Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции философии





Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего – это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Философские концепции имеют двойственный характер, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios – ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение, поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача – помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Здесь речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos – смысл, и therapeia – лечение) – теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью» [34]. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, – это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.

4. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Философия науки как направление появилась во второй половине ХIХ в. в рамках неклассической философии.

Наука – творческая деятельность людей, направленная на получение новых знаний о сущности и законах объективного мира; совокупность объективно-истинных знаний о действительности, приведенных в целостную систему. В основаниях науки лежат идеалы, нормы и методы исследования; научная картина мира; философские идеи и принципы.

Как самостоятельный социокультурный феномен наука возникает в Новое время (XVI–XVII вв.) в эпоху становления капиталистического способа производства. В современном, постиндустриальном обществе наука становится определяющим фактором развития всех сфер общественной жизни.

Критерии научного знания:

· поиск истины;

· познание сущности явлений;

· обнаружение объективных законов действительности;

· доказательность, проверяемость и обоснованность;

· системность знаний (упорядоченность);

· объективность;

· рациональность;

· теоретичность;

· практическая значимость результатов;

· использование специальных методов, методологическая рефлексия.

Принципы научного познания:

· верификация (лат. verus – истинный) – научным может быть знание, которое прошло практическую проверку на опыте, т.е. нашло свое подтверждение в ходе эмпирической проверки;

· фальсификация (лат. falsus – ложный) – научным может быть только утверждение, которое имеет возможность быть опровергнутым опытом, т.е. его ложность можно будет установить в ходе проверки.

Ненаучное знание отличается от научного прежде всего тем, что носит несистематизированный, разрозненный характер, не формализовано и не описывает законы действительности. Виды ненаучного знания:

· донаучное знание – знание, получаемое в повседневной жизни; знание, выступающее прототипом, предпосылкой возникновения научного знания;

· обыденное знание – знание, опирающееся на здравый смысл, характеризующееся необязательностью предварительных систем доказательств;

· паранаучное знание – знание, несовместимое с имеющимися гносеологическими стандартами (к примеру, парапсихология, астрология, уфология);

· квазинаучное знание – знание, обусловленное методами насилия и принуждения со стороны власть предержащих (идеологизированная наука);

· лженаучное (псевдонаучное) знание – ошибочное знание, выступающее от имени науки, имитирующие ее черты и сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки;

· антинаучное знание – утопичное знание, сознательно искажающее представления о действительности.

Наука включает в себя три основных раздела знания: естественнонаучное, научно-техническое и гуманитарное знание.

В процессе познания выделяют два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания связан со сбором, фиксацией, накоплением и анализом фактов, их первичной систематизацией. Эмпирическое исследование связано с индуктивным умозаключением. На этом уровне преобладает чувственное познание (в форме ощущений, восприятий, представлений, воображения), которое направлено непосредственно на свой объект. Методы эмпирического уровня познания наблюдение, эксперимент, измерение.

Теоретический уровень научного познания связан с обобщением и объяснением фактов, проникновением в сущность явлений, обоснованием их внутренних, существенных признаков и связей, выдвижением гипотез, открытием законов, предсказанием новых явлений в рамках старых теорий, формированием научной картины мира. Теоретическое исследование связано с дедуктивными умозаключениями. На этом уровне преобладает рациональное познание (в форме понятий, суждений, умозаключений). Методы теоретического уровня – абстрагирование, идеализация, формализация и др.

Методология учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека; система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки.

Методы научного познания – совокупность приемов, правил, процедур, применяемых для получения достоверного знания. Проблема поиска истинного метода научного познания была поставлена еще в Новое время (XVII в.).

В современной научной методологии выделяют:

1) методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение);

2) общелогические методы и приемы исследования (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование);

3) методы теоретического познания (абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация).

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся на данные органов чувств, в ситуации «невмешательства» в изучаемые явления.

Эксперимент – активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных, контролируемых и управляемых условиях.

Измерение – нахождение числовых значений свойств объекта.

Описание – фиксирование результатов опыта.

Сравнение – выявление сходства или различие объектов.

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и изучение каждой из полученных частей в отдельности.

Синтез – мысленное или реальное объединение частей в единое целое.

Индукция – движение мысли от частного к общему.

Дедукция – восхождение процесса познания от общего к частному.

Аналогия – логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому.

Моделирование – метод исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, который представляет собой аналог оригинала; широко используется благодаря кибернетики и созданию ЭВМ.

Формализация – отображение содержательного знания об объекте в знаково-символическом виде, при котором рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами).

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих).

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности.

Date: 2015-09-19; view: 466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию