственной практике необходим. Это, в частности, проявляется в переходе ряда предприятий на ресурсосберегающие и безотходные технологии. Если для традиционных технологий было характерно загрязнение окружающей среды, то высокие технологии, как правило, являются экологически чистыми. В них применяются закрытые системы водоснабжения, замкнутые циклы производства, широко используются вторичное сырье и производственные отходы. Это обеспечивает рост экономической и социальной эффективности хозяйственной деятельности людей.

Наконец, еще одним важным фактором производства является инфраструктура. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. К производственной инфраструктуре относятся вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение и др.). Социальная (или непроизводственная) инфраструктура — это та сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни работников производства и их семей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, здравоохранение, образование и др.).

В реальной жизни каждый субъект производства стремится найти наилучшее сочетание факторов производства в рамках конкретной технологии с тем, чтобы достичь наибольшего выхода продукции. Никакое производство невозможно, если отсутствуют человеческий или вещественный фактор производства, поскольку любое производство предполагает их совместное использование. Однако в каждый момент ситуация на рынке факторов производства меняется: рынок может предоставлять достаточное количество одного фактора, в то время как другого фактора будет явно не хватать. В этом случае приходится выбирать такую технологию производства, при которой редкий и соответственно дорогой фактор будет использоваться в меньшей мере, чем более распространенный и дешевый (например, если в городе мало земли и цены на нее высоки, прибегают к строительству многоэтажных зданий). Сравнение стоимости различных факторов в конечном счете определяет и принципы организации производства. Если один фактор дороже, его замещают другим. В результате формируется потребность в определенной технологии. И поскольку факторы производства в известном смысле взаимозаменяемы, то основной критерий, которым руководствуется любой субъект производства, делая свой выбор в пользу того или иного фактора, — это наибольшее снижение издержек производства при достижении максимальной эффективности последнего.

Рынок как особый институт, организующий социально – экономическую систему общества. В современной экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Обобщив наиболее часто употребляемые из них, можно сделать вывод о том, что среди ученых-экономистов существует двоякое понимание рынка — узкое и широкое.
В узком смысле слова под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
В широком понимании рынок — это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства на всех уровнях экономической системы данного общества.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Простая модель спроса и предложения существует уже почти 200 лет. В течение XX столетия она в более развитой форме составляла ядро экономической науки. Простая модель спроса и предложения дает ответы на следующие вопросы:
1. Почему растут или снижаются цены на отдельные товары?
2. Что происходит с экономикой, если она регулируется определенным способом?
3. Какие процессы вызывает внедрение в производство новой техники?
Согласно данной модели в самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение —э то то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно этим законам производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он повышается, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей. Добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом у потребителя. Таким образом, цена, спрос и предложения являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция.
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).
В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.
С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:
1. Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
2. Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
3. Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) — такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.
В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные. Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.
Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятии, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.
Картелем называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства. Входящие в картель производители сохраняют свою собственность на средства производства и его продукты. Картель представляет собой низший тип монополии. (Ярким примером картеля международного масштаба может служить ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Countris) — Организация стран — экспортеров нефти.)
Синдикат — это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.
Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства — пай — в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.
Под концерном понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.
Монополисты завоевывают рынок для того, чтобы иметь возможность устанавливать на нем монопольную цену. Монопольная цена представляет собой особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже равновесной цены и является инструментом получения монопольного дохода. Такие действия монополистов наносят ущерб использованию производственных ресурсов Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное (антитрестовое) законодательство, образует специальные антимонопольные комитеты, задачей которых является анализ рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию в ее цивилизованных формах.
Сегодня все экономисты отмечают тот факт, что на нынешнем рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка они называют «несовершенная конкуренция», подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.
Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олиго-полии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

Многообразие рынков. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.

Система рынков (представлена в виде структуры основа классификации: виды рынков):

1) Действующее законодательство: - легальный (законный); - нелегальный (теневой).

2) Товары и услуги: - потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг; - средств производства; - рабочей силы; - инвестиций, т. е. долгосрочных вложений; - иностранных валют; - ценных бумаг (фондовые биржи); - научно-технических разработок и инноваций; - информации.

3) Пространственный признак: - мировой; - региональный; - национальный; - местный.

4) Тип конкуренции: - чистой (свободной) конкуренции; - несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии.

Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продается технологически совершенная продукция.

Конкуренция. Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Выделяют следующие функции конкуренции:

§ выявление или установление рыночной стоимости товара;

§ выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;

§ регулирование перелива средств между отраслями и производствами.

Существуют несколько видов конкуренции. Рассмотрим классификацию видов рыночной конкуренции по ряду признаков.

Date: 2015-09-19; view: 1094; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию