Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек





Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.
Но, думаю, мало кто из «обычных людей» - тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, - задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек – продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.
Однако одно признается приверженцами всех теорий – человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие – результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само – его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.
Таким образом, бесспорно, человек – существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека – он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т.д.
Но, и это очень важно, человек – это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди – существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, – способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность – полноценного члена социума.
Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека – природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал – достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг – вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.

 

Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Итак, в отличие от животных, для человека характерен не просто групповой образ жизни, и, следовательно, постоянные коммуникации людей друг с другом. Прежде всего для него характерно символически опосредованное взаимодействие (общение), причем в этом взаимодействии участвуют как ныне живущие, так и ушедшие поколения. И именно это взаимодействие, в конечном счете, определяет собой формы и способы жизнедеятельности (т.е. социальные, экономические, семейные, политические, религиозные и проч. отношения) человека. Вершина самостоятельности символа – когда его «материя», первоначально абсолютно ничем не связанная с означающим, начинает играть некую существенную роль. Ярчайший пример того – стихи.

Человек, естественно, не перестает быть биологическим существом – как все живое, он рождается и умирает, добывает себе пропитание, обустраивает свое жилище, оставляет после себя потомство. Однако рождается он не в норе, пропитание добывает не в лесу, и даже такой естественный процесс, как прием пищи, осуществляется им не с помощью чисто биологически унаследованных «орудий» – пальцев и кистей рук, а с помощью таких культурных предметов, как ложка, вилка, тарелка и т.д. Таким образом, в человеке мы должны констатировать некое единство биологической и социальной природы. Вопрос о соотношении в человеке этих двух начал и по сей день является весьма дискуссионным, так что представители различных социологических школ дали бы на него весьма разные, если не противоположные ответы. Так, с точки зрения социал - дарвинизма, такие факторы биологической жизни, как борьба за существование, естественный отбор и т.д., являются универсальными для любых сообществ живых существ, а, следовательно, определяют собой и жизнь человеческого общества. С позиций марксистской социологии, напротив, взаимная конкуренция и вражда между людьми, в конечном счете, порождаются вполне конкретными и исторически преходящими («отчужденными») социальными отношениями, поэтому, при определенном общественном устройстве, они могут исчезнуть. Согласно современным данным, многие, кажущиеся врожденными особенности человека, при более детальном рассмотрении оказываются, напротив, имеющими всецело социальное происхождение. Так, например, известный социолог Э. Дюркгейм показал, что даже такая, казалось бы, сугубо биологическая характеристика человека, как размер черепа, в среднем оказывается зависящей от социально-экономических особенностей общества, в котором он сформировался, в частности, от степени развитости в этом обществе разделения труда. Чем выше это разделение, тем, во-первых, в большей степени в этом обществе различаются размеры мужских и женских черепов, во-вторых, оказывается большим разброс в размерах черепов у представителей одного пола. Однако, верно и обратное: многое из того, что кажется чисто социальным явлением (структура лидерства в малых группах и проч.), по данным современной социобиологии, существует уже в сообществах животных.

Сознание. Разум. Сознание можно определить как знание и умение человека описывать, передавать словами или с помощью каких-либо других, понятных людям знаковых систем какую-либо информацию. Поскольку главной знаковой системой для человека является естественный язык (язык, на котором говорят люди), а форма его существования — речь, то и сознание часто связывают со знанием языка и с владением различными видами речи: устной, письменной, диалогической, монологической, бытовой, научной и т.п. Знания также могут существовать и на бессознательном уровне, например, храниться где-то в нашей памяти, однако в нужный момент времени мы не сможем их припомнить.

Различают коллективное и индивидуальное сознание людей. В коллективное сознание входят знания, которыми располагают все люди или группы людей, а в индивидуальное сознание — знания, которыми обладает отдельно взятый человек. Знания, входящие в состав сознания, всегда хранятся и передаются с помощью определенных знаковых систем, то есть в закодированном виде. Этим человеческие знания отличаются от знаний, которые имеются у животных. Пользуясь уже введенными выше терминами, знания, входящие в состав сознания, можно назвать опосредованными (они получены с помощью определенных средств или орудий), а знания, не включенные в сознание, — непосредственными. Животные, таким образом, располагают только непосредственными знаниями.

Разум — это способность человека размышлять, принимать разумные решения и действовать в соответствии с ними, а не на основе эмоций или под влиянием воздействий со стороны. Поведение человека, противоположное разумному поведению, называют импульсивным. Животным свойственно только импульсивное поведение, а человеку кроме импульсивного присуще также и разумное поведение. Иногда под разумом понимают высшие, интеллектуальные способности человека, и в этом случае разум практически отождествляют с интеллектом человека.

Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.

Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.

Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.

В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:

· неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;

· поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;

· подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;

· надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.

Бытие человека.

Основные формы бытия:

1)Бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком.

2)Бытие человека.

3)Бытие духовное.

4)Социальное бытие.

Индивидуальный аспект человеческого бытия (рассматривает жизнь человека от рождения и до смерти). Бытие зависит от природных данных, от общественно-исторических условий. Первичная предпосылка бытия человека – это потребности его тела. В природном мире человек существует как тело и зависит от циклов развития природы. Чтобы дать жизнь духу, надо обеспечить жизнь телу. Личностный аспект бытия человека – усвоение индивидом достижений человеческой культуры. Эгоизм потребностей перекрывается поступками и действиями «окультуренного существа».

Социальное бытие: Жизнь общества, связанная с деятельностью и производством материальных благ. В центре социального бытия – труд.Человеческая деятельность: Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Структура деятельности человека: Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность. Виды деятельности человека:

1) Материальная деятельность.

2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).

3) Духовная.

4)Коммуникативная (процесс общения).

5)Игровая деятельность.

6)Деятельность по обслуживанию людей.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.

Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.

Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).

Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.

Date: 2015-09-19; view: 2226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию