Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV – XVII вв.)





Татаро-монгольское иго, нанеся огромный ущерб русской культуре, не смогло ее уничтожить совсем. Как отметил А. С. Пушкин, “татары не походили на мавров. Они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля”. Внешние связи русской культуры за это время были почти полностью прерваны. Только Новгород и Псков сохраняли общение со странами Запада, оставаясь крупнейшими центрами европейской культуры. Эти города, не испытавшие нашествий и погромов, сыграли большую роль в сохранении традиций и памятников культуры.

Новый этап начинается после победы в Куликовской битве, переломном моменте в борьбе за преодоление татаро-монгольского ига, сыгравшей позитивную роль в процессе восстановления русской культуры. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель, возрастает ее значение как одного из главных культурных центров. Наметившийся подъём народного самосознания находит отражение во всех областях культуры. Идея единства Русской земли становится ведущей.

Во время татаро-монгольского ига каменное строительство велось только в Новгороде и Пскове. Новгородское зодчество XIII – XIY вв. поражало особой красотой – “красотой силы”. Псковичи достигли больших успехов в крепостном строительстве. В 1330 г. были возведены каменные стены Изборска – одного из крупнейших военных сооружений Древней Руси. В самом Пскове был построен большой каменный Кремль – по существовавшей традиции центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями, включающая оборонительные, церковные и гражданские строения. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и строги, почти лишены декоративного убора. Своим мастерством псковские зодчие завоевали общерусскую известность, сыграли большую роль в московском строительстве в XV-XVI вв.

Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма в духе традиций Владимиро-Суздальского зодчества, чтобы подчеркнуть связь московского и владимирского этапов русской истории. В 1367 г. в Москве возводится каменный Кремль, единственный во всей Северо-Восточной Руси того времени. Это свидетельствовало о возрастании политического могущества Москвы.

С конца XV в. наступает новый этап в развитии русского зодчества. Новшеством этого времени стало распространение кирпича и терракоты, кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. Объединение русских земель в едином государстве разрушало замкнутость местных архитектурных школ, способствовало их взаимопроникновению, взаимообогащению и формированию на этой основе общерусского архитектурного стиля, соединявшего простоту конструкции с усилением внешней декоративности. Москва становилась общерусским художественным центром. Развернувшееся в ней грандиозное строительство притягивало лучших специалистов. Полностью был перестроен Московский Кремль, ансамбль которого получил окончательное оформление в конце XV – начале XVI в. Вид резиденции “государя всея Руси” должен был соответствовать возросшему значению и авторитету великокняжеской власти. Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного итальянцу Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами. Во внешнем облике сочетаются псковские, владимиро-суздальские и раннемосковские черты. Итальянец Алевиз Новый построил Архангельский собор. В Москве и других городах активизируется светское строительство.

Еще в XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спасо-Андроникова монастыря). Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. Шатровый стиль – стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в., отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью, нарядностью. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество. Самый выдающийся памятник каменной шатровой архитектуры – храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. Идея устремленности вверх, подъема, воплощенная в церкви Вознесения, отразила духовную атмосферу первой половины XVI в. Храм Вознесения явился важной вехой на пути к созданию главнейшего памятника эпохи – Покровского собора (1560) на Красной площади в Москве, построенного зодчими Бармой и Постником (его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного в одном из его приделов).

В XVI в. огромный размах получило крепостное строительство, в котором нашли отражение достижения в области военно-инженерной мысли: Нижегородский кремль, кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове; реконструированы стены Новгородского кремля, каменные стены и башни Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Соловецкого, Пафнутьево-Боровского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей. Итогом развития русского крепостного зодчества в XVI в. стал построенный Федором Конем грандиозный Смоленский кремль (1595-1602), в котором техническое совершенство сочеталось с изяществом архитектурного оформления. Борис Годунов назвал этот город-крепость “ожерельем всей Руси... на зависть врагам и на гордость Московского государства.. “.

Зодчество XVII в. также обнаружило тенденцию к усилению светских мотивов, к “обмирщению”, отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. “Дивное узорочье” – так сами современники определили суть новых веяний в зодчестве. Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный русскими зодчими во главе с Баженом Огурцовым. Они сумели в архитектурных формах, пышном декоре этого дворца выразить свое представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства.

Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособленность от гражданского строительства. Церкви становятся похожими на светские хоромы. Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам живописность и нарядность. Ярким примером такого рода построек служит московская церковь Троицы в Никитниках, возведенная по заказу богатого купца Г. Никитникова. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства. Интересные образцы посадского зодчества возникли в Ярославле, одном из крупнейших торгово-ремесленных центров России. Большинство ярославских церквей превосходили размерами, богатством и обилием убранства столичные постройки этого времени.

Стремление к украшению, нарядности заметно и в архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами. Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбой шатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный вид придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого “нарышкинского (или московского) барокко” – архитектурного стиля второй половины XVII в., сочетающего внешнюю пышность и декоративность с чёткостью и симметричностью здания. Свойственна этому стилю устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Один из самых замечательных памятников этого стиля – церковь Покрова в Филях. Черты этого стиля проявились и в зданиях общественного характера – в богато украшенном белокаменной резьбой здании Печатного двора и в построенной зодчим М. Чоглоковым Сухаревой башне. “Московским барокко” завершается развитие средневековой русской архитектуры.

 

Date: 2015-09-19; view: 346; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию