Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Имени Н.Н.Бурденко

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 


Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф

 

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой МПЗ и МК

д.м.н. Л.Е. Механтьева

_________________________

«____» ___________ 20 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕМЕ СЕМИНАРА №1:

«Теоретические основы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности»

(безопасность жизнедеятельности медицина катастроф)

для лечебного,

педиатрического,

стоматологического,

медико-профилактического,

фармацевтического факультетов

 

проф., д.м.н. Механтьева Л.Е. доц., д.м.н. Бережнова Т.А.

асс., к.м.н Набродов Г.М.

Тема практического занятия 1:

Теоретические основы правового обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Цель:

1. Изучить правовое регулирование в системе безопасности общества, личности и государства.

Вопросы:

1. Основные правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности.

2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

3.Обьекты и субъекты безопасности.

4.Принципы обеспечения безопасности.

Для конспектирования в рабочей тетради:

 

1. Правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности. Субъекты и объекты безопасности.

2.Силы и средства обеспечения безопасности.

3.Законодательные основы обеспечения безопасности в РФ.

4.Функции системы безопасности.

 

Литература:

Основная:

1. Лекция.

2. Организация медицинской службы гражданской обороны / Под. ред. Ю.И. Погодина, С.В. Трифонова – М., 2003.

3. И.И. Сахно, В.И. Сахно. Учебник «Медицина катастроф» г. Москва, 2002 г.

4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студентов высш.учеб. заведений Б.С. Мастюков.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 336 с.

5. Нормативно – правовое регулирование и органы обеспечения безопасности: учебное пособие / [А.В. Гордеев и др.]. – Воронеж: Научная книга, 2009. -244 с.

Дополнительная:

1. Гончаров С.Ф. Учебное пособие «Медицина катастроф» г. Благовещенск, 2000 г.

2. Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ОМОЧС) /Учебное пособие под редакцией члена-корреспондента РАМН, проф. Н.А. Яицкого. М., АНМИ 2003 г.

 

 

 

1.Правовое регулирование в системе безопасности общества, личности и государства

Правовое регулирование является основой регулиро­вания жизнедеятельности в современном обществе, оно определяет правовую культура общества, способы деятель­ности людей, их мировоззрение и нормы поведения. Таким образом, правовая культура является носителем аксио­логических и когнитивных установок общества, которые концентрируются в правосознании и находят отражение в образе жизни общества. В контексте безопасности жиз­недеятельности правовая культура представляет собой со­вокупность норм и ценностей, которые определяют способ­ность личности и общества осуществлять деятельность на основе осознанного исполнения предписаний права в об­ласти безопасности. Правовая культура в области безопас­ности предполагает теоретическое владение нормативно - ­правовыми актами и практическое их использование в соответствии с правовыми предписаниями и принципами законности.

Правовая культура в области безопасности жизнедея­тельности базируется на общей культуре социума и являет­ся отражением ментальных установок общества и правосо­знания, которые определяют уровень безопасности общества в целом. Уровень правосознания является неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалиста в области безопасности жизнедеятельности, так как он опре­деляет способность применения специалистом целостного механизма правового регулирования безопасности в раз­личных сферах жизнедеятельности по защите жизненно важных интересов общества, личности и.государства.

Согласно Закону о безопасности жизненно важные ин­тересы - это совокупность потребностей, удовлетворение ко­торых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства (ст. 1). К основным объектам безопасности относятся: лич­ность - ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность (ст. 1).

Основным субъектом обеспечения безопасности яв­ляется государство, осуществляющее функции в этой об­ласти через органы законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 2). Однако государство может обеспе­чивать безопасность граждан только в рамках существую­щего в стране правового поля, которое является информа­ционным носителем норм и правил поведения конкретной нации, как социальной общности. В границах правового поля осуществляется нормативно-правовое моделирование поведения человека, которое отражается в нормативно­правовых актах, направленных на защиту жизненно важ­ных интересов личности и общества в целом.

Нормативно-правовой акт (англ. Normative act) - это официальный письменный документ, который является государственным предписанием имеющим обязательную силу, которое направлено на регулирование общественных отношений (В. Н. Хропанюк, 2001).

Согласно общей теории права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Закон - это нормативно-юридический акт, принятый высшим законодательным органом страны в установлен­ном конституционном порядке, который обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам и является обязательным для исполнения всеми физическими и юридическими лицами (В. Ф. Корельский, Р. В. Гаврилов, 2000).

Законы классифицируются по различным признакам.

По юридической силе выделяются: Конституция - основной, самый главный закон страны, в противоречие с которым не могут вступать иные законы; федеральные конституционные законы, которые издаются по конститу­ции, им не могут противоречить иные законы; федераль­ные законы, они же текущее законодательство в различных сферах жизнедеятельности человека. По сфере и террито­рии действия выделяются федеральные законы и законы субъектов РФ. По отраслевой принадлежности выделяются нормы разных отраслей права. По форме выражения вы­деляются конституция; кодексы; основы законодательства; законы; регламенты и т. д.

Подзаконные нормативно-правовые акты основаны на законе и не должны ему противоречить.

В Российской Федерации подзаконными нормативно - ­правовыми актами являются указы Президента, норма­тивные акты Правительства, нормативные акты органов исполнительной власти (министерств, ведомств).

Государство в соответствии с Законом «О безопасности» обеспечивает безопасность каждого гражданина на тер­ритории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство (ст. 2). Безопас­ность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства (ст. 4). Для создания и поддержания необходимого уровня обеспече­ния безопасности в Российской Федерации разрабатыва­ется система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управле­ния в данной области и формируются органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

 

2.Правоотношения в сфере безопасности жизнедеятельности

Правоотношение в сфере безопасности жизнедеятель­ности - это урегулированное нормами права обществен­ное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей в области безопасности. Правоотношения между гражданами, организациями, го­сударственными органами регулируются правами и обя­занностями, определяющими юридически закрепленную в праве меру безопасной деятельности.

Основанием для возникновения правоотношения явля­ется с одной стороны нормативно-правовой акт, как носитель норм безопасности, с другой стороны деятельность субъекта по поводу объекта правоотношений, либо наступление юри­дического факта в жизни субъекта правоотношения.

Субъектами правоотношений являются участники правоотношений, имеющие субъективные права и юриди­ческие обязанности. Основные субъекты правоотношений: физические лица - граждане, иностранные граждане, лица без гражданства: юридические лица — организации и государство.

Объект правоотношения — это материальные и немате­риальные блага, а также действия субъектов и их резуль­таты. Юридические факты — это определенные жизненных обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают на­ступление юридических последствий. Например, примени­тельно к безопасности жизнедеятельности к юридическим фактам можно отнести разрушение жилого дома в резуль­тате взрыва бытового газа, потерю кормильца в результате террористического акта и т. д. Юридические факты могут быть правообразующими, если они вызывают возникнове­ние правоотношения, правоизменяющими, изменяющими правоотношения, либо правопрекращающими, обусловли­вающие прекращение правоотношения.

Стороны правоотношений наделяются конкретными юридическими правами и обязанностями, в общей форме закрепленными в нормах права: их поведение строится в со­ответствии с данными правами и обязанностями. Следова­тельно, посредством правоотношений требования правовых норм воплощаются в жизнь. Участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязан­ностями. Если один субъект правоотношения наделен пра­вом, то на другого возлагается юридическая обязанность (В. Н. Хропанюк, 2001). Так, например, согласно Закону «О противодействии терроризму» на государство возлагается обязанность по защите человека от терроризма, в то время как человек является носителем права быть защищенным.

Правоотношения в целом и в области безопасности в частности гарантируются государством и охраняются в не­обходимых случаях его принудительной силой. Принуди­тельная сила регламентируется конкретным нормативно-­правовым актом. Этим и определяется важная роль правоотношения, поскольку в нем установлены субъективные права и юридические обязанности, реализуемые в по­ведении участников правоотношений в различных сферах жизнедеятельности человека (рис. 1).

Субъекты правоотношений вступают в них в различ­ных сферах жизнедеятельности: гражданской, социаль­ной, экологической, экономической, техногенной.

 

Рис. 1 Сферы правоотношений в области безопасности жизнедеятельности.

Гражданские правоотношения регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно его положениям, они возникают по поводу определения правового положения участников гражданского оборота, в них регулируются возникновение и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключитель­ных прав на результаты интеллектуальной деятельности, договорные и иные обязательства, а также другие имуще­ственные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст. 2). Субъектами гражданских правоотношений выступают го­сударство, как носитель гарантий защиты гражданских интересов, граждане (физические лица) и организации (юридические лица). Социальное правоотношение — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан. Основанием для наступления социального правоотношения является наступление юридического факта. Например, к таким юри­дическим фактам можно отнести развитие заболевания, в результате которого человек теряет трудоспособность и ста­новится инвалидом.

В этом случае он приобретает право на получение пен­сии по инвалидности, бесплатное санаторно-курортное ле­чение и т. д. Таким образом, социальное правоотношение устанавливается между людьми и государственными орга­нами, поэтому в качестве субъектов социальных правоот­ношений выступают либо отдельные индивиды, либо опре­деленные государственные структуры.

Экологические правоотношения — это возникающие между субъектами экологического права отношения по по­воду сохранения и восстановления природной среды, ра­ционального использования и воспроизводства природных ресурсов, предотвращения негативного воздействия хо­зяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации ее последствий.

В зависимости от сферы правового регулирования раз­личают следующие виды экологических правоотношений. Экологические правоотношения возникают по поводу учета природных ресурсов (правоотношения по ведению экологи­ческого государственного мониторинга, земельного, лесно­го, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.); в сфере разрешительной системы природопользования (регистрация прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере природополь­зования, лицензирование природопользования); в сфере контроля за природопользованием; в сфере охраны госу­дарством природных объектов с особым правовым статусом (заповедники, заказники, памятники природы); в сфере осуществления правомочий собственности на природные ре­сурсы (купля-продажа земельных участков, приватизация земель). Субъектами экологических правоотношений являются государство, объекты природы (земля, леса, вода, недра и т. д), природопользователи (фи­зические лица, хозяйствующие субъекты и т. д.).

Экономические правоотношения возникают в сферах производства, распределения, обмена и потребления мате­риальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятель­ности людей. Субъектами экономических правоотношений являются государство, различные виды предприятий и собственности, различные типы экономический деятельно­сти (производственная, финансовая, торговая и др.), раз­личные типы экономических отношений между отдельным индивидами их различными общностями (коллективами, объединениями и т. п.)

Относительной спецификой обладает техногенная сфе­ра правоотношений в области безопасности. Правоотноше­ния в техногенной сфере возникают по поводу использова­ния человеком машин, механизмов, технологий, веществ, т. е. достижений научно-технического прогресса. С одной стороны достижения научно-технического прогресса обе­спечивают экономический рост и повышение уровня жиз­ни населения, с другой стороны их использование носит нормативный характер и при нарушении этих норм функ­ционирование технических систем выходит из под контро­ля, следствием чего являются техногенные аварии. Таким образом, субъектами правоотношений в техногенной сфере являются наряду с государством, организацией, работни­ками организаций - технологические процессы, машины и механизмы.

Все сферы правоотношений взаимосвязаны между со­бой, соответственно при возникновении правоотношений в одной из сфер, параллельно возникают правоотношения в других сферах. Так, например рядовой работник предпри­ятия одновременно выступает субъектом правоотношений в гражданской, социальной, экологической, экономической и техногенной сферах. Помимо этого все субъекты правоот­ношений являются одновременно носителями одновремен­но прав и обязанностей в области обеспечения безопасно­сти. Так, например государство и руководство организации должны обеспечить защиту социальных интересов работ­ника, защиту его здоровья и жизни, работник же обязан соблюдать требования техники безопасности, нормы эколо­гического права и т. д.

Таким образом, правоотношения в области безопасно­сти жизнедеятельности отражены во всех отраслях права и комплексное обеспечение безопасности личности, обще­ства и государства носит нормативный характер и обеспе­чивается нормами права, носит принудительный характер и реализация этих норм права обеспечивается государ­ственными органами власти.

3.Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества и государства прописаны в Конститу­ции Российской Федерации и Законе «О безопасности» от 5 марта 1992 года.

Конституция - это основной закон государства, в кото­ром отражены интересы нации и закреплены начала обще­ственного строя и государственной организации страны.

Конституция занимает главное место в законодатель­стве страны, она имеет высшую силу и содержит осново­полагающие нормы деятельности и права личности, обще­ства и государства, таким образом, в этом законе нашли отражение основные правила жизнедеятельности граждан и государства в обществе.

Конституция юридически закрепляет общественно- политический уклад жизни и в соответствии с нею созда­ются и начинают действовать государственные органы, разрабатывают нормативно-правовые акты страны. Кон­ституция так же является основополагающим регулятором общественных отношений, она является основой системы и правопорядка в стране.

 

Система правового обеспечения безопасности жизне­деятельности основана на Законе «О безопасности», при­нятом 5 марта 1992 года (рис. 2).

В данном законе юридически закреплены основные термины и определения в области правового регулирова­ния безопасности, система безопасности РФ, полномочия Совета безопасности РФ, финансирование безопасности жизнедеятельности, контроль и надзор за обеспечением безопасности жизнедеятельности.

 

 

 

Рис.2. Структура Закона «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

 

Согласно Закону «О безопасности» - безопасность - есть состояние защищенности жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В рамках данного Закона реализуют­ся потребности нации в обеспечении безопасности, они определяются жизненно важными интересами личности, общества и государства. Таким образом, данный Закон обеспечивает государственные гарантии безопасного существования и прогрессивного развития личности, обще­ства и государства.

К основным объектам безопасности относятся: лич­ность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Субъектами обеспечения безопасности являются госу­дарство, граждане на территории Российской Федерации и за ее пределами, общественные организации и субъекты федерации (рис. 4). Основным субъектом обеспечения без­опасности в Российской федерации является государство, осуществляющее функций в этой области через органы за­конодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита.

 

Рис. 3. Объекты и субъекты безопасности (Закон «О безопасности», ст. 1)

 

Граждане, общественные и иные организации и объе­динения так же являются субъектами безопасности, обла­дают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации. Под угрозой безопасности в данном за­коне понимается совокупность условий и факторов, соз­дающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, совокупность угроз и их источни­ки, определяют характер деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст.3). Направления обеспечения безопасности субъектов представлены совокупность мероприятий (политических, экономических, ор­ганизационных), которые разрабатываются и реализуются законодательными, исполнительными и надзорными госу­дарственными органами (рис. 4).

В принципах обеспечения безопасности отражена сущ­ность нормативно-правового регулирования безопасности в Российской Федерации, они определяют основополагаю­щие идеи безопасности российской нации, которые юриди­чески закреплены в данном законе и являются отражени­ем важнейших направлений практической деятельности субъектов безопасности.

 

Рис. 4. Направления обеспечения безопасности (Закон «О безопасности», ст. 4)

 

Основными принципами обеспе­чения безопасности согласно данному Закону, являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных инте­ресов личности, общества и государства (рис. 5).

 

Рис. 5. Принципы обеспечения безопасности (Закон «О безопасности», ст. 5)

 

 

Систему безопасности в Российской Федерации образу­ют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспе­чении безопасности, а также законодательство, регламен­тирующее отношения в сфере безопасности (рис. 6).

Основными функциями системы безопасности в Рос­сийской Федерации, согласно данному закону являются следующие:

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средства­ми обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

- осуществление системы мер по восстановлению нор­мального функционирования объектов безопасности в ре­гионах, пострадавших в результате возникновения чрез­вычайной ситуации;

- участие в мероприятиях по обеспечению безопасно­сти за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключен­ными или признанными Российской Федерацией (ст. 9)

 

 

 

Рис. 6. Система безопасности Российской Федерации (Закон «О безопасности», раздел II)

 

Обеспечение безопасности личности, общества и госу­дарства осуществляется на основе разграничения полномо­чий органов законодательной, исполнительной и судебной властей в данной сфере. Законодательная власть обеспе­чивает законотворчество в области безопасности, исполни­тельная осуществляет исполнение законов и разработку мероприятий в области безопасности, судебная организует защиту во всех сферах жизнедеятельности (ст. 10).

Руководство государственными органами обеспечения безопасности реализуется в компетенциях Президента Рос­сийской Федерации, Совета безопасности Российской Феде­рации, а так же отраслевых министерств и ведомств (ст. 11).

Силы и средства обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопас­ности, органы внутренних дел, внешней разведки, обе­спечения безопасности органов законодательной, испол­нительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; формирования МЧС; погранич­ные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, приро­доохранительные органы, органы охраны здоровья населе­ния и другие государственные органы обеспечения безопас­ности, действующие на основании законодательства (ст. 12).

В третьем разделе данного Закона прописаны статус, состав и основные направления деятельности Совета безо­пасности, как основного координирующего и контролирую­щего органа безопасности в Российской Федерации.

Основным подзаконным нормативно-правовым актом, определяющим статус Совета безопасности является По­ложение о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента в 2004 г. Совет безопас­ности Российской Федерации разрабатывает основные кон­цептуальные документы по вопросам экономической, об­щественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения; ведёт подготовку проектов прогнозирования, предотвра­щения чрезвычайных ситуаций и преодоления их послед­ствий, обеспечения стабильности и правопорядка.

В законе о безопасности юридически закреплены тре­бования к составу Совета безопасности, в соответствие с ко­торыми в него могут входить, только граждане Российской Федерации, не имеющие иного гражданства. Председате­лем Совета на постоянной основе является действующий Президент страны, им назначается секретарь, так же в него входят постоянные и временные члены.

Контроль за деятельностью по обеспечению безопасно­сти в Российской Федерации осуществляется органами го­сударственной власти и управления, общественными орга­низациями, а так же гражданами Российской Федерации, которые имеют право на получение ими в соответствии с действующим законодательством информации о деятель­ности органов обеспечения безопасности.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Приложение 1. С | Постройки и сооружения

Date: 2015-09-19; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию